|
Развитие графических навыков у детей-дошкольников с онр
Тема: Развитие графических навыков у детей-дошкольников с ОНР.
Учитель - Логопед:
Кальченко О.Г.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточностью сформулированных навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в ДОУ специальных занятий, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.
Такие занятия, сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития, требуют определенную систему упражнений, которая будет являться принципиально новой по психологическому подходу к этой проблеме.
Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, в том числе особенности зрительного восприятия, необходимо производить занятия в тетрадях с крупной клеткой. Клетка дает больше возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, т.к. рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благополучные условия для развития ориентировки в микропространстве.
Ребенок знакомится с тетрадью, ее разлиновкой, рабочей строкой. Учится выполнять задания в ограниченном пространстве- клетке; закрепляет умения измерять условной меркой- клеткой; сравнивает объекты по величине и форме; чертит прямые линии разной длины и в разных направлениях, волнистые линии, дуги, круги, овалы, обводит контур изображения; рисует по клеткам, раскрашивает, запоминает теплые и холодные цвета. Он учится анализировать учебное задание, запоминать и представлять порядок его выполнения сравнивать объекты, устанавливая их сходство или различия. Ребенок уточняет знания о простых геометрических фигурах, учится аналитическому восприятию предметов сложной формы и воссозданию их из элементов.
В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая моторика ( мелкая мускулатура пальцев руки), совершенствуются зрительно- двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
Система работы включает восемь разделов, которые реализуются в следующем порядке:
Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.
Радуга: теплые и холодные цвета.
Наклонные прямые линии и комбинации из них.
Печатание цифр по клеткам.
Дуги, волнистые линии, овалы, круги.
Печатание букв по клеткам.
Рисование по клеткам предметов сложной формы.
Работу по развитию элементарных графических навыков письма целесообразно проводить систематически 2-3 раза в неделю по 7-10 минут, как часть занятия комплексного, по математике и других. Перед работой в тетради провести физкультпаузу, а после выполнения задания- упражнения для кистей рук. Необходимо следить за освещенностью рабочего места, ребенка, его осанкой. Расстояние от глаз до тетради должно быть не менее тридцати трех сантиметров. У ребенка должен быть набор цветных карандашей, простой карандаш, шариковая ручка.
Упражнения должны усложняться постепенно; при знакомстве с новым упражнением, необходимо опираться на ранее усвоенные ребенком умения и навыки.
Коррекция нарушений чтения и письма.
Выучить названия всех букв (не алфавитные), называть по порядку и вразброс по показу в таблице и на карточках с убыстрением темпа.
Уметь называть элементы букв (палочка прямая, наклонная, длинная, короткая, с закруглением вверху, внизу, петелька), их пространственное расположение (вверху, внизу, справа, слева). На какой предмет похожа буква? (Можно нарисовать.) Рисовать и угадывать буквы в воздухе, на столе, на спине.
Чтение слогов по таблицам (по порядку и вразброс).
-
Чтение текста – вслух, послоговое. Темп чтения не убыстрять. Следить за правильным называнием букв, соблюдением интонации, пауз на знаках препинания, между предложениями. Пересказывать, отвечать на вопросы, рисовать иллюстрации, выделять главное.
Письмо – с проговариванием вслух, «про себя». Не убыстрять темп. Соблюдать орфографический режим. Для исправления ошибок использовать «штрих». Или зачеркивать ошибку, правильную букву писать сверху.
Виды письма: списывание после запоминания слов, предложений, диктант после запоминания слов, предложений.
Усвоение пространственных отношений предметов.
Усвоение временных отношений.
Уточнение и расширение словаря, умение употреблять обобщающие понятия («Я знаю 5 названий …» - животных, мебели и т.д.). Совершенствование грамматического строя (умение подбирать к предмету признаки, действия и наоборот). Например: стол – деревянный, круглый, обеденный; стоит. Деревянный – карандаш, стол, стул, табурет. Стоит – дерево, ученик, телевизор, поезд.
Чтение вслух взрослыми текстов познавательного содержания.
Развитие движений обеих рук (игры с мячом, рисование, дирижирование, пальчиковая гимнастика).
-
Планирование действий (что сначала, что потом). Разгадывание головоломок, ребусов, кроссвордов.
|
|
|