Использование мультипликационных фильмов с целью социализации детей в работе воспитателя детского сада.
Побединская Ирина Викторовна, воспитатель.
Наблюдения за жизнью детей в ДОУ наталкивают на мысль, что родители и педагоги много времени и усилий тратят на то, чтобы ребёнок овладел некоторой суммой знаний, умений и навыков. При этом ставятся задачи развивающего характера, но они касаются развития перцептивных процессов и интеллекта. Наших детей учат мнемотехническим приёмам, развивают внимание и мышление, учат классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи и т.п.. Педагоги дополнительного образования и психологи ДОУ занимаются по сути тем же. Всё это конечно неплохо и несомненно решает задачи подготовки ребёнка- дошкольника в школьному обучению. Однако, задачи освоения ребёнком собственного внутреннего пространства, отработки личных переживаний, коррекции уязвимых свойств личности остаются на вторых, а то и на третьих позициях. Многолетний опыт наблюдения за успешностью непосредственно образовательной деятельностью у детей показывает, что дошкольники, имеющие проблемы личностного характера, хуже усваивают учебный материал, имеют низкую мотивацию достижений, часто болеют, выдают неадекватные реакции, затрудняющие получение результатов как у них, так и у всей группы в целом. Если родители игнорируют наличие у ребёнка «зон фрустрации» и вместо того, чтобы оказать малышу поддержку, увеличивают его загруженность занятиями «интеллектуальной» направленности, симптомы неуспешности у ребёнка могут усиливаться. В таком случае воспитатели отмечают у ребёнка усиление проявлений тревожности, двигательной расторможенности, агрессивности и т.п. С моей точки зрения, в «группу риска» попадают дети, имеющие следующие проблемы:
Гиперактивность
Высокая тревожность, повышенная чувствительность.
Застенчивость, неуверенность в себе.
Проживание в стеснённых или неблагоприятных бытовых условиях.
Перенёсшие психотравмирующую ситуацию ( смерть близкого человека, переезд, развод родителей, насилие, несчастный случай , серьёзное заболевание или травма и т.п.)
Недавнее рождение братьев или сестёр.
Наличие психосоматических заболеваний и симптомов ( ДЖВП, энурез и энкопрез, астма, нейродермит, гастрит, головные боли и боли в животе неясного происхождения, часто болеющие).
Плохой сон и ( или) аппетит.
Агрессивность.
Замкнутость, неразговорчивость.
Истерические реакции.
Страхи.
Невротические привычки ( грызёт ногти, шмыгает носом, занимается онанизмом и т.п.)
Плаксивость.
Говоря о «группе риска», я имею в виду, что именно этим детям необходимо создавать в первую очередь благоприятные психологические условия . Такие условия для отреагирования внутренней напряжённости могут создаваться воспитателем в группе детского сада. Основные приёмы- это создание ситуации поддержки, любви и принятия ребёнка ( как со стороны воспитателя, так и со стороны детей группы), проведение психогимнастических упражнений, создание условий для отреагирования фрустрации, гнева и обиды ( уголок гнева), обучение ребёнка выражению своих чувств ( как через вербализацию, так и через рисование, лепку и др.виды деятельности), обеспечение для воспитанника достаточной физической активности в течении дня ( например, стимулировать его к занятиям в спортивном уголке, участию в утренней гимнастике, физкультминуткам, подвижным играм на прогулке и т.п.).
Наряду с этими, довольно часто используемыми методами, я применяю в своей практике работу с мультфильмами. Как известно, мышление дошкольника наглядно- образное, поэтому для иллюстрации каких-то ситуаций ( в том числе- психокоррекционных) жанр мультипликационного фильма подходит как нельзя лучше. Малыши воспринимают мультфильмы, как реальные истории и интегрируют их в свой собственный опыт практически без сопротивления психологических защит. Поэтому мультфильмы можно использовать как при работе с личным психотравмирующим опытом ребёнка, так и для выработки у него желаемых форм поведения ( нравственных норм). При работе с мультфильмами я использую следующие формы работы:
Совместный просмотр с параллельным комментированием мультфильма воспитателем ( расставление акцентов, вопросы на осмысление).
Приём « что будет дальше?»- в режиме « стоп- мультфильм» с целью активизации личного опыта ребёнка, личностного включения в ситуацию мультфильма.
Проигрывание отдельных отрывков мультфильма по ролям.
Придумывание нового конца для истории . Например, в конце отрицательный герой исправляется ( если этого не происходит по ходу сюжета).
Изменение характера персонажей при проигрывании ( театрализации) сюжета. Например, «сыграйте эту сцену так, как будто у Бабы Яги болит зуб»)- ломка стереотипов.
Рисование персонажей мультфильма.
Написание письма какому-нибудь персонажу.
Вопросы типа « А в твоей жизни было так же»? « А как было у тебя»? «Как можно поступить в этой ситуации»? и т.п.
При работе с мультфильмами решаются следующие задачи:
Развитие уверенности в себе.
Отработка негативных переживаний.
Работа со страхами.
Развитие коммуникативных навыков.
Развитие сознания и самосознания.
Развития умения психологического анализа поведения окружающих
Развитие произвольного поведения
Отработка агрессии.
Развитие эмоциональной сферы, умения разбираться в эмоциях окружающих.
Нравственное развитие.
Развитие терпимости, толерантности.
Развитие способности к сопереживанию, умение дать поддержку нуждающемуся.
Развитие чувства юмора.
Для целей психокоррекции и профилактики я использовала следующие мультфильмы:
№
|
Название
|
Возрастная группа
|
Задачи
(нумерация из перечня задач)
|
1.
|
Мешок яблок
|
Ст, мл
|
9,3,4,5,6,13
|
2.
|
Когда зажигаются ёлки
|
Ст, мл
|
3, 4,5,6
|
3.
|
Лесные путешественники
|
Ст, мл
|
3,4,5,6
|
4.
|
Пластилиновая ворона
|
Ст
|
9,13
|
5.
|
Сказка о потерянном времени
|
Ст
|
5,6,7
|
6.
|
Крошка Енот
|
Ст, мл
|
3,5,6
|
7.
|
Вовка в тридесятом царстве
|
Ст
|
10, 5,6,13
|
8.
|
Дудочка и кувшинчик
|
Ст, мл
|
10, 5,6
|
9.
|
История о девочке, которая наступила на хлеб
|
Ст, мл
|
10, 5,6
|
10.
|
Сладкая сказка
|
Ст, мл
|
10,5,6,13
|
11.
|
Заяц, который любил давать советы
|
Ст, мл
|
10,5,6
|
12.
|
Лошарик
|
Ст, мл
|
11, 1, 5,6
|
13.
|
Рики- Тики- Тави
|
Ст
|
3,5,6
|
14.
|
Хочу быть отважным
|
Ст, мл
|
3,5,6
|
15.
|
Мама для мамонтёнка
|
Ст, мл
|
5,6,9,10
|
16.
|
Возвращение блудного попугая
|
Ст, мл
|
6,10,11,13
|
17.
|
Дядюшка Ау
|
Ст, мл
|
3,6
|
18.
|
Как старик корову продавал
|
Ст
|
4,6,13
|
19.
|
Аленький цветочек
|
Ст
|
3,4,6,10,11
|
20.
|
Домовёнок Кузя
|
Ст, мл
|
3,4,6,10,11
|
21.
|
Опасная шалость
|
Ст,мл
|
6,10,11
|
22.
|
Можно и нельзя
|
Ст,мл
|
6,10,11
|
23.
|
Стрекоза и муравей
|
Ст,мл
|
6,10,11
|
24.
|
Мишка- задира
|
Ст,мл
|
6,10,11
|
25.
|
Самый-самый-самый-самый
|
Ст,мл
|
6,9
|
26.
|
Ёжик должен быть колючим?
|
Ст, мл
|
1,11,12,6
|
27.
|
Голубой щенок
|
Ст,мл
|
1,11,12,6
|
28.
|
Ивашка из дворца пионеров
|
Ст, мл
|
3,5,6,13
|
29.
|
Потерялась внучка-
|
Ст, мл-
|
3,4,6
|
30.
|
Конфликт
|
Ст
|
3,4,6,8
|
|