Главная страница

«Гроза двенадцатого года…» (А. С. Пушкин)


Скачать 286.31 Kb.
Название «Гроза двенадцатого года…» (А. С. Пушкин)
Дата 16.02.2016
Размер 286.31 Kb.
Тип Урок

1. Тема урока: «Гроза двенадцатого года…» (А.С.Пушкин) – 2 часа.

2. Цель урока: сформировать у учащихся полноценное представление об Отечественной войне 1812 года как «великой эпохи в жизни России», оказавшей огромное влияние на дальнейшую историю России.

3. Задачи урока:

а). образовательные:

  • Подвести учащихся к пониманию причин войны 1812 г.;

  • воссоздать картины основных сражений Отечественной войны 1812г.;

  • сформировать у учащихся представление о характере Отечественной войны 1812 г.;

  • подвести учащихся к пониманию последствий и значения войны для дальнейшего развития Российской империи;

  • проследить вместе с учащимися изменение роли России на международной арене.

б). воспитательные:

  • способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости, восхищения смелостью, силой боевого и морального духа, проявленного русским народом в Отечественной войне 1812 года;

  • способствовать воспитанию у учащихся уважительного отношения к подвигам героев Отечественной войны 1812 г.;

  • способствовать воспитанию чувства сострадания, сопереживания к несчастью простого народа, пострадавшего в войне 1812г.

  • укрепить взгляд в том, что война является негативным способом разрешения конфликтов.


в). развивающие:

  • способствовать развитию у учащихся картографических умений и навыков;

  • способствовать развитию логического мышления, навыков целеполагания и поиска способов достижения цели, умения работать со схемой, креативного мышления;

  • продолжить развитие у учащихся умений соотносить единичные исторические факты и общие явления, учитывая исторический контекст, устанавливать причинно-следственные связи между историческими процессами, событиями и явлениями.

4. Оборудование: доска, мультимедийная установка, презентация, карты основных сражений Отечественной войны 1812г.

5. Используемая литература:

1. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию; М.: Наука, 1993г.

2. Троицкий Н.А. К истории нашествия Наполеона на Россию (объявление войны) // Новая и новейшая история. 1990. № 3.

3. Николай Троицкий Отечественная война 1812 г.: Причины и начало войны. - http://scepsis.ru/library/id_1426.html

4. Бескровный Л.Г. Партизаны в Отечественной войне 1812 г.

// Вопросы истории. 1972. № 1—2

5. Фроянов И.Я. История России с древнейших времен до начала ХХ века – М.: «Наука», 2003.

6. Гашникова Я.Н. Активные формы работы на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. - № 10. – с. 26-29.

7. Манданова Е.С. Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. - № 10. – с. 28-32.

6. Ход урока – см. таблица.


Ход урока

Содержание и приемы работы учителя

Содержание и приемы работы учащихся

I. Орг. момент
(1 мин.)



Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста».

Ученики приветствуют учителя.

II. Переход к объяснению нового материала

( )

Во внешней политике Российской империи начала XIX в., так же как и во внутреннем устройстве, произошли значительные перемены.

И сегодня на уроке мы с вами выясним, в чем выражались эти изменения, поговорим об основных направлениях внешней политики России вначале XIX в., и рассмотрим одно из важнейших событий в истории нашей страны – Отечественную войну 1812 г., причины, основные сражения.

-Ребята, а какие литературные произведения, посвященные войне 1812 г. вам известны?


Итак, запишите тему урока: «Гроза двенадцатого года…» (А.С.Пушкин) (Отечественная война 1812г.)



Ученики записывают тему урока в своих тетрадях
Ответы учеников:

М.Ю.Лермонтова «Бородино», «Война и мир» Л.Н.Толстого.


III. Объяснение нового материала

( )

Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. привел к изменениям и во внешнеполитическом курсе царизма.

-Давайте вспомним, какого курса во внешней политике придерживался Александр I?

Верно! Однако теперь император отходит от этой политики и принципов общего согласия народов Европы.

1. Внешняя политика накануне войны 1812г.

Внешняя политика состояла из двух основных направлений, ЗАПИШИТЕ, пожалуйста, схему (слайд ):



Внешняя политика


Восточное

Западное

12.09.1802 г. – манифест А. I о присоединении к России Восточной Грузии.

1804-1813 гг. - русско-персидская война - Гюлистанский мирный договор 1813 г.

1806-1812 гг. - русско-турецкая война–Бухарестский мирный договор 1812 г.


1805-1812 гг. - русско-французская война;

20.11.1805г. – сражение под Аустерлицем, победа Наполеона;

1806г. – сражение при Прейсиш-Эйлау, поражение Наполеона.

1807г. – сражение под Фридлэндом, поражение России.

1807г. - Тильзитский мир;

1808-1809 гг. - русско-шведская война– Фридрихсгамский мирный договор 1809 г. 06.1812 - 12.1812г. – Отечественная война;



С целью урегулирования отношений с Англией Александр I отменил организованный Павлом I поход донских казаков в Индию.

Июнь 1801 г. – русско-английская морская конвенция.

1801г. – секретная русско-французская конвенция (подписали и другие участники распавшейся коалиции);

1802г. – англо-французский мирный договор в Амьене.

В Восточном вопросе русская дипломатия в первые годы XIX в. проводила весьма осторожную политику, стараясь избегать каких-либо осложнений в отношениях с Османской империей.

Александр I сдерживал активность русских военачальников в Закавказье и не сразу решился осуществить намерение отца, собиравшегося в соответствии с просьбой картлийско-кахетинского царя Георгия XII присоединить к России Восточную Грузию. По Манифесту о включенни Восточной Грузив состав Российской империи Россия приобрела выгодный стратегический плацдарм. Под власть России начали переходить азербайджанские ханства. Это вызвало недовольство в Тегеране и в конечном счете, русско-персидсккую войну 1804-1813 гг. По Гюлистанскому мирному договору 1813 г. территория Северного Азербайджана была присоединена к Российской империи.

1803г. – англо-французская война; ухудшение русско-французских отношений.

Наполеоновская экспансия в Центральной Европе подрывала русское влияние в Германии Интересы России и Франции сталкивались на Балканах, где французская дипломатия начала проявлять большую активность.

1804г. – разрыв русско-французских дипломатических отношений. Сформировалась - 3-я антифранцузская коалиция: Англия, Россия, Австрия, Швеция, Неаполитанское королевство – прекратила свое существование после франко-австрийского мирного договора в декабре 1805г.

1806г. – 4-я антифранцузская коалиция: Россия, Англия, Пруссия, Швеция, Саксония.

По Тильзитскому миру 1807г. между Россией и Францией, направленному против Англии, Наполеон (благодаря дипломатическому таланту А. I) сохранил Пруссию как самостоятельное государство, хотя в крайне урезанных границах. Из отнятых у Пруссии польских земель Наполеон образовал герцогство Варшавское. Став союзником Франции, Россия брала на себя обязательство присоединиться к объявленной Наполеоном континентальной блокаде Англии (запрещение торговли с Англией). Наполеон соглашался на присоединение к России, в случае ее успеха в войне с Турцией, дунайских княжеств – Молдавии и Валахии, а в случае успеха в войне со Швецией – присоединение к России Финляндии. Но отказался передать Польшу под власть российской короны.

Международное положение Росси после Тильзитского мира оставалось весьма сложным. Поражение в борьбе с Францией А. I попытался компенсировать завоеванием Финляндии.

В результате русско-шведской войны по Фридрихсгамскому договору 1809г. к России была присоединена Финляндия, получившая весьма широкую автономию в составе империи.
В результате русско-турецкой войны по Бухарестскому миру 1812 г. Россия получила Бессарабию и Часть Черноморского побережья Кавказа с г. Сухуми.

Непрочность Тильзитского мира, ухудшение русско-французских отношений, Александр I уклонился от континентальной блокады Англии, т. К. ее соблюдение вело к расстройству финансовой системы страны. Александр I стремился проводить самостоятельную линию в международных делах, не подержал Францию в войне с Австрией 1809г.
2. Причины и повод войны.
Когда впервые стал сколько-нибудь явственно вырисовываться на европейском горизонте призрак войны обеих империй? Говорить об этой войне, задумываться о ней дипломаты стали впервые с начала 1810 г., а большинство лишь с конца того же года. Конфликт между Россией и Францией из-за континентальной блокады породил войну 1812 г. Ускорили же ее развязывание русско-французские противоречия в политических вопросах разного уровня. Самым острым из них был вопрос о гегемонистских амбициях сторон.
Наполеон не скрывал своих претензий на мировое господство. К 1812 г. он успел разгромить очередную, 5-ю антифранцузскую коалицию и был в зените могущества и славы. Путь к господству над Европой преграждали ему только Англия и Россия. Главным врагом он считал Англию, которая была единственной страной в мире, экономически более развитой, чем Франция. Сломить этого врага Наполеон мог только после того, как он поставил бы в зависимость от себя весь Европейский континент. На континенте же единственным соперником Франции оставалась Россия. Все остальные державы были либо повержены Наполеоном, либо близки к этому (как Испания). Русский посол в Париже князь А.Б. Куракин в 1811 г. писал Александру I: "От Пиренеев до Одера, от Зунда до Мессинского пролива все сплошь - Франция". /29/ Территорией вассального Герцогства Варшавского Франция непосредственно граничила с Россией.

Царская Россия сама стремилась не к мировой, но к европейской гегемонии и приложила к этому много стараний в коалиционных войнах 1799-1807 гг. (с участием лучших своих полководцев - А.В. Суворова, М.И. Кутузова, М.Ф. Каменского). Проиграв эти войны, подписав унизительный для себя Тильзитский мир с Наполеоном, царизм никогда не оставлял мысли о реванше. Напротив, как явствует из откровенного письма Александра I к матери-императрице Марии Федоровне в сентябре 1808 г., он лишь прикрывал видимостью союза "с этим страшным колоссом, с этим врагом" подготовку к новой борьбе при более выгодном для России соотношении сил.

Перед 1812 г. Россия готовилась не просто к отражению агрессии Наполеона, а также к агрессии против Наполеона. Осенью 1811 г. Александр I по договоренности с Пруссией решил "сразить чудовище" (как он выражался) превентивным ударом. 24, 27 и 29 октября последовали его "высочайшие повеления" командующим пятью корпусами на западной границе (П.И. Багратиону, П.Х. Витгенштейну, Д.С. Дохтурову и др.) приготовиться к походу. Россия могла начать войну со дня на день. В этот критический момент струсил, заколебался и вильнул под железную пяту Наполеона прусский король Фридрих Вильгельм III. Вероломство Пруссии помешало Александру начать и третью войну против Франции первым - Наполеон опередил его.
Мучительным источником раздора между Россией и Францией был польский вопрос. По Тильзитскому договору из польских земель, которыми после разделов Польши владела Пруссия, Наполеон создал так называемое Великое Герцогство Варшавское в качестве своего плацдарма на случай войны с Россией. Далее он всякий раз, когда требовалось одернуть Александра I за неверность Тильзиту, грозил восстановить Польшу в границах 1772 г., т. е. до начала ее разделов между Россией, Австрией и Пруссией. Эти угрозы нервировали царизм и еще больше обостряли русско-французские отношения.
К 1812 г. вражду между Россией и Францией усугубил еще и германский вопрос. В декабре 1810 г. Наполеон, следуя своему /30/ правилу "уметь ощипать курицу, прежде чем она успеет закудахтать", присоединил к Франции одно за другим ряд мелких княжеств Германии, включая Герцогство Ольденбургское. Поскольку это было сделано без ведома Александра I, царизм расценил наполеоновские захваты как подрыв международного престижа России, ее влияния в Центральной Европе. Кроме того, захват Ольденбурга больно ущемлял и династические интересы царизма, ибо герцог Ольденбургский был дядей Александра I, a любимая сестра царя Екатерина Павловна - женой сына герцога Ольденбургского.
Наконец, остро столкнулись русско-французские интересы к 1812 г. и в ближневосточном вопросе, поскольку царизм стремился к захвату Константинополя, а Наполеон препятствовал этому, желая сохранить Турцию как постоянный противовес России. Таковы основные причины, которые привели Россию и Францию от Тильзитского мира к войне 1812 г.

Таким образом,

-Какие же можно выделить причины Отечественной войны 1812 г.?

1-я – экономическая причина, а остальные политические.

Хорошо! Давайте ЗАПИШЕМ! (учитель проговаривает причины)

-Исходя из названных вами причин, назовите повод войны?

Верно, ЗАПИСЫВАЕМ повод войны.

Прежде чем напасть на Россию, Наполеон стремился политически изолировать ее, а самому заручиться возможно большим числом союзников, "перевернуть идею коалиций наизнанку". Его расчет был таков, что России придется вести борьбу одновременно на трех фронтах против пяти государств: на севере - против Швеции, на западе - против Франции, Австрии и Пруссии, на юге - против Турции. Расчет казался верным. В такой угрожающей ситуации блестяще проявила себя российская дипломатия, сумев перед самым нашествием Наполеона обезвредить двух из пяти предполагавшихся противников (Турцию и Швецию). Замысел Наполеона о полной изоляции России и одновременном ударе на нее с трех сторон силами пяти держав был сорван.


3. Соотношение сил и планы сторон.

Тем не менее, удар, который летом 1812 г. приняла на себя Россия, был страшной силы, невиданной до тех пор за всю ее историю.


Франция

Россия

448 (640 )тыс. чел. («Великая армия»)

 317 (590) тыс. чел.

Хорошо обученные, натренированные солдаты, закаленная в боях армия

Большие людские ресурсы, запасы продовольствия и фуража

Армия сконцентрирована на западных границах России в районе Польши; в Варшаве и др. польских городах созданы военные склады

Армия растянута вдоль западных границ, разбита на 3 части (Барклай, Багратион, Тормасов – север-центр-юг).

Многонациональная армия  нежелание многих воевать против России; моральная разобщенность

Патриотическое воодушевление всех слоев населения; общее желание сражаться за Отечество.

Контрнаступление

Активная оборона

Наполеон:

Цель: захват территорий вплоть до Москвы и заключение нового мирного договора, подчиняющего Россию Франции.

План: уничтожить обе армии сразу. Решить исход войны в нескольких крупных приграничных сражениях.

Александр I:

Цель: не дать врагу захватить страну; в случае успеха сражаться и в Западной Европе.

План: отразить главный удар – на армию Барклая де Толли. В это время армия Багратиона бьет слева и в тыл французам и уничтожает их.


НА ЭКРАНЕ дается КАРТА ВОЙНЫ 1812г., ОТДЕЛЬНЫХ СРАЖЕНИЙ.
4. Ход боевых действий – 2-й урок

См. – таблица в «Приложениях».
Начало нашествия Наполеона на Россию
11-12 июня 1812 г. – вторжение Наполеона в Россию. Переправился через Неман. Польша = плацдарм.

Барклай де Толли, Багратион отступают, уклонясь от генерального сражения.

Упорные арьергардные бои с французами «на истощение».

Французы: чем дальше от границы, тем хуже. Уменьшение войск, нехватка боеприпасов и продовольствия, ослабление коммуникаций.

Русские: разделены, нет единого командующего, нет связи между Барклаем и Багратионом. НАДО СОЕДИНИТЬСЯ!!!

Август 1812 г. – объединение под Смоленском.

Смоленск: 2-дневная осада; Раевский, Неверовский vs французы.

8 августа 1812 г. – назначение Кутузова главнокомандующим русских войск.

Лучший ученик Суворова. Главный противник Наполеона.

18 августа 1812 г. – прибывает в Ставку русских войск (Царево-Займище). Решение: искать удобную позицию по дороге на Москву для генерального сражения. Нашел! Бородино.
Бородино 
Подготовка к сражению

Преимущества Бородино:

  • возможность перекрыть старую и новую Смоленские дороги одновременно

  • обширная площадь для размещения войск

  • река Колочь – оборонительный рубеж для правого фланга русских

Левый фланг и центр не защищены  простроен Шевардинский редут

За Шевардинским редутом – Багратионовы флеши

Центр – земляной вал и артиллерия – батарея Раевского

Правый фланг – 1-я армия Барклая де Толли, резерв.

Цель Кутузова:

оборону на флангах, окружить, уничтожить.

Соотношение сил к Бородинскому сражению

Франция

Россия

134 тыс. чел. регулярной армии

116 тыс. чел. регулярной армии + ополчение + казаки

578 стволов артиллерии

624 ствола артиллерии

1-я атака – Шевардинский редут; за время атаки укрепляются оборонительные сооружения. Взят после дня атак.

Ход сражения


26 августа 1812 г.,  5 часов утра

2-я атака – Багратионовы флеши. После 7 часов боев и 7 атак взяты; но левый фланг не прорван.

Основная атака – на батарею Раевского.

Для отвлечения французов – казаки Платова и конный корпус Ушакова бьют в тыл французам. Атака прервана на 2 часа.

Батарея Раевского взята лишь к 16 часам.

Наполеон НЕ использует резерв. «Старую гвардию».

Итоги сражения


12 часов боя. Основные русские позиции взяты, но окончательной победы нет. Цель Наполеона не выполнена, а цель Кутузова – выполнена.  победила русская армия. Боевой потенциал французов уничтожен, восстановить – очень трудно. Боевой потенциал русских сохранен.

«Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть неподедимыми»

Оставление и пожар Москвы


После Бородино русские отступают к Москве.

1 сентября 1812 г. – совет в Филях.

Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна Россия… Но когда уничтожается армия, погибнет Москва и Россия»

2 сентября 1812 г. – французы в Москве.

Причины пожара: несколько.

а) «пьяный огонь» - французы напились в винных погребах и не сумели уследить за огнем

б) приказ о поджоге отдан губернатором Москвы

в) сухая погода + ветер = распространение огня

Французы = мародеры + грабители. Деморализованы.

Крестьяне не хотят снабжать французов продовольствием.

У Наполеона два выхода: мир или отступление.

Мир отвергнут. (АI просто не ответил).

7 октября 1812 г. – французы покидают Москву.

Тарутинский марш-маневр

Русская армия отступает по Рязанской дороге, в районе Красной Пахры круто разворачивается к югу и двигается по старой Калужской дороге.

Чего добился Кутузов?

  1. Защищены Тула и Калуга (боеприпасы и продовольствие)

  2. Наполеона «потерял» русскую армию

  3. 3 недели войска отдыхают, пополняются боеприпасами и продовольствием, ополченцами в селе Тарутино Калужской области (Тарутинский лагерь).

Памятник: «На сем месте российское воинство, укрепясь, спасло Россию и Европу».

12 октября 1812 г. – Битва под Малоярославцем. Отдохнувшие русские войска и уставшие и голодные французы. Никто не победил.

НО Наполеон вынужден отступать по разграбленной им же Смоленской дороге.

С одной стороны бьют регулярные войска, с другой – партизаны.

Партизанские отряды Г.М. Курина, В. Кожиной, Е.В. Четвертакова.

«Летучие отряды» - партизанящие части регулярной армии.

Денис Давыдов – гусар, поэт, глава «летучего отряда». Наталья Дурова.

14-16 ноября 1812 г. – битва при реке Березине.

23 ноября 1812 г. – бегство Наполеона в Париж

21 декабря 1812 г. – приказ М.И. Кутузова по армии об изгнании французов из пределов России

Русские: к концу изгнания - ½ тех, кто стоял у Тарутина.

Французы: Из 678 тыс. чел. вернулось 30 тыс. чел.
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ.

Проанализируйте документ «О совете в Филях» и дайте ответ на вопрос, – какие решения были приняты на Совете. Кто победил в Бородинском сражении?

1. фрагмент донесения М.И. Кутузова Александру I о причинах оставления Москвы:

-Какие причины называет М.И. Кутузов, объясняя свое решение оставить Москву?

-Почему М.И. Кутузов не решился дать новое сражение под Москвой?


2. Свидетельство французского генерала, очевидца ухода армии Наполеона из Москвы – Поль де Сегюр об отступлении армии Наполеона из Москвы.
-В каком состоянии находилась французская армия, отступая из Москвы?

-Что можно сказать о боеспособности такой армии?

Наполеон ставил русских в смысле военной храбрости, способности к самопожертвованию и стойкости выше всех народов, с какими ему приходилось сражаться в Европе, Азии и Африке. А с какими же народами ему не приходилось сражаться?

Участник войны 1812 г., первоклассный наблюдатель и глубокий военный мыслитель Клаузевиц выразил именно по поводу этой войны мысль, что единственное средство победить Россию для кого бы то ни было и когда бы то ни было заключается в том, чтобы воспользоваться внутренними несогласиями между народной массой и правящей властью, но что если этих несогласий нет, то победить Россию невозможно.

С того момента, как стало ясно, что Наполеон не намерен даже прикоснуться к крепостному праву, он превратился в глазах русского народа исключительно в разорителя, угнетателя и насильника, и хотя налицо была по-прежнему глубоко залегшая в народной массе вражда к эксплуатирующим классам, но всякие возможные разногласия во взглядах на Наполеона исчезли, и победить Россию для него стало невозможно.

5. Народная война.

Подготовка русской армии к контрнаступлению завершилась к концу сентября 1812 года. Кутузову было ясно, что Наполеон долго не задержится в Москве и будет искать выход из создавшегося положения. Против наполеоновской армии развернулась борьба не только в самой Москве, но и на большом пространстве от Москвы до Смоленска. Этой борьбой руководил Кутузов, проводивший против неприятеля "малую войну". В своем письме к Витгенштейну он писал: "Поелику ныне осеннее время наступает, через что движения большой армии делаются совершенно затруднительными, наиболее с многочисленною артиллерию, при ней находящуюся, то решился я, избегая генерального боя, вести малую войну, ибо раздельные силы неприятеля и оплошность его подают мне более способов потреблять его, и для того, находясь ныне в 50 верстах от Москвы с главными силами, отдала от себя немаловажные части в направлении к Можайску, Вязьме и Смоленску, Кроме сего вооружены ополчения Калужское, Рязанское, Владимирское и Ярославское, имеющие все свои направления к поражению неприятеля". Начало "малой войны" было положено крестьянами-партизанами в связи с вторжением наполеоновских войск в смоленские земли. Широкое развитие она получила с приходом Кутузова к руководству русской армией. Одним из крупных ее организаторов, как сказано выше, был Д. Давыдов.
В понятие "малая война" Кутузов вкладывал весьма глубокое содержание. Основной задачей ее было удержать под ударом коммуникации противника и создать постоянную угрозу окружения его в Москве. Эту задачу должны были решать отряды войсковых партизан и народные ополчения.
6 июля 1812 г. - манифест Александра I о создании ополчения – учитель цитирует документы об ополчении выборочно (см. «Приложения»)

"Малая война", как форма широкой народной борьбы, в которой принимали участие и партизанские отряды крестьян, получила большой размах. В своем донесении Александру Г Кутузов писал: "...поставил я десять партизанов на ту ногу, чтобы быть в состоянии отнять все способы у неприятеля, мыслящего в Москве найти в изобилии всякого рода довольствие. В течение шестинедельного отдыха главной армии при Тарутине, партизаны мои наводили страх и ужас неприятелю, отняв все способы продовольствия...".
Были сформированы новые партизанские отряды во главе с А. С. Фигнером, И. М. Вадбольским, П. Д. Кудашевьш, А. Н. Сеславиным и другими. Это были летучие партизанские отряды, которые должны были действовать "по дороге из Москвы в Смоленск ведущей". В сентябре и составе "летучих отрядов действовало 36 казачьих полков и одна команда, 7 кавалерийских полков, 5 эскадронов и одна команда легкой конной артиллерии, 5 полков пехоты, 3 батальона егерей и 22 полковых орудия". Все эти данные говорят о том, что Кутузов придавал партизанской войне важное значение.

Наряду с артиллерийскими отрядами на всей трассе от Москвы до Смоленска, Рославля, Починка, Ельни и Красного действовали крестьянские партизанские отряды. Их совместные действия с армейскими отрядами и народным ополчением сорвали планы Наполеона расширить контролируемую им зону, создать дополнительные продовольственные базы, захватить Брянск и открыть дорогу на Киев.

Чем глубже проникали в Россию наполеоновские войска, тем явственнее становилось яростное сопротивление народа, который не желал сотрудничать с захватчиками. Но если французам и удавалось заставить отдельных крестьян быть проводниками, то многие из них пользовались случаем, чтобы завести отряды либо в чащу лесов, либо в сторону от крупных населенных пунктов.
-Какие подвиги партизан вам известны?


-А какое музыкальное произведение посвящено этому подвигу?

Следует сказать, что первым назвал войну «Отечественной» именно композитор Ф.Глинка

К середине августа в ряде уездов Смоленской губернии уже насчитывалось несколько довольно больших крестьянских отрядов. В Сычевском районе действовали три отряда. Первый из них состоял из жителей города Сычевска, возглавил его городничий П.Карженковский. Этот отряд неоднократно отражал попытки польских улан разорить села вокруг города. Второй отряд во главе с С.Емельяновым, боевым суворовским солдатом, насчитывал 400 человек, он провел 15 боев, уничтожил 572 французских солдата. Активно действовал и отряд исправника Е.Богуславского, он уничтожил 1760 человек неприятеля.

Среди народных героев было немало женщин. До сих пор живет память о знаменитой старостихе хутора Горшкова Сычевского уезда Василисе Кожиной, отряд которой брал в плен и истреблял французов. Известна также «кружевница Прасковья», крестьянка из деревни Соколово Смоленской губернии.

В Гжатском уезде широкую известность получили действия двух отрядов — Ермолая Васильевича Четвертака (Четвертакова) и Федора Потапова (Самуся).

-Почему именно близ города Борисова русское командование решило нанести решающий удар по армии Наполеона?

Причины победы русской армии и разгрома Наполеона:

1. суровый климат России;

2. "Главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 г., - заключил Н.Г. Чернышевский, - должны быть признаваемы твердая решимость императора Александра Благословенного, патриотизм народа, мужество наших армий и искусство полководцев".

3. действительный источник мощи русской армии 1812 г. надо искать не в ее собственной феодальной природе, а в единении армии с народом. Именно общенациональный подъем народных масс, выступивших на защиту Отечества, стал главной причиной победы России в войне 1812.

Столь грандиозная победа имела и грандиозные последствия - для России, Европы и всего мира. С одной стороны, она развеяла в прах наполеоновские планы мирового господства и положила начало гибели империи Наполеона, а с другой стороны, как никогда высоко подняла международный престиж России, отвоевавшей у Франции позиции лидера на мировой арене. Г.Р. Державин предостерегающе напоминал врагам Руси:
Был сей, был тот: их нет, а Русь?

Всяк, знай, мотай себе на ус!
ВЫВОД:

Таким образом, Отечественная война 1812 г. явилась новой ступенью в развитии патриотических традиций русского народа и его национального самосознания. Влияние Отечественной войны на дальнейшую историю России огромно. В самой России победа над Наполеоном вызвала бурный рост национального самосознания и пробудила лучших людей нации к освободительной борьбе против самодержавия и крепостничества. Война вызвала к борьбе с монархией передовые силы русского дворянства, явилась одной из предпосылок движения декабристов. Не случайно участники восстания 14 декабря 1825 г. называли себя «детьми двенадцатого года». По словам В.Белинского: «Двенадцатый год был великою эпохою в жизни России. По своим следствиям он был величайшим событием в истории России после царствования Петра Великого. Напряженная борьба насмерть с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила ее увидеть в себе силы и средства, которых она дотоле сама в себе не подозревала».





Ответ ученика:

«Александр I проводил политику национальной достаточности, предпринимая на международной арене лишь шаги, выгодные для России».

Ученики записывают схему.

Ответ ученика:

1.конфликт между Россией и Англией из-за континентальной блокады;

2.польский вопрос;

3.германский вопрос;

4.ближневосточный вопрос.

Поводом войны 1812г. стало несоблюдение Россией континентальной блокады Англии.

Выступление ученика с сообщением о Наполеоне I.

Выступления учеников с сообщениями о русских командующих основными армиями полководцах П.И.Багратионе, Барклае-де Толли.

Ответы учащихся при анализе источников:

-Было принято решение об оставлении Москвы. Можно считать, что это была победа русской армии и Кутузова, т.к. данное отступление являлось лишь тактическим ходом.


-Ослабление русской армии, отсутствие надежной позиции для «принятия неприятеля», отсутствие подкрепления, невыгодность сражения за Москву.

-Кутузов считал, что «потеря Москвы не есть потеря Отечества». Это был стратегический маневр с целью сохранения русской армии.

-Французы отступали с награбленными трофеями: «вереница карет, фур, богатых экипажей и всевозможных повозок», французы, «охваченные бессмысленной жадностью, забыли о восьмистах лье пути и о предстоящих сражениях».
-В таком состоянии армия не могла давать сражение, был сломлен боевой дух французов и началось моральное разложение армии.

Ответ ученика:

«Подвиг Ивана Сусанина»;

«Опера Ф. Глинки «Жизнь за царя».

Ответ ученика:

-Недалеко находилась р. Березина, близко граница, русские войска подтягивались с юга и северо-запада к городу, чтобы соединиться и завершить объединение


V. Закрепление нового материала.

( )

А сейчас давайте повторим:
1. Почему столкновение Франции и России было неизбежным?

2. С каким чувством Наполеон вступал в войну с Россией? Почему у него была уверенность в победе?

3. Каков был стратегический план командования русской армии в начале войны 1812 г.

4. Почему поход в Россию для Наполеона оказался трагическими?

5. Почему Наполеон не чувствовал себя победителем?


Ответы учеников:
1. К 1812 г. Франция стала укреплять свое влияние, стала уже агрессивной европейской державой. Опасность французской агрессии и негативная оценка Александром I всевластия Наполеона.

2. Он предполагал, что не будет единства между командованием русской армией и солдатами.


3. Отразить главный удар – на армию Барклая де Толли. В это время армия Багратиона бьет слева и в тыл французам и уничтожает их.

4. Патриотизм русского народа, полководческий талант М.И. Кутузова и других русских генералов привели к гибели наполеоновской армии.
5. Наполеон не смог одержать победу над Россией, потому что война приобрела народный характер, а в его армии не было такого единства и боевого, морального духа.

VI. Объяснение Д/З

( )

-Молодцы! Подайте, пожалуйста, дневники для оценок, кто активно работал сегодня на уроке.

Откройте дневники, запишите домашнее задание – параграф 22-23, с. 252-273, учить записи в тетради, обязательно ответить на все вопросы после параграфа, готовиться к викторине – учить таблицу, найти информацию об Отечественной войне 1812 года в искусстве, литературе.

Урок окончен, до свидания, ребята!

Учащиеся записывают Д/З.