Главная страница

Исследовательская работА «Форма обучающихся в российской школе»


Скачать 85.5 Kb.
Название Исследовательская работА «Форма обучающихся в российской школе»
Дата 13.03.2016
Размер 85.5 Kb.
Тип Исследовательская работа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Горячие Ключи

МО «Курильский городской округ»

исследовательскАЯ работА
«Форма обучающихся в российской школе»


Составители: Крюкова Елизавета Петровна, 8 класс

Малько Александра Игоревна, 8 класс


Научный руководитель: Краснова Ирина Геннадьевна

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ с.Горячие Ключи

с.Горячие Ключи, 2014

Содержание.

Введение………………………………………………………………….….…3

I. Школьная форма в России: история вопроса……………………….……..5

1.1. Форма гимназистов в дореволюционной России………..……………5

1.2. Форма в советской школе…………….………………………….…….….5

1.3. Одежда школьника в 90-е гг. XXв………………..………………………5

II. Ученическая форма в современной школе..…..…………………………..7

2.1. Законодательство о школьной форме……………… ……………………7

2.2. Анкетирование обучающихся среднего и старшего звена МБОУ СОШ с. Горячие Ключи и его результаты. ….……………………………….………..8

Заключение…………………………………………………………….……....10

Литература…….................................................................................................11

Введение.

Цель нашей работы – определить степень необходимости и значение школьной формы на базе нашей школы.

Задачи работы:

  1. Изучить историю школьной формы в нашей стране.

  2. Рассмотреть законодательство РФ посвященное школьной форме.

  3. Провести диагностирование обучающихся МБОУ СОШ с. Горячие Ключи на предмет отношения к школьной форме.

Гипотеза нашей работы: школьная форма важна и необходима современной школе.

Министр торговли и промышленности Денис Мантуров сообщил, что единая школьная форма может появиться в РФ уже в 2015-2016 учебном году [ ]. Но вопросы о том, нужна ли школьная форма, какой ей быть, за чей счет она должна производиться стоят уже давно. Их обсуждают как профессиональные политики, так и обыватели: ученики и родители, а также учителя, журналисты, врачи, модельеры, бизнесмены. И так получилось, что эти вопросы стали актуальными и важными для всех нас, нет равнодушных.

В данной работе мы использовали следующие методы:

  • сбор информации;

  • индукция;

  • опрос;

  • анкетирование.

Существует множество статей, посвященных данной теме. Мы их разделили на три группы. Первая группа касается обзора, какой была форма в России раньше. Так … дает характеристику форму гимназистов, отмечая, что ее приобретали в семьях за свой счет [ ]

Вторая группа работ охватывает мнение по данной злободневной теме. Так … пишет

В третью группу входят эмоциональные мнения «за» и «против» школьной формы

Глава I. Школьная форма: история вопроса.

В начале нашего исследования мы решили разобраться, а как же раньше решался вопрос о школьной форме. Лиза подготовила материал о школьной форме гимназистов и о форме школьников в 90-е годы 20-ого века, Саша изучила материал о школьной форме в СССР.

Мы узнали, что точная дата введения школьной формы в России - 1834 год. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров []. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табелю о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов. 
   Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться, ведь учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. 
Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой. Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. 
И с этого времени до 1917 года фасон формы менялся несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) - соответственно веяниям моды: всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско-военного костюма[].

Девичья форма была утверждена на целых 60 лет позже формы для мальчиков – в 1986 году. Это был весьма строгий и скромный наряд: коричневое платье с белым воротничком и манжетами, а так же белый фартук [].

Вскоре после революции 1918 года, в рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Несомненно, в первые годы существования советского государства, ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.
Школьная форма становится вновь обязательной, лишь после Великой Отечественной войны. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником. Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Стоит отметить, что, в общем, школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России. Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манжеты - со временем несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек.
Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди [].

Стиль советской школьной формы был модернизирован в 1962 году. Имелись и некоторые различия в разных советских республиках. Обычно ученики носили синие брюки и куртки. С середины 70-х годов покрой курток стал напоминать классические джинсовые куртки с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы. Это было связано с тем, что в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода».

Форма для школьниц на протяжении советского периода оставалась неизменна: коричневые платья с черными фартуками и бантами (в особых случаях они надевали белые фартуки и банты). В зависимости от моды длина платья учениц менялась, хотя, по воспоминаниям наших мам, «Правила поведения школьника», записанные в советских дневниках, не дозволяли ношение слишком коротких нарядов. Еще ученицы могли украсить свои школьные платья съемными воротничками и манжетами. У модниц они были связаны вручную, либо сшиты из дорогого и редкого по тем временам гипюра. Члены пионерской организации, к которой принадлежали почти все школьники до 14 лет (возраста вступления в комсомол), носили красные галстуки.

В 1992 году обязательная школьная форма была отменена. Ученики получили возможность одеваться по-своему вкусу. Очень кстати пришелся разнообразный ассортимент молодежной одежды, который хлынул из-за границы после развала СССР. Многие семьи в связи с отсутствием финансовых возможностей не могли позволить своим детям покупать много одежды. Среди школьников началась «погоня» за модными и стильными вещами. В результате школьники отвлекались на внешний вид друг друга, что приводило к негативным последствиям (зависть, снижение внимания на уроках, конфликты).

Таким образом, мы увидели, что практически за все время существования школьного образования в нашей стране школьная форма, хоть и видоизменялась, но всегда являлась важным атрибутом учеников.

Глава II. Ученическая форма в современной школе.

Согласно закону Российской Федерации "Об образовании" 1999 года введение школьной формы не регламентировано, школы могли через Устав обязать учеников носить ее []. По новому закону «Об образовании», принятого 29 декабря 2012 году, ношение школьной формы стало обязательным с 1 сентября 2013 года. Требования к одежде обучающихся отнесено к компетенции образовательных организации. В настоящее время Федеральным законом от 4 июня 2014 года №148 внесена поправка о том, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения».

Мы провели анкетирование учеников нашей школы 5-11 класса с целью выяснить отношение к введению школьной формы в обязательном порядке. Было опрошено 41 обучающийся МБОУ СОШ с. Горячие Ключи: из них 17 мальчиков и 24 девочки (поскольку наша школа сельская, то опрошенных было немного). Приложение 1.

В результате обработки данных анкеты мы получили следующие результаты.

  • Большинство школьников (80%) считают, что форма нужна. Из них 46% - девочки и только 34% - мальчики. Причем уверены в этом больше ребята в возрасте 11-13 лет (51% от всех опрошенных). 7% мальчиков разных возрастов не видят необходимости в школьной форме. Приложение 2.

  • 15% опрошенных обучающихся (из них 10% - это юноши) согласны носить форму каждый день. Большинство (85%) считают, что ученики могут иметь несколько дней «свободными» от формы. Одинаковое число (17%) девочек и мальчиков полагают, что «свободные» дни должны быть как можно чаще. Самый популярный ответ среди школьниц – «раз в неделю» (34%). Если говорить о возрастных предпочтения, то подростки 14-16 лет хотят ходить без формы как можно чаще (10% от общего числа опрошенных), а ребята от 11-13 и от 17- 18 лет только один раз в неделю (39%). Самый непопулярный ответ в анкете – «раз в месяц и реже» (всего 2% от числа опрошенных). Приложение 3.

  • Категорически не нравиться ходить в школьной форме только 5% девочек 14-16 лет (мальчики не выбрали этот вариант ответа). 39% ребят в школе любят ходить в форме: в основном это девочки (22%). При этом большинство ответили, что не всегда чувствуют себя комфортно в форме (56%): из них 32% - девочки и 24% - мальчики. В основном так отвечали школьники 11- 13 лет. Приложение 4.

  • Большая часть учеников всех возрастных категорий (42%) выбирают в качестве формы деловой костюм на свое усмотрение. Большинство девочек выбирают форму одинаковую для всей школы. Самый не популярный ответ «хожу - в чем хочу» (5% -мальчиков 11-13 лет, 0% - девочек). 17% обучающихся в старшей школе ребят согласны носить форму одинаковую для всего класса (из них 12% мальчиков и 5% девочек). Приложение 5.

  • Одинаковое число девочек нашей школы считают, что форма необходима, чтобы ученики были организованными (это самый популярный аргумент в пользу формы – 37% от всех обучающихся) и не отвлекались на внешний вид друг друга. Одинаковое число обучающихся (по 14%) решили, что форма отвечает санитарно-гигиеническим требованиям и не дает повода для зависти. Самый популярный ответ среди мальчиков школы – «Деловой стиль одежды приучает учеников быть организованными и собранными» - 17%. Приложение 7.


Заключение.

Итак, проведя исследовательскую работу, мы пришли к следующим выводам:

  1. школьная форма – традиционна для нашей российской школы, причем ее вид кардинально не менялся, не смотря на перипетии истории;

  2. лишь сравнительно небольшой отрезок времени школьникам была разрешено ходить в одежде по выбору (что не всегда положительно сказывалось на качестве знаний и дисциплине в классе);

  3. большинство школьников в нашей школе осознают важность введения школьной формы.


Литература:

  1. http://www.licey-stil.ru/

  2. http://www.menobr.ru/news/52002/

  3. http://odevaisya.narod.ru/staty3.html

  4. Новоселова Е.А. «Формулы и формы. Что думают о корпоративной школьной одежде сексолог, директор физматшколы и модельер»/ "Российская газета", №4153, 2006 г. стр.5.

  5. Шкуричева Н.А. «Мода и межличностные отношения в начальной школе» / «Справочник педагога-психолога. Школа», №2, 2013 г., стр.24