Главная страница

Использование метода проектов на уроках иностранного языка


Скачать 73.4 Kb.
Название Использование метода проектов на уроках иностранного языка
Дата 06.03.2016
Размер 73.4 Kb.
Тип Документы

Калинина Т.В. МБОУ СОШ № 10




Использование метода проектов на уроках иностранного языка

В настоящее время, когда английский язык приобрел статус языка глобального общения, я, как преподаватель этой дисциплины, вижу свою задачу в лингвосоциальной адаптации учащихся к современным условиям жизни. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен управлять умением и навыками выражения на английском языке. Коммуникация, в свою очередь, нуждается мотивации.

Понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на иностранном языке формальным способом. Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребенок захотел говорить, захотел говорить не для хорошей оценки, а потому, что для него коммуникация стала потребностью. При этом надо учитывать и естественный страх человека перед говорением на иностранном языке. Преодоление существующего психологического барьера, внутренней зажатости - одна из важнейших задач, стоящих перед нами. При ее решении должен учитываться и тот факт, что учебный процесс будет эффективным только при условии превращения каждого конкретного ученика из пассивного созерцателя, позволяющего себя обучать, в активного и творческого участника процесса.

Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

Под методом проектов понимается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Проект от лат. ―projektus означает буквально ―выброшенный вперед. Французское слово ―projet переводится как ―намерение, которое будет осуществлено в будущем. Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. Предполагалось расширение и обогащение индивидуального опыта учащегося, темы проектов при этом следовало брать из окружающей действительности. Лозунг этой деятельности «Все из жизни – все для жизни».

Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими. Небольшая группа педагогов - исследователей под руководством С. Шацкого работала по проблеме внедрения «Метода проектов» в практику обучения уже начиная с 1905 г. Личный интерес обучающегося являлся необходимым условием успешной работы. Проблему следовало взять из реальной жизни, и она должна быть знакомой и значимой для ребенка. Для ее решения требовались как ранее полученные знания, так и те, которые предстояло еще приобрести. Учитель-консультант руководил проектной работой, направляя поиск учеников, подсказывая источники информации. В 1920 г. «Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» стали использоваться в школах России. Российские педагоги считали, что это помогает развивать творческую инициативу детей.

В зарубежной школе метод проектов развивается активно и достаточно успешно и по сей день. Coalition of Essential Schools, или сокращенно CES – сеть школ, принадлежащих к альтернативному направлению системы образования США. Продуктивное образование (в лице продуктивных школ CES) ставит конкретную задачу: создать условия психолого-педагогической поддержки инициативы учащихся.

Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Применение проектной методики как новой педагогической технологии в развитии современной дидактики обосновано тем, что

- в условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня;

- это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно - воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;

- это истинно педагогическая технология, гуманистическая по своей сути. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

- Учебный проект является важным средством формирования мотивации изучения ИЯ.

Таким образом, проектная методика реализует личностный подход к учащимся, требующий, прежде всего отношение к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями.

Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является обеспечение возможности овладения учащимися коммуникативной компетенцией, т.е. практическим овладением иностранным языком. В понятие коммуникативной компетенции входят: речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений высокого уровня во всех видах речевой деятельности; лингвистическая компетенция – овладение учащимся лексикой по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых умений; социокультурная компетенция - приобретение знаний о культуре стран изучаемого языка; методическая компетенция – проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно приобретать необходимую информацию по разным отраслям знаний.

Кроме того, проектное обучение способствует: повышению личной уверенности учащихся; развивает командный дух, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать; обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы; развивает у учащихся исследовательские умения.

Требования к проектам

Проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся; учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер; работа учащихся должна быть осмысленной и активной; учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей

Этапы работы над проектом.

  1. постановка цели;

  2. выявление проблемы,

  3. противоречия, формулировка задач;

  4. обсуждение возможных вариантов исследования,

  5. выбор способов;

  6. самообразование при помощи учителя;

  7. продумывание хода деятельности,

  8. распределение обязанностей;

  9. исследование: решение отдельных задач, компоновка;

  10. обобщение результатов, выводы;

  11. анализ успехов и ошибок, коррекция

Вот как происходило проектирование по теме: «Мы любим Шекспира» учащимися 10 класса.

Проектирование темы «Мы любим Шекспира»

Этапы проектирования :

  1. Целеполагание

  • Цель: сравнение классического прочтения (перевода) произведения Шекспира «Сон в летнюю ночь с оригиналом, драматизация одной из сцен, лингвистическое исследование изменившихся норм написания/произношения.

  • Исследуемая проблема: Можно ли сделать классическое произведение 16 века интересным для школьной неподготовленной аудитории?

  1. Организация




обязанности

ответственный

сроки

Выбор руководителя проекта

Постоев В.




Выбор произведения, сценарий

Данченко А.

20-27.04.

Распределение ролей, обеспечение словами

Журба М.

Скляров С.

28-30.04

Отработка трудной лексики

Булев Г. , Калинина Т.В.

28.04-10.05

Костюмы, оформление

Журба М.


до 26.05

Музыкальное сопровождение

Чаглар Ф.

до 11.05

Репетиции

Постоев В./Калинина Т.В.

10.05.-25.05




  1. Выполнение проекта. (20.04 – 26.05)

  2. Защита проекта. 26.05.

  3. Самоанализ 26.05

Роль учителя

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. В работе над проектом учитель: помогает ученикам в поиске нужных источников информации; сам является источником; координирует весь процесс; поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество

Роль ученика

Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект. Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.

Результаты использования проектной технологии на уроках иностранного языка.

Предметные результаты: развитие коммуникативных умений по видам речевой деятельности; знакомство школьников со страноведческой тематикой; включение учащихся в активный диалог культур

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем поискового характера; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; развитие социальных умений школьника, необходимых для общения на иностранном языке в пределах его языковых способностей. Личностные принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; достижение личностно значимых результатов.