|
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан»
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Республики Татарстан»
Кафедра общей и коррекционной (специальной) психологии
и педагогики
Проектная работа в рамках образовательной программы:
«Тьюторское сопровождение преподавания учебного предмета «математика» в условиях введения ФГОС ООО»
«Программа тьюторского сопровождения ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНого ПРЕДМЕТа «математика» в Рыбно – Слободском муниципальном районе
Авторы проекта: учитель математики
МБОУ « Рыбно-Слободская СОШ № 2»
Королева О.Е.,
учитель математики
МБОУ «Юлсубинская ООШ»
Гилемханова Г.И.
Научный руководитель: Кадырова Ф.З
Куратор:
Проект допущен к защите:
«28» апреля 2015 г.
Казань, 2015
Актуальность проекта
Девиз проекта:
«Нельзя чему-нибудь
научить человека,
можно только помочь ему
обнаружить это внутри себя»
Г. Галилей
Принятие новых стандартов ООО и введение их в учебный процесс образовательных учреждений требовало перестройку не только профессиональной подготовки будущего учителя, но, в первую очередь, процесса повышения квалификации уже работающего педагога. А так же требуют от методических служб современных, актуальных и востребованных педагогической общественностью подходов к организации работы, способствующей повышению качества и степени адаптивности системы образования региона к современным требованиям образовательной политики.
Тьютор — это тот, кто
сопровождает процесс индивидуализации
-
создаёт условия для непрерывного, открытого процесса повышения квалификации;
инициирует процессы мотивации педагогов;
индивидуализирует процесс повышения квалификации;
осуществляет мониторинг уровня повышения профессиональной компетентности педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, динамики профессионального развития;
формирует инновационный ресурс, осуществляет презентацию достижений педагогов
Основным направлением тьюторской практики в системе образования можно считать сопровождение профессионального развития педагогических кадров в условиях реализации в общеобразовательных организациях Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Инновация подобного масштаба требует полной мобилизации кадрового потенциала: в короткие сроки от учителя требуется пересмотреть цель профессиональной деятельности, принять идеологию нововведений, освоить новые знания и педагогические технологии. Немаловажным является информационно-методическое обеспечение инновационных процессов. В этих условиях тьюторское сопровождение является оптимальной формой методической работы, позволяющей включить в сетевое взаимодействие максимальное количество педагогических кадров.
Цель и задачи проекта
Цель данного проекта :
–разработка программы тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «Математика» и в условиях введения ФГОС ООО для Рыбно-Слободского муниципального района
- создать условия для формирования индивидуальной образовательной траектории учителей математики, удовлетворения их личного образовательного интереса.
Задачи:
Разработать механизм сопровождения учителей района с целью формирования индивидуальной образовательной траектории
Разработать диагностический материал для выявления индивидуального уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО.
Наметить ряд мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО.
Определить необходимую методическую ресурсную базу для эффективной реализации ФГОС ООО Рыбно – Слободском муниципальном районе
Целевая группа проекта
Учителя-предметники, руководители ШМО, методисты районных отделов образования
Проектное решение предусматривает решение проблемы тьюторского сопровождения профессионального развития педагогических кадров в условиях реализации введения ФГОС ООО.
Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: апрель-ноябрь 2015 года.
Этапы реализации проекта:
диагностико-моделирующий;
проектировочный;
реализационный (презентационный);
аналитический(корректирующий).
Программа проектных мероприятий
№
|
Комплекс мер
|
Место проведения
|
Срок проведения
|
Ответственный
|
Этап 1 Диагностико - моделирующий этап
|
1
|
Изучение нормативных документов о федеральных государственных стандартах общего образования.
|
Образовательные учреждения
|
апрель-август
|
Руководители ШМО, тьюторы
|
2
|
Заседание ШМО «Знакомство с метапредметами (УУД)»
|
Образовательные учреждения
|
апрель - май
|
Руководители ШМО, тьюторы
|
3
|
Выявление круга учителей, преподающих математику в 5 классе в 2015-2016 уч.году.
|
Образовательные учреждения
|
апрель
|
Методист РОО, Руководители ШМО, тьюторы
|
4
|
Посещение уроков и консультации с учителями начальной школы в работе по ФГОС
|
Образовательные учреждения
|
апрель- май
|
Учителя работающие в 5 классе в 2015-2016 уч. году , руководители ШМО, тьюторы
|
5
|
Посещение уроков 5 класса и консультации учителями начальной школы
|
Образовательные учреждения
|
Сентябрь
|
Учителя начальной школы, руководители ШМО,тьюторы
|
6
|
Подбор диагностического инструментария.
|
Образовательные учреждения
|
В течение срока реализации проекта
|
Руководители ШМО, тьюторы
|
Этап 2 Проектировочный
|
1
|
Проведение стартовой диагностики уровня готовности педагогов к переходу на новые государственные образовательные стандарты.
|
Образовательные учреждения
|
май
|
Тьюторы
|
2
|
Создание методического сообщества учителей основной школы начинающих работу по ФГОС.
|
Образовательные учреждения
|
май
|
Руководители ШМО, тьюторы
|
3
|
Обсуждение на заседании КМО методических рекомендаций по составлению рабочих программ по предмету «Математика»
|
Образовательные учреждения
|
май
|
Руководители КМО, тьюторы
|
4
|
Проведение практического семинара по обмену опытом учителей математики, работавших по ФГОС 2014-2015 уч. году
|
Муниципальный район
|
август
|
Методист РОО руководитель РМО, тьюторы
|
Этап 3. Реализационный(презентационный)
|
1
|
Диагностика уровня профессиональной компетенции педагогов
|
Образовательные учреждения
|
май
|
Методист РОО, тьюторы
|
2
|
Круглый стол по обобщению опыта: «Преподавание математики в условиях реализации ФГОС ОО»
|
Муниципальный район
|
май
|
Методист РОО, тьюторы
|
3
|
Обучающий семинар по теме: «Актуальные проблемы преподавания математики в условиях введения ФГОС ООО».
-составление рабочих программ;
- формирование навыков работы с технологической картой и планом урока
- системное оценивание формирование УУД;
-пед.технологии.
|
Муниципальный район
|
май
|
Методист РОО, тьюторы
|
4
|
Обмен мнениями через созданное сообщество учителей
|
Образовательные учреждения
|
В течение срока реализации проекта
|
Педагоги ОУ, тьюторы
|
Этап 4. Корректирующий
|
1
|
Создание каждым учителем, работающем по ФГОС папки ФГОС ОО(нормативные документы, самоанализ урока по ФГОС, типология уроков, технологическая карта урока)
|
Образовательные учреждения
|
сентябрь
|
Учителя работающие в 5 классе в 2015-2016 уч. году ,
|
2
|
Семинар-тренинг:
«Проектирование урока математики в условиях перехода на ФГОС ООО»
|
Муниципальный район
|
октябрь
|
Методист РОО, тьюторы, учителя прошедшие курсы повышения квалификации по ФГОС
|
Ожидаемые результаты реализации проекта
Краткосрочные результаты —
- формирование и реализация ИПП (индивидуальных профессиональных педагогических программ) учителями района;
- создание банка необходимых материалов в контексте преподавания учебного предмета «Математика» в условиях введения ФГОС ООО в Рыбно-Слободском муниципальном районе: нормативные документы, рабочие программы, технологические карты, поурочные планы, диагностический инструментарий;
- наличие технологий воспитания и обучения в процессе обучения по ФГОС второго поколения;
- формирование банка методических материалов по технологии системно-деятельного подхода обучения;
Долгосрочные результаты –
- поэтапное введение ФГОС второго поколения по математике в основную школу Рыбно-
Слободского района: через алгоритм создания тьютором педагогического ресурса педагога.
«ХОЧУ» - создание информационно-образовательной среды для учителя
«МОГУ»- написание ИОП, ИОМ (индивидуальной образовательной программы, маршрута)
«ЗНАЮ»- курсы, конференции, семинары, круглые столы, вебинары и т.д.
«УМЕЮ» - открытые уроки, мастер-классы.
-
«ДЕЛАЮ»- качество образовательного процесса как результат повышения профессиональной компетентности учителя
Оценка эффективности проекта
Предполагаем, что
- планомерное выполнение этапов проекта тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «Математика» в условиях введения ФГОС ООО создаст условия поэтапного безболезненного перехода на ФГОС второго поколения в основной школе
- реализация данного проекта будет способствовать повышению эффективности системы педагогического образования, непрерывного профессионального роста педагогов школы, введению в практику новых государственных образовательных стандартов, организации образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС.
Риски реализации проекта и пути их преодоления
Риски
|
Условия возникновения
|
Пути преодоления
|
Недостаточная психологическая готовность педагогов
|
Упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода, принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).
|
Повышение качества разъяснительной и информационно-пояснительной работы
|
Эмоционально-физические перегрузки педагогов
|
Отсутствие санитарно-гигиенических нормативов по учебной и внеучебной нагрузке
|
Определение краткосрочных и долгосрочных целей, овладение умениями и навыками саморегуляции, профессиональное развитие и самосовершенствование, эмоциональное общение.
|
Отсутствие практических навыков тьютора по работе по ФГОС
|
При реализации данного проекта
|
Семинары, публикации, вебинары
|
Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта:
Критерий
|
Показатель
|
1 Высокая мотивация педагогов района к преобразованиям в сфере обучения
|
1 Диагностика
|
2 Применение УУД на уроках учителями-предметниками
|
2 Открытые уроки
|
3 Применение теоретических знаний по ФГОС на практике
|
3 Наличие рабочих программ преподавания по ФГОС, технологических карт и др.
|
4 Развитие умений работать с разными категориями учащихся.
Развитие педагогических компетенций.
|
4 Мониторинг результатов
|
Дальнейшее развитие проекта
По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, так как
- миссия проекта состоит в «наращивании» новых компетентностей педагогов для успешной реализации ФГОС ООО, в обеспечении формирования ключевых компетентностей педагогов с позицией тьютора и организации тьюторского сопровождения в школе.
- результаты этого проекта – банк рабочих программ, технологических карт, поурочных планов, диагностического материала по оценке формирования УУД на различных этапах урока , методических материалов по технологии системно-деятельного подхода могут быть использованы в дальнейшем для работы учителей Рыбно Слободского района в преподавании учебного предмета «Математика» в условиях поэтапного введения ФГОС ООО .
Заключение
Таким образом, программа организует тьюторское сопровождение, которое:
способствует формированию у учителя-предметника способности к самостоятельным профессиональным действиям, реализующим требования ФГОС ОО;
помогает тьюторантам в построении индивидуальной профессиональной педагогической реализации траектории требований ФГОС ОО.
Поставленные в начале задачи, мы считаем, выполнены в полном объёме, а именно:
Разработан диагностический материал для выявления уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО.
Намечен ряд мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО.
Определена необходимая методическая ресурсная база для эффективной реализации ФГОС ООО в муниципальном районе
Список использованных документов и источников информации
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Долгова Л.М. Нормативно-правовое оформление тьюторской деятельности в образовательном учреждении // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009 / Науч.ред. Т.М. Ковалева. М.: АПКиПРО. 2009. С. 12-17.
Дудчик С. В. Особенности организации тьюторского сопровождения в начальной школе // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара. – М.: АПКиППРО, 2009.
Зоткин А. Идея тьюторства и проблема субъективности в образовании. // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. – Томск, 2005.
Логинов Д.А. Тьюторское сопровождение образовательного процесса в условиях построения целостной образовательной среды в единстве урочной и внеурочной деятельности // Организация инновационной деятельности образовательного учреждения в сфере духовно-нравственного развития. Секрет успеха. Выпуск 3. Сборник научно-методических материалов. / Под ред. Е.В. Губанова, Ю.Б. Пушнова. Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2011. С. 5-10.
Пилипчевская Н. В. Тьюторская деятельность: теория и практика. – Красноярск, 2009.
|
|
|