|
Игры на уроках русского языка в коррекционной школе 7 вида
ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ 7 ВИДА.
Профессионализм учителя во многом определяется требовательностью
к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми,
и заносчивыми, но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить
их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и
инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее,
что делает человека человеком.
Предмет, который в школе именуется «русский язык», часто называ-
ется детьми в числе самых нелюбимых. Возможно, это связано с тем,
что учебный материал требует довольно высокого развития способности
анализировать и побуждает как бы даже «препарировать» живое явление,
которое пронизывает всю жизнь ребёнка, начиная с первых лет. Язык
присутствует в опыте детей в целостном виде, и к моменту, когда он ста-
новится предметом изучения в школе, у многих ещё не сформировалась
потребность расчленить его на составляющие элементы и установить
соотношения между этими элементами – а именно этого требует про-
грамма. Игровые приёмы и методы обучения на уроках русского языка
облегчают усвоение программных требований учащимися с ЗПР.
Использование мною самых различных игр на уроках русского языка
пробуждает интерес школьников друг к другу. Игровые обязательства,
добровольно принятые ими и друг перед другом, и перед учителем,
обеспечивают повышение внимательности и работоспособности, что так
важно для учащихся с ЗПР. Разумеется, что я тщательно подбираю на
своих уроках время и место для использования игровых заданий,
рассеивающих ученические страхи, скандальные споры, враждебную
настороженность и нежелание некоторых учеников работать. В играх,
используемых на уроке, необходимо задействовать собственную активность ученика. Прочно усваиваются только те знания, которые «добыты» самостоятельно. Иными словами, то, что школьнику просто сообщают, может пройти мимо его сознания: но то, до чего он додумался сам, - его собственное «открытие» - остаётся навсегда.
Чтобы открытие состоялось, я стараюсь направить активность учащихся на анализ учебного материала. Их мыслительная работа на уроке должна проходить в наиболее естественной форме – «игре по правилам», а условием выигрыша станет понимание и верное использование правил игры, ведь правило – это как раз тот учебный материал, который требуется усвоить. Главная цель игры на уроке русского языка – показать красоту и богатство родного языка, преодолеть представление о нём как о формальном и скучном предмете, пробудить интерес у учащихся с ЗПР к самому главному и прекрасному учебному предмету, изучаемому в школе.
Игры на уроках русского языка
(5 – 9 классы).
Кто больше придумает?
Цель. Развитие воображения, речи, закрепление учебного материала через
использование игровой мотивации.
Описание. Каждый учащийся получает свою сюжетную картинку.
Задание: написать предложения про эту картинку.
Выигрывает тот, кто напишет больше всех предложений. Выигравшего
определяет учитель, который наблюдает за выполнением задания и
предлагает прочитать самую удачную работу.
Самостоятельное придумывание предложений – довольно сложная умственная
деятельность. Опора на картинки помогает «сдвинуться с мёртвой точки»,
в первую очередь тем ученикам, чьё воображение бедно от недостатка опыта
или заблокировано страхом неудачи. Кроме того, мотив соревнования способствует включению в работу тех ребят, у которых собственно учебные,
познавательные мотивы ещё не сформировались или слабы.
У кого смешнее?
Цель. Развитие воображения, речи, чувства юмора, мышления.
Описание. Даётся задание: придумать смешные предложения или
смешной рассказ (тема свободная). Можно использовать в качестве дом.зад.
Письменные работы анализируются с целью отбора самых смешных и не
смешных – не для оценки, а для последующего обсуждения вместе с учениками: почему одно смешно, а другое нет.
Условие «чтобы было смешно» создаёт положительное эмоциональное
состояние, позволяет снизить страх ошибки у тревожных и неуспешных детей,
так как ошибочные, «нелепые» предложения могут быть смешными, а именно это и требуется по условию. Когда нет боязни ошибиться, расцветает фантазия и
могут проявиться все речевые и мыслительные способности, которые блокировались страхом в ожидании порицания.
Сколько в слове слогов?
Цель. Развитие внимания, быстроты мышления, невербальное закрепление
учебного материала.
Описание. Учитель, бросая маленький мячик, называет слово. Поймавший,
бросая мячик обратно, называет количество слогов в этом слове.
Здесь происходит тренировка умения разбивать слово на слоги до уровня автоматизма, т.е. формирование интеллектуального навыка. Движение мячика туда-сюда, необходимость следить за ним побуждают учащихся мобилизовать внимание и прислушиваться к ответам товарищей, попутно тренируясь.
Кто быстрее исправит ошибки?
Цель. Развитие внимания, закрепление учебного материала через
использование игровой мотивации.
Описание. На доске – два текста, равные по количеству слов и ошибок.
Задача учеников-соперников – как можно быстрее найти и исправить все
ошибки в тексте.
Участники игры как бы выступают в роли учителя, проверяющего письменную
работу. Принятие на себя этой роли стимулирует активность учащихся в
деятельности, которая обычно трудна для них, так как требует высокой
концентрации внимания.
Разноцветные мячики.
Цель. Развитие внимания, речи, мышления.
Описание. Учитель, бросая мячик, называет имя существительное.
Ученик, поймавший мячик, придумывает к этому им.сущ. подходящее
слово: если мяч синий – слово отвечает на вопрос «какой?», если красный –
на вопрос «что делает?».
Довольно сложное задание, так как требует нескольких умственных действий:
1) удерживать в памяти связь цвета мяча с вопросом;
2) получив мяч, быстро выбрать категорию ответа (прилагательное или глагол);
3) находить подходящее слово и связывать его с названным.
|
|
|