Главная страница

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении умственно отсталых


Скачать 50.29 Kb.
Название Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении умственно отсталых
Дата 04.03.2016
Размер 50.29 Kb.
Тип Документы

Министерство образования и науки Российской Федерации Мамадышская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат 8 вида.

Индивидуальный и

дифференцированный подход в обучении умственно отсталых

школьников.

Выступление на ШМО.

Мингалёва С.П.

2 кв.категории

2012г., январь.

Возможности использования индивидуального и

дифференцированного подходов при обучении умственно отсталых

школьников.

Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками чтения и письма , связной устной и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.

С дидактической точки зрения цель дифференциации решение назревших

проблем школы путем создания новой методической системы

дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально

иной мотивационной основе.

В настоящее время дифференциация обучения рассматривается, прежде

всего, как средство осуществления профильного обучения.

В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе

различают два основных типа дифференциации содержания обучения:

· уровневую;

·профильную.

Уровневая дифференциация это такая организация обучения, при которой

школьники имеют возможность и право усваивать содержание обучения на

различных уровнях глубины и сложности. Частным случаем уровневой

дифференциации является углубленное изучение отдельных предметов.

Указанный вид дифференциации осуществляется при разделении учебного

коллектива на группы на основе разных показателей: имеющегося уровня

знаний, умений и навыков (уровень успеваемости); уровня

интеллектуального развития; интересов, склонностей и способностей;

эмоциональных и волевых качеств (в том числе отношения к учению)

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует

дифференцированный подход.

Существует несколько авторских педагогических технологий.

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных

результатов , культурно- воспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей.

Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие

индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие

различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся,

предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных

интересов и личностных качеств .

Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего,

дифференциация учащихся на типогруппы. В школьной практике в ряде

случаев используется простая дифференциация учащихся на

хорошо успевающих и слабоуспевающих. Она в какой-то мере помогает учителю осуществлять дифференцированный подход. Но эта дифференциация не учитывает причин затруднений школьников в обучении и не дает возможности направленно помогать ученикам справляться с трудностями и продвигаться в усвоении учебного мате риала. Например, на уроках швейного дела две девочки отстают в изготовлении изделий от основной группы, качество изделий у них низкое и учитель относит их к группе слабоуспевающих. Однако причины отставания у них разные: одна отстает из-за локальных двигательных нарушений, имея сравнительно сохранный интеллект, проявляющийся в умений анализировать особенности изделия, планировать работу и адекватно ее оценивать, другая — из-за низкого уровня интеллектуального развития и связанного с этим патологической медлительности движений. В силу разных причин отставания эти учащиеся не могут быть отнесены к одной

группе и меры дифференцированного подхода к ним существенно различны.

Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного

подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения,

учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка

(особенности высшей нервной деятельности, темперамента, характера,

скорость протекания мыслительных процессов , уровень сформированости

знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию,

уровень развития эмоционально волевой сферы и др.), так и его

специфические особенности, свойственные детям с данной категорией

нарушения развития .

Как отмечает Воронкова В.В., индивидуальный подход предполагает

всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер

педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. В

специальной (коррекционной) школе учитель для изучения учащихся имеет

возможность получить данные клинического и психологического

обследования каждого ученика класса и дополнять их педагогическими

наблюдениями. В результате этого создаются педагогические

характеристики учащихся, отражающие состояние их речи, внимания и

памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития. логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и

эмоционально- волевой сферы. Опираясь на эти данные, учитель намечает

ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и

разрабатывает для их решения систему педагогических мер для применения

в условиях фронтальной работы с классом, а в отдельных случаях —

индивидуальной дополнительной работы.

Приведу наиболее принятые в педагогике определения видов

индивидуализации.

«Внутриклассная индививидуализация обучения – это те приёмы и

способы индивидуальной работы, которые использует учитель на уроке в

обычном классе массовой школы. Можно выделить два разных критерия,

которые лежат в основе внутриклассной индивидуализации: 1) ориентация

на уровень достижений школьника и 2) ориентация на процессуальные

особенности его деятельности».

Индивидуальный подход необходим умственно отсталым школьникам,

независимо от их успехов в учебе. Нельзя искусственно задерживать в

развитии хорошо успевающих учеников, им нужно давать дополнительные

задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы

поддерживать у них и развивать интерес к учению.

Если индивидуальные особенности, характерные для одних умственно

отсталых школьников, будут наблюдаться и у других, то такие

особенности называют типическими, т. е. присущими определенной группе

учащихся.

Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости,

так как умственно отсталые школьники в силу неоднородности дефекта

имеют разные учебные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию. Т.о. реализация дифференцированного и индивидуального подходов в процессе обучения помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы.