Главная страница

Формирование пространственного ориентирования как профилактика нарушений письма у детей с задержкой психического развития


Скачать 127.36 Kb.
Название Формирование пространственного ориентирования как профилактика нарушений письма у детей с задержкой психического развития
Дата 04.03.2016
Размер 127.36 Kb.
Тип Документы

Из опыта работы учителя начальных классов МОУ средней общеобразовательной

школы №1 имени Н.Л.Мещерякова Епифановой С.А.

ТЕМА: Формирование пространственного ориентирования как профилактика нарушений письма у детей с задержкой психического развития.

ПЛАН РАБОТЫ:

Введение.

Глава 1.

    1. Общая характеристика пространственного мышления.

    2. Формирование пространственного мышления у детей.

    3. Механизм пространственного ориентирования.

    4. Взаимосвязь операции пространственного ориентирования с операциями письменной речи.

    5. Основные положения системы развития пространственного ориентирования.

    6. Принципы логопедической работы по развитию умений и навыков пространственного ориентирования.

Глава 2.

Методики и результаты исследования пространственного мышления у школьников.

2.1 Общие сведения об учащихся.

2.2 Анамнестические сведения о родителях и детях.

2.3 Исследования пространственного мышления у школьников.

Глава 3.

Упражнения, применяемые на индивидуальных занятиях по устранению нарушений звукопроизношения, направленные на развитие умений и навыков пространственного ориентирования.

Глава 4.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ.

Важность изучение пространственного мышления определяется недостаточной изученностью закономерностей пространственного мышления у детей. А данный вопрос очень важен, так как дети данной категории испытывают многочисленные трудности при создании пространственных образов и оперировании ими. Исследования психологической природы пространственного мышления имеет, поэтому не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Оно рассматривается как одно из профессиональных важных качеств. Приход ребёнка в школу является важным моментом в его жизни, началом нового этапа роста и развития. К сожалению, всё чаще родителям приходится сталкиваться с тем, что у их ребёнка, развивающегося до школы так же, как и других детей, возникают серьёзные трудности при овладении письмом и чтением. Речь пойдёт о детях, у которых эти трудности остаются до старших классов. Ошибки, которые они допускают, прочно «живут» в тетрадках, и устранить их бывает очень трудно. К многочисленным ошибкам, которые делают эти дети, как правило, добавляются отклонения в их поведении. Они вызваны, прежде всего, повышенной утомляемостью, нервозностью, неуверенностью в своих силах. Всё это приводит к негативному отношению к учёбе, конфликтам с учителями и родителями, а иногда и к болезням. Всё чаще учителям и родителям таких детей приходится слышать термин дисграфия, обозначающий специфическое нарушение письма. Причины появления дисграфии разные. В данной работе я постаралась раскрыть одну из причин возникновения дисграфии у детей, имеющих отклонения в психическом развитии, изложить опыт работы по устранению нарушений письма с помощью специальных коррекционных упражнений, а также выяснить уровень пространственного мышления у детей школьного возраста с помощью специально подобранных методик.

ЗАДАЧИ:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

  2. Подобрать методики по исследованию пространственного мышления у детей данной категории.

  3. Определить уровень развития пространственного мышления у детей данной категории.

  4. Сформулировать выводы по результатам диагностики.

  5. Раскрыть одну из причин возникновения дисграфии.

  6. Изложить опыт работы по устранению нарушений письма.

ГЛАВА 1.

1.1 Общая характеристика пространственного мышления. Одной из основных задач специальной психологии является изучение закономерностей интеллектуально развития учащихся. Важной стороной этого развития является пространственное мышление, обеспечивающее ориентацию в пространстве, эффективное условие знаний, овладение разнообразными видами деятельности. Пространственное мышление в своей наиболее развитой форме оперирует образами, содержанием которых является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов: их формы, величины, взаимного положения частей. Под пространственными соотношениями понимаются соотношения между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о направлениях, о расстояниях, об их отношениях, о местоположении, о протяжённости объектов пространства и т.п. Основными качественными показателем пространственного мышления являются:

  1. Тип оперирования пространственными образами.

  2. Широта оперирования с учётом использований графической основы.

  3. Полнота образа (преимущественное отражение в нём формы, величины, пространственного положения объектов)

  4. используемая устойчиво система отсчёта (пространственная ориентация «от себя», от произвольной точки отсчёта).

Важным показателем развития пространственного мышления выступает широта оперирования и полнота образа. Под широтой оперирования понимают степень свободы манипулирования пространственными образами при использовании различного графического материала. Полнота образа есть соответствие его реальному предмету. . Она характеризует набор элементов образа, их связь и динамичность.

1.2. Формирование пространственного мышления у детей. Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности детей: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании и конструировании. К школьному возрасту у детей формируется такие знания о пространстве, как: форма (прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник, продолговатый, закруглённый, выгнутый, заострённый, изогнутый), величина (большой, маленький, меньше, одинаковые, равные, крупно, мелко, половина, пополам), протяжённость (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, слева, справа, горизонтально, прямо, наклонно), положение в пространстве и пространственная связь (посередине, выше середины, ниже середины, справа, слева, сбоку, ближе, дальше, спереди, сзади, за, перед). Овладение указанными знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и включать адекватные словесные обозначения в экспрессивную речь, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных операций, связанных с активными действиями. Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического. Зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребёнка, направленные на активное познание окружающей действительности. Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят своё отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей. Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями. Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления. Большую роль в развитии пространственного восприятия играет конструирование и лепка, включение адекватных действий детей словесных обозначений в экспрессивную речь.

1.3. Механизм пространственного ориентирования. Пространственное восприятие играет большую роль во взаимодействии человека и окружающей среды, т.к. любые движущиеся предметы и вообще материя существуют в определённых условиях пространства и времени. Оно представляет собой комплекс зрительных, слуховых, кинестетических (тактильных) и двигательных (кинетических) реакций. Зрительное восприятие предмета отражает не только его свойства, лежащие как бы на поверхности (например, форму, цвет), но и такие, как протяжённость, величина, расположение предметов относительно друг друга. Как известно, в оптической системе человека имеет место парность зрительных рецепторов – бинокулярность, отражающая парность больших полушарий головного мозга, которые управляют этими рецепторами. Световые раздражения от какого-либо предмета возбуждают сетчатку обоих глаз. Процесс возбуждения направляется по зрительным нервам в оба полушария. В результате совместной деятельности полушарий человек видит единое целостное изображение. Необходима также ассоциативная связь предмета и пространства, в котором он находится. К тому же пространство не может восприниматься статическим глазом, оно требует перемещения линий взора (по горизонтали, вертикали, диагонали). Выработка такой способности происходит при целенаправленном обучении. Не менее важным является умение различать направления пространства. Особое значение здесь приобретают зрительное внимание и зрительная память. Важно, что, развивая один из компонентов зрительно-пространственного восприятия, мы положительным образом влияем на другие. Похожий механизм имеет слуховое восприятие. Определение места нахождения источника звука носит бинауральный характер, т.е. требует участия двух слуховых рецепторов (ушей). Слуховые раздражения поступают одновременно в каждый из них и передаются в оба полушария мозга, благодаря чему осуществляется синтез полученных сигналов. При этом важно учитывать, что определение силы и высоты звука возможно монолатерально, т.е. при участии одного уха, а определение места нахождения источника звука только билатериально, т.е. при совместном участии обоих рецепторов и обоих полушарий мозга. Аналогично зрительному восприятию слуховое находится в тесном взаимодействии с вниманием и памятью, только относящимися уже не к зрительному, а к слуховому анализатору. На базе первичного слухового различения формируются все основные операции слухового анализа и синтеза: опознание, сличение акустических признаков звуков, узнавание и различие фонем и других акустических единиц. К числу отличительных свойств слухового анализатора относится то, что он является анализатором времени. Форма, величина предметов, материал, из которого они сделаны, и его консистенция воспринимаются с большей долей участия кинестетического анализатора (осязания). Движения, совершаемые предметами, или действия с ними обрабатываются кинетическим анализатором (мышечно-двигательным). В сочетании со слуховыми и зрительными впечатлениями кинестетические и кинетические действия обеспечивают полноту восприятия предметов и их пространственных взаимоотношений. Кроме того, эти же механизмы позволяют овладеть пространством собственного тела, расположением и соотношением его частей.

1.4 Взаимосвязь операции пространственного ориентирования с операциями письменной речи. Способность к анализаторному восприятию и осмыслению пространства является, как показывает наш опыт, базисным условием овладения навыками чтения и письма. Для чтения особо важными являются ассоциативные зрительно слуховые связи, т.к чтение – это процесс овладения видимым пространством посредством зрительного восприятия графических знаков – букв, обозначающих слышимыми единицами звуками речи.

Процесс чтения включает в себя следующие операции ориентирования:

- выбор направления чтения (слева направо);

- построчное чтение (перемещение линии взора последовательно сверху вниз);

- узнавание букв (распознавание расположения на строке, узнавание элементов и их направлений, количества);

- последовательное прочтение элементов (ориентирование слева направо).

Нечёткая сформированность навыков и умений зрительного ориентирования приводит к следующим ошибкам чтения:

  1. чтение справа налево, с середины вследствие нечётко выработанного различия направлений пространства (встречается редко);

  2. пропуск строки из-за неумения последовательно перемещать линию взора сверху вниз, что ведёт к потери смысла читаемого;

  3. пропуск, персеверации, перестановки слов из-за нечётко сформированного умения перемещать линию взора по горизонтали, что ведёт к искажению смысла фразы;

  4. пропуск, замены, искажения из-за нарушений ориентирования в элементах букв, их направлений, количестве и расположении относительно друг, друга, что ведёт к искажению читаемого слога и слова.

При чтении печатного текста наиболее часто смешиваются буквы:

И - Н Т - Г П - Н С - З Я - Р Е - Ш

При чтении рукописного текста смешиваются буквы:

Т - Ш П - Р Б - Д В - Д И - У и т.д. Часто искажаются буквы, состоящие из нескольких одинаковых элементов (больше при письме). Как правило, пропускаются буквы, если рядом с ними находятся похожие по оптическим признакам. Все эти ошибки ведут к снижению темпа чтения, искажению смысла читаемого материала, снижению зрительной памяти, что отбивает у ребёнка желание читать. На базе слухового восприятия осуществляется слуховой анализ речи: разложение звукового сигнала на элементы, выделение акустических признаков и их синтез. Синтезированный образ переводится в артикуляционный план, затем, всё это соотносится с фонемой. Это очень важно для письменной речи, так как в процессе письма для выбора правильной фонемы необходим тонкий анализ акустических смыслоразличительных признаков, что влияет на выбор графемы.

Несформированность зрительных, слуховых, кинетико-кинестетических ориентировок ведёт к возникновению нарушения многих операций письма:

  1. затрудняется этап планирования письменного высказывания, требующий соотнесения того, что уже написано, с тем, что предстоит написать;

  2. нарушаются операции выбора зрительного образа буквы, которую необходимо отличать от других, особенно сходных графически;

  3. могут возникать трудности моторности операции письма.

1.5 Основные положения системы развития пространственного ориентирования. Начинать упражнения на пространственное различие необходимо с выработки опорных образов, то есть начальных точек отсчёта в системе координат пространства. У правшей точки пространственного отсчёта формируются в следующих позициях: верх, сверху; справа, правее; за, после, сзади; под. У детей с ведущей левой рукой преобладают противоположные позиции: снизу, слева, левее и т.д. В последнюю очередь и у правшей и у левшей отрабатываются позиции: из-за, из-под. Все виды пространственных операций желательно осваивать сначала на предметах окружающего мира, а затем переходить к освоению знаков и их систем, постепенно и последовательно переносить действия во внутренний умственный план. Начинать обучение пространственному ориентированию необходимо с выработки схемы собственного тела и определения положения предметов относительно него. Работу по развитию навыков слухового ориентирования необходимо вести на звучащих предметах и лишь в последнюю очередь переходить к операциям языкового анализа и синтеза. Обучение моторным операциям письма следует начинать с выработки умений оперировать в вертикальном положении, а впоследствии переходить к горизонтальному. Необходимо вести комплексное развитие и совершенствование умений и навыков всех видов пространственного различия.

1.6 Принципы логопедической работы по развитию умений и навыков пространственного ориентирования. Работа по устранению нарушений устной речи и развитию пространственного различия опирается на основные принципы логопедии. Принцип системности- требует, чтобы коррекционная работа нарушений устной речи представляла собой воздействие на все компоненты устной речи. Онтогенетический принцип- предполагает учёт в коррекционной работе последовательности возрастного формирования различных навыков. Принцип развития- состоит в выделении зоны ближайшего развития и учёте форм и этапов формирования навыков. Принцип комплексности- диктует необходимость проведения логопедической работы сразу в нескольких направлениях: устранение нарушений звукопроизношения, фонетического и фонематического недоразвития, развитие мелкой моторики, навыков пространственного ориентирования, развитие связной речи, формирование грамматического строя, развитие внимания и памяти.

Глава 2. Методики и результаты исследования пространственного мышления у школьников.

2.1 Общие сведения об учащихся.



Фамилия, имя

ученика

Год поступления

в 1 класс.

Год перехода

в коррекционный

класс.

Диагноз

1


Колчанов Николай

2005 г средняя школа №1

2006 г

Легкая умственная отсталость без нарушения поведения

2

Лытьков Сергей


2005 г средняя школа №1

2006 г

Задержка психического развития

3

Маслов Роман

2005 г школа сад №14

2007 г

ЗПР выраженное эцелофалотопическое состояние, синдром полной моторной расторможенности

4

Солдатова Ольга


2005 г гимназия №2

2007 г

Лёгкая умственная отсталость

5

Титова Евгения


2003 г Ерновская средняя школа

2006 г

Лёгкая умственная отсталость без нарушения поведения

2.2 Анамнестические сведения о родителях и детях.

Анамнестические сведения


Количество человек % соотношение

Срочные роды



4 (80%)


Тяжёлый токсикоз



  1. (100%)




Употребление алкоголя и

курение во время беременности



  1. (60%)

Инфекционные заболевания

детей до года



  1. (100%)




    1. Исследования пространственного мышления у школьников. Задание №1 Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображённых на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.

Усвоение ориентировок слева-справа.

  1. Стихотворение В. Берестова

Стоял человек на развилке дорог.

Где право, где лево - понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и пол подметал,

«Победа!» - раздался ликующий крик:

Где право, где лево узнал ученик.

  1. Движение по заданной инструкции (усвоение левых и правых частей тела, левой и правой стороны).

Мы в строю шагаем браво.

Мы науки познаём.

Знаем лево, знаем право.

И, конечно же, кругом.

Это правая рука.

Ох, наука нелегка!

«Стойкий оловянный солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.