Главная страница

Формирование речи ребёнка в среднем дошкольном возрасте Составила: учитель логопед


Скачать 23.81 Kb.
Название Формирование речи ребёнка в среднем дошкольном возрасте Составила: учитель логопед
Дата 11.02.2016
Размер 23.81 Kb.
Тип Документы


Формирование речи ребёнка в среднем дошкольном возрасте

Составила:

учитель – логопед

Мажитова И.В.
На четвёртом году жизни дети овладевают распространённым предложением. Довольно рано, примерно к 3 – 4 годам, дети начинают употреблять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. На пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений.

В этом возрасте дети задают много вопросов взрослым (дети – почемучки), пытаются сами объяснить свои действия (насыпал корм потому, что птички хотят есть).

После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения, к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза.

При нормальном речевом развитии ребёнка и благоприятных условиях воспитания его активный словарь увеличивается очень быстро. Он растёт как в количественном, так и в качественном отношении, в возрасте 3 – 4 лет словарь составляет от 600 до 2300 слов. Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действий, стараются активно пользоваться в речи, как видовыми, так и родовыми понятиями, словами с противоположными значениями, словами – синонимами.

Одновременно с количественной и качественной сторон словарного запаса у детей постепенно формируется навык словообразования. Так, четырёхлетние дети совершенно свободно образуют существительные с различными уменьшительно – ласкательными суффиксами: пальчик, зайчик и т.д.

К 5 годам дети овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падеже множественного числа (стулы, деревы).

Важным показателем правильной речи ребёнка является умение использовать предлоги, верно согласовывать существительные с прилагательными и числительными. К 3 – 4 годам дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги (у, в, на, под, с, из, к, за, по, после), свободно пользуются ими в своих высказываниях.

К 5 годам усваивают основные формы согласования слов: существительных с прилагательными всех трёх родов, с числительными в именительном падеже.

В возрасте 3 – 4 лет ребёнок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно чётко, пропускаются, заменяются звуками т, д, ф, в; аффрикаты ч, щ заменяются на ть, ц, сь; звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль.

В 4- 5 лет исчезают смягчённое произношение звуков, замены на звуки т- д. Шипящие могут произноситься недостаточно чётко. Не у всех детей ещё формируется звук р.

В 5- 6 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твёрдые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть ошибки при дифференциации. Недостаточно сформированными являются сонорные звуки.


Учитель – логопед

Мажитова И.В.