|
И литературы
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ
Родной язык ученики часто воспринимают лишь как свод орфографических и
пунктуационных правил. Поэтому задача воспитания интереса к предмету очень
важна и актуальна. Красота и богатство русского языка в полной мере могут
раскрыться в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке. Л.Н.
Толстой сказал: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай ее, и
ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».
«Корень учения горек», – говорили древние римляне и вколачивали школьные
премудрости розгами. Древние истины мудры – никто не спорит. Но меняется время,
меняются нравы, меняется взгляд на жизнь, меняемся и мы.
Как заставить детей учиться? Такой вопрос встает перед каждым учителем.
Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго
удержать в нем чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые
его там ждут? Как приковать его неустойчивое внимание к уроку, не принуждая к
этому силой? Огромную роль играет развитие у учащихся интереса к предмету.
Опираясь на интересы, можно успешно раскрывать творческие способности детей.
В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не
усваивают материал программы по русскому языку. Трудно определить причины
отставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под влиянием внешних и
внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями
организации деятельности ребенка, а внутренние обусловлены психологическим складом
ребенка. Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся,
предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к
окружающим, взаимопонимания. Важно было найти способ, который помог бы мне
научить ребят мыслить, докапываться до самой сути, делать нужные выводы и
обобщения. Передо мной стояла задача способствовать формированию самооценки
личности через развитие стремления к самопознанию. Систематическое формирование
потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания постепенно
развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и
аналитическое мышление, тем самым повышая результативность обучения, сохраняя
при этом у учеников интерес к предмету
Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным
мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации,
систематизации. В поисках новых идей я обратилась к нестандартным формам урока,
т.е. к современным технологиям, которые обеспечивают активное участие в уроке
каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность
школьника за результаты учебного труда. Такие уроки создают атмосферу
сотрудничества и коллективизма, активизируют творческие силы учеников, расширяют
его кругозор, ставят перед ситуацией выбора принятия самостоятельного решения.
Радостным, интересным, творческим и должен быть современный урок.
Для развития творческих способностей детей необходимо создать ряд условий:
− организовать занятия так, чтобы учащиеся могли преодолевать трудности;
− строить урок так, чтобы дети могли использовать ранее полученные знания или
свои жизненные наблюдения;
− активизировать самостоятельную работу учащихся;
− обеспечивать преемственность и перспективность в работе.- 6 -
Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, я сделала вывод, что
именно такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность,
самостоятельность, личную инициативу и творческие способности учащихся.
В школе обучаются дети, имеющие разный уровень подготовки. Как же
реализовать в полной мере их возможности? В первую очередь необходимо серьезно
проанализировать успехи детей, их потенциал. Следующим ответственным шагом
является прогнозирование результата (что ученик должен знать и уметь), выбор
методов работы, способствующих развитию активности мышления. Необходимо знать,
какое место в процессе обучения будут занимать групповые и индивидуальные формы
организации познавательной деятельности учащихся, самостоятельная работа.
Мне хотелось бы остановиться на следующих методах, которые носят характер
обучающей деятельности:
− репродуктивный;
− проблемный;
− эвристический или частично-поисковый;
− исследовательский;
− проектный.
Активность мышления и интерес учащихся к научной трактовке изучаемых
фактов и явлений повышается в условиях проблемной ситуации. Наивысший уровень
активности наблюдается в тех случаях, когда ученик сам формулирует проблему,
выдвигает предположения, доказывает свою точку зрения и проверяет правильность
собственных решений и выводов. Решение различных типов проблем связано с умением
учащихся соотносить следующие языковые категории:
− произнесение слов с особенностями его звукового состава, смыслоразличительной
функции;
− лексическое значение слов, фразеологизмов и их роль в речи (при изучении
лексики и фразеологии);
− данное слово и процесс образования его (при изучении словообразования);
− лексическое значение слов и присущие этим словам грамматические категории;
смысловое значение словосочетаний и предложений и их грамматические
особенности;
− специфические особенности языковых средств и их употребление в
зависимости от задач и условий общения (при изучении стилистики);
− фонетический и графический образ слова – произношение и написание (при
изучении орфографии);
− интонационно-смысловые и интонационно-семантические особенности
предложения и знаки препинания (при изучении пунктуации).
Говоря о заданиях поискового характера, я имею в виду и частично-поисковые
и проблемные задачи, т. е. задания полностью поискового и исследовательского
характера. Такие задания я предлагаю учащимся при изучении различных разделов
грамматики.
На уроке в 5 классе при изучении раздела «Фонетика» я предлагаю детям
следующие задания:
1. Определить, какими звуками различаются (не различаются) данные пары
слов. Сделать фонетический разбор нескольких пар слов (по выбору).
Рад – ряд, сел – съел, везти – вести, курится – курица, полоскала – поласкала,
подождём – под дождём, редко – редька, подержал – поддержал.- 7 -
2. Какие получатся слова, если все звуки в них расположить в обратном
порядке?
Люк, ноль, краб, сад, лей.
3. Какой гласный слышится в сильной позиции, а какой – в слабой?
Представить транскрипцию этих слов.
Золото, /зо-ла-та/, болото, молоко, волчонок, колобок.
4. Одинаково ли количество звуков в следующих парах слов?
южная – нужная,
её – меня,
няня – яма,
местность – лесник.
Сделать фонетический разбор некоторых из этих слов.
5. Исправьте ошибки и объясните, чем они вызваны. Ученик произносит:
помо/щ/ник, папо/рт/ник, прово/лк/а, суто/лк/а.
6. Докажите, что в словах важно соблюдать ударение.
При изучении темы «Согласные звонкие и глухие» в 5 классе предлагаю ученикам
анализировать на слух слова с мягкими и твердыми согласными, обращая внимание на их
смыслоразличительную роль, например: лук – люк, удар – ударь, мол – мёл и т.д. Звуковой
анализ проводится сначала на слух, без их записи на доске. Затем в работу включаю
элемент занимательности: произнести слово в обратном порядке, чтобы получить: из слова
лён – цифру; из слова лей – название дерева (ель), из слова ток – домашнее животное и т.
д.
В 6 классе при изучении темы «Лексика» я предложила детям найти разницу в
словах березник и березняк. Ученики отметили, что у этих слов общий корень и они
близки по значению. Сопоставляя слова, ребята пришли к выводу, что написание гласной в
суффиксе зависит от лексического значения, поэтому, чтобы правильно написать ее в
суффиксе, надо знать лексическое значение слова. Березник – роща или лес, состоящий из
одних берез. Березняк – молодой березовый лес.
Очень интересными для детей были задания по топонимике.
Объясните, как произошли следующие географические названия:
Арктика, Антарктида, Байкал, Белгород, Новосибирск, Смоленск.
1. Как вы понимаете смысл предложения: Улица носит его имя. В прямом
или переносном смысле употреблен глагол «носит» в этом предложении?
Аргументируйте свою точку зрения.
3. Чем различаются значения слова «острый» в следующих словосочетаниях:
Острый нож, острый язык, острый угол, острое слово, острый взгляд. 4.
Данные ниже устойчивые глагольные словосочетания замените
глаголами-синонимами.
Прийти в себя (опомниться), развязать руки (освободить), повести итог
(подытожить), перемывать кости (злословить), бить отбой (отступать),вбивать в
голову (внушать), наступать на горло (преследовать).
Объясните, какова роль профессионализмов в речи.
5. В мастерской можно было увидеть мольберт, палитру, кисти, краски и
холст, на котором были сделаны первые наброски.
О какой мастерской идет речь? Объяснить лексическое значение слов.
Определить сферу их употребления.
6. Со словом язык связаны следующие устойчивые сочетания: язык проглотил,
найти общий язык, сорваться с языка, язык не поворачивается, тянуть за язык,
язык до Киева доведет, развязать язык, не сходит с языка.- 8 -
Выбор мною технологии «Развитие критического мышления через чтение и
письмо» обусловлен необходимостью решения одной стратегической задачи
современного образования – обеспечение его качества. Мы живем в информационном
обществе. На данный момент, на мой взгляд, одним из наиболее важных направлений
для развития ученика являются информационная, коммуникативная, личностно-
адаптивная, исследовательская и социально-личностная компетенции.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
соответствует требованиям личностно-ориентированного обучения и применима для
работы с разными возрастными группами учащихся. Данная технология включает в себя
целый ряд методических приемов, что обеспечивает развитие у учащихся мышления,
способствует формированию их коммуникативной компетенции и способностей к
сотрудничеству. Использование этих приемов ведет к развитию активной личности,
способной к самостоятельной поисковой, исследовательской и творческой деятельности.
Они продуктивны и интересны детям, что создает на уроке атмосферу сотрудничества. В
8 классе я обязательно включаю в урок работу по исправлению текстов или исправлению
ошибок в предложениях. Прежде чем найти правильный ответ, учащиеся должны сами
найти правила и указать ошибки в тексте. Например: Укажите лишние слова в
предложениях. 1.На остановке стояла группа молодых парней. 2. У меня с сыном был
серьезный, долгий и продолжительный разговор. 3. Я видел сам, как самолет неожиданно
упал вниз.
2. Мой сосед молодой и очень образован. Школа получила столы, стулья и мебель
для кабинета информатики. Мне хочется мороженого и танцевать.
Применение приемов данной технологии способствует развитию у детей
умения графически оформлять текстовой материал, творчески интерпретировать
информацию с учетом степени ее новизны и значимости. Ученики становятся
активными. У них развиваются исследовательские умения и системное мышление.
Они перестают настороженно относиться друг к другу. Такое взаимодействие дает
ощущение свободы и естественности.
Исследовательский метод помогает выработать навыки творческой работы,
развивает внимание, умения анализировать, доказывать, обобщать, делать выводы,
формирует способность к суждениям и их аргументации.
В 7 классе мной был проведен урок-исследование по теме «Частица». Целью
урока было знакомство учащихся не только с грамматическими характеристиками
частиц, но и с их семантикой, особенностями функционирования в разных стилях
речи, ролью в организации предложения и текста.
Урок начинается со знакомства с определением частиц по школьному
учебнику и с обобщающей таблицей.
Разряды частиц
Функции Отрицательные Смысловые
1. Образуют форму условного
наклонения глагола: бы (б).
2. Образуют форму
повелительного наклонения
глагола: пусть, пускай, да,
давай, давайте.
Да здравствуют музы, да
здравствует разум!
Пусть всегда будет солнце!
Отрицательные: НЕ – НИ.
Ни сладость розовых лучей, ни
запах, веющий с полей, ни
быстрый лёт коня ретива –
ничто души не веселит.
Передают значения…
1. условия: даже, даже и, же,
уж, всё-таки, ещё.
2. вопроса: разве, неужели, ли,
что, что ли.
3. восклицания: что за, как,
куда.
4. сомнения: вряд ли, едва ли.
5. уточнения: именно, как раз,
6. выделения, ограничения:- 9 -
только, лишь, почти,
исключительно.
7. указания: вон, вот, а вот,
это.
Белый гриб не пахнет ничем.
Разве что отдаёт немного
прохладой и свежестью.
Вопросы для анализа таблицы:
1. На какие группы делятся все частицы? По каким признакам?
2. Отметьте наиболее употребительные частицы. В каких стилях речи они
употребляются?
3. Какие частицы используются редко? В каких стилях?
Второй этап – анализ текста с помощью вопросов и исследовательских заданий.
Отпечатанный текст высвечен на доске и представлен как раздаточный на столах у
детей.
Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.
- Угадай, кто я? Ем жуков и муравьёв и живу на ёлке.
- Неужели дятел?
- Нет, вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей.
- Так ты птица осоед
- Как же, осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.
- Как раз гусениц и личинок любят дрозды.
- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.
- Ну, тогда ты, наверно, лесная мышь.
- Вот ещё – мышь! Бывает, я сама ем мышей.
- Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка.
- Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. Изредка рыбу.
- Ладно, ты – цапля.
- Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.
- Точно, куница!
- Вот именно не куница. Куница – мой старый враг. А я ем ещё почки, орехи,
семена ёлок, ягоды, грибы.
- Скорее всего, ты свинья, раз лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая
сглупу забралась на ёлку!
- Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей. Чайки ловят не
только рыбу. Мухоловки глотают не только мух, а белки грызут не только орешки.
(По Н.И. Сладкову).
Исследовательскую деятельность на основе этого текста позволяют организовать
следующие вопросы и задания:
1. Прочитайте текст. Показался ли он вам интересным? Чем?
2. Как его можно озаглавить? Сравните свое название с авторским. Какое точнее,
удачнее? Почему?
3. Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.
4. Сравните два предложения: Ты ошибся, потому что я не лесная мышь.
Вот ещё – лесная мышь!
Можно ли их употребить в диалоге? В каком предложении содержание передано
сжато, энергично? Какими средствами? Где решительно и резко опровергается суждение,- 10 -
высказанное собеседником? В какой конструкции обнаруживается отношение говорящего
к предмету разговора и к собеседнику?
5. Найдите в тексте аналогичные конструкции, по которым можно определить
отношения собеседников. Каковы эти отношения? Какая часть речи помогла нам
узнать о них?
6. Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям,
обратившись к таблице и следующему предписанию:
Роль частиц в предложении и тексте
1. Укажите частицу или группу частиц.
2. С какой целью употреблена частица в предложении (тексте)?
А) для образования наклонения глагола;
Б) для внесения в предложение значения утверждения или отрицания;
В) для оформления предложения по цели высказывания;
Г) входят ли в структуру предложения как необходимый компонент?
Д) Связывает части предложения, его члены или целые предложения.
3. Признаком какого стиля является употребление частиц в данном контексте?
4. В словаре некоторые частицы имеют особые стилистические пометы (Ну да,
так - таки – разговорные, аж, эк, ишь – просторечные).
На что указывают эти пометы? Замените просторечные частицы синонимичными
нейтральными.
5. Почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?
6. Какие частицы употребляются в остальных стилях? Докажите правильность
ответа примерами.
Третий этап урока – конструирование микротекстов по предложениям.
1. Сравните четыре предложения. Одинаковую ли информацию они содержат?
Как вы это установили?
Я приглашаю вас сегодня в гости.
И я приглашаю вас сегодня в гости.
Я приглашаю И вас сегодня в гости.
Я приглашаю вас И сегодня в гости. |
|
|