|
«Формирование психологической готовности детей 6-7 лет к школе, в доу»
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ОКРУГА МУРОМ
Методическая разработка
Тема: «Формирование психологической готовности
детей 6-7 лет к школе, в ДОУ».
Педагог-психолог МБДОУ №81:
Ильинская Екатерина Анатольевна
2013 год
Содержание
Введение
Аналитическая часть
1.1. Понятие психологической готовности к школьному обучению.
1.2. Основные компоненты готовности ребенка к школе.
2. Практическая часть
2.1. Методы и приемы, используемые в работе.
2.2. Перспективный план.
2.3. Результативность.
3.Заключение
Список литературы
Приложения
Обоснование.
«Быть готовым к школе – не значит
уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться».
(Венгер Л. А.)
Педагогами-практиками и исследователями отмечается, что многие дети приходят в первый класс школы недостаточно готовыми к школьному обучению. В связи с этим на практике существует запрос к педагогу-психологу ДОУ на помощь в определении и формировании психологической готовности детей к школе. Проблема готовности ребенка к обучению всегда привлекала внимание психологов и педагогов. В практике обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т.д. Это говорит о том, что существующие формы обеспечения готовности ребенка к школе недостаточно эффективны, что требуется специальная система помощи ребенку, которая бы готовила его к обучению в начальной школе.
Введение
Проблема готовности ребенка к обучению всегда привлекала внимание психологов и педагогов. В практике обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т.д. Это говорит о том, что существующие формы обеспечения готовности ребенка к школе недостаточно эффективны, что требуется специальная система помощи ребенку, которая бы готовила его к обучению в начальной школе.
Актуальность данной разработки заключается в том, что детский сад, являясь первой ступенью в системе народного образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Данной темой занималось большое количество специалистов. У истоков этого подхода стоит Л.И. Божович, которая еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
Аналогичные взгляды развивал А.И.Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.».
А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками».
И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость как «достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.
Большое значение для работ по проблеме готовности детей к обучению в школе имеет теоретическое положение, наиболее интенсивно разрабатываемое Л.А. Венгером, согласно которому у ребенка дошкольного возраста не может быть «школьных качеств» в их чистом виде, поскольку они, как и любые психические процессы, складываются в ходе той деятельности, для которой они необходимы, и, следовательно, не могут быть сформированы без нарушений специфических условий жизни и деятельности, характерных для дошкольного возраста.
В современной психологии выделение компонентов школьной готовности производится по различным критериям и на разных основаниях. Некоторые авторы (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько и др.) идут по пути дифференциации общего психического развития ребенка на эмоциональную, интеллектуальную и другие сферы, и, следовательно, выделяя интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную готовность.
Другие же авторы (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова) рассматривают систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром и выделяют показатели психологической готовности к школе, связанные с развитием различных видов отношений ребенка с окружающим миром.
В таком случае основными сторонами психологической готовности детей к школе являются: произвольность в общении со взрослыми; произвольность в общении со сверстниками; адекватно сформированное отношение к самому себе.
Адресная направленность:
Данная разработка будет полезна как воспитателям детских садов, психологам, учителям начальной школы, так и родителям будущих первоклассников.
В разработке раскрываются ключевые психологические аспекты готовности детей к обучению в школе.
Цель:
Психологическая подготовка детей к обучению в школе, формирование обобщенных, систематизированных знаний об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач.
Такое закладывание эффективно осуществляется в детском коллективе, в совместной деятельности детей.
Задачи:
Актуализировать имеющиеся у себя знания по проблеме готовности ребенка к школьному обучению;
Выделить этапы и направления психологического сопровождения ребенка;
Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе;
Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей подготовительной группы;
-
Организовать развивающие занятия с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровня психологической готовности к школе по развитию внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, тонких движений руки, что необходимо для успешного обучения в школе;
Разработать несколько семинаров, собраний, рекомендаций для родителей и педагогов по формированию школьной готовности детей;
Привлечь родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей;
Разработать практические рекомендации для родителей и воспитателей при подготовке детей к школе;
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Предполагаемый результат:
Состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа педагога-психолога с детьми, родителями, и педагогами подготовительной группы приведет к положительной динамике показателей психологической готовности детей к школе, их к безболезненной адаптации и успешному обучению, к сформированности личностных качеств у ребенка.
Планируемые результаты:
Повысится уровень психологической готовности детей к обучению в школе.
Дошкольники будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях.
У детей будут сформированы коммуникативные умения и навыки, личностные качества.
Проведение развивающих занятий с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровни психологической готовности к школе послужит толчком для более полного развития их интеллектуальной сферы (память, внимание, мышление), физического состояния (развитие крупной и мелкой моторики, повышение двигательной активности, эмоционально-волевой сферы (умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации).
У детей сформируется позитивное отношение к обучению, предпосылки учебной деятельности, «внутренняя позиция школьника» и все ее составляющие, необходимые для успешного обучения.
Исчезнет страх перед будущим поступлением в школу.
Педагоги будут строить занятия с детьми с учетом возрастных особенностей и возможностей, развивая их психические процессы и личностные качества.
Родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию своих детей.
Обоснование содержания разработки:
Методологические и теоретические основы данной разработки составили:
Принцип единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн);
Принцип системности;
Принцип личностно-ориентированного подхода (Г. А. Цукерман, Ш. А. Амонашвили);
Труды отечественных и зарубежных исследователей Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, С. Штрембел, Я. Йирасек.
Концептуальную основу проекта составили:
Возрастная периодизация Д. Б. Эльконина;
Теория о школьной зрелости А. Анастази,
Концепция о готовности к обучению в школе Л. И. Божович,
Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского,
Концепция о тесной связи между физическим и психическим развитием А. Керн,
Теория П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.
Аналитическая часть
1.1. Понятие психологической готовности к школьному обучению.
Готовность к школе - это, прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности.
Психологическая готовность определяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой: ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.
1.2. Основные компоненты готовности ребенка к школе.
Выделяют следующие компоненты:
Интеллектуальный компонент;
Коммуникативный компонент;
Физиологический компонент;
Сформулирую определение каждого из компонентов:
Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов - общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.
Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).
Волевой компонент умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).
Коммуникативный компонент – наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.
Речевой компонент предполагает овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи, становление форм (внешняя - внутренняя, диалогическая - монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т.д.) речи.
Физиологический компонент – это навыки самообслуживания, состояние общей моторики, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, правильное телосложение, осанка.
Понятие готовность к школе включает в себя все итоговые интегративные качества выпускника. И роль психолога важна в развитии практически всех компонентов готовности к школе.
Психолог должен занять активную, опережающую позицию, состоящую в моделировании и выстраивании образовательной среды на этапе перехода ребенка из детского сада в школу. Эта позиция психолога ориентирована на максимальную и достаточно быструю актуализацию потенциала каждого ребенка, на сохранение его психологического и физического здоровья. Требует в качестве необходимой составляющей организацию специальной работы по целенаправленному формированию сложных форм самостоятельности и активности, без чего невозможно достижение зрелости, адаптивности личности, требуемых в современном обществе.
Простроить работу можно путем организации психологического сопровождения, т.е. такой системы работы, которая обеспечивает формирование у ребенка качеств, обеспечивающих плавное вхождение ребенка в учебно-воспитательный процесс.
Смысл психологического сопровождения заключается в содействии гармоничному психическому и физическому развитию ребенка, в сохранении его индивидуальности, в обеспечении «безболезненной» адаптации к изменяющейся социальной ситуации и воспитании готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.
2. Практическая часть
Эффективность сопроводительной деятельности обеспечивается комплексным характером психолого-педагогических воздействий, включающих в себя согласованную работу всех участников образовательного пространства: психологов, педагогов, родителей и администрации дошкольного образовательного учреждения. Она реализуется по четырем направлениям (организационном, методическом, исследовательском, развивающем).
Моя работа состоит не в том, чтобы удалить, устранить нежелательные недостатки, а в том, чтобы выявить и устранить их причину. Корректировать надо не следствие, а причину - это главный принцип, который должен регулировать практическую работу с ребёнком.
Работы Божович Л.И. показали, что к моменту поступления в школу в мотивационной сфере ребёнка должны быть развиты как познавательные, так и социальные мотивы учения, в совокупности, позволяющие ребёнку стать субъектом учения, то есть сознательно принимать и выполнять поставленные перед ним задачи. Другими словами, первоклассник, готовый к школьному обучению, должен обладать учебной мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения.
Основными задачами совместной деятельности с детьми является:
1. Формирование у будущих первоклассников учебной мотивации и положительного отношения к школе.
2. Знакомство детей с позитивными моделями поведения в школе, умение переносить опыт, полученный в игре, в реальную жизнь.
3. Развитие навыков общения.
2.1. Методы, используемые в работе.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. Диагностика, наблюдение и беседа с детьми;
3. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми;
4. Консультирование педагогов и родителей, выступления на родительских собраниях;
5. Разработка, обобщение и внедрение передового опыта.
2.2. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Участники проведения мероприятий
|
Форма и содержание
мероприятий
|
Сроки проведения мероприятий
|
Методическая работа
|
Анализ литературы по проблеме исследования
|
Сентябрь
|
Работа
с
детьми
|
Начальная диагностика детей подготовительной группы (набор диагностических методик).
|
Сентябрь
|
2.Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе, познавательную активность и учебную мотивацию посредством сказкотерапии (коррекционные сказки Панфиловой М.А. «Лесная школа»).
|
Октябрь - декабрь
|
3.Промежуточная диагностика детей подготовительной группы (набор диагностических методик).
|
Январь
|
4.Формирование высокого уровня психологической готовности к школе по развитию познавательных процессов (развитие памяти, внимание, мышления) и коммуникативных навыков посредством программы развивающих занятий «Лаборатория профессора Ума» (Авт-сост.М.Р.Григорьева).
|
Октябрь - Апрель
|
5. Итоговая диагностика детей подготовительной группы (набор диагностических методик).
|
Май
|
Работа
с
родителями
|
Психологическое просвещение:
Выступления на родительских собраниях в подготовительной группе д/с в начале и конце учебного года на темы: «Психологическая готовность ребенка к школе», «Как подготовиться к школьной жизни в условиях семьи» .
Дистанционная работа с родителями
посредством оформления информационных стендов как в группе д/с, так и около кабинета педагога-психолога.
|
Октябрь, Март
Ноябрь,
Декабрь,
Апрель
|
|
Индивидуальное собеседование по результатам диагностик, проведенных с детьми, с целью предупреждения возможных отставаний и пробелов в развитии ребенка.
|
Октябрь,
Февраль,
Май
|
Работа
с
воспитателями д/с
|
Психологическое просвещение:
Проведение групповых консультаций для воспитателей подготовительной и старших групп с темами: «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста», «Психологическая готовность ребенка к школе».
Выступление на Педагогическом совете «Ребенок на пороге школы».
|
Декабрь,
Апрель
Ноябрь
|
Индивидуальные консультации для воспитателей, с целью ознакомления их с результатами диагностики и рекомендациями.
|
Октябрь,
Февраль,
Май
|
Посещение групп с целью наблюдения организации воспитательно-образовательного процесса и развивающей среды, взаимодействие воспитателя с детьми и оказания психологической помощи педагогам.
|
Каждый понедельник и пятницу
в течение
учебного года.
|
Результативность.
-
Поставила цель работы, определила задачи, изучила литературу по данной проблеме;
Актуализировала имеющиеся у себя знания по проблеме готовности ребенка к школьному обучению. Выделила этапы и направления психологического сопровождения ребенка;
Провела диагностическую работу с детьми (начальную, промежуточную, индивидуальную);
Провела коррекционно-развивающую работу с детьми, с целью формирования высокого уровня психологической готовности к школе и положительного отношения к ней;
Провела работу по формированию познавательной активности и учебной мотивации детей подготовительной группы;
Разработала и провела несколько консультаций, собраний, и рекомендаций для родителей и педагогов по формированию школьной готовности детей;
На протяжении всего учебного года старалась сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Вывод: Целенаправленная разнообразная работа педагога-психолога с детьми, родителями, и педагогами подготовительной группы привела к положительной динамике показателей психологической готовности детей к школе, к сформированности личностных качеств у ребенка.
Работа
с детьми
Работа с детьми:
Диагностика будущих первоклассников:
Начальная диагностика:
«Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Семаго, М.Семаго;
Методика «Последовательность событий» (вариант 8-го задания теста WISC Д.векслера);
Стандартная беседа Нежновой;
Методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга.
Промежуточная диагностика:
Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина;
Тест Керна-Йерасика;
Тестовая беседа С.А.Банкова «Психосоциальная зрелость»;
Методика «Нарисуй домик» Н.И.Гуткина.
Итоговая диагностика:
«Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Семаго, М.Семаго;
Методика «Последовательность событий» (вариант 8-го задания теста WISC Д.векслера);
Стандартная беседа Нежновой;
Методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга;
Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина;
Тест Керна-Йерасика;
Тестовая беседа С.А.Банкова «Психосоциальная зрелость»
Коррекционно-развивающая работа с детьми:
В работе с будущими первоклассниками, особая роль отводится формированию положительного отношения к школе.
Для достижения цели можно применять сказкотерапию.
Сказкотерапия (по определению Т. Зинкевич-Евстигнеевой) – это учение и язык одновременно.
Учение – потому что сказки, притчи, легенды, мифы хранят информацию о том, как люди ищут, соприкасаются, переживают присутствие или отсутствие общечеловеческих ценностей.
Язык – потому что увлекательный сюжет легко воспринимается, а значит, легко усваивается и запоминаются основные ценности, и душа человека пропитывается добром.
В работе с будущими первоклассниками я использую коррекционные сказки Панфиловой М.А. «Лесная школа».
«Лесные сказки» раскрывают пять основных тем для будущих первоклассников:
– адаптация к школе;
– отношение к личным вещам;
– отношение к урокам;
– школьные конфликты;
– отношение к своему здоровью.
Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Ребятам становится легче рефлексировать свои поступки, осознавать причину волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, школьных правил позволяет снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.
Также при подготовке дошкольников к школьному обучению использую программу развивающих занятий для старших дошкольников «Лаборатория профессора Ума», автором-составителем которой является М.Р.Григорьева.
Предложенные в рамках программы занятия направлены не только на интеллектуальное развитие ребенка (этот аспект предполагают все программы предшкольной подготовки), но и служат для общего развития ребенка, особое внимание уделяется формированию мотивации учения, развитию коммуникативных навыков.
Тематическое планирование по коррекционным сказкам Панфиловой М.А. «Лесная школа».
Тема
|
Кол-во занятий
|
1.Работа по выработке навыков школьной адаптации:
(Сказки для школьной адаптации)
Сказка «Создание Лесной школы».
Сказка «Букет для Учителя».
Сказка «Школьные правила».
|
3
1
1
1
|
2. Работа по повышению школьной мотивации:
(Сказки об отношении учеников к вещам)
Сказка «Собирание портфеля».
Сказка «Госпожа Аккуратность».
Сказка «Жадность».
|
3
1
1
1
|
3. Работа по формированию школьных ценностей:
(Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям)
Сказка «Домашнее задание».
Сказка «Школьные оценки».
Сказка «Ленивец».
Сказка «Списывание».
|
4
1
1
1
1
|
4.Работа по формированию взаимоотношений между детьми:
(Сказки о школьных конфликтах)
Сказка «Задача для Лисенка (ложь)».
Сказка «Обида».
|
2
1
1
|
Работа по формированию здорового образа жизни:
(Сказки о здоровье и о том, как стать большим)
Сказка «Режим. Телевизор».
|
1
1
|
ИТОГО:
|
13
|
Тематическое планирование по программе развивающих занятий для старших дошкольников «Лаборатория профессора Ума», автор-составитель М.Р.Григорьева.
Тема занятий
|
Кол-во занятий
|
Вводное занятие
|
1
|
Добро пожаловать в лабораторию Профессора Ума
|
1
|
Попробуй, разберись!
|
1
|
-
Наш первый эксперимент
|
2
|
Продолжаем эксперимент
|
1
|
Перепутанные линии
|
1
|
Ассоциации
|
1
|
Что спрятано?
|
1
|
День в Лаборатории с клетками
|
1
|
Тренируем память
|
1
|
Что на что похоже?
|
1
|
В лаборатории Ума
|
1
|
В гостях у сказки
|
1
|
Учимся думать
|
2
|
Заколдованные слова
|
3
|
И снова сказки!
|
1
|
Царство геометрических фигур
|
2
|
Волшебный лес
|
1
|
Умники и умницы
|
1
|
Заключительное занятие
|
1
|
ИТОГО:
|
25
|
Работа
с родителями.
Работа с родителями:
Образование детей старшего дошкольного возраста – одно из приоритетных направлений развития образовательной системы. Важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению к школе, его главной целью являются взаимодействие педагогов и родителей, установление конструктивных партнерских взаимоотношений между ними для обеспечения полноценного общего развития детей.
Большое значение имеет также повышение психолого – педагогической культуры родителей, поскольку не каждая семья способна в полной мере реализовать весь комплекс воспитательных возможностей.
Основными направлениями организации работы с родителями дошкольников являются следующие виды и формы:
Проведение психологических консультаций для родителей, будущих первоклассников психологом детского сада;
Выступления на родительских собраниях в подготовительной группе д/с на темы: «Психологическая готовность ребенка к школе», «Как подготовиться к школьной жизни в условиях семьи»;
Дистанционная работа с родителями посредством оформления информационных стендов как в группе д/с, так и около кабинета педагога-психолога, например, на тему «Что должен знать и уметь первоклассник».
Работа с педагогами д/с
Работа с воспитателями д/с: На смену уходящей в прошлое основной цели ДОУ транслировать знания воспитанникам пришла новая функция образования - создание единого образовательного пространства, в котором воспитатель, психолог и другие специалисты - это субъекты профессионального взаимодействия, а воспитанник - субъект, способный к саморазвитию.
Взаимодействие психолога и воспитателей способствует повышению их профессиональной компетентности в теоретических, методических, практических и прикладных аспектах решения проблем учета особенностей детей.
Педагоги совместно с психологом, изучая индивидуальные особенности детей, могут моделировать дальнейшие ситуации развития для каждого воспитанника.
Необходимо определить непосредственные задачи взаимодействия педагога-психолога с воспитателями ДОУ в процессе подготовки ребенка к школе:
Ознакомить воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области готовности ребенка к школе;
На основе диагностики разработать совместно с воспитателями, индивидуальную программу развития детей, индивидуальный маршрут развития, подобрать комплекс коррекционно-развивающих упражнений;
Сформулировать психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде;
Провести консультации для воспитателей подготовительной и старших групп с темами: «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста», «Психологическая готовность ребенка к школе»;
Выступить на Педагогическом совете с темой «Ребенок на пороге школы», а также ознакомить воспитателей с итоговыми результатами диагностики.
Ответ психолога Ильинской Екатерины Анатольевны:
Как наиболее продуктивно использовать последнее «вольное» лето ребенка перед школой?
Последнее «вольное» лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно возрастают, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето — достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса.
Если вы сомневаетесь, что ребенок легко пойдет в школу, вспомните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом — со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Для уверенности в себе лучше, чтобы ребенок все-таки умел читать и немного писать, считать — если он опережает требования программы, то будет спокойнее себя чувствовать в школе.
Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции — в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе.
Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:
• Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.
• Их длительность не должна превышать 35 минут.
• Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.
• Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер — «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.
• Полезно моделировать «школьную» ситуацию, приглашая нескольких детей, даже различного возраста, к участию в занятиях.
• Избегайте заниматься с ребенком в ущерб игре, которая остается у дошкольника главной (ведущей) деятельностью. Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков — не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам.
Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее использовать общеразвивающие упражнения, укрепляющие восприятие, память, внимание, тонкую моторику рук.
Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова — предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые («электрификация», «магистратура» и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами.
Вспомните коллективные игры типа «Барыня прислала сто рублей», «Я садовником родился...» — они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.
Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте по чаще просить его сравнивать различные предметы и явления — что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов).
Хорошо способствуют развитию концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно «проследить» дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.
Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликация, игры с конструкторами типа «Лего» — все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка.
Используйте подручные средства — можно предложить отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички. Если ребенок не имеет ничего против прополки грядок или приготовления домашнего теста, имейте в виду, что и эти полезные бытовые занятия также служат упражнению внимания, моторики, восприятия.
И, каковы бы ни были объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям!
Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий
для школьников:
-
Твердо установите время начала занятий. Благодаря этому у ребенка вырабатывается привычка к назначенному часу садиться за уроки, появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе.
Разумно определите соотношение времени, отводимого на уроки, прогулку, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.
Определите постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни других посторонних предметов, ни даже карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).
Главное правило - начинать работу сразу, не откладывая и не оттягивая. Чем больше оттягиваешь неприятный момент, тем больше усилий потребуется, чтобы заставить себя приступить к выполнению домашнего задания.
Работа должна идти в хорошем темпе - от 1 часа во втором классе до 4-5 часов у старшеклассников.
Необходимо наличие перерывов в работе. Обязательным условием в данном случае являются соблюдение единства школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.
7. Не освобождайте ребенка от домашних обязанностей. Кроме учебы, у него должны быть и другие дела, чтобы привыкал ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.
Вывод: только вместе с родителями ребенок сможет научиться выполнять домашние задания, приучится к самодисциплине.
Для этого необходимы: терпение, контроль, похвала, разумная требовательность, заинтересованность.
3.Заключение
Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнется для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Мой опыт показывает, что надежность результатов психолого – педагогической диагностики очень высокая. Существенным является и тот факт, что прогноз оказывается долговременным и охватывает период начальной школы, а не только начало обучения в первом классе. Кроме того, выявлена положительная корреляция между прогнозом обучения и школьной успешностью ребенка. Все сказанное выше приводит к очень важному выводу о том, что принципиально возможно дать прогноз интеллектуальной успешности детей на уровне приема в первый класс.
При этом не исключаются варианты неравномерного, скачкообразного интеллектуального развития детей, но надежность результатов диагностики, основанная теоретическим подходом, выбором адекватных методов и методик, такова, что выводит на решение проблемы приема детей в первый класс школ с обучением на высоком уровне трудностей.
Диагностика дошкольников имеет большое значение. Особенно важно, чтобы педагог мог квалифицировано провести все мероприятия и в полной мере владел методами и приёмами обследования. Педагог должен не только, квалифицировано обследовать детей, но и наметить пути коррекции.
Организация предшкольной подготовки – задача всех взрослых, окружающих ребенка. Важно, чтобы в этот период родители и педагоги дошкольного образовательного учреждения объединили свои усилия, направленные на воспитание будущего первоклассника. Не менее важно, чтобы в своей педагогической деятельности взрослые опирались на советы и рекомендации психолога.
Уважение к науке психологии, понимание значимости ее законов и стремление жить, руководствуясь ими, - важная составляющая успешной адаптации человека к любым новым жизненным условиям. Вот почему занятия психолога с детьми – обязательный элемент в системе подготовки ребенка к школе.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. М., 1986;
2. Аркип Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968;
3.Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты) - М.,1983;
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968;
5. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М., 1987;
6. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. - М., 1985;
7. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред. Л.А.Парамоновой. О.С.Устиновой. М., 1989;
8. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Л.Н.Павловой, А.М.Виноградовой. М., 1989;
9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1993;
10. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.Л.Венгера, В.В.Холмовской. М., 1978;
11. Кравцова Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая подготовка к школе. М., 1987;
12.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991;
13. Общение между детьми в детском саду / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. М., 1990;
14. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании. М., 1990;
15.Эльконина Д.Б., Венгера А.П. «Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста» / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.П. Венгера. –М, 1988г.
|
|
|