|
Исследовательский проект
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 45»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Как у нашего кота…»
Воспитатели: Кочетова С.М.
Киршина Н.П.
2015 год
|
Актуальность проекта.
Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для ребенка, так и для животного.
Цель. Познакомить с домашним животным – кошкой; дать представление о кошке, познакомить с внешним видом и её характерными особенностями; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к животным.
Задачи:
Дать знания детям о жизни кошки.
Формировать интерес ребенка к домашним животным.
Воспитывать доброе, заботливое отношение к ним.
Развитие мелкой моторики.
Вид проекта: информационно-исследовательский.
Тип проекта: игровой.
Состав участников: воспитатели, родители, дети 2-3 лет
Проблема: Всем известно – это кошка,
Любит она царапаться немножко.
Нужно нам скорей узнать –
Как же можно с ней играть!
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.
Материально- технические ресурсы.
Цветная бумага, альбомы, краски, доски, пластилин, картинки, иллюстрации к художественным произведениям, ноутбук.
Продукт проекта: коллаж «Волшебный кот»
Этапы проекта:
1 этап. Организационно- подготовительный этап.
Анкетирование родителей. Определить уровень знаний детей о домашних животных. Принести фото детей с любимым питомцем. (или наблюдение на улице)
Подготовить материал для изобразительной деятельности: пластилин, стеки, бумагу, краски, кисточки. Художественная литература для чтения. Картина "Кошка с котятами". Альбом "Домашние животные".
2 этап. Основной этап.
Занятия познавательного цикла "В гости кошка пришла". Рассматривание картины "Кошка с котятами".
Чтение, заучивание песенок, потешек "Кисонька - мурысонька", "Кот на печку пошел", "Котик-коток", Й. Чапек "Приключение песика и кошечки", Н.Носов "Кто сказал мяу", "Кошкин дом".
Рисование: "Дорожка для котят", «Кошачьи лапки». Лепка: "Мяч для котят".
Подвижная игра: "Воробушки и кот", "Кот и мыши". Игра - инсценировка: "Кошкин дом". Дидактическая игра «Кошка спряталась», «Выбери животное», «Спрячь мышку»
Пальчиковые игры «Котик», «Котятки», «Киска», «Котя, котенька, коток», «Коты».
3 этап. Заключительный этап.
Оформление фотовыставки по материалам проекта. Выставка рисунков, поделок.
Совместная деятельность педагога с детьми.
День недели
|
Первая половина дня
|
Вторая половина дня
|
Понедельник
|
Пальчиковая гимнастика «Котик».
Художественное творчество (рисование) «Дорожки для кошки».
Внести картину «Кошка с котятами».
|
Чтение потешки «Кот на печку пошел».
Чтение потешки «Кошкин дом».
Дидактическая игра «Спрячь мышку».
|
Вторник
|
Пальчиковая гимнастика «Котятки»
Художественное творчество (лепка) «Мяч для котят».
Подвижная игра "Кот и мыши".
|
Дидактическая игра «Угадай кто спрятался».
Игра - инсценировка "Кошкин дом".
Рассматривание альбома «Наш любимый питомец»
|
Среда
|
Пальчиковая гимнастика «Киска».
Коммуникация (развитие речи) «Кошка с котятами».
|
Чтение И.Чапек "Приключение песика и кошечки".
Игровая ситуация «Встреча гостей».
|
Четверг
|
Пальчиковая гимнастика «Котя, котенька, коток».
Познание (ознакомление с окружающим). Презентация для детей «Кисонька- мурысонька».
|
Подвижная игра: "Воробушки и кот".
Чтение потешки «Кисонька мурысонька».
|
Пятница
|
Художественное творчество-создание коллажа «Волшебный кот»
Познание (конструирование) «Коврик для кошки».
Подвижная игра «Котик».
|
Дидактическая игра «Выбери животное».
Чтение художественной литературы. Н.Носов "Кто сказал мяу". Рисование «Кошачьи лапки»
|
Ожидаемые результаты:
Дети знают домашнее животное – кошку.
Называют части тела, любимые лакомства кошки.
-
Знают, что обижать кошку нельзя, как можно играть с кошкой.
Вывод:
Общение детей, особенно в раннем возрасте (если у них нет медицинских противопоказаний), очень положительно сказывается на развитии малыша. Дети учатся быть любознательными, познавательных интересов, сенсорного восприятия.
Наша задача дать правильное представление об объектах окружающего мира и взаимодействию с ними
Приложение 1.
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Коммуникация.
Тема: КОШКА С КОТЯТАМИ
Цели: расширить и уточнить словарный запас по теме; познакомить с внешним видом кошки и названием частей ее тела; учить вслушиваться в речь педагога, выполнять действия одновременно с соответствующими словами педагога; формировать правильное представление о предлогах (в, за, на, под); развивать память, мышление, координацию движений, общую и артикуляционную моторику.
Оборудование: мягкая игрушка кошки, сюжетные картинки.
Ход занятия
Организация детей на занятие.
Дети садятся на стульчики. Педагог предлагает детям показать, как улыбаются их губки, как губки делают трубочку, как они умеют широко открывать рот.
Дети вместе с педагогом поют звуки [а], [у] (громко - тихо).
Педагог. Руки поднимаем вверх - поём громко: «А-а-а...», опускаем вниз - поём тихо.
Педагог предлагает детям тихо посидеть и внимательно послушать тишину. В это время незаметно нажимает на звучащую игрушку, и дети слышат «мяу».
Педагог. Чей голос вы сейчас слышали? Позовите киску: «Кис-кис-кис!» (Побуждает детей произнести «мяу», «кис- кис».)
Деты с педагогом идут искать кошку.
Педагог. Под столом кошки нет, на столе кошки нет, за столом тоже кошки нет. (Педагог незаметно кладет игрушку на видное место. Дети находят игрушку.)
Основная часть.
Дети рассматривают кошку, гладят её, называют и показывают у кошки нос, глазки, усы, уши, хвост, спинку, животик, лапки. Педагог рассказывает и показывает, что кошка умеет делать.
Физкультминутка «Кошка Лушка».
Педагог показывает детям картинки и объясняет, что на них нарисовано (кошка лежит, кошка сидит, кошка лакает молоко и т. д.), выставляет картинки на наборное полотно и просит детей показать, на какой картинке кошка спит, лежит и т. д.
Приложение 2.
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Познание (ознакомление с окружающим).
Тема: «Киска в гости к нам пришла…». Презентация «Кисонька - мурысонька»
Цель. Познакомить детей с кошкой. Формировать первые представления об их жизни. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Учить правильно, подбирать прилагательные и глаголы. Активизировать словарь. Развивать у детей доброе отношение и любовь к животным.
Материал: игрушечная кошка, презентация «Кисонька - мурысонька».
Ход занятия
Педагог обращает внимание детей на игрушечную кошку, которую заранее кладет в незаметном месте.
Педагог. Ребята, посмотрите, кто здесь спрятался?
Дети. Кошка. Конечно, кошка. Как же она сюда попала?
Берет игрушку в руки. Дети садятся на стульчики или на ковер.
Педагог демонстрирует детям игрушечную кошку и читает стихотворение (во время чтения показывает части игрушки).
Педагог.
Есть у киски глазки,
Есть у киски ушки,
Есть у киски лапки,
Мягкие подушки.
Педагог. Погладьте киску, ребята, чтобы она вас не боялась (Дети гладят игрушку), покажите, где у кошки ушки?
Педагог. А где хвостик? Какой он?
Дети. Длинный, пушистый.
Педагог. Покажите спинку, какая она?
Дети. Пушистая.
Педагог. А животик где, какой он?
Дети. Мягкий.
Педагог. У зайчика есть лапки, покажите их. (Дети показывают лапки).
Педагог. Наша кошечка хочет играть. Поиграем с кошкой?
Дети. Да, поиграем с кошечкой.
Физкультминутка «Кошка Лушка».
Педагог. А сейчас садитесь удобно, и я вам покажу, как живет кошечка.
Дети садятся на стульчики, и педагог показывает презентацию о кошке «Кисонька - мурысонька». После просмотра дети просят кошечку остаться у них в группе в гостях. Кошечка соглашается и остается в группе на неделю.
Приложение 3.
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Художественное творчество (рисование).
Тема: ДОРОЖКИ ДЛЯ КОШКИ.
Цели: учить проводить горизонтальные линии; активизировать словарь по теме; учить вслушиваться в речь педагога, выполнять простые инструкции; развивать память, мышление, координацию движений, слуховое внимание, моторику.
Оборудование: гуашь, кисточки, альбомные листы, игрушечные кошки небольшого размера, сюжетная картинка «Кошка идёт по дорожке» из книги В. Сутеева «Капризная кошка», предметные картинки.
Ход занятия
Организация детей на занятие.
Дети рассаживаются на стульчики. Педагог проводит игру «Угадай картинку» (произносит звукоподражания, а дети показывают соответствующую картина- символ).
Основная часть.
Рассматривание картинки «Кошка идёт по дорожке».
Педагог описывает содержание картинки и побуждает детей показать или ответить одним словом на вопросы.
Педагог. Кто это? (Кошка.)
Что делает кошка? (Кошка идёт по дорожке.)
Покажите у кошки лапки. Как идёт киска? (Топ-топ.)
Физкультминутка «Кошка Лушка»
Педагог предлагает найти кошку в группе. Дети рассматривают игрушку и показывают, как кошка ходит.
Рисование дорожки.
Педагог предлагает детям для своей кошечки нарисовать дорожку (проводят горизонтальные линии кисточкой).
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Художественное творчество (рисование).
Тема: Кошачьи лапки.
Цели: учить детей рисовать штампами; активизировать словарь по теме; учить вслушиваться в речь педагога, выполнять простые инструкции; развивать память, мышление, координацию движений, слуховое внимание, моторику.
Оборудование: гуашь, штапми-печатки, альбомные листы с изображением дорожек, игрушечные кошки небольшого размера, сюжетная картинка «Кошка идёт по дорожке» из книги В. Сутеева «Капризная кошка», предметные картинки.
Ход занятия
Организация детей на занятие.
Дети рассматривают свои работы по теме: «Дорожки для кошки». Педагог говорит, что на улице у нас сыро и идет дождь (тает снег), кошка промочила лапки и оставила следы на дорожке.
Основная часть.
Рассматривание картинки «Кошачьи следы» (коллекция следов, с изображением животных-кошка, мышь, курица).
Педагог. Кто это? (Кошка.), а это кто? (Мышка), а это? (Курочка)
Давайте посмотрим следы кошачьи, а мышиные – они отличаютя.
Покажите у кошки лапки. Как идёт киска? (Топ-топ.)
Физкультминутка «Кошка Лушка»
Педагог предлагает найти кошку, мышку, курочку в группе. Дети рассматривают игрушки и показывают, как кошка ходит, мышка и курочка
Рисование дорожки.
Педагог предлагает детям нарисовать следы кошки на своих «дорожках»
Приложение 4.
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Художественное творчество (лепка).
Тема: КОШКА С КОТЯТАМИ. МЯЧ ДЛЯ КОТЯТ
Цели: учить круговыми движениями лепить мячик, вслушиваться в речь логопеда, понимать и выполнять простые инструкции; активизировать словарь по теме; развивать память, мышление, мелкую и общую моторику.
Оборудование: пластилин, сюжетная картина «Кошка с котятами», предметные картинки.
Ход занятия
Организация детей на занятие.
Дети рассаживаются на свои места. Педагог предлагает детям по картинкам-символам произнести звукоподражания: Кукла спит: «А-а-а». Паровоз: «У-у-у». Кошка: «Мяу».
Основная часть.
Рассматривание картины «Кошка с котятами».
Педагог привлекает внимание детей к сюжетной картине и эмоционально рассказывает о кошке и котятах.
педагог. Кто это? Что это у кошки? Покажи хвост. (И т. д.)
Дети сравнивают по величине кошку и котят, демонстрируют оттенки голоса кошки и котят.
Педагог. Кошка кричит сердито. Котята пищат тоненьким голоском.
Покажите котёнка с мячом.
Физкультминутка «Кошка Лушка».
Лепка мячиков для котят.
Педагог подводит детей к заключению, что котят много, а мячиков - один, и предлагает детям слепить мячики для всех котят. Все действия комментируются педагогом.
Приложение 5.
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Познание (конструирование).
Тема: УКРАСИТЬ КОВРИК ДЛЯ КОШКИ.
Цели: учить по образцу и словесной инструкции составлять узор из 3 кружков разной величины (2 больших и 1 маленького); активизировать словарь; развивать речь, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие, ориентировку в пространстве, мелкую моторику.
Оборудование: игрушечные кошки, коврик для кошки, белые альбомные листы, большие и маленькие кружки.
Ход занятия
Организация детей на занятие.
Педагог показывает детям игрушечную кошку и просит сказать, как кошка голос подаёт, позвать кошку.
Игра со звучащей игрушечной кошкой «Откуда голосок доносится?».
Дети садятся на ковёр и закрывают глаза. Педагог просит детей послушать и показать, откуда доносится мяуканье кошки.
Основная часть.
Рассматривание кошки и коврика, на котором лежит кошка.
Педагог. Кошка устала играть и решила отдохнуть на коврике. Посмотрите, что на нем нарисовано.
Физкультминутка «Кошка Лушка».
Каждый ребёнок украшает для кошки коврик. Все действия педагог сопровождает речью.
Приложение 5.
Физкультминутка «Кошка Лушка».
У кошки Лушки Показывают ушки
Ушки на макушке ладошками, прикладывая их к голове.
И пушистый хвост трубой. Поднимают руки вверх.
«Кис-кис-кис - иди домой!» Идут на месте.
Кошка любит молочко, Показывают язычком, как лакает кошка.
Его лакает язычком.
Выпьет всё и ляжет спать, Кладут ладошки под щёчку.
Мы не будем ей мешать. Идут на носочках.
Приложение 6.
Художественные произведения для чтения детям.
Потешка «Кот на печку пошел».
Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл.
На печи калачи
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливает кошкин дом,
А лошадка – с фонарем,
А собачка - с помелом,
Серый заюшка с листом
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь
Погас!
Потешка «Кисонька- мурысонька».
- Кисонька - мурысонька, ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька - мурысонька, что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька - мурысонька, что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька - мурысонька, с кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна, не ешь одна!
И.Чапек "Приключение песика и кошечки".
Н.Носов "Кто сказал мяу".
В. Сутеев «Капризная кошка».
Приложение 7.
Пальчиковая гимнастика.
(выполнять действия по тексту).
Котик лапкой умывается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.
(выполнять действия по тексту).
Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко- сладко засыпали:
Вот так! Вот так!
Есть у киски глазки, (показываем глазки)
Есть у киски ушки, (показываем ушки)
Есть у киски лапки- (машем ручками )
Мягкие подушки. (поглаживаем руки)
Киска, киска, не сердись, (грозим пальцем)
Не царапай деток,
БРЫСЬ! (хлопок в ладоши)
Котя, котенька, коток, (Изобразить, как кот
Котя- серенький хвосток, умыватся лапкой.)
Приди, котик, ночевать, («Позвать» жестом.)
Мою детку покачать. (Поставитьокругленные руки ладошками
А как я тебе, коту, вверх перед собой и выполнять укачивающие
За работу заплачу: движения из стороны в сторону.)
Дам кусок пирога (Показать одну ладошку.)
И кувшин молока. (Показать другую.)
Тритатушки, тритата, (Похлопать в ладоши.)
Убежали три кота: (Зажать кулачки.)
Белый, черный, рыжий- (Один за другим поднимать пальцы вверх.)
Все сидят на крыше! (Изобразить «крышу» из пальчиков обеих рук.)
Приложение 8.
Подвижные игры.
"Кот и мыши".
Задачи: Развитие общей моторики; зрительного внимания; оптико-пространственных представлений; координации речи, движения и музыки; мелодического слуха; певческого и речевого дыхания; просодических компонентов речи; тормозных установок; терпения и быстроты реакции; переключаемости; развитие творческих способностей.
Материал: шапочка кота или костюм кота, можно использовать шапочки мышей.
Ход игры: Дети, с помощью педагога или самостоятельно, считалкой выбирают кота, остальные дети становятся мышами. Кот «живет» в своем домике (стульчик), мыши «живут» в своих домиках (стульчики). Домики находятся напротив друг друга, на расстоянии 5 — 6 метров.
Кот читает стихотворение, выполняя движения по тексту:
Я — красивый рыжий кот
У меня — пушистый хвост
Мышек очень я люблю,
Их ловлю, ловлю, ловлю.
Затем кот садится на стульчик (в домик, «засыпает».
«Мыши», сидя в домике, поют коту колыбельную песенку:
Спи, усни, спи, усни.
Кот пушистый, спи — усни.
Затем, «мышки» встают и со словами.
«Тише, мыши, кот услышит» двигаются к домику кота.
Дети двигаются в ритме музыки.
Неожиданно звучит громкий аккорд (или удар в бубен, «кот» просыпается и начинает догонять «мышей». «Мыши» стараются убежать в свои домики.
Котом становится пойманный ребенок или выбирается как в начале игры.
Пение можно заменить на проговаривание.
Котик маленький сидит (Раскрытые ладони приложить к ушам; показать
И ушами шевелит. как котик шевелит ушами)
Вот так! Вот так!
Он ушами шевелит.
Котик маленький замерз, (Потирать нос поочередно то одной, то
Приикрывает лапкой нос. другой ладонью)
Котик- котик, Котофей!
Быстро ты себя согрей!
Прыг- скок, прыг- скок! (Попрыгать или сидя пошевелить стопами,
Прыгай с пятки на носок! переставляя их с пятки на носок)
Цель: Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.
Ход игры: Дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле, или нарисованных на асфальте) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки – «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда». Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.
Приложение 9.
Дидактические игры.
Цель. Продолжать развивать зрительное внимание и запоминание, учить последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы.
Оборудование. Игрушка кошка.
Ход игры. Педагог показывает детям кошку и говорит, что она хочет поиграть в прятки, ей нужно помочь найти место, где спрятаться. Педагог ведет детей вдоль одной из стен комнаты, останавливается около отдельных предметов: «Вот шкаф, он большой, кошка наверх не залезет. Это полка, в ней много книг, кошке будет тесно». Наконец находится подходящее место – обязательно открытое, расположенное на уровне роста ребенка. Педагог сажает туда игрушку, отводит детей в противоположный конец комнаты. Все вместе 5 раз хлопают в ладоши, и педагог спрашивает, кто может найти кошку (или предлагает это сделать одному из детей). Если ребенок, затрудняется выполнить задание, помогает ему вспомнить, как они шли, чтобы спрятать кошку, просит снова пройти этот путь. При повторном проведении игры игрушку прячут в другое место и обход производится по другой стороне комнаты.
Когда дети научатся быстро находить предметы, расположенные на уровне их роста, можно усложнить задание – спрятать предмет на высоте выше или ниже уровня глаз. В этом случае следует обратить внимание детей, что кошка хочет высоко (низко) спрятаться, чтобы её было труднее найти. Когда дети ищут предмет, педагог предлагает им посмотреть вверх (вниз).
|
|
|