|
История советской игрушки
Слёт юных краеведов
Пишем летопись Большереченского района
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ ИГРУШКИ
Автор: Новиков Андрей
Воспитанник д/о
«Туризм и краеведение»
МКОУ ДОД
«Центр Детского творчества»
Руководитель: Лопатина
Вера Витальевна
педагог
дополнительного образования
Большеречье-2012г.
Советская детская игрушка 50-80-х гг. в фондах Большереченского историко-этнографического музея
Игрушки являются неотъемлемой частью нашего детства. И, наверняка, у каждого есть своя любимая, о которой он или она вспоминает с теплотой и трепетом.
В разные времена игрушки отличались друг от друга, но их назначение оставалось неизменным. Ведь они являются не только развлечением, но также одним из элементов социализации.
Цель данной работы заключается в исследовании мира «Советских игрушек», их изменения и значения, как для людей того времени, так и для людей современного периода.
По прохождению определённого периода времени, игрушки в СССР видоизменялись и становились всё качественнее, и усложнялись в своём строении и форме. От ручного создания люди переходили на покупные игрушки, так как они становились доступнее для простых граждан.
Во все времена игрушка показывала статус человека. Советское время не является исключением. Чем человек был богаче, имел высокое положение в обществе, тем дороже и красивее были игрушки у его детей.
Чтобы познакомиться и исследовать игрушку 50-80-х годов мы воспользовались фондом БУК «Большереченский музей».
Классификация детской игрушки
Игрушка часто считается забавой для детей. Но, несмотря на это, детская игрушка уже много лет становится объектом серьёзных научных исследований. Проанализировав литературу по интересующему нас вопросу, рассмотрим три широко распространённых классификации игрушек.
Как известно, игрушки несут в себе не только развлекательную функцию, но и обучающую, и социальную.
В 50-е гг. в практической работе советских педагогов и детских учреждений была принята следующая рабочая группировка игр и игрушек:
1) игрушки для творческих сюжетных игр (например, куклы);
2) игрушки-занятия (настольные игры, полуфабрикаты, стройматериалы, конструкторы и др.);
3) технические игрушки (машины, трактора и т.д.);
4) игрушки для подвижных и спортивных игр;
5) декоративные карнавально-праздничные игрушки.[ 3 ]
Все игрушки условно можно разделить на несколько групп. Давайте остановимся подробнее и на другой классификации.
Сюжетно-образные игрушки
Эти игрушки очень распространены и любимы как детьми, таки родителями. К этому виду относят игрушки, которые отражают образ человека, животных, транспорта или других предметов. С помощью подобной игры ребёнка можно познакомить с различными понятиями и ситуациями. Очень часто в продаже можно найти комплексные сюжетные игрушки, например наборы животных или техники.
Радиоуправляемые игрушки
Радиоуправляемые игрушки позволяют малышу совершать необходимые манипуляции.
Спортивные игрушки
Такие игрушки способствуют физическому развитию малышей и подойдут для особо активных детей. Спортивные игрушки, в свою очередь, делятся на несколько подгрупп, которые характеризуются своим влиянием на разные мышцы. Некоторые спортивные игрушки больше способствуют развитию активных движений, бега, прыжков и т. д. (каталки, велосипеды и т. п.) Другая категория игрушек больше воздействует на укрепление мышц рук, развивает ловкость, координацию движений. К этим игрушкам можно отнести мячи, кегли и т. п. Игрушки для спортивных групповых игр помогают не только лучше развить себя физически, но и учат общению в коллективе.
Моторные игрушки
Эти игрушки особенно полезны для самых маленьких детей т. к. моторные игрушки способствуют умственному развитию и даже речи. К моторным игрушкам относят игрушки, имеющие небольшие детали, например мозаика или мелкий конструктор.
Обучающие игрушки
Это специальные обучающие игры, которые разделены по возрастным группам. Обычно это настольные игры, содержащие в себе различные цветные карточки. К обучающим играм можно отнести также кубики, конструкторы, лото и т. п.
Строительные игрушки
К этим игрушкам относят наборы кубиков, конусов и других разнообразных фигур позволяющие ребёнку проявить всю свою фантазию. Строительный материал может быть крупных, средних и мелких размеров. Крупные и средние детали способствуют большей подвижности детей во время игры, тогда как мелкие детали привлекают в движения в основном только руки. С мелким конструктором ребёнку лучше играть сидя за столом.
Музыкальные игрушки
К этим игрушкам относят разнообразные имитаторы музыкальных инструментов, а также озвученные игрушки.
Как видно, игрушки, оказывается, могут не просто занять ребёнка на какое-то время, но и быть чрезвычайно полезными для его развития.
Виды игрушек по используемым материалам
Деревянные игрушки изготавливаются из различных пород дерева. Именно в наше время деревянные игрушки стали наиболее предпочтительны, особенно для маленьких детей т.к. считаются наиболее безопасными и экологичными.
Пластмассовые игрушки встречаются в продаже наиболее часто.
Резиновые игрушки - это оптимальный вариант для малыша. Самое главное, чтобы такая игрушка была сделана из неаллергенного и прочного материала, а также не была окрашена краской плохого качества.
Металлические игрушки наиболее прочны. Такие модели более высоки по цене.
Ткань и мех. Эти игрушки очень распространены и давно пользуются популярностью у детей и родителей.
Игрушки из керамики, фарфора и фаянса носят скорее декоративный характер и не подойдут маленькому ребёнку. Обычно из подобных материалов можно увидеть разнообразные куклы. [ 3 ]
Музейная коллекция советской игрушки
Формирование музейной коллекции игрушек началось лишь в 80-х гг. В фондах музея игрушки детей 50-80-х годов представлены небольшой коллекцией. Они отражают тот мир, в котором рос и развивался ребёнок. В них отразилась действительность, окружавшая ребёнка. Коллекцию музейных игрушек можно разделить на 2 группы. 1-я группа – это игрушки для мальчиков. 2-я группа – это игрушки девочек.
Для 50-60-70-х годов характерна незамысловатая кукла – пупс из целлулоида или же из резины. Игрушка была недорогой, практичной в обращении: её можно было мыть, закапывать в песок, одевать. Подобной игрушкой была и резиновая уточка.
В 50 – е гг. лошадки были самой популярной игрушкой. В нашей музейной коллекции «лошади» представлены металлическим конём – велосипедом с педалями, глиняной лошадкой, всадником – кавалерист - красноармеец на коне.
Очень популярной у нескольких поколений детей была мягкая игрушка «Мишка», которого шили из чёрного или коричневого плюша и набивали ватой, стружками или опилками. «Собачка», изготавливаемая также из плюша. Такие игрушки приятны на ощупь, они вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка к игре. Наблюдения показывают, что все ребята очень любят играть с мягкой игрушкой.
В 1948 году в СССР был проведён республиканский конкурс на новые образцы игрушек. Артель имени 8 Марта (г. Москва) подготовила серию кукол (размером 40 и 25см) по образцам художников Е.Е. Борисовой и М.Н. Бартрам. Авторы воспроизвели в моделях игровых кукол образцы советских людей разных специальностей, профессий и занятий. Куклы – мальчики и куклы – девочки одеты в различные костюмы и снабжены ролевыми и профессиональными атрибутами. Они представляют нахимовца, суворовца, лётчика, пограничника, врача, шахтёра, рабочего. Все эти куклы были названы соответственно: «Физкультурница», «Суворовец», «Врач», «Пограничник», «Школьница», «Нахимовец» и др.
В коллекции нашего музея есть несколько кукол в национальных костюмах, а также чернокожая кукла – негр.
Настоящие куклы были дорогими, большей частью девочки нянчили матерчатых матрёшек, возились с бумажными куклами, которых сами рисовали и вырезали. Особый интерес был в создании особого гардероба платьев, пальто, шуб, манто. В 50-х и 60-х годах для детей продавались такие картонные куколки, которые можно было одевать в бумажную одежду.
Детская игрушка 50-70 – х гг., которая была распространена
в сельской местности.
Нами было опрошено пять респондентов, женщины и мужчины, чей детский возраст пришёлся на 40-е, 50-е, 60-е и 70-е годы двадцатого столетия. Возраст наших респондентов: 74, 64, 62, 57, 52 и 45 лет. Цель нашего интервью: узнать у наших респондентов, в какие игрушки они играли в детстве, и какова была функция этих игрушек в обществе.
Почти все назвали среди своих игрушек – мяч, часто сделанный из ткани, пластмассового пупса. В конце 60-х годов выбор игрушек стал более разнообразным, появилась возможность игрушки покупать.
Так, например, Новикова (Власова) Н.И., вспоминает, что «своего сына дорогими игрушками никогда не баловала, но дорогого коня из папье-маше, на деревянных колёсиках» она купила.
Сивоченко Л.В. рассказала, что «любимыми игрушками у детей были плюшевые механические мишки, которые после завода ключиком издавали рычащие звуки».
Киселёва (Лысенко) Л.Н. хорошо запомнила кукол головки-бюстики на манер фарфоровых. Их можно было купить и в магазине и сшить куклу дома. Грудную часть бюстика либо зашивали под материал туловища, либо нашивали сверху, в таком случае в нем прокалывали дырочки. На самой кукольной фабрике матерчатую часть кукол никогда не делали. Таких кукол маленькой Люде привозила в подарок тётя. Может поэтому, Людмила стала портной.
Смирнова Е.Ю., жительница города Омска, в дар музею преподнесла целую коллекцию своих детских игрушек. Есть среди них и бумажные куклы. У этих кукол и одежда, и тело были сделаны из бумаги. В такие куклы играли девочки нескольких поколений.
Киселёв В.Д.: «…игрушки мастерили своими руками, из подручных материалов. Летом бегали с «колесянками», которые изготовлялись из 2-х палок, оси, на которой кружилась шестерня, с цепью. Всё это снималось с с/х техники. Часто весной механик ходил по дворам и собирал шестерни и цепи. За что нас ругали родители».
Более подробная информация о наших респондентах дана ниже. Информация представляет определённый интерес для тех, кто интересуется историей, краеведением. Эти воспоминания могут стать материалом для нового исследования.
Заключение
Известный в Советском союзе исследователь детской игрушки Бартрам считал, что каждая страна выражается в своей игрушке по-своему, характеризуя ту или иную эпоху.
Подводя итоги нашей исследовательской работы, обозначим основные моменты, включённые в неё:
- развитие «советской» игрушки происходило постепенно. От года к году она становилась всё качественнее и имела направленность на создание образа строителя социализма. Но здесь нужно отметить, что в период ВОВ производство игрушек было приостановлено, и он является сложным для развития «советской» игрушки.
- Изучение игрушки, помимо всего прочего, может иметь социологический аспект, т. е. её значение для общества и отражение общества в ней.
В настоящее время в наших магазинах присутствует полное изобилие различных игрушек. Современная игрушка также значима для общества, но остаётся открытым вопрос о том, как она влияет на ребёнка: положительно или отрицательно
Время диктует свои условия. Но игрушки и процесс игры не потеряли своего первоначального значения. Это развитие, приносящее радость. В игре ребенок совершает свои первые открытия, учится быть активной и творческой личностью.
Список респондентов
Киселёв Василий Дмитриевич, 1950г.р., с.Ингалы, Большереченского района, Омской области
Киселёва (Лысенко) Людмила Николаевна, 1948г.р., р.п. Большеречье
Новикова (Власова) Надежда Игнатьевна, 1938г.р., Алтайский край, д. Сунгай
Сивоченко Любовь Васильевна, 1955г.р., д. Вавиловка, Муромцевский район, Омской области
Смирнова Елена Юрьевна, 1961г.р., г. Омск
Литература
1. Гранин Д. Ленинградский каталог. Детская литература, 1984
2. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры, М., 1989, 160с.
3. Монахов Д.П. Мир игры и празднично – игровая культура детства. [Эл.ресурс]. Режим доступа: html:// www.happytimea.ru
|
|
|