|
Тема 4.8.Международные отношения в новое время.
I.Вестфальский мир. Фрагмент
Cтатья VII. 1. Протестантам предоставляются относительно вероисповеданий и другие права, одинаковые с правами других чинов и подданных. Но, кроме вышеупомянутых вероисповеданий, никакие другие не г приняты или терпимы в Священной Римской империи.
Статья VIII. ...Хотя отдельным первым чинам всегда будет предоставлена свобода заключать друг с другом и с иностранцами договоры для собсвенной своей защиты и безопасности, однако для того, чтобы подобные договоры не были направлены против императора, империи и общественного мира и особенно против настоящего договора, они нерушимой присягой заявят , что каждый повинуется императору и империи.
Как разрешились противоречия между католиками и протестантами в Тридцатилетней войне? Каких преимуществ добились правители германских государств в составе Священной Римской империи? Способствовало ли это единству империи?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
II. Со второй половины 1809 г., после Ваграма и Шенбруннского мира, резко усиливаются в императоре Наполеоне два убеждения, которые начали в нем складываться после Аустерлица, вполне отчетливо выявились после Йены и занятия Берлина и стали определять все его поведение после Фридланда и Тильзита: первое убеждение заключалось в том, что Англию можно «поставить на колени», исключительно разоряя ее Континентальной блокадой; второе убеждение выражалось словами «я все могу» и логически дополнялось мыслью: «а следовательно, я могу осуществить и Континентальную блокаду, хотя бы для этого потребовалось превратить весь континент во Французскую империю». Победитель делал, что хотел. Е. В. Тарле
Докажите или опровергните обоснованность притязаний, приписываемых историком Наполеону.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
III. Отто Бисмарк об отношениях с Россией Австро-германский союз не содержит на случай войны с Францией, в первую очередь угрожающей Германии, тех гарантий, какие он дает в случае войны с Россией, более вероятной для Австрии, чем для Германии. Между Германией и Россией не существует такого расхождения интересов, которое заключало бы в себе неустранимые зародыши конфликтов и разрыва. Напротив, совпадающие интересы в польском вопросе и последствие традиционной династической солидарности в противоположность стремлениям к перевороту создают основы для совместной политики обоих кабинетов... Словом, остановив свой выбор на союзе с Австрией, а не с Россией, я ни в какой мере не закрывал глаза на сомнения, затруднявшие выбор. Я по-прежнему считал необходимым поддерживать добрососедские отношения с Россией, наряду с нашим оборонительным союзом с Австрией... Непосредственная угроза миру между Германией и Россией едва ли возможна иным путем, чем путем искусственного подстрекательства или в результате честолюбия русских или немецких военных,., которые желают войны, чтобы отличиться, прежде чем слишком состарятся. Зачем Бисмарку был необходим союз с Австрией? Как вы считаете, искренен ли был Бисмарк, высказываясь за добрососедские отношения с Россией? Какие последствия имел договор между Германией и Австрией для российско-германских отношений?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
IV. Используя знания курса истории нового времени, заполните таблицу. Состав антифранцузских коалиций
Первая коалиция (годы?)
|
Вторая коалиция (годы?)
|
Третья
коалиция
(годы?)
|
Четвертая коалиция (годы?)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V. Установите соответствие между «а» и «б».
«а»
|
«б».
|
Создание Тройственного союза
Создание британского доминиона ЮАС
Русско-турецкая война
Англо-бурская война-
Первая Балканская войнг
Вторая Балканская война-
Создание Тройственного согласия (Антанта)
Создание II Интернационала
Испано-американская войн
|
1877-1878гг.
1882 г.
1899-1902 гг.
1910г.
1907г.
1912г.
1913г.
1898г.
1889г.
|
Раздел 5.История XX века
Тема 5.1. Мир в 1900-1914гг.
I.Какие новые бурно растущие отрасли промышленности стали характерными для начала XX в. и ознаменовали начало второй промышленно-технологиче-ской революции? Лишнее зачеркните.
Автомобильная.
Электротехническая.
Нефтехимическая.
Текстильная.
Определите и впишите, к какой группе относятся страны в каждой из колонок:
страны, достигшие технологической зрелости;
страны, вставшие на путь ускоренной индустриализации.
|
|
Россия
|
Великобритания
|
Швеция
|
Германия
|
Италия
|
США
|
Австро-Венгрия
|
Франция
|
Канада
|
Бельгия
|
Япония
|
|
II.Каковы главные направления развития индустриального общества в начале XX в.? Лишнее зачеркните. Выделите причины (1) и следствия (2) этих процессов, поставьте соответствующие цифры.
Увеличение числа занятых в промышленности и сокращение работников в сельскохозяйственном производств--------------------------------------------------------
Бурный рост городов и городского населения.-------------------------------------------
Рост занятых в сфере услуг в городах.-----------------------------------------------------
.Начало массового производства промышленных товаров.---------------------
Концентрация производства и капитала.--------------------------------------------------
Отказ от вмешательства государства в экономические процессы.-----------------
Усиление регулирующей роли государства в экономике.-------------------
Расширение социальных функций государства.--------------------------------------
II.. Ответьте на вопрос: какие новые предметы и черты быта стали характерными для начала XX в. в результате начала массового производства промышленных товаров?-----------------------------------------------------
III.Почему государственное регулирование становится с начала XX в. одним из важнейших факторов развития капиталистической экономики? Лишнее зачеркните.
1)Индустриальная экономика уже не способна развиваться, опираясь только на механизм рыночного само-регулирования.
2)Перед обществом встали проблемы, которые настоятельно требовали вмешательства государства.
3)К власти пришли силы, которые поставили цель ликвидировать частную собственность.
IV.Выделите главные линии процесса демократизации в начале XX в. Лишнее зачеркните.
Расширение полномочий парламентов.
Снятие ограничений на деятельность различных политических сил.
Расширение избирательных прав граждан в пользу всеобщих выборов.
Предоставление во всех индустриальных странах права голоса на выборах женщинам.
V. В начале XX в. сформировались современные политические партии. Выделите их новые черты. Лишнее зачеркните.
Партии становятся массовыми.
Партии становятся централизованными.
Партии формируют общественное мнение.
Партии выдвигают концепции мирового развития.
Партии ориентируются на победу на выборах и завоевание в парламенте наибольшего количества депутатских мест.
Партии формируют оплачиваемый из партийных касс партийный аппарат — функционеров.
7) Партии формируют политическую элиту, появляются люди, для которых политика становится профессией.
8) Партии становятся свободными от членства дискуссионными клубами и ориентируются на поддержку отдельных личностей на выборах.
VI. Определите главные лозунги либералов (1), консерваторов (2), социалистов (3). Поставьте около лозунгов соответствующую цифру.
Сохранение традиций и порядка.----------------------------------
Свобода и равенство (как снятие ограничений).-----------------
Социальная справедливость.-------------------------------------------
VII. ИЗ КНИГИ ДЕЯТЕЛЯ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ПАРТИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ НАЧАЛА XX в. Г. САМЮЕЛЯ «ЛИБЕРАЛИЗМ. ОПЫТ ИЗЛОЖЕНИЯ ПРИНЦИПОВ И ПРОГРАММЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИБЕРАЛИЗМА В АНГЛИИ»
Многими отцами современного либерализма...государственное вмешательство было осуждено как вредное для промышленности страны и расслабляющее личность...Поэтому ближайшей задачей той эпохи была политика, преследующая отмену всех этих (ограничивающих права и свободы. — законов...
(В начале XX века — Авт.) либералы отказались от принципа государственного невмешательства... Путем опыта люди убедились в следующем:
1)государство сделалось, вообще, более деятельным ,его законодательство — более компетентным, а вмешательство его не уменьшило благосостояние страны и не ослабило личную энергию его населения...
2)социальные условия были, во многих отношениях ,так дурны, что терпеть их дольше стало невозможно, политика «пусть все идет как идет». была бессильна помочь делу...
3)расширение сферы действия закона вовсе не связано с ограничением свободы, но, наоборот, часто увеличивает ее.
Таковы факты и аргументы, в силу которых совершилась эта перемена одного из основных принципов либерализма...
Каковы причины, которые привели к пересмотру доктрины либеральной партии о роли государства?
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Остался ли лозунг свободы главным в программе либералов и как он сочетался с программой социальных реформ?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тема 5.2. Россия в начале XX века.
I. Заполните таблицу .Территория и население Российской империи
Особенности территориального и географического расположения
|
|
Национальный состав населения
|
|
Религиозный состав населения
|
|
II.1.Каковы характерные черты социальной структуры российского общества в начале XX в. (возможно несколько вариантов ответа):
а)сохранение сословного деления общества;
б)одновременное существование основных классов традиционного и индустриального общества;
в) значительный удельный вес мелких буржуазных собственников;
г)«кристаллизация» населения по классовому признаку?
2.Сгруппируйте перечисленные ниже социальные группы по их принадлежности либо к традиционному, либо к индустриальному обществу :
а) крестьянство; б) дворянство; в) буржуазия; г) пролетариат; д) мещанство; е) купечество; ж) фермерство; з) интеллигенция.
Традиционное общество:---------------------------------------------------------------------
Индустриальное общество:--------------------------------------------------------------------
III. 1.Кого в начале века в России называли кулаками: (подчеркните)
а) сельских ростовщиков;
б) зажиточных крестьян;
в) крестьян, выделившихся из общины?
2. Какие процессы были характерны для русского крестьянства в начале XX в. (возможно несколько вариантовответа):
а) сильное влияние общины;
б) преобладание зажиточных крестьян;
в) социальное расслоение;
г)малоземелье;
д высокая грамотность;
е существование телесных наказаний?
3.Что из перечисленного ниже характеризует положение русского пролетариата в начале XX в.:
а) высокая концентрация рабочих на промышленныхпредприятиях;
б) низкая продолжительность рабочего дня;
в) продуманная система социальных льгот и гарантий;
г) отсутствие элементарных гражданских прав;
д)драконовская система штрафов?
4.Какова была юридически установленная продолжительность рабочего дня для взрослого мужчины на фабриках и заводах России в начале XX в.:
а) 8 ч; б) 11,5 ч; в) 10 ч
5.Образуйте из приведенных ниже положений логические пары, связанные между собой как причина и следствие:
а)отсутствие рабочего законодательства;
б)высокая концентрация рабочей силы;
в)слабая техническая оснащенность предприятий;
г)массовое недовольство рабочих.
IV. 1.Что из нижеперечисленного являлось особенностью экономического развития России начала XX в. (возможно несколько вариантов ответа):
а)ведущая роль государства и государственного регулирования в экономической жизни страны;
б)широкое привлечение иностранного капитала в
страну;
в)значительные масштабы вывоза капитала из страны;
г)высокий уровень концентрации производства и рабочей силы;
д)преобладание промышленного производства над сельским хозяйством;
е)многоукладность экономики?
2.Чем объяснялась особая заинтересованность России в привлечении иностранных капиталов:
а)чрезмерной величиной непроизводительных расходов;
б)преобладанием аграрного сектора в экономике;
в)стремлением к интеграции в мировую экономику?
3.В какие отрасли вкладывали капиталы иностранные инвесторы:
а)в сельское хозяйство;
б)в легкую и пищевую промышленность;
в)в тяжелую индустрию;
г)в железнодорожный транспорт;
д)в оружейные заводы?
V.На основе представленного ниже цифрового и фактического материала сформулируйте и запишите выводы о некоторых тенденциях экономического развития России в начале XX в.
1.В 1903 г. на крупных предприятиях с числом рабочих более 500 человек работало 48,7% всех рабочих России, в 1910 г.— 53%, в 1916 г.— 56,5%, что превышало показатели всех стран.
2.В 1903 г. в России насчитывалось 207 металлургических заводов, а в 1912 г.— 167, но выплавка металла на них увеличилась в 1,5 раза.
3.В 1912 г. на 9 металлургических заводах сосредоточилось 4/5 мощностей всех двигателей, 4/5 — рабочих-металлистов. Они выплавляли половину российского чугуна.
4.В 1902 г. 17 металлургических заводов Юга объединились в акционерное общество, называвшееся «Общество для продажи изделий русских металлургических заводов» («Продамет»), с основным капиталом в 900 тыс. р. Вскоре число входивших в синдикат объединений достигло 30.
5.В начале века под покровительством Русско-Азиатского банка возник концерн И. И. Стахеева, контролировавший 41 предприятие (металлургические заводы Урала и Подмосковья, хлебную торговлю, мукомольную промышленность, 8 текстильных фабрик и др.).
6.В начале века в Москве был образован концерн Н. А. Второва, возглавлявшего «Общество внутренней и внешней торговли». Сначала Второв действовал в контакте с Московским банком братьев Рябушинских , а затем создал свой Московский промышленный банк с капиталом 30 млн. р., под эгидой которого были построены крупные заводы: «Электросталь», автомобильный — «АМО», химический, артиллерийские и т. д.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
VI. 1. В 1906 г. большевики и меньшевики пересмотрели аграрную программу партии.
Как вы думаете, какая из представленных ниже программ принадлежит большевикам, а какая — меньшевикам?
Программа национализации земли: конфискация всех помещичьих, государственных, удельных, церковных, монастырских земель и передача ее в собственность государства. -----------------------------------------------------------------
Программа муниципализации земли: передача конфискованной помещичьей земли в собственность местных органов власти при сохранении мелкой крестьянской собственности на землю.-----------------------------------------------------
2. Выберите правильные ответы.
1.Эсеровская программа социализации земли предусматривала:
а)отмену частной собственности на землю;
б)уравнительное распределение земли;
в)передачу земли в собственность государства;
г)передачу земли в распоряжение крестьянских общин;
д)сохранение за помещиками части земель.
2.Главным средством борьбы с царизмом эсеры считали:
а)агитацию среди крестьян;
б)стачки;
в)террористические акты.
3.Какие мероприятия входили в программу реформ, предложенную П. Д. Святополком-Мирским (возможно несколько вариантов ответа):
а)разрушение крестьянской общины;
б)введение 8-часового рабочего дня;
в)введение в Государственный совет выборных представителей от земств и городов;
г)расширение сферы деятельности земств?
2.Какую цель преследовал П. Д. Святополк-Мирский,
провозглашая курс на сотрудничество власти с земствами:
а)превратить Россию в конституционную монархию;
б)создать себе популярность в либеральных кругах;
в)расширить и укрепить социально-политическую опору существующего режима?
VI.Чем был вызван миролюбивый характер европейской
внешней политики Николая II в начале царствования:
а)тем, что Россия не имела союзников среди ведущихевропейских держав;
б) тем, что военно-промышленный потенциал Россиизначительно уступал потенциалу европейских держав;
в)тем, что мир в Европе облегчал установление господства России в Восточной Азии?
2. Какие внешнеполитические акции предпринял Николай II для установления мира в Европе:
а) заключил договор с Англией;
б) инициировал созыв международной конференции по проблемам всеобщего разоружения;
в)признал первенство Австро-Венгрии на Балканах?
VI. Прочитайте документ и дайте письменные ответы на вопросы.
Из письма германского императора Вильгельма II Николаю II (Январь 1904 г.)
... Россия, подчиняясь законам экспансии, должна стремиться выйти к морю и иметь незамерзающую гавань для своей торговли. В силу этого закона она вправе претендовать на полосу берега, где находятся такие гавани (Владивосток, Порт-Артур.) должен быть в твоих руках для того, чтобы можно было построить железные дороги, необходимые для подвоза товаров к портам (Маньчжурия). Между двумя портами есть полоса земли, которая, попади она в руки противника, может сделаться чем-то вроде новых Дарданелл. Этого ты не можешь допустить. Эти «Дарданеллы» (Корея) не должны быть угрозой для твоих путей сообщения и угрозой твоей торговле. Так обстоит дело на Черном море, но на Дальнем Востоке ты не можешь примириться с подобным положением. Поэтому для всякого непредубежденного человека ясно, что Корея должна быть и будет русской. Когда и как — до этого никому нет дела и касается только тебя и твоей страны.
1.Каковы причины русско-японской войны и ее характер?
2.Какие цели преследовала Россия в этой войне?
3.Как вы думаете, с какой целью написал такое письмо германский император.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
VII. Соотнесите имена и факты.
1
2
3
4
5
|
С. Ю. Витте
А. Н. Куропаткин
С. О. Макаров
3. П. Рожественский
А. М. Стессель
|
|
Гибель крейсера «Петропавловск»
Заключение Портсмутского мира
Цусимское сражение
Сдача Порт-Артура
Мукденская катастрофа
|
Что из перечисленного входило в условия Портсмутского мира (возможно несколько вариантов ответа):
а) возмещение Россией материальных потерь Японии в сумме 100 млн золотых рублей;
б)введение русских войск в Корею;
в)оккупация японскими войсками Маньчжурии;
г)передача Японии аренды Порт-Артура;
д) передача Японии южной части острова Сахалин;
е)запрещение японцам использовать право на ловлю рыбы вдоль русских берегов в Японском, Охотском и Беринговом морях?
VII. «В Россию СЮ. Витте вернулся 15 сентября и сразу же был приглашен к царю. Здесь сановник узнал, что в ознаменование заслуг ему пожалован титул графа. Новоиспеченного "сиятельства" не было в России менее трех месяцев, но как здесь все изменилось! Политическое положение было чрезвычайно напряженным, отовсюду звучали негодующие голоса, каждый день сообщалось о забастовках, митингах, погромах, мятежах. Вторая половина 1905 года —время наивысшего подъема того, что одни называли первой русской революцией, а другие — хаосом и анархией» (В.П. Дмитренко).
Ваша точка зрения на события 1905—1907 гг. Это первая русская революция или хаос и анархия? Почему?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
VII. Прочитайте документы и дайте письменные ответы на вопросы.
Из доклада С. Ю. Витте Николаю II 18 марта 1905 г.Волнение, охватившее разнообразные слои общества, не может быть рассматриваемо как следствие частичных несовершенств государственного и социального устроения или только как результат организованных действий крайних партий. Корни этих волнений, несомненно, лежат глубже... Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому, на основе гражданской свободы.
Из воспоминаний начальника канцелярии Министерства императорского двора А. А. Мосолова
Граф (Фредерике В. Б.— министр императорского двора) мне рассказал, что когда он, обрадованный приездом Николая Николаевича (великий князь, дядя Николая II), сказал ему, что его приезд ждали, чтобы назначить диктатором, великий князь, будучи в каком-то неестественном возбуждении, выхватил револьвер и закричал: «Если государь не примет программы Витте и захочет назначить меня диктатором, я застрелюсь у него на глазах из этого самого револьвера».
1.О каких двух вариантах выхода из революции идет речь в документах?
2.Как вы думаете, почему Николай II был вынужден принять вариант, предложенный С. Ю. Витте?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
VIII. Из Манифеста 17 октября 1905 г.
1.Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2....Привлечь к участию в Думе... те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав.
3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой...
Какие права получило российское население? Какой новый орган государственной власти был обещан в Манифесте? Какими полномочиями он наделялся? Оцените значение Манифеста.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
IX. Приведите в соответствие диаграмму Развитие революции в 1905 г.
январь май июнь октябрь декабрь
О Образование в Иваново-Вознесенске Совета рабочих уполномоченных.
О Восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».
О Расстрел мирной демонстрации в Петербурге.
О Вооруженное восстание в Москве.
О Всеобщая политическая стачка.
X. Дайте определения понятий:
Политическая партия---------------------------------------------------------------------------
либералы------------------------------------------------------------------------------------------
социалисты---------------------------------------------------------------------------------------
«черная сотня»-----------------------------------------------------------------------------------
парламентаризм----------------------------------------------------------------------------------
хутор------------------------------------------------------------------------------------------------
отруб------------------------------------------------------------------------------------------------
чересполосица------------------------------------------------------------------------------------
Революция-----------------------------------------------------------------------------------------
Геостратегическое положение----------------------------------------------------------------
монополия-----------------------------------------------------------------------------------------
синдикат-------------------------------------------------------------------------------------------
картель---------------------------------------------------------------------------------------------
трест------------------------------------------------------------------------------------------------
концерн--------------------------------------------------------------------------------------------
финансовая олигархия--------------------------------------------------------------------------
Конституция--------------------------------------------------------------------------------------
республика ---------------------------------------------------------------------------------------
гражданское общество.-------------------------------------------------------------------------
X I. Подчеркните правильный ответ.
1.Первая российская революция начиналась как:
а) эмоциональная реакция на жестокую расправу 9 января, стихийно;
б) запланированное большевиками действие;
в) подготовленная партией эсеров акция;
г) акция, организованная зубатовским «Собранием русских фабрично-заводских рабочих».
2.К 1905 г. не относится:
а) «Кровавое воскресенье»;
б) Декабрьское вооруженное восстание в Москве;
в) разрешение создавать рабочие профсоюзы;
г) восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».
3.Партия октябристов – «Союз 17 октября» – в 1905 г. выдвинула требование:
а) демократической республики с широкой автономией областей и общин;
б) ликвидации самодержавия;
в) установления республики с однопалатным парламентом;
г) учреждения Государственной думы.
4.Лидером партии кадетов в начале XX в. был:
а) Л. Мартов; б) В. М. Чернов; в) П. Н. Милюков;г) А. И. Гучков.
Укажите даты русско-японской войны:а) 1903–1905 гг.;
б) 1904–1905 гг.;в) 1905–1906 гг.;г) 1906–1907 гг.
5. Укажите событие, не связанное с 1905 г.:
а) Манифест 17 октября;
б) начало первой российской революции;
в) начало русско-японской войны;
г) конец русско-японской войны.
6.Главным средством борьбы пролетариата в ходе первой российской революции становятся:
7.а) стачки; б) митинги; в) разгромы помещичьих имений;г) демонстрации.
Направить революцию в русло реформ пытался:
а) В. И. Ленин; б) Л. Д. Троцкий; в) П. Н. Милюков; г) Николай II.
X II. Из указа 9 ноября 1906 г.
1. Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли...
6. Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли... предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановленному простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие... в собственность... домохозяина... Если в течение указанного срока общество такого приговора не поставит, то по ходатайству... домохозяина все означенные действия исполняются на месте земским начальником...
12. Каждый домохозяин... имеет право... требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту.
Какой порядок выхода из общины был предусмотрен указом? Легко ли было крестьянам выйти из общины?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|
|
|