|
Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности
Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности
«Разум человеческий владеет тремя ключами,
открывающими все: цифрой, буквой, звуком.
Знать, думать, мечтать».
В. Гюго
Главные задачи современной школы, как сказано в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Следовательно, востребованными социумом в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные выпускники, адаптировавшиеся к новым социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях и в соответствии со статьей 3 нового федерального закона об образовании в РФ основным принципом политики в сфере образования становится создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей.
В современной педагогике акцентируется внимание на формирование метапредметных умений и навыков, на развитие у школьников цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними, что делает знания практически более значимыми и применимыми. Это помогает учащимся приобретенные знания и умения при изучении одних предметов, использовать при изучении других, и дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни.
Становится ясно, что основная задача учителя на современном этапе – грамотно перейти с понятий «образованность», «обученность», «умения», «знания» на понятия «компетенция», «компетентность». Компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей, отношений, способностей), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях. При этом предлагается выделить химическую компетенцию как ключевую. Она включает в себя химически грамотное обращение с веществами, материалами и процессами, безопасное как для собственной жизни, так и для нормального, естественного функционирования окружающей среды. Требования нового качества образования позволяет наиболее эффективно использовать предметную область химии для формирования определенных компетентностей в обучении химии (модель компетентностей), в том числе и метапредметных или учебных (для организации собственно учебной деятельности по решению проблем, задач, выполнении проектов - целеполагание, планирование, выбор средств и способов выполнения, исполнительские, рефлексия и оценка.) В процессе обучения химии необходимо формировать следующие метапредметные компетенции:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и передавать информацию в словесных, образных, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
-
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способность слышать собеседника, понимать его взгляды, признавать право другого человека на другие мысли;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами и методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, преподавать и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса возможно на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий, в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели. В настоящее время роль учителя в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика.
Педагогическая целесообразность использования компьютера в учебном процессе определяется педагогическими целями, достижение которых возможно только с помощью компьютера, т.е. благодаря его возможностям. Поэтому меняются не только методы и приёмы подачи материала, но и сама подготовка к уроку. Информационно-коммуникационные технологии являются проникающими и поэтому находят достойное место в образовательном процессе при использовании любой другой технологии. ИКТ позволяют осуществить доступ к обширной информации, ярко и наглядно представить результаты работы, увеличивают динамику урока. Кроме того, владение этими технологиями сегодня становится необходимым и для учителя, и для ученика, так как на современном этапе есть смысл говорить о новом коммуникационном пространстве, созданном на уровне технических устройств и систем, о новом информационном обществе. Применение компьютерных технологий на уроках химии усиливает восприятие нового материала, облегчает его усвоение и запоминание, воздействует сразу на несколько информационных каналов обучающегося, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении.
Преподавание химии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания. Особенно богат в этом смысле курс органической химии в 10 классе (профилактика алкоголизма, курения, токсикомании, наркомании, правильное и сбалансированное питание, грамотное обращение с лекарствами, БАВ и полимерами). Учу применять полученные знания и умения по химии для безопасного использования веществ и материалов в лаборатории, быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук. Большое внимание уделяю строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок.
Через работу по пропаганде ЗОЖ реализую проектные методы обучения метапредметного характера. Через систему лабораторных опытов и практических работ формирую исследовательские навыки, осуществляя деятельностный подход в обучении. Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение. Проблемное обучение применяю, создавая на уроках ситуации, которые мотивируют обучающихся на поиск новых знаний. Подобран богатый дидактический материал в виде разноуровневых контрольных заданий. Технология дистанционного обучения реализуется в ходе участия в дистанционных олимпиадах и курсах, телекоммуникационных проектах. Обучающиеся используют ресурсы Интернет для подготовки к олимпиадам, ЕГЭ, в ходе проектной деятельности. При этом большое внимание уделяю развитию критического мышления, т.е. обучению подвергать полученную информацию анализу, направленному на понимание скрытого смысла того или иного сообщения. Т.о. наряду с классно-урочной системой параллельно выстраиваю иные организационные формы обучения по химии.
Обоснованность выбора образовательных технологий на примере двух (в т.ч. информационной) и результативность их использования
Наименование
технологии
Показатели
|
Информационно-коммуникационные технологии
|
Учебно-исследовательские технологии
|
Обоснование выбора технологии для данного класса (группы).
|
Информационно – коммуникационные технологии обучения (ИКТ) – это процессы подготовки и передачи информации учащемуся, средством осуществления которых является компьютер. Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой школьного образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Реализация этой задачи невозможна без включения информационной компоненты в систему химического образования. Владение информационными технологиями, умение заботиться о своём здоровье, вступать в коммуникации, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Использование компьютерных технологий в моей работе позволяет достигать целей образования, делая процесс обучения личностно значимым для обучающихся.
|
Задача достижения новых результатов образования в школе требует от учителя использование современных инновационных образовательных технологий, методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектно-исследовательских работ.
|
Готовность педагога к работе с данной образовательной технологией (КПК, самоподготовка, учебно-методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение процесса обучения с использованием данной технологии)
|
Для проведения уроков с применением ИКТ использую: компьютеризированное рабочее место учителя с выходом в Интернет, подключённое к локальной сети, личную мультимедиатеку; компьютерный класс; интерактивную доску с проектором, систему голосования Verdict, Votum, Aciv. В настоящее время в своей работе использую разные виды электронных образовательных ресурсов:
- Единая Коллекция Цифровых образовательных ресурсов. Федеральная Коллекция Цифровых образовательных ресурсов. В коллекциях размещены наборы цифровых ресурсов (ЦОР) к отдельным главам учебников, тематические коллекции, методические материалы. Коллекции ежедневно пополняются новыми цифровыми образовательными ресурсами
-Тематические сайты по химии. Сайт позволяет систематизировать накопленный материал и дополнять его новыми данными.
-Компьютерные презентации - незаменимое средство усиления наглядности изложения учебного материала, позволяет сделать урок живым и увлекательным, собирать и представлять информацию из различных источников, моделировать процессы.
- Коллекция электронных учебных пособий по химии.
Изучение дополнительной литературы по освоению новых ЦОР, использованию ИКТ на уроках химии.
Создание методической разработки: «Формирование познавательной компетенции через использование ИКТ-технологий на уроках химии» (материалы прилагаются).
Прохождение курсов: компьютеризация процесса обучения химии. 36ч (ИОЦ, 2003), Intel. Обучение для будущего (ГОУ ЯО ИРО, 2004) и др.
Использование ресурсного банка Медиатрансляции Ярославского центра телекоммуникаций.
|
Для организации исследовательской деятельности обучающихся использую возможности кабинета химии гимназии, помощь родителей и социальных партнёров. Занимаюсь самообразованием по данному вопросу:
КПК «Развитие метапредметных умений школьников в ИКТ – насыщенной среде. Модуль «Исследовательская деятельность»
КПК «Развитие субъективности и индивидуальности ребёнка в условиях школьного образования. Модуль «Исследовательская деятельность»
Изучение дополнительной литературы по организации исследовательской и проектной деятельности на уроках химии
Систематическое участие в работе Московского педагогического марафон учебных предметов. День учителя химии (учредители — Департамент образования г. Москвы, Издательский дом «Первое сентября», Московский институт открытого образования) (6ч)
|
Здоровьесбе-регающий эффект использования технологии
|
Результат любого труда, особенно умственного, зависит от настроения, психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее. Поэтому важно создать на уроке благоприятный психологический фон, ситуацию успеха, использовать различные формы и методы работы. Реализации этой задачи также может способствовать включение информационной компоненты в систему химического образования и активное участие обучающихся во внеурочной деятельности. Проведение учебных занятий с использованием ИКТ проходит с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Тематика проектов и презентаций затрагивает аспекты сохранения и укрепления здоровья школьников, профилактику асоциальных явлений. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
|
«Открытость» педагога к трансляции опыта работы по данной технологии.
|
02.10.2008 г., как активный участник Интернет мастер-класса «Цифровые образовательные ресурсы в практической работе педагога», была приглашена на Всероссийскую научно-практическую конференцию «Информатизация образования. Школа XXI века», организатором которой являлось Федеральное государственное учреждение Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ФГУ ГНИИИТТ «Информатика»)
Участие в областном конкурсе среди образовательных учреждений на лучшую организацию работы по профилактике ВИЧ/СПИДа и аддитивного поведения среди несовершеннолетних с социальным проектом «Мы за здоровый образ жизни» - диплом лауреата (1 место) - представлен в виде сайта.
Выступления: на городском семинаре учителей химии и биологии «Использование современных технических средств обучения в интерактивном пространстве» («Использование интерактивных средств обучения на уроках химии»), «Интерактивное взаимодействие Ученика и Учителя»
Защита сетевого проекта «Способы развития метапредметных умений» в рамках КПК. (2011г.). Имею личный сайт в готовой оболочке с публикациями в Социальной сети работников образования «Наша сеть»(http://nsportal.ru/), Личный кабинет на сайте Издательского дома «Первое сентября» (http://1 september.ru). Вхожу в «Сетевое сообщество учителей химии Ярославской области» (http://www.openclass.ru/)
|
Разработка урока химии в 9 классе с использованием компьютерных технологий по теме «Коррозия металлов» была представлена на III Всероссийский конкурс педагогического мастерства "Мой лучший урок" (2 место). Включает в себя учебное исследование «Факторы, влияющие на скорость коррозии».
Как активный слушатель на занятиях КПК делюсь накопленным опытом с коллегами по изучаемым вопросам.
Выступление на педсовете гимназии №8 («Особенности работы с одарёнными детьми на уроках химии»).
Имею web-страницу с методическими материалами по проекту «Пища XXI века», включая исследовательские работы обучающихся, в образовательной вики-среде (http://wiki.iteach.ru),
|
Результативность использования образовательных технологий (за последние 5 лет)
|
На конференциях разного уровня обучающиеся представляют результаты научно – исследовательской деятельности, используя в качестве представления мультимедийные продукты. С 2004 г. под моим руководством команды обучающихся 8-11 классов участвуют в телекоммуникационном образовательном проекте «Путешествие в мир химии» ГУ ЯО ЦТИСО г. Ярославля, занимая призовые места. Участники команд «@Менделеевцы» и «Ученики Бутлерова» МОУ гимназии №8 им. Л.М. Марасиновой г. Рыбинска внесены в региональную информационную базу системы электронного мониторинга успехов одарённых детей и их наставников.
2010-2011- Команда «@Менделеевцы» 9кл:I тур – дипломант, II тур -3место
Команда «Галогены» 10 класс – участник
2011-2012 - Команда «Ученики Бутлерова»10кл.-2место
Команда «@Менделеевцы»10кл.- I тур – дипломант; IIтур-3 место
Команда «Восьмой элемент» 11 кл. – участник
2012-2013- Команда «Кобальт» 9 кл.- I, II тур -дипломант
Команда «@ Менделеевцы» 11 кл.- I тур –дипломант
2013-2014 – Команда «Триозы»8 кл.- II тур -1 место (в т.ч. 1 место по России)
Команда «Кобальт» 11 кл.- I – участник, II тур -дипломант
2014-2015 - Команда «Кобальт» 11 кл.- I – 2 место, II тур -1 место
Команда «Триозы»9 кл.- I, II тур -дипломант
Использование современных технологий на уроках химии способствует лучшему усвоению материала, о чём свидетельствует итоговая аттестация обучающихся. Имею сертификат по ИКТ – компетентности от интернет-холдинга «Электронные образовательные ресурсы «Первое сентября»
|
Развитие личности обучающегося средствами предмета
Направление развития
|
Формы, методы, приемы
|
Результат
|
Примечание
|
Ценностно-ориентационное
|
Знакомство с биографиями учёных-химиков оставивших след в нравственной истории страны и мира
Наблюдение .Анкетирование
|
Чувство гордости за российскую, химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремлённость
|
Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим.
|
Трудовое
|
Разноуровневое обучение
Экскурсии на производства
Встречи с представителями ВУЗов и СУЗов
|
Готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории
|
Пропедевтический курс 7 класса помогает выявить одаренных и творческих обучащихся для мотивированного выбора расширенного изучения химии с 8 класса, с дальнейшим профессиональным самоопределением
|
Познавательное
|
Метод проектов
Учебное исследование
Интеллектуальные конкурсы
|
Умение управлять своей познавательной деятельностью
|
Результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, психологического климата. Ситуация успеха может стать мощным мотивационным толчком в обучении. Успешность - в повышении самооценки. Портфолио – новый подход к оцениванию количественных и качественных показателей, результатов работы. Обучающийся может производить оценку своих достижений и возможностей, а так же формировать личное отношение к полученным результатам.
|
Применение современных технологий позволяет создать интенсивную атмосферу творчества, выявить детей с признаками одаренности, сделать процесс обучения наглядным и интересным, повысить мотивацию учащихся к обучению.
Формирование метапредметных компетенций обучающихся средствами предмета (на примере познавательной компетенции)
Формы, методы, приемы
|
Результат
|
Примечание
|
Работа с информационными источниками
|
Умения:
- делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания (энциклопедии, словари, справочники, СМИ, интернет-ресурсы и пр.)
-добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание)
- перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата – в т.ч. и для создания нового продукта
-преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму. Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.
|
Примеры заданий:
-найти ответы на поставленные вопросы
- составить по тексту вопросы, таблицу, схему
- подготовить сообщение, доклад, презентацию
- используя схему, опишите круговорот азота (кислорода, т.п.)
- представление решения задачи в виде графика (для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо графическое представление данных. Это возможно сделать, используя электронные таблицы Excel. При построении диаграммы в Excel обращаю внимание на тип и вид используемой диаграммы (различия между точечной диаграммой и графиком)
- решение ситуационных задач на обобщение изученного материала
|
Учебное исследование
|
Приобретение знаний в определенной области, формирование исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), развитие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.
|
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
|
Моделирование
|
Использование символов и условных обозначений; составление обобщённых записей (на примере химических формул, уравнений химических реакций, схем образования химической связи. т.д.). Составление предметных моделей молекул.
|
Написание химических формул по названиям веществ и составление уравнений реакций – основные элементы знаково-символического моделирования. Шаростержневые модели молекул использую для объяснения явлений гомологии и изомерии в органической химии. В некоторых случаях модельный метод может включать в себя лабораторную работу, как средство, служащее доказательством или опровержением теоретического предположения.
|
Эксперимент
|
Оформление отчёта, включающего описание эксперимента, его результатов, выводов, в т.ч. с применением средств ИКТ
|
Один из главных методов химии. Обеспечивает мотивацию (все любят «похимичить»), деятельностный подход в обучении. Выполнение лабораторных опытов, практических работ, домашних опытов.
|
Компетентностный подход предполагает изменение системы оценивания. Педагогическая оценочная практика должна обогащаться через применение рейтинговых оценок, экспертных карт, накопительной системы, портфеля достижений и т. д. Процедуры оценивания включают самооценку учащихся, оценку учителя, взаимоконтроль и совместное обсуждение полученного результата. Например,
Название технологии
|
Раздел (тема)
|
Формы, методы, приемы
|
Результат
|
Формирующее оценивание
|
Тема 2. Неметаллы (9 класс)
|
Карта отслеживания эффективности урока
|
позволяет систематически определять сильные и слабые стороны учебного процесса и своевременно осуществлять коррекцию
|
Самооценка
|
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (8 класс)
|
Листы обратной связи или
листы рефлексии (инструкциии)
|
определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия
|
Критериальное оценивание
|
Оценивая отдельную работу, преподаватель обращает внимание учащегося на успешность в той или иной составляющей, из совокупности, которых выставляется итоговая отметка. Таким образом, отметка становится более "прозрачной" и учащийся понимает, каким аспектам своей деятельности необходимо уделить большее внимание.
|
Взаимооценка
|
- задание «По цепочке»
-тесты с взаимопроверкой
|
Обучающиеся «по цепочке» задают вопросы друг другу, выслушивают ответ и определяют, верный ответ или неверный.
Каждый ученик получает карточку, подписывает её (фамилия, имя), выполняет тест, обводит в каждом вопросе один из предложенных ответов, который, на его взгляд, правильный. Затем обмениваются карточками, проверяют друг друга. Внизу на специальных строчках пишет свою фамилию (кто проверил) и оценку, которую он выставляет в соответствии с известной шкалой оценивания. После взаимопроверки тесты сдаются и проверяются учителем, выявляется совпадение / несовпадение отметок проверявших и учителя.
|
Портфолио
|
|
состоит из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов»
|
индивидуальные образовательные достижения, предполагает возможность как качественной, так и количественной их оценки.
работы, проекты, исследования (классные, домашние работы; прикладные проекты; упражнения и задачи, выполненные сверх учебной программы; сочинения, рефераты, описание экспериментов, листы самоконтроля т.п.)
отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, саморефлексия ученика на разнообразную выполняемую им деятельность
|
Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения. Чтобы научить человека творчески мыслить, жить в постоянно меняющихся условиях, педагог сам должен работать творчески.
|
|
|