|
Экологическое воспитание дошкольников в современном доу
Экологическое воспитание дошкольников
в современном ДОУ
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Одной из более доступных и близких мне программ, явилась программа С. Николаевой "Юный эколог", созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. "Юный эколог" включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж о природе. Этому способствует довольно высокий уровень абстрагирования,
хорошо развитый анализ и синтез окружающей действительности, большой словарный запас. Расширяются и обогащаются знания о характерных явлениях и свойствах явлений. Детям доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщённости знаний позволяет переходить к понятиям. В этом возрасте у детей вырабатывается эмоционально-оценочное отношения в природе, к результатам труда. Таким образом, ставятся следующие задачи:
- воспитывать у детей бережное отношение к окружающей нас природе;
- формировать оценочное суждение, в котором проявляется наблюдательность ребёнка, критичность мышления, интерес к миру природы;
- формировать представление о связях и зависимости, существующие в природе, выстраивать экологические цепочки, пользоваться обобщающимися словами.
- развивать творческую инициативу, логическое мышление, воображение.
Ведущим приёмом является беседа, именно беседа помогает детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, выявить нравственную позицию ребёнка в его отношениях к животным, растениям, людям. Речь должна быть мягкой, доброжелательной, выразительной, главное эмоциональной. Прежде чем обратить внимание на моих воспитанников, на какой- либо объект природы, нужно подобрать вопросы, обратиться к поэтическим образом
( стихи, загадки, пословицы). На зимней прогулке я предлагаю ребятам подумать, как правильно назвать зимнюю погоду, например, сказочной, волшебной. Размышляя над этим, дети открывают для себя столько удивительного в привычном и обыденном: оказывается, сугробы имеют причудливую форму, напоминающую притаившихся зверей. Предлагаю понаблюдать за облаками. На что они похожи? Дети начинают фантазировать.
В этом возрасте провожу длительные наблюдения.
Цикл наблюдений за деревом. Дети наблюдают и рассматривают дерево в разные сезоны, на их глазах оно меняется, они прослеживают, кто живёт на дереве, кто прилетает к нему. Постепенно дети начинают о нём заботиться, ухаживать, беречь. Даю такие задания, как « Какое настроение у дерева?», « Сегодня день рождение у берёзки, что мы ей пожелаем?», если это разные времена года, то детям легче рассматривать наряд у дерева, каждый раз они замечают изменения. Циклические наблюдения помогают детям понять закономерности и связи между живой и неживой природой, делать свои небольшие выводы, учат ребёнка рассуждать, вызывают любознательность.
После наблюдений мои дети начинают переживать, их задевает то, что происходит в природе, они бездушны, и тогда мы начинаем придумывать рассказы.
Широко использую поэтическое слово. При знакомстве с опоэтизированной природой детям легче и доступнее даётся возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить её значение в жизни человека, они учатся сравнивать, как отражено одно и тоже природное явление в разных поэтических строках. Читая стихи о лесе у разных авторов С. Погореловский, «Лес», И. Бунин « Листопад», А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало», И. Суриков « Первый снег», подвожу детей к мысли, что лес красив во все времена года. Дети начинают понимать эту красоту, наслаждаться ею и передают свои впечатления в слове и рисунке.
Познание природы будит ребячью мысль, способствует развитию творчества и самостоятельности, расширяются их представления, позволяющие им сравнивать, различать, вдумчивее относится к природе.
С детьми старшего дошкольного возраста я проводила кружок «Природа и фантазия». Мною разработаны методические рекомендации по кружковой работе, методика организации работы детей дошкольного возраста с природой.
Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах:
систематичности, последовательности, доступности и др.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
Качество изготовления поделок зависит от:
грамотного методического руководства со стороны воспитателя;
уровня умственного развития ребенка;
степени сформированности у детей практических умений и навыков работы с природным материалом;
-
развитие у ребенка таких качеств как настойчивость, внимательность, старательность, взаимопомощь.
В кружке «Природа и фантазия» занимались дети старших и подготовительных групп (8-10 детей). Проводились занятия во 2-й половине дня, после сна. Летом и осенью заготавливали природный материал: шишки, желуди, кукуруза, подсолнух.
Работу по изготовлению поделок начинаю с легких конструкций. Например, « Стрекоза», «Вертолет». Эти поделки не требуют большого количества материала, а для соединения деталей используется пластилин.
Затем по мере овладения детьми навыков ручного труда переходили к более сложным поделкам. Использовался более сложный, но более прочный способ соединения деталей – склеивание. Для этого дети набирали клей на кить и смазывали места соединения, затем осторожно выкладывали на подставку для полного высыхания. Некоторые поделки можно соединить проволокой, например, «Аленушка» или нитками, например, «Корзиночка».
Если надо сделать отверстия, то все действия с шилом выполнял воспитатель.
Очень нравились детям совместные работы, то есть композиции. Такая организация труда способствует воспитанию дружеских отношений. Например, «Дружная семейка», «Веселый хоровод», « В лесном царстве», «Кто нашел колосок».
Лакировку игрушек делала я сама.
Проводился учет успехов и неудач детей, руководствуясь этими записями в своей работе с другими детьми.
Все поделки детей хранились в специальной экологической комнате, куда приходили дети с других групп посмотреть, там же и устраивали выставки, в конце года принимали родителей.
Схема методики проведения занятия:
1.Вступительная беседа о материале (Например, о ракушках), с которым предстояло работать. Рассказ сопровождался показом данного материала: детям разрешалось потрогать, ощутить поверхность ракушки, обследовать форму, обращали внимание на цвет.
2.Сообщение темы и показ образца.
3.Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом.
4.Изготовление игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает затрудняющимся помощь, побуждает ребят к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, ее украшения, способствует проявлению дружеских отношений между детьми в ходе выполнения заданий.
5.Анализ готовой поделки, в процессе которого у детей формируется умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.
6.Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов.
Закрепление полученных знаний происходит на экологических праздниках и развлечениях «День рождения Земли», «Берегите первоцветы», «День чистоты и здоровья». Большими помощниками в моей работе являются родители. Были проведены экологические викторины, совместные выставки и природоведческие акции: «Самый чистый участок», «Чтобы деревья были большими», «День цветов», «Дом для птиц».
Родители вместе с детьми ходят в походы, на экскурсии. Всё это положительно действует на детей они не только получают знания, но и на личном опыте видят, как относятся их родители к окружающему миру. У ребёнка откладывается незабываемый положительный отпечаток в душе.
Для того чтобы легче отследить знания детей на каждом возрастном этапе провожу диагностику.
Педагогическая диагностика - это система приемов, специально разработанная педагогическими технологиями, методик и тестовых заданий, позволяющих определить уровень профессиональной компетенции педагога, уровень развития ребёнка, а также находить пути улучшения и качества.
Проблема экологического образования волнует всех учёных общественность, педагогов. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную картину мира. Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от неё милости. Поэтому настало время осознать, что взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
|
|
|