|
Формирование психологической базы речи у детей с недоразвитием речи
Формирование психологической базы речи у детей с недоразвитием речи
Психологическим условием формирования речи является совокупность таких высших психических функций как внимание, восприятие, память, мышление.
Речь - психический процесс, появляющийся позднее других процессов. Речь- высшая психическая функция, которая свойственна только человеку. Для успешного формирования речи необходима совокупность нескольких факторов:
физиологического,
психологического,
социального.
Речь теснейшим образом связана со всеми психическими процессами: ощущением, восприятием, памятью, вниманием, мышлением. Они и составляют психологическую базу речи, а наличие речи в психологическом процессе делает их осмысленными. Любая психическая функция человека имеет отношение к речи.
В психическом развитии ребенка речь имеет громадное значение, выполняя три главные функции: коммуникативную, обобщающую и регулирующую.
Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.
Задержка речевого развития непосредственно предполагает и задержку психического развития. Нет патологии речи без нарушения познавательных процессов.
Задержка формирования познавательной деятельности и речи у ребенка с возрастом не исчезнет и без специального обучения к самостоятельной жизни он подготовлен не будет.
Дети с О.Н.Р. имеют потенциально сохранный интеллект, но испытывают трудности при общении и обучении. Такие дети отличаются импульсивностью, аффективной возбудимостью или, напротив, вялостью и апатичностью, наблюдается плохая координация мелких движений, недостаточная их переключаемость и точность.
Под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и др. причин у детей логопатов имеет место специфическое отставание в формировании познавательной активности, а, значит, и психологической базы речи.
Следовательно, формирование психологической базы речи должно быть обязательно включено в план коррекционной работы. Причем, в младшей группе ( для детей трех-пяти лет) работа по развитию речи предваряется развитием психологической базы речи, побуждает ребенка к появлению речи. В старшей группе работа по развитию речи и ее психологической базы идут параллельно. В подготовительной к школе группе развивается речь, через речь уточняются, становятся более целенаправленными высшие психические функции внимание, память, мышление.
Основные психические процессы, их особенности и развитие у детей, страдающих речевыми нарушениями.
Ощущение - простейший психический процесс, который заключается в том, что в мозге человека отражаются свойства и качества предметов и явлений, действующих на разные органы чувств. Виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, двигательные, ощущение равновесия.
Основными задачами сенсорного воспитания (развития чувственного познания) являются:
-
повышение абсолютной чувствительности анализаторов ( различение не только сильных, но и слабых раздражителей);
повышение чувствительности к различению ( различение не только основных, но и промежуточных цветов, соблюдение речевого режима в группе, чтобы дети реагировали не только на громкий голос, но и на тихий и шепотную речь );
знакомство детей с отдельными свойствами предметов ( величиной, цветом, формой ) и обучение обобщенным приемам обследования предметов окружающей действительности.
Для детей с речевой патологией характерна трудность перенесения полученных знаний со знакомого материала на другие предметы окружающего мира. Так, например, цвета карандашей, цвета колец пирамидки и знакомых игрушек дети называют правильно, а при проверке знаний цветов на совершенно новом материале появляются затруднения. Это относится и к названию основной формы предметов. Особенно трудно выделить основную форму и цвет предмета, словесное обозначение которого ребенку незнакомо.
В дошкольной литературе можно найти много дидактических игр на развитие понятий величины, цвета, формы, которые проводятся как часть занятия, в свободное время или на прогулке (См. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» ).
Педагогам же , работающим в логопедических группах, при знакомстве детей с новыми предметами необходимо подключать как можно больше анализаторов, дать возможность потрогать, понюхать, попробовать и тут же дать назвать признаки словом.
Восприятие-процесс отражения предметов и явлений в целом, действующих на несколько органов чувств. Восприятие опирается на ощущения, без них оно не возможно. Важную роль в восприятии играет речь, она делает его осмысленным.
У большинства детей - логопатов отмечается нарушение пространственной ориентировки. На материале выполнения серийных проб на выявление ведущей руки, ноги, ведущего глаза у школьников 7- 10 лет выявлено следующее ( данные исследования Н.И.Садовниковой):
отчетливо выраженная латерализация прослеживается у 40% обследованных, в т.ч. правосторонняя- у 32%, левосторонняя- у 2%, перекрестная- у 6%детей экспериментальной группы;
у 60% обследованных результаты проб указывают на несформированность латералиты, т.е. ведущий из парных сенсомоторных органов не определился, что говорит о несформированном, затянувшемся процессе латерализации либо о левшестве в стадии переучивания под воздействием семьи, школы.
Необходимо познакомить ребенка со схемой собственного тела; четко определять правую и левую стороны тела направления в пространстве, пространственные взаимоотношения объектов, схемы тела, стоящего напротив, последовательность предметного ряда, последовательность числового ряда, графическое обозначение направлений. ( См. Н.И. Садовникова «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» ).
Отставание в развитии двигательной сферы. У ряда детей с речевыми нарушениями наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Характерными являются некоторая скованность, отсутствие легкости, длительный поиск позы, синкинезии при выполнении упражнений. Особенно ярко выражены нарушения мелкой моторики пальцев рук и двигательные нарушения в органах артикуляции. Наиболее ярко отклонения в двигательной сфере проявляются у детей с дизартрией. Трудности динамической и кинетической организации движений являются одной из причин, затрудняющих не только правильное звукопроизношение, но и усвоение графо-моторных навыков.
Учитывая благотворное влияние движений пальцев рук на развитие речи и других психических процессов, в коррекционную работу необходимо включать не только упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата, но и обеспечивающие формирование зрительно-моторной координации, а также тонкой моторики пальцев рук. ( СМ. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»).
Ориентировка во времени. Часто у детей, страдающих речевыми нарушениями, нарушена ориентировка во времени: незнание либо нетвердое знание основных временных единиц (времен года, месяцев, дней недели, частей суток в их последовательности ). Бытовое время ( вчера, завтра, скоро, потом, недавно и т.д.) дети нередко обозначают ошибочно. Понятия «раньше», «позже», « чаще», «реже» и подобные часто недифференцированы. Еще сложнее для усвоения предлоги «перед» и «после», обозначающие последовательность во времени и пространстве. Слабая ориентировка во времени имеет следствием трудности усвоения грамматики (различение форм и времени глагола, его совершенного и несовершенного вида), а также в дальнейшем трудности понимания исторического времени.
Поэтому в содержание коррекционной работы с детьми-логопатами необходимо включать формирование и уточнение временных представлений:
-
уточнение представлений об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста;
наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий;
расширение и активизацию лексического запаса.
( См. Н.И.Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»).
Нарушение зрительного восприятия. У некоторых детей, страдающих речевыми нарушениями, отмечается нарушение зрительного восприятия, что ведет в дальнейшем к нарушению процессов чтения и письма, смешению сходных по оптическому признаку графем. У детей с О.Н.Р. часто нарушена скорость узнавания предметов, поэтому в школе такие дети не поспевают за темпом работы класса. (В.К. Воробьева.)
Необходимо развивать зрительное внимание детей:
научить быстро, т.е. в доли секунды, опознавать окружающие предметы и предметные картинки;
научить узнавать условные и символические изображения предметов (изображения контурными линиями, пунктирными линиями, перечеркнутые линиями различных конфигураций, наложенные друг на друга);
научить зрительно, а не руками, подбирать части к целому( выборки типа «мозаика» с таким же количеством отсутствующих элементов, с большим количеством вырезок, чем нужно);
-
формировать зрительно-конструктивную деятельность ( собрать предмет из отдельных деталей; собрать предметную или сюжетную картинку, разрезанную на определенное количество частей).
Воспитатели логопедических групп включают в свою работу и развитие тактильного восприятия детей. Они учат ребенка по контуру и фактуре опознать знакомые предметы. (Игра «Чудесный мешочек» с двумя наборами предметов:
а) предметы одинаковой фактуры, но разной конфигурации,
б) предметы, похожие по контуру, но разной фактуры.
в) игра «Ищем все гладкие, шершавые, пушистые, колючие предметы»).
Эти игры способствуют не только развитию тактильных ощущений, но и обогащению словаря признаков предметов.
Слуховое восприятие. Как правило, у детей-логопатов грубо нарушено слуховое восприятие. Поэтому нужно развить способность различать неречевые шумы, восстанавливать ситуацию по типичным звукам. (Игры типа «Что звучит?», звуки записываются на магнитофон или воспитатель за ширмой производит различные действия с предметами, а дети отгадывают их по звучанию);
развивать звуковысотный слух, внимание к тембровой окраске звука, начиная с грубых дифференцировок и постепенно сближая их («Кто позвал»?, «Мишка, проснись»...).
научить определять направление звука ( «Жмурки с колокольчиком»...).
Память - процесс, связанный с запоминанием, сохранением и последующим воспроизведением индивидуального опыта.
Существует кратковременная и долговременная память. В зависимости от анализатора, с помощью которого происходит восприятие, выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная. У ребенка 6 лет объем кратковременной памяти равен количеству лет +-1 единица. Объем кратковременной памяти взрослого в норме 7+-2 единицы.
Зрительная кратковременная память у детей, страдающих речевыми нарушениями, приближается к норме, а иногда и лучше. Слуховая же оперативная память снижена, особенно у детей с О.Н.Р., и составляет не более3-4 единиц. Необходимо развивать зрительную и слуховую оперативную память. В 4-5 лет появляются зачатки произвольной памяти, поэтому перед детьми надо ставить задачу «запомнить» тот или иной материал.
Зрительную кратковременную память у дошкольников развивают на материале игрушек, предметных картинок, геометрических форм, цифр и букв. (Игры: «Чего не стало?», «Что появилось?», «Что изменилось?», «Какие игрушки были?»). Рекомендуется начинать с трех предметов и проговаривать их названия. ( См. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»).
Развивая слуховую память, нужно научить запоминать и воспроизводить определенное количество слов разных грамматических категорий. ( Игры: «Повтори, не ошибись», «Не оборви цепочку слов», «Поручения», «Последовательные поручения» (Сначала Оля вырежет кружок, затем Саша нарисует шар, а потом Лена соберет карандаши), предложить детям не только выполнить последовательность, но и рассказать о том, что и как делали). Хорошо развивается слуховая память посредством метода распространения предложения (Например: Росли яблоки. В саду росли яблоки. В саду росли спелые яблоки. За забором в саду росли спелые яблоки.)
Внимание. На практике видим, что произвольное внимание неустойчиво: через несколько минут после начала занятия дети начинают ерзать на своих стульях, отвлекаются или же взгляд становится отсутствующим. Необходимо помнить педагогу об особенности детского организма, чаще менять положение тела в пространстве, менять виды работы, поддерживать интерес к занятию, строить его так, чтобы детям было интересно, требования доступны для понимания и выполнения, деятельность приносила радость.
Игры и упражнения на развитие внимания: «Зачеркни на листочке все домики» (на картинке домики, шары, елочки. Более старшим детям даются геометрические фигуры, буквы, цифры.), «Что забыл нарисовать художник?», «Найди свою дорожку», «Сделай как я», «Делай то, что видишь», « Делай то, что слышишь», «Перечисли, зачем стоит»...
Мышление и речь теснейшим образом связаны между собой. На определенном этапе развития ребенка мышление становится речевым, а речь разумной. Некоторые операции мышления связаны непосредственно с речью. У детей, страдающих речевой патологией , необходимо развивать:
обобщение—способ группировки предметов по определенным признакам (формирование обобщающих понятий, игры «Живой - не живой», «Вершки-корешки», «Разложи картинки», «Что мы едим?», « Четвертый лишний»...)
сравнение—сопоставление предметов (сначала «Чем непохожи?», а потом «Чем похожи?»
умение располагать предметы последовательно соответственно нарастанию или убыванию ведущего признака.
умение соотносить предметы по ведущему признаку: величине, цвету, форме («Какой пчеле какое ведерко?»).
Таким образом, дети—логопаты имеют своеобразие не только в речевом развитии, но и в формировании ряда функций как неречевого характера (процесса латерализации, пространственной и временной ориентировок, двигательных функций), так и высших психических функций: внимания, памяти, мышления, что и тормозит в свою очередь нормальное развитие речи. Такие дети постоянно нуждаются в помощи взрослого, затрудняются в решении доступных возрасту мыслительных задач, в объяснении причинно—следственных связей, недостаточно контролируют свое поведение.
Следовательно, педагогам, проводящим коррекционную работу с речевыми детьми, необходимо уделять должное внимание формированию психических процессов, являющихся психологической базой речи. В задачи педагога входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление у детей веры в собственные возможности, формирование интереса к занятиям, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью. Решение данных задач возможно только на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психо—физиологических особенностей каждого ребенка в группе.
ЛИТЕРАТУРА:
Воробьева В.К. Лекции на курсах повышения квалификации работников образования. Москва. 1990 г.
Венгер Л.А. Пилюгина Э,Г. Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Москва. Просвещение 1989 г.
Жукова Н.С. Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Москва Просвещение 1990 г.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников . Москва. Владос 1995 г.
Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. Москва Просвещение 1981г.
Филичева Т.Б., Чевелева , Н.А.Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей ( Пособие для воспитателей детских учреждений ) Москва. Ассоциация «Профессиональное образование» 1993 г.
|
|
|