|
Исследовательская деятельность как одна из форм организации внеклассной деятельности по биологии
Наталья Сергеевна Кащенко.
МОУ СОШ №1 п. Волоконовка, Белгородской области
учитель биологии
Исследовательская деятельность как одна из форм организации
внеклассной деятельности по биологии.
В настоящее время средняя школа призвана осуществлять подготовку человека к жизни, уделив главное внимание индивидуальным особенностям учащихся. Коренное улучшение обучения, воспитания, развития школьников, подготовки их к труду может быть достигнуто путем совершенствования и качественного изменения учебно-воспитательного процесса.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Как сделать так, чтобы талант учащихся имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и внеурочная работа с учащимися, ее организация и деятельность, - одна из главных ступеней этого процесса.
В моей деятельности, как учителя биологии, внеурочная работа занимает важное место. Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях, дает неограниченную возможность для развития творческой активности школьников.
Большое значение в этом случае имеет использование исследовательской деятельности по биологии и экологии. Здесь, как и во всех учебных предметах, применима технология, позволяющая продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, обобщать, интегрировать, делать их более практико-ориентированными. Исследовательская деятельность на основе компьютерных технологий помогает разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предметов.
В своей практике я использую несколько видов исследования.
Во-первых, это, информационные поисковые исследования, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.
Во-вторых, исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Исследования такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.
В-третьих, продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации.
В-четвертых, практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.
Предпочтение я отдаю исследованиям межпредметным, осуществляемым вне урока биологии. Обычно это 2-3 смежных с биологией науки, например, экология и медицина. Такая деятельность обеспечивает тесную связь между уроками, групповыми занятиями по экологии и практическим применением полученных знаний.
Исследовательская деятельность позволяет вовлечь учащихся в коллективную деятельность, стимулирует их познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от собственного труда. В процессе разработки и реализации исследования я создаю условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся. У учащихся появляется возможность проявить свои лучшие качества, кто-то умеет говорить, кто-то рисовать и оформлять, а кто-то активно и грамотно использует мультимедийную технику.
Таким образом создается ситуация успеха для каждого, кто принял участие в работе. При возможности привлекаю к участию в исследованиях специалистов экологической службы, лесничества, статистики, медицинских работников, что способствует повышению результативности исследования.
В результате использования исследовательской деятельности, у меня, как у учителя, происходит непрерывное повышение профессионального мастерства, и оно используется для оказания помощи ученикам в усвоении учебного материала с учетом их индивидуальных особенностей, выбора жизненных и профильных ориентиров.
В нашей школе, учитывая интересы и потребности школьников, преподавателям выделяется дополнительное время для непосредственной работы с учащимися, желающими вести исследовательскую работу. Педагоги и учащиеся в основном старшего звена образуют научное общество «Юные исследователи», уже 5 лет благополучно функционирующее. Разработана вся нормативно-правовая база: положения о НОУ, о научно-исследовательской работе учащихся. В школе ведётся целенаправленная работа исследовательского характера. Темы будущих рефератов мы обсуждаем ещё до начала нового учебного года, часть работы по сбору материала, исследовательская деятельность ведётся летом и часто не один год. Все исследования, проведенные учащимися в результате кропотливой работы, заслушиваются на школьной научно-практической конференции, которая проводится ежегодно. Победители школьного этапа принимают участие в районной НПК.
В исследовательской деятельности дети участвуют по желанию. В основном этим занимаются учащиеся 9-11 классов, которые уже осознанно решили, что биология пригодится им для поступления. Но пытаются попробовать свои силы и учащиеся среднего звена.
При осуществлении исследовательской деятельности с учащимися, у меня, как и у всех моих коллег, возникают некоторые трудности. На сегодняшний день существует мало методической литературы по организации исследовательской деятельности школьников. Для решения обозначенной выше проблемы в нашей школе организовали школьное научное общество (ШНО), которое помогает вовлекать в учебно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их учебными и научными интересами, обучает учащихся работе с научной литературой, формирует культуру научного исследования, оказывает практическую помощь учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
Еще одной не маловажной проблемой исследовательских работ школьников является проблема критериев оценивания таковых работ. Сложилась ситуация в которой различные туры и конкурсы, при которых ученики представляют свои результаты исследований, оцениваются различными критериями. Это разногласие идет от того, что нет разделения на учебно-исследовательскую и научно–исследовательскую деятельности и нет разделения по возрастам (средняя и старшая школы).
Выделенные проблемы организации исследовательской деятельности школьников по биологии вне уроков не являются “камнем преткновения”. В нашей школе имеется много энтузиастов среди учителей, которые, не обращая внимания на возникающие проблемы, будут продолжать внедрять исследовательскую деятельность в школу.
Таким образом, я уверена, что развивать исследовательскую деятельность учеников, как на уроках, так и вне их просто необходимо для того, чтобы каждый ученик делал открытие для самого себя, а затем уже для развития современной науки. Исследовательская деятельность имеет высокую социально-педагогическую значимость для развития мотивации поиска, самоопределения личности, гуманизации образования.
Библиографический список
1.Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал «Исследовательская деятельность», 2004, № 1.
2.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: ВЛАДОС, 2001.
3.Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. - Санкт-Петербург: “Каро”, 2005.
4.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.
|
|
|