Главная страница

Исследовательская деятельность как одна из форм организации внеклассной деятельности по биологии


Скачать 52.64 Kb.
Название Исследовательская деятельность как одна из форм организации внеклассной деятельности по биологии
Дата 09.03.2016
Размер 52.64 Kb.
Тип Документы

Наталья Сергеевна Кащенко.

МОУ СОШ №1 п. Волоконовка, Белгородской области

учитель биологии
Исследовательская деятельность как одна из форм организации

внеклассной деятельности по биологии.
В настоящее время средняя школа призвана осуществлять подготовку человека к жизни, уделив главное внимание индивидуальным особенностям учащихся. Коренное улучшение обучения, воспитания, развития школьников, подготовки их к труду может быть достигнуто путем совершенствования и качественного изменения учебно-воспитательного процесса.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Как сделать так, чтобы талант учащихся имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и внеурочная работа с учащимися, ее организация и деятельность, - одна из главных ступеней этого процесса.

В моей деятельности, как учителя биологии, внеурочная работа занимает важное место. Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет  значительно расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях, дает неограниченную возможность для развития творческой активности школьников.

Большое значение в этом случае имеет использование исследовательской деятельности по биологии и экологии. Здесь, как и во всех учебных предметах, применима технология, позволяющая продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, обобщать, интегрировать, делать их более практико-ориентированными. Исследовательская деятельность на основе компьютерных технологий помогает разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предметов.

В своей практике я использую несколько видов исследования.

  • Во-первых, это, информационные поисковые исследования, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.

  • Во-вторых, исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Исследования такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.

  • В-третьих, продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации.

  • В-четвертых, практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.

Предпочтение я отдаю исследованиям межпредметным, осуществляемым вне урока биологии. Обычно это 2-3 смежных с биологией науки, например, экология и медицина. Такая деятельность обеспечивает тесную связь между уроками, групповыми занятиями по экологии и практическим применением полученных знаний.

Исследовательская деятельность позволяет вовлечь учащихся в коллективную деятельность, стимулирует их познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от собственного труда. В процессе разработки и реализации исследования я создаю условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся. У учащихся появляется возможность проявить свои лучшие качества, кто-то умеет говорить, кто-то рисовать и оформлять, а кто-то активно и грамотно использует мультимедийную технику.

Таким образом создается ситуация успеха для каждого, кто принял участие в работе. При возможности привлекаю к участию в исследованиях специалистов экологической службы, лесничества, статистики, медицинских работников, что способствует повышению результативности исследования.

В результате использования исследовательской деятельности, у меня, как у учителя, происходит непрерывное повышение профессионального мастерства, и оно используется для оказания помощи ученикам в усвоении учебного материала с учетом их индивидуальных особенностей, выбора жизненных и профильных ориентиров.

В нашей школе, учитывая интересы и потребности школьников, преподавателям выделяется дополнительное время для непосредственной работы с учащимися, желающими вести исследовательскую работу. Педагоги и учащиеся в основном старшего звена образуют научное общество «Юные исследователи», уже 5 лет благополучно функционирующее. Разработана вся нормативно-правовая база: положения о НОУ, о научно-исследовательской работе учащихся. В школе ведётся целенаправленная работа исследовательского характера. Темы будущих рефератов мы обсуждаем ещё до начала нового учебного года, часть работы по сбору материала, исследовательская деятельность ведётся летом и часто не один год. Все исследования, проведенные учащимися в результате кропотливой работы, заслушиваются на школьной научно-практической конференции, которая проводится ежегодно. Победители школьного этапа принимают участие в районной НПК.

В исследовательской деятельности дети участвуют по желанию. В основном этим занимаются учащиеся 9-11 классов, которые уже осознанно решили, что биология пригодится им для поступления. Но пытаются попробовать свои силы и учащиеся среднего звена.

При осуществлении исследовательской деятельности с учащимися, у меня, как и у всех моих коллег, возникают некоторые трудности. На сегодняшний день существует мало методической литературы по организации исследовательской деятельности школьников. Для решения обозначенной выше проблемы в нашей школе организовали школьное научное общество (ШНО), которое помогает вовлекать в учебно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их учебными и научными интересами, обучает учащихся работе с научной литературой, формирует культуру научного исследования, оказывает практическую помощь учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.

Еще одной не маловажной проблемой исследовательских работ школьников является проблема критериев оценивания таковых работ. Сложилась ситуация в которой различные туры и конкурсы, при которых ученики представляют свои результаты исследований, оцениваются различными критериями. Это разногласие идет от того, что нет разделения на учебно-исследовательскую и научно–исследовательскую деятельности и нет разделения по возрастам (средняя и старшая школы).

Выделенные проблемы организации исследовательской деятельности школьников по биологии вне уроков не являются “камнем преткновения”. В нашей школе имеется много энтузиастов среди учителей, которые, не обращая внимания на возникающие проблемы, будут продолжать внедрять исследовательскую деятельность в школу.

Таким образом, я уверена, что развивать исследовательскую деятельность учеников, как на уроках, так и вне их просто необходимо для того, чтобы каждый ученик делал открытие для самого себя, а затем уже для развития современной науки. Исследовательская деятельность имеет высокую социально-педагогическую значимость для развития мотивации поиска, самоопределения личности, гуманизации образования.
Библиографический список

1.Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал «Исследовательская деятельность», 2004, № 1.

2.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: ВЛАДОС, 2001.

3.Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. - Санкт-Петербург: “Каро”, 2005.

4.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.