|
Игровые технологии при работе с текстом на уроках иностранного языка
Айлерт В.П.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Интеллектуальная деятельность и творчество — два сопутствующих друг другу процесса. Творческий процесс в любой интеллектуальной среде не может осуществляться без участия целостной, интересной личности, сформировать которую школа призвана на сегодняшний день. Творческая активность личности имеет четко выраженную социальную обусловленность, и ее следует рассматривать как социальную ценность, как показатель уровня развития общества. Создание условий для интеллектуальной и творческой деятельности является основой реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.
Моя методическая тема: «Развитие креативности как одной из личностных компетентностей учащихся через работу с текстом».
Креати́вность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы, смелый, нестандартный, что называется не штампованный подход.
Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
Формирование творческих способностей у подростков опирается на развитие творческого мышления и особенно таких компонентов как:
Аналитические компоненты - соответственно понятийно- логическое мышление - логичность, подвижность, избирательность, ассоциативность, сообразительность, способность дифференцировать и т.д.;
Эмоциональные компоненты (чувственно - образное мышление): яркость образов, эмоциональная оценка событий, фактов, явлений и т.д.
Созидательные компоненты (наглядно-действенное мышление): поиск рациональных путей решения, нестандартность (проявление индивидуальности, оригинальности, преодоление стереотипов), умение предвидеть результат, стремление синтезировать лучшие знания и умения в деятельности, выбор наиболее приемлемого решения из возможных вариантов и умение обосновать правильность выбора.
Интерес представляют приемы, стимулирующие активную мыслительную деятельность и побуждающие учащихся к высказыванию мыслей на английском языке.
Примером таких приемов можно считать следующие:
игровые приемы;
-
приемы активизации речи в ролевой игре;
творческие конкурсы;
проблемные творческие задания;
коммуникативные задания;
использование аутентичной песни;
мультимедийные презентации.
В условиях организации искусственной языковой среды на уроке английского языка работа с текстом представляется мне особенно важной. Текстовая информация дает основную мотивацию к изучению иностранного языка в средней школе. Именно текст является основой и моделью для развития умений учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме. Учащиеся отвечают на вопросы к тексту, комментируют его содержание, высказывают свою точку зрения на полученную информацию, составляют письменный вариант собственного текста и т.д. В этом смысле тексту отводится, на мой взгляд, центральная роль в учебном процессе.
Однако, работа с текстом на уроке иностранного языка зачастую представляет собой скучное и неинтересное занятие, которое сводится к чтению текста, его переводу и ответам на вопросы. Такой процесс может занимать значительное время, протекать монотонно и совершенно не мотивирует обучаемого к изучению языков. Задача учителя – организовать работу с текстовым материалом таким образом, чтобы ученик захотел прочитать его, понять и высказать о нём своё мнение.
Одним из основных стимулов к работе с текстом на иностранном языке являются задания игрового характера. Игра здесь выступает не просто развлечением, но способом достижения определённых задач обучения, формирования универсальных учебных действий. Игровые задачи создаются посредством наложения системы иноязычных упражнений, с помощью которых формируются речевые навыки и коммуникативно-речевые умения, на систему развивающих игр, способствующих развитию у школьников определенных качеств восприятия, памяти, мышления и воображения.
Вообще, роль игры в процессе обучения иностранному языку в целом и при работе с текстом в частности трудно переоценить. Игра – это творчество. И сам процесс чтения определяется многими западными лингвистами как “a process of re-creating the text in the reader’s mind”, т.е. чтение уже само по себе есть процесс создания чего-то нового, творения, творчества. Если пред-текстовые и после-текстовые задания носят творческий характер, то и потребность учащихся в творческой деятельности, в поисках возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений значительно возрастает.
Процесс творчества при выполнении игровых заданий оказывает огромное влияние на формирование, развитие и наиболее полное проявление следующих качеств, свойств и черт характера учащегося: самоопределение (готовность быть лидером или исполнителем, деятелем или наблюдателем); инициативность; энергичность; жизненную активность; самоорганизацию и самоконтроль; волю и упорство; способность и готовность к целенаправленному действию; работоспособность; собранность; аккуратность; способность и готовность к деятельности с другими людьми, готовность исследовать, конструировать, систематизировать. Помимо этого, игры позволяют создать на уроке благоприятный эмоциональный фон, что ведет к снятию языкового барьера, способствует развитию учебной мотивации, повышает интерес к предмету.
Разнообразие заданий игрового характера позволяет выбрать именно те из них, которые в наибольшей степени соответствуют уровню знаний учеников, их возрасту и интересам. Мне хотелось бы представить варианты творческих заданий к текстам, ориентированных на учащихся средней ступени обучения английскому языку.
1.
|
Дополнить/расширить текст: Expanding the text (to add an adjective in front of every noun / an adverb to every verb etc.;to write some extra clauses or sentences that can be inserted into the text. Написатьэтимвслучайномпорядкенадоскеиполучитьстуденты, чтобыдобавитьихвнаиболееподходящихместах.
|
2.
|
Сократить текст:Reducing the text (Get students to reduce the text to EXACTLY (100) words OR reduce the total number of sentences by (50%).
|
3.
|
Попытаться представить поведение героев в измененных обстоятельствах, например, несколько лет спустя или спросить, чтобы стало с героями, если бы что-то не произошло: “What if” (Write about or discuss how the story would differ if the characters were something other
than they are). Gender-bender (Rewrite a scene and change the gender of the characters to show how they might act differently.
|
4.
|
Пересказать текст от лица различных персонажей. Здесь учащимся можно пофантазировать, ведь в тексте не может содержаться вся информация о поведении, местоположении того или иного героя.
|
5.
|
Викторина «Своя игра» или создание собственной викторины: A quiz game “Jeopardy!” or making your own test (students create their own test or essay questions about the text.
|
6.
|
Задать свои вопросы к персонажам: “Just the facts, ma’am!” (Acting as a reporter, ask the students the basic questions to facilitate a discussion: who, what, where, why, when, how?)
|
7.
|
Описать возможные мысли/чувства героя:Dramatic monologue (Create a monologue for a character in a scene. What are they thinking/feeling at that moment? Why?)
|
8.
|
Написать рекламную брошюру какого-либо места или заведения из текста.
|
9.
|
Написать краткую аннотацию к истории, которая могла бы послужить вступлением.
|
10.
|
Написать письмо автору: Dear author (After reading a book the student(s) write the author).
|
11.
|
Дать совет герою (героине).
|
12.
|
Написать эпилог, версию того, что случилось с героями вскоре (или много лет спустя) после описанных событий: «P.S.»(After you read the story, write an epilogue in which you explain what happened to the character(s) next).
|
13.
|
Подобрать и озвучить видеоряд, соотносящийся с содержанием текста: Interactive Story
|
14.
|
Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре (eg. as a detective story, as memoirs).
|
15.
|
Написать текст в сжатом виде: Business card Book (Write the story in the most compelling way you can on paper the size of a business card).
|
Разумное использование игровых технологий при работе с текстом на уроках иностранного языка и сочетание их с другими технологиями и приёмами способствует эффективному и качественному усвоению материала и делает радостным сам процесс познания, который становится потребностью.
|
|
|