|
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан»
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Республики Татарстан»
Кафедра общей и коррекционной (специальной) психологии
и педагогики
Проектная работа в рамках образовательной программы:
«Тьюторское сопровождение преподавания учебного предмета «Математика» в условиях введения ФГОС ООО»
«Программа тьюторского сопровождения ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНого ПРЕДМЕТа «МАТЕМАТИКА» в Лаишевском муниципальном районе Республики Татарстан»
Авторы проекта:
1) Шишкова Халида Дамировна,
учитель математики МБОУ Ташкирменской ООШ
Лаишевского МР РТ
2) Ефремова Наталья Валерьевна
учитель математики
МБОУ Гимназия №1 г.Лаишева РТ
Научный руководитель:
Куратор:
Кадырова Фарида Задитовна, к.п.н.,
заведующая лабораторией
естественно-математических дисциплин
Проект допущен к защите:
«__»____________ 2015 г.
Казань, 2015
Нельзя чему-нибудь научить человека,
можно только помочь ему
обнаружить это внутри себя
Г.Галилей
Актуальность проекта
Системные изменения, происходящие в российском образовании, требуют от методических служб новых, современных, актуальных и востребованных педагогической общественностью подходов к организации работы, способствующей повышению качества и степени адаптивности системы образования региона к современным требованиям образовательной политики.
Тьютор – это субъект, сопровождающий профессиональное развитие педагогов в процессе их образования. Основным направлением тьюторской практики в системе образования можно считать сопровождение профессионального развития педагогических кадров в условиях реализации в общеобразовательных организациях Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Инновация подобного масштаба требует полной мобилизации кадрового потенциала: в короткие сроки от учителя требуется пересмотреть цель профессиональной деятельности, принять идеологию нововведений, освоить новые знания и педагогические технологии. Немаловажным является информационно-методическое обеспечение инновационных процессов. В этих условиях тьюторское сопровождение является оптимальной формой методической работы, позволяющей включить в сетевое взаимодействие максимальное количество педагогических кадров.
Цель и задачи проекта
Цель данного проекта – разработка программы тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «Математика» в условиях введения ФГОС ООО для Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Задачи:
Разработать диагностический материал для выявления индивидуального уровня готовности педагогов Лаишевского района к реализации ФГОС ООО.
Наметить ряд мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО.
Определить необходимую методическую ресурсную базу для эффективной реализации ФГОС ООО в Лаишевском муниципальном районе
Целевая группа проекта
Учителя-предметники, руководители ШМО, методисты районных отделов образования.
Проектное решение
Каждый учитель – индивидуален. Поэтому на момент введения ФГОС каждый педагог оказался на индивидуальном уровне готовности. Программа предполагает создание среды тьюторского сопровождения, то есть оптимальных условий для реализации личности и профессионализма каждого отдельного учителя на основе его индивидуальных особенностей и образовательных особенностей и образовательных потребностей. Программа призвана развивать и совершенствовать профессиональную компетентность педагогов по вопросам и технологиям формирования личностных универсальных учебных действий. Для координации действий тьюторов в районе будет создана инициативная группа, которая будет работать по реализации комплексной программы тьюторского сопровождения учителей района, как в целом, так и по предмету «математика».
Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: март-ноябрь 2015 года.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный;
II. Диагностико-мотивационный;
III. Проектировочный;
IV. Реализационный;
V. Аналитический;
VI. Коррекционный.
Программа проектных мероприятий
№
|
Комплекс мер
|
Место
проведения
|
Срок проведения
|
Ответственный
|
Этап 1 Подготовительный
|
1
|
Круглый стол по теме: «Тьюторское сопровождение преподавания в условиях введения ФГОС ООО в Лаишевском МР РТ»
|
МБОУ
Гиминазия №1 г.Лаишева
|
Апрель
|
Замначальника МКУ
Методисты
Тьюторы района
|
2
|
Формирование нормативно-правовой базы введения ФГОС ООО в Лаишевском МР РТ
|
МКУ
|
Апрель-август
|
Замначальника МКУ
Методисты МКУ
|
3
|
Формирование рабочей группы введения и реализации ФГОС ООО
|
МКУ
|
Апрель
|
Замначальника МКУ
Методисты
|
Этап 2. Диагностико-мотивационный
|
1
|
Определение стартового уровня готовности педагогов района к введению ФГОС ООО. Самооценка. Выявление педагогических затруднений
|
ОУ района
|
Апрель-май
|
Методист МКУ Шакирзянов З.Г.
Руководитель РМО
Руководители ШМО
учителя
|
2
|
Семинар руководителей ШМО учителей математики по теме: «Критерии готовности педагогов к введению ФГОС ООО. Самооценка. Выявление педагогических затруднений»
|
МБОУ Столбищенская СОШ
|
Апрель
|
Методист МКУ
Шакирзянов З.Г.
Руководитель РМО
тьютор
|
Этап 3. Проектировочный
|
1
|
Разработка и утверждение комплексной программы, дорожной карты введения ФГОС ООО на 2015-2020 гг в Лаишевском МР РТ.
|
МКУ
|
Апрель-август
|
Управление образования
|
2
|
Разработка и утверждение планов введения ФГОС ООО в образовательных учреждениях.
|
ОУ района
|
Апрель-август
|
Директора школ
Зам.директора школ по УР
|
3
|
Разработка индивидуального плана
профессионального развития учителя при введении ФГОС
|
ОУ района
|
Август-октябрь
|
Зам.директора школ по УР
Руководитель ШМО
Учителя района
|
Этап 4. Реализационный
|
1
|
Семинар-практикум «Реализация технологии деятельностного метода обучения в условиях реализации ФГОС» с посещением уроков в начальной школе и в 5 классе
|
МБОУ
Гимназия №1 г.Лаишева
|
Апрель-май
|
Методист МКУ Шакирзянов З.Г.
Руководитель РМО
|
2.
|
Разработка на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования основных образовательных программ ОУ, подготовка рабочих программ по предметам, программ внеурочной деятельности, программы мониторинга образовательных результатов.
|
ОУ района
|
Май – август 2015 г
|
Руководители ОУ
Учителя района
|
3
|
Районный семинар «Предварительные итоги работы пилотного ОУ по введению ФГОС ООО в 5 классах»
|
МБОУ
Гимназия №1 г.Лаишева МБОУ Столбищенская СОШ
|
август
|
МКУ
Руководители пилотных ОУ
|
4
|
Организация обобщения и распространения опыта работы по ФГОС НОО и ООО в виртуальном методическом сообществе на сайте Электронное образование в Республике Татарстан «Управление качеством образования. Сообщество учителей математики Лаишевского района РТ»
|
Сайт Электронного образования в Республике Татарстан http://edu.tatar.ru/community/index/3747.
|
Апрель-ноябрь 2015 г.
|
Руководитель РМО
Учителя пилотных школ
|
5
|
Организация преемственности введения и реализации ФГОС в ОУ
|
ОУ района
|
Апрель-ноябрь
|
Замдиректора по УР
Учителя нач. классов
Учителя, преподающие в 5 классах
|
Этап 5. Аналитический
|
1
|
Анализ и подведение итогов деятельности апробационных площадок введения ФГОС ОО. Подготовка рекомендаций по итогам апробации.
|
МБОУ
Гимназия №1 г.Лаишева
МБОУ Столбищенская СОШ
|
Май-июль
|
ММК УО,
администрация пилотных площадок
|
2
|
Входной контроль сформированности УУД учащихся 5 классов
|
ОУ района
|
сентябрь
|
Методист
Руководитель РМО
|
3
|
Динамика сформированности УУД учащихся 5 классов
|
ОУ района
|
ноябрь
|
Методист
Руководитель РМО
|
Этап 6. Коррекционный
|
1
|
Создание и внедрение мониторинга психологического статуса педагога
|
ОУ района
|
Апрель-ноябрь
|
МКУ
|
Ожидаемые результаты реализации проекта
Краткосрочные результаты - определение уровня профессиональной компетентности учителя, интересов и запросов педагога в сфере его деятельности. Создание банка диагностических материалов по профессиональному развитию педагогов. Проектирование программ профессионального творческого развития педагогов. Организация мониторинга личностно-профессионального развития педагогов. Создание рабочих программ по ФГОС.
Долгосрочные результаты - пополнение общих и профессиональных знаний педагога, совершенствование учебно-познавательных и профессиональных умений в условиях перехода к ФГОС. Внедрение ФГОС учителями района на средней ступени обучения.
Оценка эффективность проекта
Предполагаю, что программа будет эффективной, так как в программе предусмотрены диагностические шаги по определению уровня компетентности педагогов и их готовности к переходу к ФГОС ООО, а также запланированы ряд мер, направленных на формирование потребностей и мотивов, способствующих формированию учебно-познавательных и профессиональных умений педагогов. Также проект в дальнейшем поможет успешному переходу к ФГОС в средней школе. Рабочие программы учителей будут соответствовать требованиям ФГОС ООО, все учителя будут охвачены курсовой подготовкой по повышению квалификации по реализации ФГОС ООО. Учителя научатся проектировать и проводить уроки в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Риски реализации проекта и пути их преодоления
Риски
|
Условия возникновения
|
Пути преодоления
|
Недостаточный уровень теоретико-методологической подготовки учителей
|
Не осознание себя как учителя «нового типа», отсутствие мотивации, профессиональная усталость
|
Прохождение повышения квалификации или профессиональной переподготовки для работы в соответствии с ФГОС;
Проведение тренингов, мастер-классов.
|
Неготовность педагогов к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС
|
Традиционный подход к профессии, консервативность мышления
|
Проведение тренингов, мастер-классов, обучающих семинаров
|
Неумение пользоваться Интернет-ресурсами
|
Недостаточное владение ИКТ
|
Организация практических занятий в школе по овладению ИКТ
|
Негативное отношение педагогов к организации введения ФГОС
|
Стабильность результатов работы при традиционном подходе
Проблема мотивации
|
Оказание информационно-технологической поддержки
Показать положительную динамику результатов деятельности после введения ФГОС
|
Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта:
Критерий
|
Показатель
|
1. Нормативное обеспечение ФГОС СОО
|
1. Наличие пакета нормативно-правовых документов
|
2. Методическое сопровождение педагогов и руководящих работников
|
2. Есть опыт формирования ресурсно-методических сетей по ФГОС НОО и ООО в рамках апробации новой модели
|
3. Повышение квалификации педагогов и руководящих работников
|
3. Прохождение курсов повышения квалификации педагогов и руководящих работников, подготовка тьюторов не менее 75%.
|
4. Создание рабочих программ, программ курсов внеурочной деятельности
|
Разработаны примерные рабочие программы по всем предметам, курсам учебного плана
|
Дальнейшее развитие проекта
По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, так как требуется практическое рассмотрение возникших при апробации проблем. Введение ФГОС в основной школе выявит новые проблемы, решение которых потребует методологической, консультативной и корректирующей деятельности. Именно поэтому я считаю, что необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта.
Результаты этого проекта могу быть использованы в дальнейшем при введении и реализации ФГОС в средней школе.
Заключение
Таким образом, реализация данного проекта поможет скоординировать работу всех участников образовательного процесса по введению и реализации ФГОС ООО на начальном этапе.
Поставленные в начале задачи, я считаю, выполнены в полном объёме, а именно:
Разработан диагностический материал для выявления уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО.
Намечен ряд мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО.
Определена необходимая методическая ресурсная база для эффективной реализации ФГОС ООО в муниципальном районе
Список использованных документов и источников информации
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования СК» // Под науч. ред. А.А. Волкова, доктора психологических наук – Ставрополь, 2012
Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. ФГОС. -Волгоград: Учитель, 2014
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? -М.: Просвещение, 2014.
Приложение №1
Диагностика выявления образовательных запросов педагога,
реализующего ФГОС ООО
Анкета для педагога № 1
Уважаемые коллеги!
Пожалуйста, оцените уровень своей подготовки по 10 бальной шкале
-
Нормативный компонент:
|
1
|
Наличие у Вас знаний содержания ФГОС и методических материалов, сопровождающих его введение;
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
2
|
Способность самостоятельно разрабатывать необходимые для реализации ФГОС ОО документы
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
Методологический компонент
|
4
|
Владение знаниями о системно-деятельност-ном подходе, учебной деятельности, универсальных учебных действиях
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
Технологический компонент:
|
5
|
Владение проектированием урока, формирующего УУД
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
6
|
Умение самостоятельно разрабатывать задания, направленные на решение учебно-познавательных и учебно-практических задач
|
|
|
Владение технологией проектной деятельности
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|
Владение технологиями дифференцированного обучения
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|
Владение технологией критического мышления
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|
Владение технологиями работы с детьми, испытывающими сложности в обучении
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
7
|
Владение технологиями работы с одаренным детьми
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
Аналитический компонент:
|
8
|
Способность к анализу и самоанализу урока с позиций системно-деятельностного подхода
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
9
|
Способность определить проблемные точки и зоны риска своей профессиональной деятельности
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
10
|
Способность проектировать индивидуальный маршрут профессионального развития
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
Анкета для педагога №2
«Готовность к введению ФГОС»
Уважаемые педагоги!
Просим вас принять участие в анкетировании по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС). Выберите один из предложенных вариантов ответа на вопрос или запишите свой ответ (на обороте)
1. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на развитии и образовательных результатах обучающихся?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
2. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на материально-технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в образовательном учреждении?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
3. Как вы считаете, какие положительные изменения произойдут в образовательных учреждениях с введением ФГОС?
4. Перечислите основные требования к рабочим программам учебных предметов (курсов).
5. Как бы вы определили роль участников образовательного процесса при организации перехода на ФГОС?
7. По вашему мнению, в чем состоит готовность педагогов к введению ФГОС?
8. На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
9. Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС, вы испытываете?
10. Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить?
11. На ваш взгляд, готово ли ваше образовательное учреждение к введению ФГОС?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Благодарим за участие в анкетировании!
Диагностическая карта
«Критерии готовности педагога к введению ФГОС»
Уважаемые педагоги, просим вас заполнить диагностическую карту.
Отметьте знаком «+» те критерии готовности к введению ФГОС, которые вам соответствуют.
Критерий
|
Самооценка педагога
|
Оценка эксперта
|
Когнитивный аспект
|
Знание роли и значения введения ФГОС в современной школе
|
|
|
Знание основных документов, связанных с введением ФГОС:
|
• Национальная инициатива «Наша новая школа», утв. Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
|
|
|
• ФГОС, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
|
|
|
Знание особенностей технологии системно-деятель-ностного подхода в образовании
|
|
|
Знание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС
|
|
|
Мотивационный аспект
|
Понимание значения ФГОС для современного образования
|
|
|
Активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС
|
|
|
Активность участия в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС
|
|
|
Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем
|
|
|
Настойчивость в преодолении затруднений
|
|
|
Активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения научно-методической компетенции учителя
|
|
|
Личностный аспект
|
Умение выстраивать субъект-субъектные отношения
|
|
|
Демократический стиль общения с обучающимися
|
|
|
Индивидуальный подход к обучающимся
|
|
|
Толерантность
|
|
|
Технологический аспект
|
Умение провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем:
|
• элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера;
|
|
|
• элементов развивающего характера;
|
|
|
• проблемы (противоречий);
|
|
|
• возможности организовать учебное исследование;
|
|
|
• вариативности
|
|
|
Умение работать над формированием компонентов учебной деятельности:
|
• целеполагания;
|
|
|
• контроля и оценки;
|
|
|
• учебного интереса;
|
|
|
• содержательной рефлексии
|
|
|
Умение организовать учебное исследование
|
|
|
Умение организовать проектную деятельность обучающихся
|
|
|
Умение предоставлять самостоятельность обучающимся
|
|
|
Умение использовать разные формы организации деятельности обучающихся (групповая, парная, индивидуальная)
|
|
|
Умение работать с ошибками учеников
|
|
|
Умение предоставлять выбор обучающимся (выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т. д.)
|
|
|
Умение включать обучающихся в учебный диалог (полилог)
|
|
|
Анализ результатов диагностики
Обработка результатов диагностики осуществляется по двум направлением:
определение готовности педагогов к введению ФГОС на основе их самооценки (наиболее ярко отражает уровень когнитивной и мотивационной готовности педагогов);
сравнительный анализ ответов педагогов и экспертов, выявление адекватности самооценки педагогов (наиболее ярко отражает уровень развития рефлексивных навыков педагогов).
По итогам диагностики целесообразно разработать систему выявления уровня готовности педагогов к введению ФГОС по тому или иному аспекту. Например, соответствие педагога пяти критериям когнитивного аспекта свидетельствует о высоком уровне когнитивной готовности педагогов к введению ФГОС, трем – среднем, менее одного – низком. При этом учитывается уровень адекватности самооценки педагога, который определяется совпадением отметок учителя и эксперта.
Приложение №2
Индивидуальтный план профессионального развититя педагога, реализующего ФГОС ООО
(примерная форма)
Тема: Внедрение ФГОС второго поколения в педагогическую деятельность через формирование универсальных учебных действий самостоятельной работы на уроках математики.
Срок работы 2015-2017
Цели профессионального развития:
Приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Задача 1.
Изучить нормативные документы, регламентирующие исполнение требований федерального государственного стандарта второго поколения по математике.
Задача 2. И так далее
Разделы плана
Изучение нормативно-правовой базы, связанной с проблемами реализации ФГОС
Литература, нормативные правовые документы
|
Задачи использования
литературных источников
|
Сроки
|
Форма отчетности
|
Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы
|
|
|
Начало
|
Окончание
|
|
|
Конституция РФ, ст.43 – Содержание и гарантии права на образование.
|
Знакомство с основополагающим документом
|
|
В течение года
|
|
Итоговый педагогический совет
|
Конвенция о правах ребенка (02.09.1990)
|
Знакомство с основополагающим документом
|
|
В течение года
|
|
Портфолио учителя
|
Закон РФ «Об образовании».
|
Знакомство с основополагающим документом
|
|
В течение года
|
|
Портфолио учителя
|
И так далее
|
|
|
|
|
|
2. Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновленного учебно-воспитательного процесса
Задачи или содержание деятельности
|
Сроки
|
Форма представления результатов работы
|
Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы
|
|
Начало
|
Окончание
|
|
|
Корректировка рабочих
программ по учебным предметам в соответствии с ФГОС
|
Август
|
Май
|
Рабочие программы
|
МС по проблеме
«Организация
образовательного процесса в условиях введения ФГОС»
|
Разработать конспекты уроков в 5 классе с учетом требований ФГОС второго поколения.
(технологические карты)
|
|
|
Технологические карты
|
Сайт
|
И так далее
|
|
|
|
|
3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Задачи или содержание деятельности
|
Сроки
|
Форма представления результатов работы
|
Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы
|
|
Начало
|
Окончание
|
|
|
Открытые уроки и внеурочные мероприятия
|
|
|
Открытый урок
|
Рефлексия
|
Участие в школьной методической выставке
|
|
|
Разработанные материалы по ФГОС
Портфолио учителя
|
Методический конкурс
Сайт
|
И так далее
|
|
|
|
|
4. Участие в системе школьной методической работы
Школьное мероприятие
|
Сроки
|
Выполняемые виды работ
(решаемые задачи)
|
Форма представления результатов работы
|
|
Начало
|
Окончание
|
|
|
Заседание МО учителей физико-математического цикла
|
|
|
методическая взаимопомощь,
представление опыта работы.
|
Выступление
|
Семинар в рамках плана научно-
методической работы школы
|
|
|
Подготовка выступления в соответствии с темой семинара;
Оказание помощи коллегам в подготовке к выступлению
|
Выступление согласно теме семинара
|
И так далее
|
|
|
|
|
5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы
Темы курсов
|
Место прохождения курсов
|
Форма прохождения курсов ПК
|
Сроки
|
Форма отчета о результатах подготовки
|
|
|
|
Начало
|
Окончание
|
|
Развитие личностных и профессиональных ресурсов в условиях ФГОС
|
ИПКРО
|
Очная
|
Ноябрь
|
|
Удостоверение
|
ФГОС
|
МБОУ
|
Внутришкольное
ПК
|
сентябрь
|
Май
|
Материалы в Портфолио учителя
|
И так далее
|
|
|
|
|
|
6. Работа в составе органов управления школой и рабочей группы проекта введения ФГОС
Органы разработки и реализации проекта
|
Виды выполняемых работ
|
Сроки исполнения работ
|
Результаты
|
Член рабочей группы
Разработка ООП ООО
|
Программа УУД
|
Начало
|
Окончание
|
ООП основного общего образования
|
|
|
|