Главная страница

«Имидж педагога как составляющее профессионального стандарта педагога»


Скачать 126.93 Kb.
Название «Имидж педагога как составляющее профессионального стандарта педагога»
Дата 26.02.2016
Размер 126.93 Kb.
Тип Документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №101

Выступление на тему:

«Имидж педагога как составляющее профессионального стандарта педагога»

Г.Челябинск,2014

Введение.

Одним из приоритетных направлений деятельности системы образования в 2013-2014 году является принятие ФЗ «Об Образовании в РФ» и подготовка к введению с 1 января 2015 года профессионального стандарта педагога.
Стандарт активно обсуждался и обсуждается в обществе - на самых различных площадках, в том числе и на просторах интернета т.к. этот нормативный документ может серьёзно повлиять на нашу профессиональную деятельность. 
Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

Рабочую группу по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога возглавил Е.А. Ямбург, директор Центра образования № 109 города Москвы, член Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Вышел Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"

Стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" установлено, что в функции педагога входят:

- разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;

- осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

- планирование и проведение учебных занятий;

- систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

- организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

- формирование универсальных учебных действий;

- формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;

- формирование мотивации к обучению;

- объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Сегодня профессиональные социально-гуманитарные знания, педагогические умения не обеспечивают современному педагогу достижения высокого уровня успешности в избранной сфере деятельности. Необходимо умение располагать к себе людей, а, значит, заботиться о своем имидже.

Для педагогов, чья деятельность реализуется главным образом в общении с людьми, проблема имиджа имеет особо важное значение. Но в учительской сфере далеко не все озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих. Учителя слишком занижают значение своего имиджа. А ведь имидж - своеобразный инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими, тем более 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешних данных собеседника.

«Имидж» - это слово, которое появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с английского оно значит «образ». Причем под образом нужно понимать не, только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков. Это и умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором учитель предстает перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является либо продолжением наших достоинств, либо становится еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере. Иначе говоря, русское слово «образ» должно употребляться в широком смысле - как представление о человеке.

При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Вербальные и невербальные средства общения - важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим - все это влияет на восприятие нас другими людьми.

Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% - при невербальном.

Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я», на наш взгляд, ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах.

При подготовке к педагогическому совету среди учащихся 5-10 классов была проведена анкета «Ценности личности современного учителя». Общее количество учащихся, принявших участие в анкетировании, составило 110 человек.

Анкета состояла из 20 ценностей, из которых необходимо было выбрать 10 наиболее значимых ценностей и проранжировать их по степени значимости

Так какие же ценности личности учителя наиболее значимы для учащихся нашей школы?

На 1 и 2 место учащиеся школы поставили такое важное качество личности учителя, - как доброта, любовь к детям. Умение доходчиво объяснять материал учащиеся поставили на 3 место, справедливость – на 4 место, понимание - на 5 место (таблица 1).

Место

Ценности личности учителя

I

Доброта(86)

II

Любовь к детям (72)

III

Умение доходчиво объяснять материал (71)

IV

Справедливость (69)

V

Понимание (67)

VI

Умение сочетать требовательность и уважение к ученику

VII

Терпение (54)

VIII

Юмор (50)

IX

Ум (48)

X

Умение держать дисциплину

Таким образом, имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.

Составляющие имиджа:

1. образ (то, что возникает с приходом человека и остается, когда человек уходит). Складывается первое впечатление. Для женщины, чтобы произвести впечатление необходимо 1-2 минуты. Для мужчины нужно 3 минуты. Впечатление – это процесс, а процессом можно управлять.

55%-что вижу, 38 % что слышу, 7 % что говорю

2. внешний аспект (манеры, походка, жесты, мимика, одежда, прическа). Внешняя форма должна соответствовать внутреннему содержанию. Дорого не значит красиво.(говорили древние греки). Все должно соответствовать времени суток, года, аудитории.

Дресс-код- «одежный код» в переводе с анг.- манера одеваться, принятая в определенной социальной группе для конкретной ситуации. Одежда –наш язык общения. Статус учителя обязывает. С нас берут пример. С нас считывается информация. Что мы носим в статусе педагога. Это неофициальный дресс-код, т.е деловой стиль. Деловой стиль зародился в Англии.

Деловой стиль (Традиционные цвета):

  • Синий

  • Серый

  • Коричневый

  • Пастельные оттенки для сорочек и блузок

Не рекомендуется:

  • Черный

  • Белый

  • Яркие, ядовитые оттенки для крупных деталей и предметов гардероба

  • Белые туфли

Силуэт.

Допустимо:

  • Прилегающий силуэт

Не допустимо:

  • Обтягивающие вещи

  • Чересчур объемные, бесформенные

Туфли должны быть темнее чем одежда. Нельзя туфли с открытыми пальцами.

На руках допускается что бы было видно косточки на кистях руки. Если брюки, то видна щиколотка-это максимум, что мы можем себе позволить.

Предметы гардероба.

  1. Деловое платье

  2. Деловые костюмы с юбкой

  3. Жилеты

  4. Водолазки

  5. Деловые сарафаны

  6. Пуловеры

Трикотаж на последнем месте, вообще он не допускается если чего-то хотите добиться.

Не по-деловому

  1. Джинсы

  2. Спортивные костюмы

  3. Праздничные костюмы и платья

  4. Шорты

  5. Бермуды

  6. Блеск, вышивка, гламур

  7. Декольте

  8. Открытая стопа

  9. Кроссовки

  10. Шлепанцы

  11. Острый неустойчивый каблук (5-7 см деловая длина каблука)

Желательно, допустимо.

Небольшие рюши, валаны. Декоративные строчки. Туфли с закрытым мысом.

Колготки в тон обуви, а не в тон подола. Чем плотнее колготки, тем больше прибавят полноту вашим ногам. Черные – не деловой стиль. Голая нога вообще не допустима.

Украшения.

Количество украшений не более трех, включая часы, особенно если они золотые. Бижутерию носить можно, но она должна выглядеть дорого (дорого не значит много денег), главное что бы было красиво. Она не должна качаться, шуметь.

3. внутренний аспект (интеллект, помыслы, эрудиция, духовность, интересы)

4. процессуальный аспект (темперамент, темп, пластичность, деятельность, эмоции)

5. ядро имиджа (позиции, установки, легенда) – должно соответствовать психологии победителя: высокая самооценка; оптимизм; вера в добро; умение чувствовать и сопричаствовать; умение меняться, воспринимать новое

- Какие виды имиджа известны?

Виды имиджа:

1) воспринимаемый – это то, как нас видят другие, как к нам относятся

2) требуемый

а) личностный (образ человека с его внутренними качествами)

б) профессиональный (образ человека в профессиональной характеристике)

Имидж педагога имеет определенный набор характеристик или компонентов, его формирующих.

Классификация имиджа

В научной литературе по политической имиджелогии (А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцов, В.М. Шепель и др.) выделяются следующие составляющие имиджа или их классификация: средовый имидж, габитарный имидж, овеществленный имидж, вербальный имидж, кинетический имидж. Нам представляется, что рассмотрение их в некоторой степени будет полезным и при формировании составляющих педагогического имиджа.

Средовый имидж предполагает характеристику человека по искусственной среде его обитания - по его кабинету, жилищу, автомобилю и т.д. Понятно, что созданная человеком среда обитания зависит от множества факторов, которые не всегда подвластны нашим желаниям. Надо ли напоминать, что ваш кабинет - это ваше зеркало, что также основано на психологическом феномене генерализации установки. Для формирования позитивного средового имиджа необходимо быть чуть выше среднего: ваш кабинет должен быть чуть лучше, чем у большинства ваших коллег, как и ваша квартира или загородный дом. Отсюда и главный принцип формирования этого имиджа: чуть лучше, чем у всех. Это означает, что лучше, чем у других, должно быть настолько, чтобы посторонний глаз это заметил, но не настолько, чтобы в сознании людей образовался вопрос: откуда это?

Габитарный имидж - это характеристика человека по его собственной внешности - по костюму, макияжу, прическе и т.д.

Кто же создает имидж?

Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить. Во-вторых, имиджмейкеры - профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц: политиков, государственных деятелей, артистов и т.п. В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации - печать, радио, телевидении. В-четвертых, его создают и окружающие люди - друзья, родные, сотрудники.

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Учитель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж. Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно - признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т.е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.

Необходимо не только теоретически обосновать природу, характеристику и типы имиджей учителя, а создать сам инструментарий формирования его педагогического имиджа, вооружить каждого учителя методиками изучения своего профессионального имиджа.

Имидж и карьера

Есть несколько причин, показывающих, что личный имидж является важной составляющей для роста карьеры:

  • имидж влияет на тех, кто принимает решения в вопросах профессионального роста;

  • мы верим тому, что видим;

  • мы все занятые люди и часто принимаем решения на основе первого впечатления;

  • мы все действуем, осознаем это или нет, как послы своей профессии или организации;

  • хорошо выглядеть и уверенно себя чувствовать - это хорошо для вас.

Как показывает опыт нашей работы и опыт коллег, из всего огромного количества материала по созданию имиджа люди берут то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за обувью и прической, и - о, чудо! - вы успешны и привлекательны, все просто счастливы, иметь с вами дело. Однако люди на удивление быстро раскусывают все ваши "хитрости". Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает подчас, как снег на весеннем солнышке. Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:

  • высокая самооценка, уверенность в себе;

  • вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека;

  • социальная и личная ответственность ("я - причина всего положительного и отрицательного в моей жизни");

  • желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.

Измените свою жизненную установку (если она не способствует успеху), измените свой имидж - и вас ждет успех!

Таким образом, успешное применение имиджа предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его. Как нам представляется, в качестве таковых могут выступать следующие принципы: принцип гармонии визуального образа, принцип коммуникативности - многообразия форм и способов информационного взаимодействия, принцип саморегуляции и ортобиоза (наука о технологии самосбережения тела и души), принцип речевого воздействия. Они выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощенных в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального мастерства учителя.

Имидж школы.

Учащимся старших классов был предложен вопрос: Что Вы понимаете под имиджем школы?

Ответы были следующие: (формулировки учащихся сохранены)

Имидж школы –

положение школы среди других школ города

сплоченный и профессиональный коллектив единомышленников

высокие показатели успеваемости учащихся

участие учителей и учеников в конкурсах и соревнованиях

учащиеся, поступившие после окончания школы в ВУЗы

когда у школы есть своя изюминка

когда учителя делают так, чтобы никто не скучал

это положительная оценка деятельности школы. В нее входят:

- отношение учителей к учащимся; коллектив; организация; столовая;

- вид школы, заслуги, достижения;

- имидж школы делают директор, учителя, ученики

- кружки, секции

- школа – 2 дом, необходимо, чтобы ученики приходили с улыбкой на уроки.

- достижения учеников и учителей школы

- способности учителей и учеников

- А теперь, уважаемы коллеги, я попрошу каждую группу продолжить фразу: «Имижд школы – это…»

Таким образом, мы составили с Вами взаимосвязанную цепочку: Имидж учителя →имидж школы

Рефлексия

Итак, попробуйте начать работу над своим имиджем, используя рекомендации, полученные в ходе педагогического совета.

Помните, что учитель – это:

- свеча, которая светит другим, сгорая сама;

- человек, который может делать трудные вещи легкими;

- человек, который с добротой выводит блуждающего на его дорогу.

Референтный учитель – это учитель, ценность, нормы и стандарты поведения которого являются ориентиром для ученика, одобрение которого как бы стремится получить ребенок.