Главная страница

Использование мультипликационных фильмов с целью социализации детей в работе воспитателя детского сада


Скачать 89.03 Kb.
Название Использование мультипликационных фильмов с целью социализации детей в работе воспитателя детского сада
Дата 09.03.2016
Размер 89.03 Kb.
Тип Документы

Использование мультипликационных фильмов с целью социализации детей в работе воспитателя детского сада.

Побединская Ирина Викторовна, воспитатель.

Наблюдения за жизнью детей в ДОУ наталкивают на мысль, что родители и педагоги много времени и усилий тратят на то, чтобы ребёнок овладел некоторой суммой знаний, умений и навыков. При этом ставятся задачи развивающего характера, но они касаются развития перцептивных процессов и интеллекта. Наших детей учат мнемотехническим приёмам, развивают внимание и мышление, учат классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи и т.п.. Педагоги дополнительного образования и психологи ДОУ занимаются по сути тем же. Всё это конечно неплохо и несомненно решает задачи подготовки ребёнка- дошкольника в школьному обучению. Однако, задачи освоения ребёнком собственного внутреннего пространства, отработки личных переживаний, коррекции уязвимых свойств личности остаются на вторых, а то и на третьих позициях. Многолетний опыт наблюдения за успешностью непосредственно образовательной деятельностью у детей показывает, что дошкольники, имеющие проблемы личностного характера, хуже усваивают учебный материал, имеют низкую мотивацию достижений, часто болеют, выдают неадекватные реакции, затрудняющие получение результатов как у них, так и у всей группы в целом. Если родители игнорируют наличие у ребёнка «зон фрустрации» и вместо того, чтобы оказать малышу поддержку, увеличивают его загруженность занятиями «интеллектуальной» направленности, симптомы неуспешности у ребёнка могут усиливаться. В таком случае воспитатели отмечают у ребёнка усиление проявлений тревожности, двигательной расторможенности, агрессивности и т.п. С моей точки зрения, в «группу риска» попадают дети, имеющие следующие проблемы:

  1. Гиперактивность

  1. Высокая тревожность, повышенная чувствительность.

  1. Застенчивость, неуверенность в себе.

  1. Проживание в стеснённых или неблагоприятных бытовых условиях.

  1. Перенёсшие психотравмирующую ситуацию ( смерть близкого человека, переезд, развод родителей, насилие, несчастный случай , серьёзное заболевание или травма и т.п.)

  1. Недавнее рождение братьев или сестёр.

  1. Наличие психосоматических заболеваний и симптомов ( ДЖВП, энурез и энкопрез, астма, нейродермит, гастрит, головные боли и боли в животе неясного происхождения, часто болеющие).

  1. Плохой сон и ( или) аппетит.

  1. Агрессивность.

  1. Замкнутость, неразговорчивость.

  1. Истерические реакции.

  1. Страхи.

  1. Невротические привычки ( грызёт ногти, шмыгает носом, занимается онанизмом и т.п.)

  1. Плаксивость.

Говоря о «группе риска», я имею в виду, что именно этим детям необходимо создавать в первую очередь благоприятные психологические условия . Такие условия для отреагирования внутренней напряжённости могут создаваться воспитателем в группе детского сада. Основные приёмы- это создание ситуации поддержки, любви и принятия ребёнка ( как со стороны воспитателя, так и со стороны детей группы), проведение психогимнастических упражнений, создание условий для отреагирования фрустрации, гнева и обиды ( уголок гнева), обучение ребёнка выражению своих чувств ( как через вербализацию, так и через рисование, лепку и др.виды деятельности), обеспечение для воспитанника достаточной физической активности в течении дня ( например, стимулировать его к занятиям в спортивном уголке, участию в утренней гимнастике, физкультминуткам, подвижным играм на прогулке и т.п.).

Наряду с этими, довольно часто используемыми методами, я применяю в своей практике работу с мультфильмами. Как известно, мышление дошкольника наглядно- образное, поэтому для иллюстрации каких-то ситуаций ( в том числе- психокоррекционных) жанр мультипликационного фильма подходит как нельзя лучше. Малыши воспринимают мультфильмы, как реальные истории и интегрируют их в свой собственный опыт практически без сопротивления психологических защит. Поэтому мультфильмы можно использовать как при работе с личным психотравмирующим опытом ребёнка, так и для выработки у него желаемых форм поведения ( нравственных норм). При работе с мультфильмами я использую следующие формы работы:

  1. Совместный просмотр с параллельным комментированием мультфильма воспитателем ( расставление акцентов, вопросы на осмысление).

  1. Приём « что будет дальше?»- в режиме « стоп- мультфильм» с целью активизации личного опыта ребёнка, личностного включения в ситуацию мультфильма.

  1. Проигрывание отдельных отрывков мультфильма по ролям.

  1. Придумывание нового конца для истории . Например, в конце отрицательный герой исправляется ( если этого не происходит по ходу сюжета).

  1. Изменение характера персонажей при проигрывании ( театрализации) сюжета. Например, «сыграйте эту сцену так, как будто у Бабы Яги болит зуб»)- ломка стереотипов.

  1. Рисование персонажей мультфильма.

  1. Написание письма какому-нибудь персонажу.

  1. Вопросы типа « А в твоей жизни было так же»? « А как было у тебя»? «Как можно поступить в этой ситуации»? и т.п.

При работе с мультфильмами решаются следующие задачи:

  1. Развитие уверенности в себе.

  1. Отработка негативных переживаний.

  1. Работа со страхами.

  1. Развитие коммуникативных навыков.

  1. Развитие сознания и самосознания.

  1. Развития умения психологического анализа поведения окружающих

  1. Развитие произвольного поведения

  1. Отработка агрессии.

  1. Развитие эмоциональной сферы, умения разбираться в эмоциях окружающих.

  1. Нравственное развитие.

  1. Развитие терпимости, толерантности.

  1. Развитие способности к сопереживанию, умение дать поддержку нуждающемуся.

  1. Развитие чувства юмора.

Для целей психокоррекции и профилактики я использовала следующие мультфильмы:



Название

Возрастная группа

Задачи

(нумерация из перечня задач)

1.

Мешок яблок

Ст, мл

9,3,4,5,6,13

2.

Когда зажигаются ёлки

Ст, мл

3, 4,5,6

3.

Лесные путешественники

Ст, мл

3,4,5,6

4.

Пластилиновая ворона

Ст

9,13

5.

Сказка о потерянном времени

Ст

5,6,7

6.

Крошка Енот

Ст, мл

3,5,6

7.

Вовка в тридесятом царстве

Ст

10, 5,6,13

8.

Дудочка и кувшинчик

Ст, мл

10, 5,6

9.

История о девочке, которая наступила на хлеб

Ст, мл

10, 5,6

10.

Сладкая сказка

Ст, мл

10,5,6,13

11.

Заяц, который любил давать советы

Ст, мл

10,5,6

12.

Лошарик

Ст, мл

11, 1, 5,6

13.

Рики- Тики- Тави

Ст

3,5,6

14.

Хочу быть отважным

Ст, мл

3,5,6

15.

Мама для мамонтёнка

Ст, мл

5,6,9,10

16.

Возвращение блудного попугая

Ст, мл

6,10,11,13

17.

Дядюшка Ау

Ст, мл

3,6

18.

Как старик корову продавал

Ст

4,6,13

19.

Аленький цветочек

Ст

3,4,6,10,11

20.

Домовёнок Кузя

Ст, мл

3,4,6,10,11

21.

Опасная шалость

Ст,мл

6,10,11

22.

Можно и нельзя

Ст,мл

6,10,11

23.

Стрекоза и муравей

Ст,мл

6,10,11

24.

Мишка- задира

Ст,мл

6,10,11

25.

Самый-самый-самый-самый

Ст,мл

6,9

26.

Ёжик должен быть колючим?

Ст, мл

1,11,12,6

27.

Голубой щенок

Ст,мл

1,11,12,6

28.

Ивашка из дворца пионеров

Ст, мл

3,5,6,13

29.

Потерялась внучка-

Ст, мл-

3,4,6

30.

Конфликт

Ст

3,4,6,8