|
Исследовательская работА «Форма обучающихся в российской школе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Горячие Ключи
МО «Курильский городской округ»
исследовательскАЯ работА
«Форма обучающихся в российской школе»
Составители: Крюкова Елизавета Петровна, 8 класс
Малько Александра Игоревна, 8 класс
Научный руководитель: Краснова Ирина Геннадьевна
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ с.Горячие Ключи
с.Горячие Ключи, 2014
Содержание.
Введение………………………………………………………………….….…3
I. Школьная форма в России: история вопроса……………………….……..5
1.1. Форма гимназистов в дореволюционной России………..……………5
1.2. Форма в советской школе…………….………………………….…….….5
1.3. Одежда школьника в 90-е гг. XXв………………..………………………5
II. Ученическая форма в современной школе..…..…………………………..7
2.1. Законодательство о школьной форме……………… ……………………7
2.2. Анкетирование обучающихся среднего и старшего звена МБОУ СОШ с. Горячие Ключи и его результаты. ….……………………………….………..8
Заключение…………………………………………………………….……....10
Литература…….................................................................................................11
Введение.
Цель нашей работы – определить степень необходимости и значение школьной формы на базе нашей школы.
Задачи работы:
Изучить историю школьной формы в нашей стране.
Рассмотреть законодательство РФ посвященное школьной форме.
Провести диагностирование обучающихся МБОУ СОШ с. Горячие Ключи на предмет отношения к школьной форме.
Гипотеза нашей работы: школьная форма важна и необходима современной школе.
Министр торговли и промышленности Денис Мантуров сообщил, что единая школьная форма может появиться в РФ уже в 2015-2016 учебном году [ ]. Но вопросы о том, нужна ли школьная форма, какой ей быть, за чей счет она должна производиться стоят уже давно. Их обсуждают как профессиональные политики, так и обыватели: ученики и родители, а также учителя, журналисты, врачи, модельеры, бизнесмены. И так получилось, что эти вопросы стали актуальными и важными для всех нас, нет равнодушных.
В данной работе мы использовали следующие методы:
сбор информации;
индукция;
опрос;
анкетирование.
Существует множество статей, посвященных данной теме. Мы их разделили на три группы. Первая группа касается обзора, какой была форма в России раньше. Так … дает характеристику форму гимназистов, отмечая, что ее приобретали в семьях за свой счет [ ]
Вторая группа работ охватывает мнение по данной злободневной теме. Так … пишет
В третью группу входят эмоциональные мнения «за» и «против» школьной формы
Глава I. Школьная форма: история вопроса.
В начале нашего исследования мы решили разобраться, а как же раньше решался вопрос о школьной форме. Лиза подготовила материал о школьной форме гимназистов и о форме школьников в 90-е годы 20-ого века, Саша изучила материал о школьной форме в СССР.
Мы узнали, что точная дата введения школьной формы в России - 1834 год. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров []. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табелю о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.
Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться, ведь учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.
Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой. Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.
И с этого времени до 1917 года фасон формы менялся несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) - соответственно веяниям моды: всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско-военного костюма[].
Девичья форма была утверждена на целых 60 лет позже формы для мальчиков – в 1986 году. Это был весьма строгий и скромный наряд: коричневое платье с белым воротничком и манжетами, а так же белый фартук [].
Вскоре после революции 1918 года, в рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Несомненно, в первые годы существования советского государства, ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.
Школьная форма становится вновь обязательной, лишь после Великой Отечественной войны. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником. Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Стоит отметить, что, в общем, школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России. Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манжеты - со временем несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек.
Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди [].
Стиль советской школьной формы был модернизирован в 1962 году. Имелись и некоторые различия в разных советских республиках. Обычно ученики носили синие брюки и куртки. С середины 70-х годов покрой курток стал напоминать классические джинсовые куртки с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы. Это было связано с тем, что в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода».
Форма для школьниц на протяжении советского периода оставалась неизменна: коричневые платья с черными фартуками и бантами (в особых случаях они надевали белые фартуки и банты). В зависимости от моды длина платья учениц менялась, хотя, по воспоминаниям наших мам, «Правила поведения школьника», записанные в советских дневниках, не дозволяли ношение слишком коротких нарядов. Еще ученицы могли украсить свои школьные платья съемными воротничками и манжетами. У модниц они были связаны вручную, либо сшиты из дорогого и редкого по тем временам гипюра. Члены пионерской организации, к которой принадлежали почти все школьники до 14 лет (возраста вступления в комсомол), носили красные галстуки.
В 1992 году обязательная школьная форма была отменена. Ученики получили возможность одеваться по-своему вкусу. Очень кстати пришелся разнообразный ассортимент молодежной одежды, который хлынул из-за границы после развала СССР. Многие семьи в связи с отсутствием финансовых возможностей не могли позволить своим детям покупать много одежды. Среди школьников началась «погоня» за модными и стильными вещами. В результате школьники отвлекались на внешний вид друг друга, что приводило к негативным последствиям (зависть, снижение внимания на уроках, конфликты).
Таким образом, мы увидели, что практически за все время существования школьного образования в нашей стране школьная форма, хоть и видоизменялась, но всегда являлась важным атрибутом учеников.
Глава II. Ученическая форма в современной школе.
Согласно закону Российской Федерации "Об образовании" 1999 года введение школьной формы не регламентировано, школы могли через Устав обязать учеников носить ее []. По новому закону «Об образовании», принятого 29 декабря 2012 году, ношение школьной формы стало обязательным с 1 сентября 2013 года. Требования к одежде обучающихся отнесено к компетенции образовательных организации. В настоящее время Федеральным законом от 4 июня 2014 года №148 внесена поправка о том, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения».
Мы провели анкетирование учеников нашей школы 5-11 класса с целью выяснить отношение к введению школьной формы в обязательном порядке. Было опрошено 41 обучающийся МБОУ СОШ с. Горячие Ключи: из них 17 мальчиков и 24 девочки (поскольку наша школа сельская, то опрошенных было немного). Приложение 1.
В результате обработки данных анкеты мы получили следующие результаты.
Большинство школьников (80%) считают, что форма нужна. Из них 46% - девочки и только 34% - мальчики. Причем уверены в этом больше ребята в возрасте 11-13 лет (51% от всех опрошенных). 7% мальчиков разных возрастов не видят необходимости в школьной форме. Приложение 2.
-
15% опрошенных обучающихся (из них 10% - это юноши) согласны носить форму каждый день. Большинство (85%) считают, что ученики могут иметь несколько дней «свободными» от формы. Одинаковое число (17%) девочек и мальчиков полагают, что «свободные» дни должны быть как можно чаще. Самый популярный ответ среди школьниц – «раз в неделю» (34%). Если говорить о возрастных предпочтения, то подростки 14-16 лет хотят ходить без формы как можно чаще (10% от общего числа опрошенных), а ребята от 11-13 и от 17- 18 лет только один раз в неделю (39%). Самый непопулярный ответ в анкете – «раз в месяц и реже» (всего 2% от числа опрошенных). Приложение 3.
Категорически не нравиться ходить в школьной форме только 5% девочек 14-16 лет (мальчики не выбрали этот вариант ответа). 39% ребят в школе любят ходить в форме: в основном это девочки (22%). При этом большинство ответили, что не всегда чувствуют себя комфортно в форме (56%): из них 32% - девочки и 24% - мальчики. В основном так отвечали школьники 11- 13 лет. Приложение 4.
Большая часть учеников всех возрастных категорий (42%) выбирают в качестве формы деловой костюм на свое усмотрение. Большинство девочек выбирают форму одинаковую для всей школы. Самый не популярный ответ «хожу - в чем хочу» (5% -мальчиков 11-13 лет, 0% - девочек). 17% обучающихся в старшей школе ребят согласны носить форму одинаковую для всего класса (из них 12% мальчиков и 5% девочек). Приложение 5.
Одинаковое число девочек нашей школы считают, что форма необходима, чтобы ученики были организованными (это самый популярный аргумент в пользу формы – 37% от всех обучающихся) и не отвлекались на внешний вид друг друга. Одинаковое число обучающихся (по 14%) решили, что форма отвечает санитарно-гигиеническим требованиям и не дает повода для зависти. Самый популярный ответ среди мальчиков школы – «Деловой стиль одежды приучает учеников быть организованными и собранными» - 17%. Приложение 7.
Заключение.
Итак, проведя исследовательскую работу, мы пришли к следующим выводам:
-
школьная форма – традиционна для нашей российской школы, причем ее вид кардинально не менялся, не смотря на перипетии истории;
лишь сравнительно небольшой отрезок времени школьникам была разрешено ходить в одежде по выбору (что не всегда положительно сказывалось на качестве знаний и дисциплине в классе);
большинство школьников в нашей школе осознают важность введения школьной формы.
Литература:
http://www.licey-stil.ru/
http://www.menobr.ru/news/52002/
http://odevaisya.narod.ru/staty3.html
Новоселова Е.А. «Формулы и формы. Что думают о корпоративной школьной одежде сексолог, директор физматшколы и модельер»/ "Российская газета", №4153, 2006 г. стр.5.
Шкуричева Н.А. «Мода и межличностные отношения в начальной школе» / «Справочник педагога-психолога. Школа», №2, 2013 г., стр.24
|
|
|