|
Исследование читательских интересов школьников Что предпочитают читать наши школьники
Оглавление
1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Особенности чтения школьника………………………………………............5
2.1. Исследование читательских интересов школьников………………........5
2.2. Что предпочитают читать наши школьники………………………..6
2.3. Периодика и ее читатели……………………………………………...7
2.4. Источники литературы………………………………………………..8
2.5. Видеокультура и детское чтение…………………………………....10
2.6. Книга, компьютер, интернет: новые ориентации школьников…....11
2.7. Анализ читательских формуляров ……………………………………...13
2.8. Связь между досуговым чтением и учебой …………………………….14
3. Заключение……………………………………………………………………..16
4. Список используемой литературы……………………………………………19
5. Приложение…………………………………………………………………….20
1. Введение
Хорошая книга – это друг, наставник и учитель. Дети должны стремиться к уединению с книгой, к размышлению и раздумью над содержанием прочитанного. Это и есть начало самовоспитания мыслей и чувств. Отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности замедляются. Народная мудрость гласит: «Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает», «Книга подобна воде – дорогу пробьет везде».
А.М. Горький сказал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Самовоспитание мыслей, чувств, убеждение и взглядов возможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность.
Ни для кого, не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать.
Известно, что чтение является важнейшим способом освоения того многообразия знаний, который накоплен сегодня в мире, источником получения информации из разных образовательных областей. Однако в условиях современного общественного развития наблюдается резкое снижение интереса к чтению, что проявляется как в высокоразвитых странах, так и в тех, где уровень общего образования населения значительно ниже. Эта проблема актуальна и для России.
Доля систематически читающей молодежи сократилась в нашей стране с 48% в 1991 году до 28% в 2010 году. Если 1991 году 79% жителей России читали хотя бы одну книгу в год, то к 2010 году эти показатели снизились до 66%. По статистике, в семидесятые годы домашним чтением занимались 80% семей, сегодня – всего 7%. (данные взяты из ж.Книжное обозрение,№39,2011)
Цифры говорят сами за себя. На вопрос: «Что делать, чтобы восстановить утраченный статус самой читающей страны?» - следует ответ: «Читать!» Разумеется, надо читать. Но как этого добиться? Как, например, активизировать чтение детей.
Чтобы понять, насколько остра эта проблема для нашей школы, я провела исследовательскую работу « Значение книги в жизни подростков». В ней приняли участие ученики 3-11 классов.
Я поставила перед собой
ЦЕЛЬ: выяснение причин пониженного интереса к чтению.
Для этого мне нужно решить следующие
ЗАДАЧИ:
-исследовать особенности чтения школьников;
-проанкетировать учащихся;
-сравнить направленность и систематичность чтения учеников разных классов;
-изучить литературу по данной теме.
Объект исследования– учащиеся нашей школы, родители, учителя.
Предмет исследования – отношение человека к книге.
Гипотеза – я считаю, что книга была и будет первоисточником в формировании человека и становлении его, как личности. Если люди будут больше читать, то станут более грамотными, воспитанными.
В работе я использовала следующие методы исследования:
Литература и источники: Бодрова Н.А., Сигал Л.М. Читательские интересы старших школьников.Внеклассная и внешкольная работа по литературе.
Бочарова О.В. Книга и чтение в жизни старшеклассника . Мир библиотек сегодня.
. Чирва А. Книга в твоих руках: Кн. Для учащихся. Чудинова В.П. Чтение детей России в1990-годы.
2.Особенности чтения школьников
2.1. Исследование читательских интересов школьников
Детское чтение — тема, которая, как мне кажется, не может не волновать всех нас. Что происходит в этой сфере, какова картина чтения детей в сегодняшней России? Однако на самом деле мало кто может ответить на вопрос о том, что читают ученики не по школьной программе и читают ли они хоть что-нибудь.
Между тем проблемы детского чтения (и “нечтения”) не менее важны, чем, к примеру, обсуждение вопросов ЕГЭ, выпускного сочинения и прочих, несомненно, важных вещей. Потому что без книги, без детской литературы, без осведомлённости учителя в этом вопросе, без знания им круга чтения современных детей и подростков невозможно становление настоящего читателя. Другое дело, что каждый понимает время, проведённое с книгой, по-своему. Для одних это возможность вместе с автором поразмышлять над вечными проблемами, для других — поваляться на диване с детективом, ну а для третьих — полистать небрежно последний номер глянцевого журнала. В общем, каждому своё. Но ведь именно свободное чтение — наиболее естественный вид чтения для любого человека — будь то взрослый или ребёнок. Итак, что читают нынешние дети? И как читают?
2.2.Что предпочитают читать наши школьники
Я буду опираться, прежде всего, на результаты социологического исследования чтения школьников 3-11-х классов нашей школы. Согласно этим данным, в среднем преобладающая часть детей и подростков на досуге читала. Но, как правило, тех, кто любит читать, это преимущественно дети младшего школьного возраста. Чем старше, тем меньше времени занимает чтение на досуге, и тем меньше они любят читать. Если доля тех, кто выбрал вариант ответа «мне нравится читать, много читаю», в младшем возрасте составляет около 80%, то к 11 классу она падает до 10%, (Приложение № 1).
Отношение к чтению – важная характеристика, и она свидетельствует как о том, что в целом позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется, так же как и о том, что учебные нагрузки, вместе с другими факторами приводят к тому, что происходит отторжение от чтения в старших классах. Чем старше школьник, тем больше «деловое» чтение по школьной программе» теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения.
В среднем же около трети опрошенных старшеклассников ответили «люблю читать, но не хватает времени» (Приложение № 2).
Результаты исследования говорят о том, что старшеклассники, в основном, не читает ничего кроме книг, необходимых для выполнения уроков. Последние прочитанные книги они называют программные произведения. Чаще звучали: «Преступление и наказание» ДостоевскогоФМ, «Герой нашего времени» Лермонтова МЮ, «Отцы и дети» Тургенева ИС.
2.3. Периодика и её читатели
Исследуя роль периодических изданий в жизни наших учеников, я сделала ещё одно важное наблюдение. Оказалось, что у мальчиков и девочек разные предпочтения. Мальчикам интересна конкретная, четкая и ясная информация. Они любят читать о своих увлечениях, хобби (рыбалка, туризм и т.п.), о спортивных достижениях, о технике, о компьютерах, им нравятся смешные истории. Девочки читают больше мальчиков, при этом их волнует сюжет, интриги, приключения, взаимоотношения героев. Они чаще прислушиваются к рекомендациям подруг, родителей, учителей. (Приложение №7)
Комиксы и «диснеевские» журналы популярны у читателей младшего школьного возраста, особенно у мальчиков. В то же время журналы, созданные специально для детей, больше популярны у девочек, также как и журналы о животных и о природе. Привлекают внимание такие издания как кроссворды, сканворды, головоломки, причем в разных возрастных группах.
Я узнала, что ученики нашей школы чаще читают местную газету «Убинский вестник», так как они рассказывают о жизни людей (в том числе и школьников) своего района.
Сделав сравнительный анализ чтения газет и журналов учащимися школы, я определила школьный рейтинг популярности периодических изданий.
В начальных классах различия в чтении не особенно значительны. Но читают больше девочки. Чем старше дети, тем более значимыми становятся различия в чтении мальчиков и девочек. Особенно это касается подросткового возраста. В ниже приведенной таблице эти признаки четко прослеживаются:
Категория
|
Мальчики
|
Девочки
|
|
Жанры художественной литературы
|
Фантастика, приключения, детективы, «ужастики», о путешествиях.
|
«Романы для девочек», рассказы о сверстниках, детективы.
|
|
Журналы
|
Издания познавательного характера - о автомобилях и компьютерах.
|
Молодежные и женские журналы. А также издания сугубо развлекательного характера.
|
|
Жанровые предпочтения подростков во многом помогают увидеть различия между читательской аудитории мальчиков и девочек. Каждый из них находит в этой литературе своих героев: мальчики - смелых и проворных, девочки в основном опираются на душевные переживания. В чтении подростков и читателей юношеского возраста преобладают молодежные, а также женские журналы, ориентированные на развлечение этой аудитории. Их читают прежде тогда как мальчики предпочитают другие -спортивные и технические издания. Познавательные журналы читаются сегодня значительно реже, чем раньше. У тех, кто младше, спросом пользуются детские журналы «Маша и Медведь», «Фея», «Принцесса», а у тех, кто постарше, – «Ромео и Джульетта», «Мото», «Братишка» и др. В чтении присутствуют и «телевизионные» журналы и газеты. Оказывается любимый журнал девочек 8 класса – «Мне 15», а у всех девочек 6 класса – «Классная девчонка», в 11классе все девочки читают «Ромео и Джульетта»
2.4. Источники литературы
Если журналы часто покупаются, и иногда берутся подростками в библиотеках, то источниками получения книг служат, в основном, домашние или в школьной библиотеки. Нельзя обойти вопрос об источниках получения книг сегодня. По материалам анкетирования «посещение школьной библиотеки» получается следующая картина. Ребята более младшие чаще посещают библиотеку (Приложение №3).
На вопрос о том, какие книги школьник хотел бы прочитать, но не может найти. На удивление на 1 месте оказались книги по технике, на 2-ом – научно-популярная литература, а на 3 – о растениях и животных.(Приложение №4)
Количество разнообразных тем, по которым детям нужны книги, огромно. Казалось бы, что литературы по этим темам издается немало. Но из-за того, что она не попадает в регионы, дети испытывают «книжный голод». Однако специфика этой читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга.
Для библиотек одним из вариантов такой «замены» стали журналы. Именно периодика позволяет библиотекам восполнить пробелы в книжном фонде, оперативно удовлетворять информационные запросы читателей. Во многих библиотеках периодика оставляет подавляющую часть новых поступлений. Но детские библиотеки особенно нуждаются именно в книгах, способствующих развитию личности юного читателя, его самообразованию.
2.5. Видеокультура и детское чтение
Телевидение продолжает играть значительную роль в жизни детей и подростков. В течение последнего десятилетия оно является наиболее распространенным способом проведения досуга у большинства детей и подростков, как в городе, так и на селе, и занимает первое место в перечне ежедневных досуговых занятий. Репертуар программ и передач, которые смотрят подростки, широк и разнообразен. Школьники любят смотреть юмористические передачи, передачи о путешествиях, приключениях, о природе и животных, младшие предпочитают мультфильмы, старшие – музыкальные программы и новости спорта. Они любят смотреть телесериалы и художественные фильмы (причем преимущественно зарубежные). Многие подростки - активные любители игр, конкурсов, викторин. Таким образом, телевидение – это и образование, и отдых, и развлечения. Это также источник рекламных роликов, полных изменение образов – стереотипов. Кинофильмы, сериалы и рекламные ролики задают определенные правила и модели поведения, влияют на сознание и подсознание.
С моей точки зрения, это влияние проявляется в следующем:
- меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным», «клиповым» (вследствие чего ребенку всё труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно - повестях и романах);
- меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и в видеопрокате - детективам, триллерам, «фэнтези», «ужасам», «кинороманам»);
- предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов);
- происходит изменение, упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия (в том числе и язык русской и зарубежной классики, которая раньше составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков).
В связи с тем, что и репертуар современного книгоиздания, и репертуар телепередач ориентированы на остросюжетные произведения массового спроса, то не удивительно, что в чтении детей и, особенно, подростков, доминирует остросюжетная развлекательная литература, а также произведения, написанные по сценариям сериалов и кинофильмов («кинороманы»).
Телевидение в значительной степени определяет читательские предпочтения подростков. Данные исследований (ж.Школьная библиотека №3,2010) также подтверждают общую тенденцию: чтение детей и подростков все больше делится на две составляющие: «деловое» и «свободное».
Таким образом, телевизионная культура влияет на чтение детей и подростков, казалось бы, незаметно, но очень значительно.
2.6. Книга, компьютер, Интернет: новые ориентации школьников
У современного подростка есть большие возможности выбора того или иного способа проведения досуга. Это различные средства массовой коммуникации. Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня - самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку восприимчивы к новому, многие из них уже в раннем детстве знакомятся с компьютером. Это новое «мультимедийное поколение», у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации.
Ещё одна черта современных подростков – это стремление поиграть на компьютере. Такая возможность им предоставляется и в школе, и дома, у друзей. Сегодня эта волна распространяется из крупных городов в российскую провинцию. Рубеж веков и начало нового тысячелетия ознаменовался ростом пользователей Интернета, которым больше всего интересуются именно юные и молодые пользователи. Центром внимания подростков (особенно мальчиков) сегодня становятся именно компьютерные игры и новые информационные и телекоммуникационные технологии. По результатам анкетирования оказалось, что юноши из старших классов проводят время за компьютерными играми больше часа. (Приложение№8)
Окружающая среда и доступность различных каналов массовой коммуникации, печатных и иных материалов оказывают сильное влияние на их отношение к книге, читательские привычки и пристрастия. Электронная культура, в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимаются как конкуренты печатному слову. Безусловно, на первом этапе освоения нового типа медиа и новых возможностей, которое оно предоставляет, к нему возникает острый интерес. Позже, когда оно будет освоено, оно «встроится» в структуру жизнедеятельности, и займет в ней свое место.
Книга не уйдет, и чтение также. Однако мне хотелось бы расставить акценты иначе: дело не в том, какое средство будет выбираться – книга или компьютер, где будет текст - на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно будет там читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности.
Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Многие родители, педагоги, библиотекари по-прежнему ориентированы на старую литературную модель, тогда как большинство сегодняшних детей и подростков имеют совсем другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. Таким образом, в какой-то мере между поколениями происходит разрыв в передаче бытовавшей долгое время традиции освоения литературной культуры. Утверждается «новая модель» детского чтения – точнее, «новые модели» чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта, изменившаяся реальность, ставит иные задачи воспитания юного читателя как «Человека читающего».
2.7. Анализ читательских формуляров
Индивидуальный анализ формуляров отдельных читателей проводят ежегодно или раз в полугодие. Просматривая записи в формуляре, устанавливают, сколько всего книг, по каким отделам знаний, видам литературы, какие именно книги, в какой последовательности читатель брал за анализируемый период, сколько в среднем книг он брал в течение месяца или года. Это позволяет судить о направленности содержания чтения, его системе, характере.
Проанализировав читательские формуляры учащихся 3 , 7 , 11 классов я посмотрела, как меняется читательская активность.
Данные исследования я внесла в таблицы (Приложение №5, ) о чтении в школьной библиотеке .
Ученики активно читают в 3-ом классе, менее активно в 7-ом. Если в 3 м классе всего было прочитано - 115 книги, то в 7-ом - 50 книг, а в 11 – 13книг. Посещений в библиотеку во 3-ом классе -107, в 7-ом -36, в 11-ом – 10. (Приложение №6)
А чем же занимают своё свободное время ребята 8-11классов. 8 и 9классах на первом месте оказалось телевидение, на 2-ом – друзья, на 3-ем – компьютер. В 10 – 11 классах на 1-м – компьютер, на 2-ом – друзья, на 3-ем – телевизор (Приложение№ 9 )
Выводы: анализируя результаты анкет, видим, что большинство учащихся в настоящее время отдают предпочтение не чтению книг, а просмотру телепередач и общению с Интернетом.
К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех, для кого чтение — тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неправильно понятая задача ведет к неправильному решению.
Особый интерес вызвала анкета для взрослого населения нашего села «Посещение сельской библиотеки» (Приложение№ 10). Оказывается самая читаемая аудитория художественной литературы – это животноводы, домохозяйки. А почему учителя (в последние годы по мнению библиотекаря Васильченко ЕА)оказались на 3-ем месте? Это можно объяснить результатами следующей анкеты (Приложение№ 11)
Анализируя последние анкеты я пришла к выводу: не у всех жителей села есть подключение к интернету, поэтому они предпочитают классическое времяпровождение, а учителя (у всех домашний интернет)для информации используют интернет.
2.8. Связь между досуговым чтением и учебой
Есть дети, для которых книга — органическая часть их жизни. Кто смотрит телевизионную передачу “Умники и умницы”, тот наверняка убедился в феноменальной начитанности этих подростков — будущей элиты нашего общества. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи, прогнозировать.
В рамках своей исследовательской работы, я решила поинтересоваться, что думает по этому поводу учитель русского языка и литературы Гизитдинова Рашида Галиулловна По мнению учителя – не только к качественному усвоению информации приводит регулярное чтение, оно положительно влияет на ответы школьников во время учебного процесса. Установлена связь объема чтения с грамотностью. У ученика регулярно и внимательно читающего благодаря зрительной памяти формируется орфографическая зоркость. Ученик незаметно для себя запоминает написание прочитанных слов. У школьников, мало читающих, скудный словарный запас. Устные ответы таких учащихся односложные. Они часто затрудняются сделать вывод, обобщить сказанное. У них плохо развита память. Подтвердим это примером читаемости (Приложение № 12, ).
ВЫВОДЫ: Учащиеся 5,6,7,8, у которых упала читательская активность, в настоящее время учатся удовлетворительно, хотя в 5 класс учились на 4 и 5. Учащиеся 1,2,3,4 как учились хорошо, так и сейчас учатся хорошо и отлично.
По мнению учителя, начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обусловливает духовный климат в школе и дома. Кем бы потом ни стали выпускники школ — им жить среди людей. А значит необходимо уметь понимать их, общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.
Нельзя не учитывать и прагматическую сторону чтения. Ведь огромная масса профессий, так или иначе, связана с чтением инструкций, факсов, договоров, почтовых отправлений и других деловых бумаг, что требует языкового развития.
3. Заключение
Оказывается, изучение материалов в исследовании детского чтения не такое уж бесполезное занятие. Задавшись этой проблемой, я подумала, что никаких таких особых трудов не понадобится, и ничего необычного в этом исследовании не обнаружу. Но я глубоко ошибалась. Получено столько новой информации, что осмыслить ее всю сразу и сделать нужные выводы за один раз просто невозможно.
Проблема приобщения детей к книжной культуре сегодня одна из важнейших и не только работников библиотек. Дети, обучающиеся в нашей школе, растут в благоприятной социальной обстановке. Читали и читают их родители, поэтому есть потребность и у детей, но резко снижается число читающих. Меняется мотивация чтения. Подрастающее поколение будет жить в информационном обществе. Социолог А.И. Ракитин так определяет информационное общество: «Информационное общество характеризуется тем, что в нем главным продуктом являются знания». Большая загруженность учебой, формирование избирательных и глубоких увлечений, на досуговое чтение времени остается очень мало. Читают в свободное время детективы, фантастику и приключения. Связано это с тем, что на прилавках магазинов много таких книг и большую роль играет телевидение. Буквально с рождения дети смотрят все фильмы и передачи для взрослых. Там мы видим: драки, убийство, насилие, уход от реальной жизни. Отсюда и желание читать фантастику, триллеры и страшилки как продолжение теле- и видео- продукции. Избирательное чтение вытеснило высокую культуру чтения.
Неисчерпаемым источником знаний для ребенка может и должна стать книга. Книга, прочитанная в детстве, запоминается на всю жизнь, влияет на дальнейшее развитие человека, на мировосприятие, вырабатывает определенные нормы поведения, помогает вырасти просвещенным, творческим, интеллигентным, с добрым сердцем, чуткой совестью и одновременно активным, смелым, умеющим постоять за себя и свое убеждение.
Как положительный факт следует отметить то, что в школе все ученики читают программную литературу, знакомятся с произведениями классиков русской и зарубежной литературы.
Считаю, что причинами снижения уровня детского чтения являются:
- чрезмерное увлечение теле-, видео-, аудио продукцией;
- повсеместно внедрение компьютерной техники и Интернета;
- недостаток интересных книг, особенно для детей-подростков;
- педагогические проблемы в современном обучении: вследствие усложненной школьной программы у детей преобладает «деловое» чтение, свободного времени чтения для души практически не остается;
- загруженность родителей, которые не могут уделить должного внимания детям, отсутствие интереса к детскому чтению с их стороны;
- снижение социального уровня семьи (материальное положение большинства семей не позволяет купить нужную детскую книгу или журнал для домашней библиотеки).
Моя исследовательская работа по проблеме чтения современными подростками позволяет прийти к выводу, что замена чтения просмотром телепередач, общением с Интернетом снижает кругозор ученика, мешает ему в развитии, негативно влияет на результаты учебы (грамотность, развитие речи).
Думаю, способами привлечения подростков к чтению могут быть:
читательские конференции и диспуты, массовые мероприятия;
выпуск плакатов «Читать? Увлекательно!», «Читать – это модно!»;
обзоры книг, статей из газет и журналов;
возрождение культуры и традиции семейного чтения;
Очень важно, чтобы книга вошла в жизнь человека как можно раньше. Мой способ привлечения к чтению друзей и одноклассников – это буклеты.
4.Список используемой литературы
1.Бодрова Н.А., Сигал Л.М. Читательские интересы старших школьников// Внеклассная и внешкольная работа по литературе. - М.,1970.
2. Бочарова О.В. Книга и чтение в жизни старшеклассника // Мир библиотек сегодня.- 1998.-№3.
3. Бородина В.А. Библиотечное обслуживание: учебно-методическое обслуживание. – М.: Либерия, 2004.
4. Калитин Н.И. Искусство быть читателем. –М.,1982.
5. Львов С.А. Книга о книге.- М.,1980.
6. Работа с читателями/ Под ред. В.Ф. Сахарова.- М.: Книга, 1981.-3-е изд. Доп. и перераб.
7.Справочник библиотекаря. – СПб: Профессия, 2005.
8. Чирва А. Книга в твоих руках: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
9. Чудинова В.П. Чтение детей России в 1990-е годы// Библиотековедение.-2000.-№1.
10. Школьная библиотека. Журнал.- М., 2009.-№1-№6.
Приложение №
Результаты техники чтения! 11класс. Норма техники чтения 150 слов.
№
п/п
|
Ф.И.учащегося
|
Кол-во слов в минуту
|
Средняя оценка за диктант
|
Успеваемость
|
|
|
|
|
|
|
З***
|
182
|
«5»
|
хорошист (с одной четверкой)
|
|
А***
|
178
|
«4»
|
хорошистка
|
|
Т***
|
169
|
«4»
|
хорошист
|
|
Ш***
|
168
|
«4»
|
хорошистка
|
|
К***
|
110
|
«3»
|
Учится на удовлетворительно
|
|
С***
|
107
|
«3»
|
Учится на удовлетворительно
|
|
Ш***
|
99
|
«3»
|
Учится на удовлетворительно
|
|
Г***
|
89
|
«3»
|
Учится на удовлетворительно
|
Руководитель_________(Гизитдинова Р.Г.)
|
|
|