|
«Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела»
Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа VIIIвида №442
Выступление на методическом объединении
ДОКЛАД
Тема: «Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела».
Учитель: Горбунова Е.Ф.
Москва 2010- 2011 учебный год
В связи с гуманистическими тенденциями в обществе возросло внимание к детям, имеющим интеллектуальные нарушения. Важнейшей задачей специальной школы VIII вида является коррекция недостатков развития детей данной категории. Для решения этой задачи разрабатываются вопросы повышения коррекционно – развивающей роли обучения в подготовке учащихся к жизни.
В исследованиях, проведенных на материале таких предметов как трудовое обучение (В. И. Бондарь, Г. В. Васенков, Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский, Н.П. Павлова, Б.И. Пинский и др.) раскрыты потенциальные возможности детей с нарушением интеллекта в овладении практическими умениями и навыками, выявлены резервы повышения коррекционного обучения продуктивным видам деятельности.
Особое внимание специальная (коррекционная) школа VIII вида обращает на подготовку учащихся к самостоятельному труду, который является для выпускников одним из источников социальной адаптации.
Важную роль в коррекции недостатков развития занимает проблема формирования двигательной сферы (Р.А.Бабенкова, А.Н.Граборов, А.А.Дмитриев, В.М.Мозговой, А.С.Самыличев и др.) и пространственной ориентировки (В.М.Белов, Т.Н.Головина, И.А.Грошенков, С.С.Юровский и др.). Поэтому работа по развитию двигательно-моторной сферы и пространственной ориентировки занимает значительное место в процессе обучения школьников рассматриваемой категории различным предметам. Известно, что успешность трудовой деятельности во многом зависит от состояния координации рук и глаза, развитие произвольных движений, своевременного переключения мышечного тонуса от одного состояния к другому.
Несовершенство, недоразвитие моторики учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида является одной из причин, затрудняющих их продуктивную деятельность. Низкий уровень общего развития двигательной сферы и особенно недостаточная способность рационально организовать сложные целенаправленные акты в значительной степени затрудняют решение главной задачи, которая стоит перед специальной (коррекционной) школой VIII вида – подготовка детей к производительному труду. Кроме того, от состояния развития моторики в значительной мере зависит дальнейшее психическое развитие ребенка. А.Н.Леонтьев (1945) подчеркивает, что психика не просто «проявляется в движениях: в определенном понимании движения формируют психику». Уроки швейного дела дают возможность решать данную коррекционную задачу.
В процессе трудовой деятельности активно участвует двигательная сфера. Поэтому нельзя недооценивать руку и двигательный анализатор, роль которого чрезвычайно важна. Большое значение развитию руки придавал русский физиолог И.П. Павлов. Он указывал, «что рука является тонким анализатором. Мыслительная деятельность во многом зависит от деятельности руки, от того, насколько богаты их кинестетические представления».
Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями руки. Следует особо подчеркнуть, что развитие движения руки во многом зависит от способа владения ручными орудиями и инструментами. В процессе трудового обучения коррекция дефектов умственного и физического развития школьников состоит в формировании у них интеллектуальных трудовых умений, двигательных трудовых навыков (развитие точности, ловкости, координации тонких движений рук).
Для этого на уроках швейного дела учащиеся осваивают следующие двигательные трудовые навыки:
- навыки разметки (разметка путем сгибания бумаги или ткани по разным направлениям, нанесение разметочных линий по данным размерам на бумагу линейки);
- навыки обработки материала ( резание);
- навыки соединения деталей (соединительные швы);
- навыки контроля (наложением, измерение «на глаз», измерение с помощью линейки).
Эти навыки подразделяются на:
- безорудийные (складывание материала и т.д.)
- орудийные (вырезание ножницами, работа с иглой и т.д.)
Программой предусмотрено постепенное знакомство учащихся вначале с простыми безорудийными и несложными орудийными навыками, затем со сравнительно более сложными орудийными. Практические работы, указанные в программе, позволяют закреплять и периодически повторять двигательные навыки. Так, резать ножницами по линиям различной формы школьники упражняются в течение всех лет, применяя их при работе то с бумагой и картоном, то с тканью. Следует подчеркнуть, что большинство навыков, которыми овладевают учащиеся, являются профессиональными, применяемые в дальнейшем на производстве. Поэтому учитель должен знать и уметь выполнять задания не на бытовом, а на профессиональном уровне, т.е. соблюдая все необходимые требования к орудию труда, его двигательной программе.
Основную трудность вызывает у учащихся овладение двигательной программой приема (рабочая поза, умение держать инструмент, движение правой руки с инструментом и положение левой руки с материалом). Для показа двигательных действий, учителю нужно: собрать детей вокруг себя, для показа правильности удержания инструмента, а затем выполнить самому прием. Прием учителем выполняется сначала в замедленном темпе, затем в нормальном.
Выполняя трудовые движения, учитель указывает точные пространственные характеристики их направления. В ряде случаев приходится прибегать к наглядным пособиям. После демонстрации двигательной программы приема учащиеся на своих рабочих местах упражняются в его выполнении. Вначале упражнения проводятся без материала. Повторив его несколько раз, ученики упражняются на бросовом материале. Учитель наблюдает за их действиями и, подметив типичные ошибки в позе, положении рук, рабочих движениях, останавливает работу, вновь показывает и комментирует правильное выполнение приема. Ошибочные действия показывать нецелесообразно, так как учащиеся еще не овладели приемом, и отличить правильные движения от ошибочных не могут. Единичные ошибки учитель исправляет индивидуально. Помощь может выражаться в активизации внимания, повторной устной инструкции, показе отдельного компонента приема. Иногда требует контролировать движения рук ученика в момент действия.
Для достижения удовлетворительного результата трудовых усилий учащийся должен научиться следить за выполнением любого приема, главным образом за пространственным передвижением инструмента. Если в начале овладения приемом зрительный контроль имеет решающее значение, то затем к нему присоединяется и контроль мышечный.
При формировании двигательных трудовых приемов учитель также выделяет для наблюдений нескольких параметров:
- правильность выполнения двигательного приема (умение держать инструмент, последовательность движений, темп, пространственная точность и плавность выполнения приема, дифференциация усилий);
- понимание фронтального объяснения приема;
- реакцию на разные виды помощи (активизация внимания, повторная инструкция, показ последовательности движений, совместно с учителем выполнения приема);
- темп овладения приемом;
- прочность сформированного умения (изолированное выполнение приема, применение его наряду с другими при изготовлении аналогичной и новой поделки);
- качественный результат выполнения.
В ходе обучения следует наблюдать, как изменяется деятельность учеников при той или иной организации урока, отмечать, что помогает им выполнить задание, что остается непонятным. Фиксируя свое внимание на трудностях, мешающих ребенку справиться с работой, учитывая уровень его знаний и возможностей, варьируя задания, учитель намечает путь и приемы работы с учениками.
В процессе обучения следует наблюдать, способствуют ли намеченные виды помощи формированию у школьников умственной деятельности и двигательных умений, вырабатывают ли самостоятельность, повышают ли работоспособность. Необходимо проследить, как дети применяют приобретенные знания и умения при изготовлении нового простого или сложного изделия, насколько адекватно заданию используют приобретенный опыт. При обучении швейному делу ребенок преодолевает трудности, связанные с развитием зрительной и двигательной координации, приобретает навык управления движением. Трудовая деятельность вызывает у ребенка значительное мышечное напряжение и лишь под влиянием большого количества повторений, он овладевает легкими и свободными движениями.
Важную информацию о состоянии трудовой деятельности учащихся дают учителю анализ готовых работ, сравнение полученных данных с наблюдением на уроке. Правильно выполненная работа свидетельствует о достаточно четко сформированном образе изделия и о точности контрольных операций. Ошибки в готовых работах могут быть вызваны рядом причин. Учитель может их установить, проанализировав деятельность ученика на уроке.
Занятия швейным делом способствуют: развитию мышц кисти и пальцев рук, что, несомненно, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; различные виды восприятия, развивает глазомер, воспитывает волевые качества: усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца, развивает художественные способности и эстетический вкус.
Кроме того, в процессе художественно – трудовой деятельности дети получают практические навыки, такие как умение работать иглой, ножницами, фигурными трафаретами, получают опыт черчения, закрепляют знания о геометрических фигурах.
При изготовлении изделий развиваются:
- воображение,
- внимание,
- зрительная память,
- глазомер,
- чувство формы, ритма, восприятие пространства, цвета.
Успешность в овладении умственно отсталыми учащимися моторными и практическими навыками обеспечивается определенными педагогическими условиями. К их числу относятся:
-
поэтапность формирования двигательных навыков у учащихся специальной коррекционной школы с переходом от подготовительных к тренировочным, а затем, к контрольным упражнениям. При этом начальным этапом обязательно должна быть предварительная общая ориентировка учащихся в основных компонентах объекта изображения и доведения до сознания учащихся значимости и цели данной работы;
аналитико-синтетический характер двигательной деятельности, включающий дифференцированное восприятие объекта изображения в целом и отдельных его компонентов, вычленение существенных признаков предмета (формы, пропорции), необходимые для их реального воспроизведения;
сочетание у учащихся двигательных представлений с их словесной характеристикой;
поэтапное формирование двигательных понятий о пространственных свойствах предметов: от понятий об основных направлений к понятиям о форме;
применение на уроках упражнений, способствующих отработке двигательных навыков, включенных в процесс ручного труда;
последовательное сокращение педагогической помощи, путем активизации самостоятельной работы учащихся в процессе создания основного изделия, с использованием ранее приобретенного опыта, что является одним из путей контроля сформированности того или иного навыка;
-
учет особенностей различных групп детей с нарушением интеллекта, позволяющий организовать дифференцированное педагогическое воздействие. Даже приблизительное деление учащихся класса на несколько групп в соответствии их познавательными и двигательными возможностями может служить ряду практических целей;
применение принципа повторяемости на разных интеллектуальных уровнях, обеспечивающего закрепление навыка, регулирование деятельности учащихся, строгий индивидуальный подход к ним.
Алексе́й Петро́вич Маре́сьев (7(20) мая 1916 — 18 мая 2001) — легендарный лётчик-ас, Герой Советского Союза. Маресьев — прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны, ему были ампутированы обе ноги в области голени из-за гангрены. Однако несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо. Летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.
Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Саратовской губернии. В три года остался без отца. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей — Петра, Николая, Алексея. С детства приучала их к труду, честности, справедливости.
После окончания школы в городе Камышине Маресьев Алексей Петрович получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Алексей занимается в аэроклубе.
В 1937 году призван в армию. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалине, затем был направлен в Батайское авиационное училище им. А. К. Серова, которое окончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.
[править] Военные годы
В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.
В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету лётчика числилось 4 сбитых немецких самолёта. 4 апреля 1942 в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненый в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта. Первыми его заметили отец и сын из деревни Плавни. Из-за того, что лётчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого лётчика обнаружили мальчишки из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района, Серёжа (Сергей Михайлович) Малин и Саша (Александр Петрович) Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.
Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени из-за гангрены.
Толчком к возвращению Маресьева в строй могла послужить история про русского лётчика Первой мировой войны Прокофьева-Северского, который потерял правую ногу, но, несмотря на это, вернулся в небо. В советском фильме фамилия Прокофьева-Северского не звучит (вместо этого названа фамилия «Карпович») по идеологическим причинам (Прокофьев-Северский эмигрировал в Америку и стал авиаконструктором).
Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР).
Алексей Маресьев в конце войны
В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.
20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.
24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза за спасение жизни двух лётчиков и сбитие двух немецких истребителей.
В 1944 году Маресьев согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС.
Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.
После войны
Алексей Петрович Маресьев в послевоенные годы
С 1946 года в отставке. Свои последние вылеты на самолёте (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.
В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого (в ней Маресьев назван Мересьевым), был очень известен, приглашался на многие празднования. Часто организовывались встречи со школьниками, пример подвига Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.
В 1949 году был участником Первого Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего в Париже.
В 1952 окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС.
В 1956 году А. П. Маресьев защитил кандидатскую диссертацию по истории.
С сентября 1956 был ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны.
В 1960 издана книга Маресьева А. П. «На Курской дуге».
7 октября 1960 года состоялась премьера оперы «Повесть о настоящем человеке» в Большом театре. [1]
8 мая 1967 года Маресьев участвовал в церемонии зажжения вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата.
3 сентября 1968 года был назван почётным гражданином города Камышин Волгоградской области.
11 июля 1973 года — почётный гражданин города Стара-Загора, Болгария.
7 июня 1977 года — почётный гражданин города Комсомольск-на-Амуре.
В 1989 году избран народным депутатом СССР.
25 апреля 1990 года был назван почётным гражданином города Орла.
Смерть
18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания.
Алексей Петрович Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Память
Памятник в Камышине
В честь Маресьева названа малая планета 2173 Maresjev.
Центральная улица в посёлке Ибреси Чувашской Республики названа в честь Алексея Маресьева. [2], в 2005 году там была открыта мемориальная доска [3]. Также имя героя носят улицы в городах Актюбинске, Ташкенте, Горно-Алтайске и других городах.
20 мая 2006 года в честь 90-летия со дня рождения знаменитого лётчика, в Камышине был торжественно открыт монумент, расположенный на пересечении двух центральных улиц города, недалеко от дома, где жил Алексей Маресьев.
Мемориальная доска на доме в Москве, где Маресьев жил после войны.
Надпись на мемориальной доске «Герои Советского Союза» в Батайске [4]
Школа-лаборатория № 760 в Москве носит имя героя.
|
|
|