|
Гбоу прогимназия №1642
ГБОУ прогимназия №1642
Департамент образования города Москвы
ФГНУ Институт коррекционной педагогики РАО
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Научно-исследовательский институт столичного образования
Общественная профессиональная организация
«Российская ассоциация дислексии»
VI Международная научно-практическая конференция
Российской ассоциации дислексии
РЕБЕНОК С ДИСЛЕКСИЕЙ В РЕАЛИЯХ XXI ВЕКА
(ОБСУЖДЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ)
|
21 – 22 мая 2013г.
г. Москва
|
«Использование комплекса материалов по дифференциации звонкости-глухости парных согласных «Т-Д» в предупреждении и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников».
(статья и презентация)
Материалы подготовлены и сданы в печать:
учителем-логопедом Дидык Е.А.
2013 г.
У всех в жизни наступает такой момент, когда нужно, свое родное и дорогое «чадо», сопроводить в новые для него стены: детский сад, а потом и школу. Эти загадочные места должны стать новым домом для маленьких исследователей, а воспитатели и учителя, в идеале, мамами – наставниками. Все знают, как сложно привыкнуть к новым условиям и требованиям, переходя из дома – в детский сад , а потом в начальную школу.
Нашим ребятам, принимающим участие в проекте, повезло больше других. Сейчас они обучаются во 2 классе ГБОУ прогимназии № 1642 с музыкально – эстетическим уклоном, имеющей статус начальная школа - детский сад:
- Пелымская Ирина (08.2004);
- Дидык Полина (01.2004);
- Васильева Алиса (04.2004)
А до этого их воспитывали в этих же гостеприимных стенах добрые и чуткие воспитатели.
У наших ребят не было стресса связанного:
- с переходом из одного учреждения в другое;
- с появлением большого количества новых лиц;
(появился только учитель, с которым они заранее познакомились);
- и главное их друзья остались рядом (в детском саду и старшие в школе).
Такая преемственность в образовании хороша по многим параметрам, но автору хочется остановиться на возможности предупреждения нарушения письма и чтения еще в дошкольный период. Откуда возникает дисграфия, а в следствии и дислексия? Прочитав много умных книг, мы выясним огромное количество вариантов возникновения этих нарушений. Возникает вопрос, исходя из возможности наблюдения и воздействия в дошкольный и младший школьный возраст: «А если коррегировать не только уже имеющиеся нарушения, а разработать программу по предупреждению возможного возникновения?»
Ребята хорошо помнят, как легко воспринимали, находясь в старшей и подготовительной группе детского сада, новые элементы букв, слияния звуков. И как вдруг стало многим сложно сделать звук - буквенный анализ, различить звонкие и глухие звуки, буквы начали путаться и сливаться воедино, выскакивать из слов, меняться местами, да еще и почерк!
Выбранная тема исследования, сначала звучала для ребят загадочно: «Использование комплекса материалов по дифференциации звонкости-глухости парных согласных «Т-Д» в предупреждении и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников» , но, изменив звучание темы для детского восприятия и предложив, ребятам, задание по разработке наглядного и дидактического материала, мы убили «двух зайцев»:
- заинтересованные дети молниеносно находили материал для пособий (в книгах, журналах, компьютере),придумывали стихи и загадки, рисовали часами, днями напролет, окрыленные возможностью помочь младшим, детсадовским друзьям;
- параллельно сами отрабатывали необходимые материалы, делились ими с одноклассниками, передавали ребятам старших классов.
План работы вне зависимости от звука, буквы:
1. Знакомство со звуком, буквой:
- уточнение артикуляционной позы звука (логопедические профили);
- графических элементов буквы (лепка букв с одновременным пропеванием стихов);
- выделение звука на слух (из слов по предметным картинкам);
- выделение буквы в тексте (загадках, стихах, скороговорках);
2. Дифференциация по звонкости-глухости парных согласных.
СТИХИ и ЗАГАДКИ, созданные личной фантазией, выделены курсивом!
Знакомство с буквой «Т», уточнение ее графемы, отработка элементов:
Лепка из пластилина, глины (авторские стихи руководителя проекта или «Пластилиновая азбука» Сергей и Екатерина Железнова лепим, поем, читаем);
Мы две палочки кладем Будет он стучать, стучать
Молоточек соберем. Букву "Т" напоминать.
Стихи:
1. 2.
«Т» - как тумба, табурет Тараканчики, тараканчики,
Приглашает на обед. Что вам надобно в ресторанчике?
За столом квадратным Мы таких незваных гостей
Нам сидеть приятно. Тумаками гоним взашей.
В гости к «Т» ты приходи - Так-так-так, тарахтел, таракан,
И друзей с тортом веди. Отправляясь в другой ресторан.
3.
Скороговорки:
Тридцать три вагона в ряд тараторят тарахтят.
Три тетерева прилетели на трех деревьях посидели.
4.
Песенки:
Тили-тили, трали-вали Тридцать три коровы, тридцать три коровы
Это мы не проходили, Свежая строка.
Это нам не задавали. Тридцать три коровы, тридцать три коровы
Стих родился новый,
5. Как стакан парного молока.
Загадки:
В огороде вырастили летом Желтая курица под тыном дуется.
Мы с сестрой для золушки карету.
Только жалко осень наступила (Тыква)
Мама кашу из нее сварила.
Что за птица? Черная, большая. Улеглась ты мне под ноги
Над землей повисла, солнце закрывая. Растянулась по дороге.
Крупными слезами, эта птица плачет, Светит солнце ты со мной
От нее подальше мама дочку прячет. Обойдешь весь шар земной.
Как она примчится, все вокруг темнеет, (Тень)
Чтобы не промокнуть, убегу скорее.
(Туча) Прохладная дымка висит над землей
Не хочешь промокнуть беги домой.
7. (Туман)
Стихи из цикла 1 сентября:
Первый звонок, главный звонок,
Потому что зовет нас на первый урок!
Он открывает к знаниям путь
Детское время уже не вернуть!
( Дидык Полина, 1 класс)
Автоматизация «Т»:
- прочитай, выделяя звук «Т» (голосом, жестом / - \);
- спиши, подчеркивая букву «Т» _ ;
- выучи стих, скороговорку на выбор.
Стихи:
Куст терновый распустился
Мудрость на ветвях висит
И от ветра шелестит.
Тишь да глад, да божья благодать. Терпение и труд все перетрут.
Тяп – ляп, (да) и корабль. Там хорошо, где нас нет.
Ты на гору, черт за ногу. Терпи казак, атаманом будешь.
Тише едешь, дальше будешь. Ты ближе к делу, а он про козу белу.
Пословицы:
Чем сердиться, так лучше помириться.
Транспорт-кроссворд (загадки):
4.
Бежит, гудит, Что за чудо – длинный дом!
В два глаза, Пассажиров много в нем.
Только красный глазок глянет – Носит обувь из резины
Как вкопанный станет. И питает бензином.
2. (Автомобиль) 5. (Автобус)
Едет конь стальной рычит, Я мчусь, держусь за провода,
Сзади плуги волочит. Не заблужусь я никогда.
3. (Трактор) 6. (Троллейбус)
К нам во двор пробрался крот, Несется и стреляет,
Роет землю у ворот. Ворчит скороговоркой.
Тонна в рот земли войдет, Трамваю не угнаться
Если крот раскроет рот. За этой тараторкой.
(Экскаватор) 7. (Мотоцикл)
Спозаранку за окошком По прямым стальным дорожкам Стук, и звон, и кутерьма Ходят красные дома. (Трамвай)
Знакомство с буквой «Д», уточнение ее графемы, отработка элементов:
Лепка из пластилина, глины (авторские стихи руководителя проекта или «Пластилиновая азбука» Сергей и Екатерина Железнова лепим, поем, читаем);
Дом слепили на листе Шесть палочек мы соберем
Он похож на букву «Д». И дружно в доме заживем!
Стихи:
Дятел бил, бил, бил Дождик, дождик - поливай
В небо дырку продолбил Созревает урожай!
Вы ребята не зевайте,
Что созрело, собирайте!
Загадки:
Я по дереву стучу, Ведь до поздней осени
Червяка добыть хочу. Он стоит зеленый.
Хоть и скрылся под корой, Значит, он выносливый,
Все равно он будет мой. Значит, закаленный.
(Дятел) (Дуб)
Ну не дерево, а диво. Чей пух по городу летает? Разноцветный и красивый. Среди июля - снегопад!
Лист ладошкою раскрылся Прохожие его ругают,
Ветер дунул, лист свалился. ( Клен) А это ветер виноват. (Тополь)
Скороговорки:
Два дровосека, два дроворуба,
дрова на дворе топорами рубят
Раз дрова, два дрова
Автоматизация «Д»:
- прочитай, выделяя звук «Д» (голосом, жестом / - \);
- спиши, подчеркивая букву «Д» _ ;
- выучи стих, скороговорку на выбор.
Стихи:
Дождик, дождик не дожди Дождь, дождь - поливай
Дождик, дождик подожди. Созревает урожай!
Дай дойти до дома Вы ребята не зевайте,
Дедушке седому. Что созрело, собирайте!
Дождик лей, лей, лей Дождик, дождик, посильней-
Ребятишек не жалей! Будет травка зеленей,
Наши детки нарезвятся Вырастут цветочки
Будут весело смеяться! На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще -
Расти, трава, гуще.
Пословицы:
Без добрых дел нет доброго имени.
Других не суди, на себя погляди.
Хороший друг – это настоящий клад. Старый друг лучше новых двух.
Дифференциация парных согласных «Т-Д»
1.Выделение парных согласных звуков из слов по предметным картинкам ( в начальной позиции), например, дрова, труба.
2. Сравнение «Т», «Д» по артикуляции (сходство и различие).
3. Сопоставление этих звуков с их графическим изображением. Дифференциация "Т-Д" в слогах (устно - письменно).
4. Рассматривание парных картинок. Анализ слов – паронимов по смыслу и по звучанию. Составление предложений с ними (устно – письменно).
дачка-тачка душ - тушь
дом- том удочка - уточка
дочка-точка кадушка – катушка
а) Проверь себя. Умеешь ли ты правильно обозначать буквой парный согласный звук в конце слова? Вставь пропущенные буквы:
Ко…, Ле…, Робо…, Поез…, Робо…, Хвос…
Тор…, Мос…, Хворос…., Кро…, Ро…, Дроз…
б) Вставь пропущенную букву, составь с каждым словом предложение.
…ома, …очка, …има, …ачка, …ушка, …ам, …ом, ка…ушка,
ко…, во…а, ла…ы, пло…, …уш, …уша, ва…а.
5. Закончить предложения, выбрав подходящее слово:
У Аленушки на сердце … .
На крыльце подгнила … . (доска, тоска).
Ветер … последние листья.
Придвинь гостю … . (стул, сдул).
Брат … экзамен.
Я … хорошим учеником. (сдал, стал).
6. Найти ошибку в стихотворении:
Поэт, придумав строчку,
В конце поставил дочку.
7. Записать слова под диктовку в две колонки (по наличию т, д):
Ведро, ветры, туча, подул, стук, нарядный, страны, ударил,
туман, задремал, двери, свисток, труба, подруга, трава.
8. Добавить недостающий слог та или да:
а) устно – с перекидыванием мяча;
б) письменно:
лопа -, приро -, ребя -, воро -, горо -, мач -, боро -, гуся -, темно, меч -,посу-, глухо-, свобо-, просту-, звез-, холо-, бесе-, кар-.
Речевой материал для дифференциации "Т-Д".
- игра:"Хлопни-топни"
- прочитай, выделяя парные согласные (голосом, жестом / - \);
- спиши, выделяя «Т» _ , «Д» =;
- выучи стих, скороговорку на выбор.
Авторские стихи из цикла 1 сентября:
С большим портфелем в 1 класс Сегодня я главнее всех
Иду сегодня рано. И для меня нет слова «НЕТ»!
Проснулась вся моя семья Сегодня праздник – это факт,
И наряжает мама. Зовет меня звонок.
Банты, передник и букет Бегу быстрей, не опоздать
И так прекрасен белый свет! На первый мой урок!
(Дидык Полина, 2 класс)
Авторские стихи из цикла 1 сентября:
"Игрушки"
Я проснулась утром рано Я оденусь, причешусь,
Вот так чудеса. С мамой крепко обнимусь.
Надо мной склонилась мама Мне капризничать нельзя
"Все, вставать пора!" Ждет меня тетрадка,
Я валяться уж не буду А когда вернусь домой
Взрослая теперь Ждет меня лошадка
Одеваюсь, чищу зубы, В школу лошадь не возьму,
Мишку, куклу все в портфель. В школе лошадь ни к чему!
(Дидык Полина, 2 класс)
Авторские стихи из цикла "Мой щенок":
Пес задира, пес драчун Мой щеночек заболел
Приручить его хочу! Видно кашу он не ел.
Но, пока, он не дается, Ноет, целый день скулит
Просто надо мной смеется! У него живот болит?
Может ухо, может нос?
Сложный для меня вопрос.
Врач собачий объяснил -
Погулять я с ним забыл!
(Дидык Полина, 2 класс)
В ходе работы над проектом создан комплекс состоящий из 12 авторских, наглядных, дидактических материалов, выполненных руками родителей и учащихся 2 класса. Комплекс направлен на предупреждение дисграфии и дислексии, отработан с воспитанниками подготовительной группы.
Литература
1. И.Н.Садовникова, "Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников" - М.:"Владос", 1997.
2. Е.В.Мазанова, "Логопедия" Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии - М.:"Аквариум", 2004.
3. Татьяна Сперанская, "Веселая азбука" - Краснодар:"АлВи-дизайн", 2010.
4. "Учимся играя" (от 5 до 6 лет) №4, 2010, С.4
5. Е.В.Языканова, "Учись учиться" №4//серия "Начальная школа" - М:"Чистые пруды", 2006.
6. В.Б.Маркина, "Занимательное чистописание" №3 //серия "Начальная школа" - М:"Чистые пруды", 2007.
7. Г.Г.Мисаренко, "Русский язык в классах компенсирующего обучения 1 класс"- М.:"Гном-Пресс", 1998.
8. А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина, "Как преодолеть трудности в обучении детей"- М.:"Ось-89", 2000.
|
|
|