Главная страница

И литературы


Скачать 1.41 Mb.
Название И литературы
страница 1/10
Дата 06.03.2016
Размер 1.41 Mb.
Тип Задача
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ

Родной язык ученики часто воспринимают лишь как свод орфографических и

пунктуационных правил. Поэтому задача воспитания интереса к предмету очень

важна и актуальна. Красота и богатство русского языка в полной мере могут

раскрыться в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке. Л.Н.

Толстой сказал: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай ее, и

ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».

«Корень учения горек», – говорили древние римляне и вколачивали школьные

премудрости розгами. Древние истины мудры – никто не спорит. Но меняется время,

меняются нравы, меняется взгляд на жизнь, меняемся и мы.

Как заставить детей учиться? Такой вопрос встает перед каждым учителем.

Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго

удержать в нем чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые

его там ждут? Как приковать его неустойчивое внимание к уроку, не принуждая к

этому силой? Огромную роль играет развитие у учащихся интереса к предмету.

Опираясь на интересы, можно успешно раскрывать творческие способности детей.

В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не

усваивают материал программы по русскому языку. Трудно определить причины

отставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под влиянием внешних и

внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями

организации деятельности ребенка, а внутренние обусловлены психологическим складом

ребенка. Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся,

предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к

окружающим, взаимопонимания. Важно было найти способ, который помог бы мне

научить ребят мыслить, докапываться до самой сути, делать нужные выводы и

обобщения. Передо мной стояла задача способствовать формированию самооценки

личности через развитие стремления к самопознанию. Систематическое формирование

потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания постепенно

развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и

аналитическое мышление, тем самым повышая результативность обучения, сохраняя

при этом у учеников интерес к предмету

Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным

мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации,

систематизации. В поисках новых идей я обратилась к нестандартным формам урока,

т.е. к современным технологиям, которые обеспечивают активное участие в уроке

каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность

школьника за результаты учебного труда. Такие уроки создают атмосферу

сотрудничества и коллективизма, активизируют творческие силы учеников, расширяют

его кругозор, ставят перед ситуацией выбора принятия самостоятельного решения.

Радостным, интересным, творческим и должен быть современный урок.

Для развития творческих способностей детей необходимо создать ряд условий:

− организовать занятия так, чтобы учащиеся могли преодолевать трудности;

− строить урок так, чтобы дети могли использовать ранее полученные знания или

свои жизненные наблюдения;

− активизировать самостоятельную работу учащихся;

− обеспечивать преемственность и перспективность в работе.- 6 -

Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, я сделала вывод, что

именно такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность,

самостоятельность, личную инициативу и творческие способности учащихся.

В школе обучаются дети, имеющие разный уровень подготовки. Как же

реализовать в полной мере их возможности? В первую очередь необходимо серьезно

проанализировать успехи детей, их потенциал. Следующим ответственным шагом

является прогнозирование результата (что ученик должен знать и уметь), выбор

методов работы, способствующих развитию активности мышления. Необходимо знать,

какое место в процессе обучения будут занимать групповые и индивидуальные формы

организации познавательной деятельности учащихся, самостоятельная работа.

Мне хотелось бы остановиться на следующих методах, которые носят характер

обучающей деятельности:

− репродуктивный;

− проблемный;

− эвристический или частично-поисковый;

− исследовательский;

− проектный.

Активность мышления и интерес учащихся к научной трактовке изучаемых

фактов и явлений повышается в условиях проблемной ситуации. Наивысший уровень

активности наблюдается в тех случаях, когда ученик сам формулирует проблему,

выдвигает предположения, доказывает свою точку зрения и проверяет правильность

собственных решений и выводов. Решение различных типов проблем связано с умением

учащихся соотносить следующие языковые категории:

− произнесение слов с особенностями его звукового состава, смыслоразличительной

функции;

− лексическое значение слов, фразеологизмов и их роль в речи (при изучении

лексики и фразеологии);

− данное слово и процесс образования его (при изучении словообразования);

− лексическое значение слов и присущие этим словам грамматические категории;

смысловое значение словосочетаний и предложений и их грамматические

особенности;

− специфические особенности языковых средств и их употребление в

зависимости от задач и условий общения (при изучении стилистики);

− фонетический и графический образ слова – произношение и написание (при

изучении орфографии);

− интонационно-смысловые и интонационно-семантические особенности

предложения и знаки препинания (при изучении пунктуации).

Говоря о заданиях поискового характера, я имею в виду и частично-поисковые

и проблемные задачи, т. е. задания полностью поискового и исследовательского

характера. Такие задания я предлагаю учащимся при изучении различных разделов

грамматики.

На уроке в 5 классе при изучении раздела «Фонетика» я предлагаю детям

следующие задания:

1. Определить, какими звуками различаются (не различаются) данные пары

слов. Сделать фонетический разбор нескольких пар слов (по выбору).

Рад – ряд, сел – съел, везти – вести, курится – курица, полоскала – поласкала,

подождём – под дождём, редко – редька, подержал – поддержал.- 7 -

2. Какие получатся слова, если все звуки в них расположить в обратном

порядке?

Люк, ноль, краб, сад, лей.

3. Какой гласный слышится в сильной позиции, а какой – в слабой?

Представить транскрипцию этих слов.

Золото, /зо-ла-та/, болото, молоко, волчонок, колобок.

4. Одинаково ли количество звуков в следующих парах слов?

южная – нужная,

её – меня,

няня – яма,

местность – лесник.

Сделать фонетический разбор некоторых из этих слов.

5. Исправьте ошибки и объясните, чем они вызваны. Ученик произносит:

помо/щ/ник, папо/рт/ник, прово/лк/а, суто/лк/а.

6. Докажите, что в словах важно соблюдать ударение.

При изучении темы «Согласные звонкие и глухие» в 5 классе предлагаю ученикам

анализировать на слух слова с мягкими и твердыми согласными, обращая внимание на их

смыслоразличительную роль, например: лук – люк, удар – ударь, мол – мёл и т.д. Звуковой

анализ проводится сначала на слух, без их записи на доске. Затем в работу включаю

элемент занимательности: произнести слово в обратном порядке, чтобы получить: из слова

лён – цифру; из слова лей – название дерева (ель), из слова ток – домашнее животное и т.

д.

В 6 классе при изучении темы «Лексика» я предложила детям найти разницу в

словах березник и березняк. Ученики отметили, что у этих слов общий корень и они

близки по значению. Сопоставляя слова, ребята пришли к выводу, что написание гласной в

суффиксе зависит от лексического значения, поэтому, чтобы правильно написать ее в

суффиксе, надо знать лексическое значение слова. Березник – роща или лес, состоящий из

одних берез. Березняк – молодой березовый лес.

Очень интересными для детей были задания по топонимике.

Объясните, как произошли следующие географические названия:

Арктика, Антарктида, Байкал, Белгород, Новосибирск, Смоленск.

1. Как вы понимаете смысл предложения: Улица носит его имя. В прямом

или переносном смысле употреблен глагол «носит» в этом предложении?

Аргументируйте свою точку зрения.

3. Чем различаются значения слова «острый» в следующих словосочетаниях:

Острый нож, острый язык, острый угол, острое слово, острый взгляд. 4.

Данные ниже устойчивые глагольные словосочетания замените

глаголами-синонимами.

Прийти в себя (опомниться), развязать руки (освободить), повести итог

(подытожить), перемывать кости (злословить), бить отбой (отступать),вбивать в

голову (внушать), наступать на горло (преследовать).

Объясните, какова роль профессионализмов в речи.

5. В мастерской можно было увидеть мольберт, палитру, кисти, краски и

холст, на котором были сделаны первые наброски.

О какой мастерской идет речь? Объяснить лексическое значение слов.

Определить сферу их употребления.

6. Со словом язык связаны следующие устойчивые сочетания: язык проглотил,

найти общий язык, сорваться с языка, язык не поворачивается, тянуть за язык,

язык до Киева доведет, развязать язык, не сходит с языка.- 8 -

Выбор мною технологии «Развитие критического мышления через чтение и

письмо» обусловлен необходимостью решения одной стратегической задачи

современного образования – обеспечение его качества. Мы живем в информационном

обществе. На данный момент, на мой взгляд, одним из наиболее важных направлений

для развития ученика являются информационная, коммуникативная, личностно-

адаптивная, исследовательская и социально-личностная компетенции.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

соответствует требованиям личностно-ориентированного обучения и применима для

работы с разными возрастными группами учащихся. Данная технология включает в себя

целый ряд методических приемов, что обеспечивает развитие у учащихся мышления,

способствует формированию их коммуникативной компетенции и способностей к

сотрудничеству. Использование этих приемов ведет к развитию активной личности,

способной к самостоятельной поисковой, исследовательской и творческой деятельности.

Они продуктивны и интересны детям, что создает на уроке атмосферу сотрудничества. В

8 классе я обязательно включаю в урок работу по исправлению текстов или исправлению

ошибок в предложениях. Прежде чем найти правильный ответ, учащиеся должны сами

найти правила и указать ошибки в тексте. Например: Укажите лишние слова в

предложениях. 1.На остановке стояла группа молодых парней. 2. У меня с сыном был

серьезный, долгий и продолжительный разговор. 3. Я видел сам, как самолет неожиданно

упал вниз.

2. Мой сосед молодой и очень образован. Школа получила столы, стулья и мебель

для кабинета информатики. Мне хочется мороженого и танцевать.

Применение приемов данной технологии способствует развитию у детей

умения графически оформлять текстовой материал, творчески интерпретировать

информацию с учетом степени ее новизны и значимости. Ученики становятся

активными. У них развиваются исследовательские умения и системное мышление.

Они перестают настороженно относиться друг к другу. Такое взаимодействие дает

ощущение свободы и естественности.

Исследовательский метод помогает выработать навыки творческой работы,

развивает внимание, умения анализировать, доказывать, обобщать, делать выводы,

формирует способность к суждениям и их аргументации.

В 7 классе мной был проведен урок-исследование по теме «Частица». Целью

урока было знакомство учащихся не только с грамматическими характеристиками

частиц, но и с их семантикой, особенностями функционирования в разных стилях

речи, ролью в организации предложения и текста.

Урок начинается со знакомства с определением частиц по школьному

учебнику и с обобщающей таблицей.

Разряды частиц

Функции Отрицательные Смысловые

1. Образуют форму условного

наклонения глагола: бы (б).

2. Образуют форму

повелительного наклонения

глагола: пусть, пускай, да,

давай, давайте.

Да здравствуют музы, да

здравствует разум!

Пусть всегда будет солнце!

Отрицательные: НЕ – НИ.

Ни сладость розовых лучей, ни

запах, веющий с полей, ни

быстрый лёт коня ретива –

ничто души не веселит.

Передают значения…

1. условия: даже, даже и, же,

уж, всё-таки, ещё.

2. вопроса: разве, неужели, ли,

что, что ли.

3. восклицания: что за, как,

куда.

4. сомнения: вряд ли, едва ли.

5. уточнения: именно, как раз,

6. выделения, ограничения:- 9 -

только, лишь, почти,

исключительно.

7. указания: вон, вот, а вот,

это.

Белый гриб не пахнет ничем.

Разве что отдаёт немного

прохладой и свежестью.

Вопросы для анализа таблицы:

1. На какие группы делятся все частицы? По каким признакам?

2. Отметьте наиболее употребительные частицы. В каких стилях речи они

употребляются?

3. Какие частицы используются редко? В каких стилях?

Второй этап – анализ текста с помощью вопросов и исследовательских заданий.

Отпечатанный текст высвечен на доске и представлен как раздаточный на столах у

детей.

Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.

- Угадай, кто я? Ем жуков и муравьёв и живу на ёлке.

- Неужели дятел?

- Нет, вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей.

- Так ты птица осоед

- Как же, осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

- Как раз гусениц и личинок любят дрозды.

- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.

- Ну, тогда ты, наверно, лесная мышь.

- Вот ещё – мышь! Бывает, я сама ем мышей.

- Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка.

- Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. Изредка рыбу.

- Ладно, ты – цапля.

- Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

- Точно, куница!

- Вот именно не куница. Куница – мой старый враг. А я ем ещё почки, орехи,

семена ёлок, ягоды, грибы.

- Скорее всего, ты свинья, раз лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая

сглупу забралась на ёлку!

- Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей. Чайки ловят не

только рыбу. Мухоловки глотают не только мух, а белки грызут не только орешки.

(По Н.И. Сладкову).

Исследовательскую деятельность на основе этого текста позволяют организовать

следующие вопросы и задания:

1. Прочитайте текст. Показался ли он вам интересным? Чем?

2. Как его можно озаглавить? Сравните свое название с авторским. Какое точнее,

удачнее? Почему?

3. Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.

4. Сравните два предложения: Ты ошибся, потому что я не лесная мышь.

Вот ещё – лесная мышь!

Можно ли их употребить в диалоге? В каком предложении содержание передано

сжато, энергично? Какими средствами? Где решительно и резко опровергается суждение,- 10 -

высказанное собеседником? В какой конструкции обнаруживается отношение говорящего

к предмету разговора и к собеседнику?

5. Найдите в тексте аналогичные конструкции, по которым можно определить

отношения собеседников. Каковы эти отношения? Какая часть речи помогла нам

узнать о них?

6. Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям,

обратившись к таблице и следующему предписанию:

Роль частиц в предложении и тексте

1. Укажите частицу или группу частиц.

2. С какой целью употреблена частица в предложении (тексте)?

А) для образования наклонения глагола;

Б) для внесения в предложение значения утверждения или отрицания;

В) для оформления предложения по цели высказывания;

Г) входят ли в структуру предложения как необходимый компонент?

Д) Связывает части предложения, его члены или целые предложения.

3. Признаком какого стиля является употребление частиц в данном контексте?

4. В словаре некоторые частицы имеют особые стилистические пометы (Ну да,

так - таки – разговорные, аж, эк, ишь – просторечные).

На что указывают эти пометы? Замените просторечные частицы синонимичными

нейтральными.

5. Почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?

6. Какие частицы употребляются в остальных стилях? Докажите правильность

ответа примерами.

Третий этап урока – конструирование микротекстов по предложениям.

1. Сравните четыре предложения. Одинаковую ли информацию они содержат?

Как вы это установили?

Я приглашаю вас сегодня в гости.

И я приглашаю вас сегодня в гости.

Я приглашаю И вас сегодня в гости.

Я приглашаю вас И сегодня в гости.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10