Главная страница

Инновации в образовании. Инновационный процесс в сельской школе


Скачать 36.87 Kb.
Название Инновации в образовании. Инновационный процесс в сельской школе
Дата 29.02.2016
Размер 36.87 Kb.
Тип Документы

Инновации в образовании.

Инновационный процесс в сельской школе.

О.А.Долгова

директор МОУ СОШ №8 с.Левокумка Минераловодского района

Когда несколько лет назад я столкнулась с термином "инновация", мне было интересно узнать мнение других людей об этом "загадочном явлении". Веер суждений получился обширный - от по-детски нелепых до мудрено-научных. И в результате этого у меня сложилось свое, пусть несколько абстрактное видение процесса инновации в образовании. Во-первых - это некий умственный потенциал неспокойных, жаждущих творчества в педагогике людей; во-вторых - это сильнейшая энергетика, запустившая, наконец, инновационную машину в действие.

Как профессиональный педагог с определенным опытом работы, я считаю, что инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей детей. Инноватика в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Необходимо переломить авторитарность образования в мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ребенка на равный уровень с собой, смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром.

Я думаю, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

По области распределения инновации можно выделить следующие направления: в обучении, в воспитании, в управлении, в переподготовке кадров. В своем выступлении остановлюсь на второй группе инновации. Под инновациями в воспитании предполагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детской среде.

Сельская школа своеобразна. В нее дети приходят - разноплановые, с разным уровнем школьных знаний, разной самооценкой, разным мироощущением. Когда встал вопрос передо мной и моими коллегами, что нужно сделать, чтобы учащиеся приходили в школу с горящими глазами, неутомимой жаждой действия и уходили безгранично веря в свои возможности, было принято решения о разработке новой программы развития школы «Современная сельская образовательная среда как средство развития участников образовательного и воспитательного процесса». Основной стратегической целью Программы являлось определение общей стратегии развития образования на селе, определение роли и места школы в образовательной сфере поселения, приведение системы образования в школе в состояние, адекватное потребностям социума и отдельной личности.

Остановлюсь подробнее на одном направлении программы развития: патриотическое воспитание.

Имея определенный опыт работы в данном направлении в рамках программы развития школы была разработана программа опытно-экспериментальной площадки по теме: «Педагогические условия организации гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении».

Данная программа ориентирована на участие всех возрастных группы учащихся, их родителей и весь коллектив педагогов школы.

Ее реализация позволила нам осуществить более эффективно федеральную целевую программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», основной целью которой является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России, как свободного, демократического государства. Необходимо отметить, что в целях качественной гражданско-патриотической работы нами осуществляется тесная связь с государственными и общественными структурами муниципального района.

В результате была создана модель и отрабатываются инновационные технологии гражданско — патриотического воспитания учащихся, внедряются формы организации внеклассной работы по культивированию у обучающихся демократических ценностей, выработан алгоритм работы педагогического коллектива по вопросу «Как помочь ребенку стать патриотом и гражданином». В ходе исследования был проведен анализ качественного состава классных руководителей, руководителей дополнительного образования, проведен мониторинг национального состава учащихся. Создана развернутая система дополнительного образования в школа, руководителями кружков допобразования стали не только педагоги, но и родители учащихся, представители казачества и общественности села. На протяжении нескольких лет одним из главных направлений иссследовательской деятельности учащихся остаётся изучение материалов, связанных с историей России, деятельностью выдающихся людей.

Конечным результатом реализации программы опытно-экспериментальной площадки стала динамика роста патриотизма, межнациональной толерантности, готовность учащихся школы к выполнению своего гражданского долга во всём многообразии форм его проявления. При всем этом патриотическое воспитание в школе приобретает массовый характер, а учащиеся получают навыки самоуправленческой работы, овладевают основами казачьей демократии, изучают культуру и традиции народов Северного Кавказа. Наши юные казачата являются активными участниками мероприятий, проводимых минераловодским отделом терского казачьего общества. Работа в данном направлении позволяет значительно снизить уровень правонарушений среди подростков и повысить их общественную активность.

Я думаю, что инновации в образовании, в частности в направлении воспитания в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.