Главная страница

Игры на уроках русского языка в коррекционной школе 7 вида


Скачать 46.66 Kb.
Название Игры на уроках русского языка в коррекционной школе 7 вида
Дата 10.03.2016
Размер 46.66 Kb.
Тип Документы

ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ 7 ВИДА.

Профессионализм учителя во многом определяется требовательностью

к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми,

и заносчивыми, но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить

их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и

инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее,

что делает человека человеком.

Предмет, который в школе именуется «русский язык», часто называ-

ется детьми в числе самых нелюбимых. Возможно, это связано с тем,

что учебный материал требует довольно высокого развития способности

анализировать и побуждает как бы даже «препарировать» живое явление,

которое пронизывает всю жизнь ребёнка, начиная с первых лет. Язык

присутствует в опыте детей в целостном виде, и к моменту, когда он ста-

новится предметом изучения в школе, у многих ещё не сформировалась

потребность расчленить его на составляющие элементы и установить

соотношения между этими элементами – а именно этого требует про-

грамма. Игровые приёмы и методы обучения на уроках русского языка

облегчают усвоение программных требований учащимися с ЗПР.

Использование мною самых различных игр на уроках русского языка

пробуждает интерес школьников друг к другу. Игровые обязательства,

добровольно принятые ими и друг перед другом, и перед учителем,

обеспечивают повышение внимательности и работоспособности, что так

важно для учащихся с ЗПР. Разумеется, что я тщательно подбираю на

своих уроках время и место для использования игровых заданий,

рассеивающих ученические страхи, скандальные споры, враждебную

настороженность и нежелание некоторых учеников работать. В играх,

используемых на уроке, необходимо задействовать собственную активность ученика. Прочно усваиваются только те знания, которые «добыты» самостоятельно. Иными словами, то, что школьнику просто сообщают, может пройти мимо его сознания: но то, до чего он додумался сам, - его собственное «открытие» - остаётся навсегда.

Чтобы открытие состоялось, я стараюсь направить активность учащихся на анализ учебного материала. Их мыслительная работа на уроке должна проходить в наиболее естественной форме – «игре по правилам», а условием выигрыша станет понимание и верное использование правил игры, ведь правило – это как раз тот учебный материал, который требуется усвоить. Главная цель игры на уроке русского языка – показать красоту и богатство родного языка, преодолеть представление о нём как о формальном и скучном предмете, пробудить интерес у учащихся с ЗПР к самому главному и прекрасному учебному предмету, изучаемому в школе.

Игры на уроках русского языка

(5 – 9 классы).


Кто больше придумает?
Цель. Развитие воображения, речи, закрепление учебного материала через

использование игровой мотивации.

Описание. Каждый учащийся получает свою сюжетную картинку.

Задание: написать предложения про эту картинку.

Выигрывает тот, кто напишет больше всех предложений. Выигравшего

определяет учитель, который наблюдает за выполнением задания и

предлагает прочитать самую удачную работу.

  • Самостоятельное придумывание предложений – довольно сложная умственная

деятельность. Опора на картинки помогает «сдвинуться с мёртвой точки»,

в первую очередь тем ученикам, чьё воображение бедно от недостатка опыта

или заблокировано страхом неудачи. Кроме того, мотив соревнования способствует включению в работу тех ребят, у которых собственно учебные,

познавательные мотивы ещё не сформировались или слабы.


У кого смешнее?
Цель. Развитие воображения, речи, чувства юмора, мышления.

Описание. Даётся задание: придумать смешные предложения или

смешной рассказ (тема свободная). Можно использовать в качестве дом.зад.

Письменные работы анализируются с целью отбора самых смешных и не

смешных – не для оценки, а для последующего обсуждения вместе с учениками: почему одно смешно, а другое нет.

  • Условие «чтобы было смешно» создаёт положительное эмоциональное

состояние, позволяет снизить страх ошибки у тревожных и неуспешных детей,

так как ошибочные, «нелепые» предложения могут быть смешными, а именно это и требуется по условию. Когда нет боязни ошибиться, расцветает фантазия и

могут проявиться все речевые и мыслительные способности, которые блокировались страхом в ожидании порицания.


Сколько в слове слогов?
Цель. Развитие внимания, быстроты мышления, невербальное закрепление

учебного материала.

Описание. Учитель, бросая маленький мячик, называет слово. Поймавший,

бросая мячик обратно, называет количество слогов в этом слове.

  • Здесь происходит тренировка умения разбивать слово на слоги до уровня автоматизма, т.е. формирование интеллектуального навыка. Движение мячика туда-сюда, необходимость следить за ним побуждают учащихся мобилизовать внимание и прислушиваться к ответам товарищей, попутно тренируясь.


Кто быстрее исправит ошибки?
Цель. Развитие внимания, закрепление учебного материала через

использование игровой мотивации.

Описание. На доске – два текста, равные по количеству слов и ошибок.

Задача учеников-соперников – как можно быстрее найти и исправить все

ошибки в тексте.

  • Участники игры как бы выступают в роли учителя, проверяющего письменную

работу. Принятие на себя этой роли стимулирует активность учащихся в

деятельности, которая обычно трудна для них, так как требует высокой

концентрации внимания.


Разноцветные мячики.
Цель. Развитие внимания, речи, мышления.

Описание. Учитель, бросая мячик, называет имя существительное.

Ученик, поймавший мячик, придумывает к этому им.сущ. подходящее

слово: если мяч синий – слово отвечает на вопрос «какой?», если красный –

на вопрос «что делает?».

  • Довольно сложное задание, так как требует нескольких умственных действий:

1) удерживать в памяти связь цвета мяча с вопросом;

2) получив мяч, быстро выбрать категорию ответа (прилагательное или глагол);

3) находить подходящее слово и связывать его с названным.