|
Экологический долгосрочный проект «Тропинка в природу»
Экологический долгосрочный проект
«Тропинка в природу»
Воспитателя младшей группы №16
ГБОУ Школы 626
ДО-4 СП «Нагорное»
Степаненко Натальи Феликсовны
Сроки исполнения – в течении 2015-2016 учебного года.
Проблема:
Низкий уровень развития экологической культуры у детей дошкольного возраста, недостаточно сформированы сенсорные умения и навыки работы с природными и бросовыми материалами.
Цель:
Воспитание экологической культуры у дошкольников, через понимание того, что в природе все взаимосвязано – собственные действия и состояние окружающей среды.
Задачи:
Воспитание любви и уважения к природе, восприятие ее красоты и многообразие;
Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру;
Идентификация себя, как представителя живой природы;
Формированию у детей желание сохранить окружающую среду, осознание ими влияние человека на природу;
Вовлечение детей в разнообразные виды творческой деятельности и осознание ее необходимости;
Воспитание чувства сопереживания ко всему живому, которое в дальнейшем трансформируется в сочувствие, а затем – в содействие.
Актуальность
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России - свои в каждом регионе ,особенно в таком как наш крупный мегаполис- город Москва..
Ожидаемый результат.
Заботливое отношение детей к природе, развитое чувство сопереживания природе, ощущение себя, как часть природы;
«Умный физический труд» ребенка на преобразование и сохранение природы, в процессе которого ребенок убеждается, что природа не терпит невежества;
Развитие творческого общения детей с природой при изготовлении поделок из природного и бросового материала;
Раскрытие детьми новых тайн природы, развитие у детей культуры ощущения и восприятия.
Механизм выполнения.
Реализация данного проекта предусматривается в младшей группе нашего дошкольного учреждения. Основными участниками проекта являются дети, их родители педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
В данном долгосрочном проекте рассказывается о работе по воспитанию экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста через осознание значимости природы в жизни человека, приобщение их к таинствам природы, желание заботиться и охранять ее. Умение использовать в практической деятельности материалы природного и бросового происхождения, создавая неповторимые поделки. Развивать сенсорные навыки путем использования разных предметов из ближайшего окружения ребенка.
В проекте «Тропинка в природу», отображена моя работа , как педагога , с детьми, их родителями, в которой даются наиболее полные рекомендации разных видов деятельности. Для систематизации проведения данного проекта был составлен план работы. В данный план включены мероприятия проводимые со всеми участниками проекта в детском саду.
Занятия с сенсорной тропой повышают эффективность развития умственных способностей, стимулируют развитие речи, а также служит дополнительным средством улучшения психического и физического здоровья.
На занятиях используются следующие упражнения:
1.Хождение по сенсорной тропе в разном темпе.
2.Хождение с закрытыми глазами и с открытыми.
3. легкий массаж стоп в каждом виде тропы.
4. составление рассказа по ощущениям « Путешествие по неожиданным тропам»
5. использование игрушек ( машинкой проехать по маршруту тропы)
В работе ставим и решаем задачи::
Создание условий для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно- игровой деятельности через игры с дидактическими материалами и экспериментированием с ними.
Накопление знаний об окружающем мире, умение ориентироваться в свойствах предметов(цвет, форма, величина, количество, материал)
Умение ставить задачу и доводить ее до конца и получать положительный результат.
Своими наработками по данной теме я буду делиться с коллегами на следующих семинарах- практикумах. Летом я планирую создать с помощью детей и их родителей экологическую тропу на участке.
Данный проект поможет сформировать у детей чувство ответственности за судьбу окружающей их природы, поможет оставить у детей в душе яркие впечатления, которые пройдут с ними по жизни, как воспоминание о радостном и прекрасном общении с природой.
Основная часть. Описание проекта.
Ф О Р М Ы Э К О Л О Г И Ч Е С К О Г О В О С П И Т А Н И Я Д Е Т Е Й
1. Занятия познавательного типа;
2. Экскурсии;
3. Наблюдения за животными и растениями;
4. Классификация представлений о природе;
5. Ознакомление с трудом взрослых в природе;
6. Развитие речи;
7. Обучения детей по уходу за растениями и животными;
8. Работа детей с природным и бросовым материалом.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
1. Экологические досуги и праздники;
2. Работа с календарями природы, дневниками наблюдений;
3. Труд в уголке природы;
4. Опыты, поисковая деятельность;
5. Сбор коллекций семян, камней, листьев;
6. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;
7. Беседы на экологическую тему;
8. Игры;
9. Целевые прогулки на природе.
10 Сенсорная тропа.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Разные виды игр;
2. Экспериментирование;
3. Уход за растениями в уголке природы;
4. Работы с литературой;
5. Задание для самостоятельных наблюдений;
6. Создание проблемных ситуаций;
7. Задания для самостоятельной деятельности.
Модель реализации проекта
Сроки исполнения – в течении 2015-2016 учебного года.
Направления работы
Работа с детьми Занятия, беседы с детьми познавательного характера в течении года
Изучение уровня развития у детей экологических знаний Диагностика 2 раза в год
Посещение детьми сенсорной тропы . Наблюдения, беседы, труд, проведение занятий. в течении года
Цикл наблюдений за живой и неживой природой Прогулки, экскурсии в течении года
Изучение художественной литературы Чтение рассказов, сказок о животных, и природных явлениях, заучивание стихов в течении года
Содержание деятельности
Продуктивная деятельность детей Рисование природы, аппликация, лепка животных и птиц, выполнение поделок из природного и бросового материала. в течении года
Театрализованная деятельность детей Постановка экологических сказок и показ их малышам 2 раза в год
Экологические игры Дидактические, словесные, имитационные, подвижные, эстафеты, игры-путешествия в течении года
Акция «Помоги птицам зимой» Беседы о зимующих птицах, наблюдения за птицами, изготовление кормушек для птиц, подкормка птиц, продуктивные виды деятельности (рисование зимующих птиц, аппликация, лепка и т. д.) . Декабрь - март
Проведение месячника «Хоть полсвета обойдешь – лучше сада не найдешь» Экологическая акция по благоустройству территории (окопка и побелка деревьев, сбор сухой листвы и т. д.) Апрель
«Мы сажаем в детсаду »… Экологическая акция «Посади растение». Беседа воспитателя с детьми о том как нужно ухаживать за вновь посаженными растениями. Апрель вос-ли, род-ли
«Всем известно, что цветы, нам нужны для красоты… » Смотр – конкурс «Самый красивый цветник». Рассказ воспитателя о цветах, их пользе, и способах ухода. Май
«Знатоки природы» проведение развлечения «Мы друзья природы» Июнь
«Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары. Она взамен лишь просит одного, чтоб люди были к ней добры» Проведение уроков доброты. Создание «жалобной» книги природы. Составление детьми подгруппы рассказов «Добрые поступки». Чтение произведений о защите животных. Июнь - август
«Экологическая тропа» Игры – путешествия по тропе с подробным изучением станций. Наблюдением, трудом и т. д. июнь - сентябрь
Цикл занятий «Нет на свете ненужных вещей» Изготовление поделок из бросового материала в течении года
«Я гербарий собираю – листья, веточки, цветы» Сбор природного материала, заготовка листьев и цветов для флористики август - сентябрь
Цикл занятий из природного материала Выполнение поделок из: желудей, шишек, ракушек, веточек, листочков и т. д. сентябрь-декабрь
Родительские собрания «Воспитание любви к родной природе в семье»
«Воспитание доброты к природе»
«Воспитание любознательности средствами природы» 1раз в год воспитатели
Ваше мнение нам важно. Проведение анкетирование среди родителей Сентябрь
Оформление фотовыставок «Наши любимые домашние животные»
«Солнце, воздух и вода, мои лучшие друзья»
«Не мешайте мне трудиться - труд мой может пригодиться»
«На природе всей семьей»
«Очумелые ручки»
Проведение мастер классов для родителей:
«Игрушки своими руками»,
«Домик для цветка»
«Веселые фантики»
Консультация для родителей «Сенсорная тропа – здоровье сбережет»
Проведение праздников и развлечений:
«Грибная путаница»;
«День цветов»;
«Природы жалобная книга»
«Праздник Нептуна»
Ресурсное обеспечение проекта:
Участок дошкольного учреждения, уголки природы и экспериментирования в группе, дидактические игры, конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, подборка художественной литературы, инструментарий для изучения уровня знаний детей, экологическая тропа, анкеты для родителей, памятки – обращения, игрушки – аналоги, демонстрационный материал, материал для детского творчества: природный, бросовый, методическая литература.
Экскурсия на экологической тропе
Цель: Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
Задачи: 1. Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к северному краю.
2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.
3. Развивать любознательность детей, кругозор, уметь делать выводы.
Ход экскурсии:
Педагог: Посмотрите, посмотрите, снова осень к нам пришла,
У нее потом мы спросим, что в подарок принесла?
А пока пришла посылка к нам от Осени в детсад.
Кто коробочку откроет, будет очень, очень рад!
(Дети подходят к лавочке: на лавочке стоит красиво оформленная коробочка. Дети вместе с воспитателем открывают коробку и достают письмо)
Педагог: Ребята, я сегодня предлагаю, вам отправится в путешествие по экологической тропинке «Теремка», посмотрите, в конверте есть схема экологической тропинки, а ней отмечено много разных точек, но мы с вами попутешествуем не по всем точкам. А пройдем по некоторым из них. Итак, у нас первая точка, и чтобы узнать, как она называется, я предлагаю вам отгадать загадку.
(Загадка о цветнике)
Это грядка для цветов -
Для пионов, ноготков.
Этот островок в саду
Поливать сейчас пойду.
Наша первая точка называется «Цветник», почему она называется «Цветник», как вы думаете? Правильно, потому что, здесь растут разные цветы. А какие названия цветов вы знаете? Молодцы, много назвали цветов. Какими были цветы летом? Что им помогало расти? А что произошло с цветами осенью?
Педагог: нам пора шагать дальше по экологической тропинке. Слушайте загадки?
Насекомое - в почёте,
Целый день она в полёте,
Опыляет все цветы,
Чтоб медку отведал ты.
Кто б подумать только мог,
Что взлетит живой цветок!
Из личинки лапочка!
Так ведь это?
По траве ползёт жучок,
Красный в точку сюртучок -
Два надкрылья то, дружочек.
Ровно семь на каждом точек!
Ткач умелый, альпинист,
А ещё эквилибрист,
Мух назойливых ловец,
Сеть готовит им хитрец.
А как можно их всех назвать, одним словом.
Конечно, эта точка называется «Насекомые», но сейчас уже октябрь, насекомые, куда все делись? Конечно, они спрятались, чтобы перезимовать. Но у меня есть вот такие лупы, давайте попробуем, может быть на березе или в траве, кого – нибудь обнаружим.
(дети пытаются найти насекомых) .
Педагог: ну чтож, мы никого не нашли, надежно насекомые спрятались на зиму. Пора идти дальше по нашей тропинке. Слушайте следующую загадку:
«Эта модница лесная,
Часто свой наряд меняет.
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
Правильно, это береза. И следующая точка называется «Береза».
А что, вы знаете о березе? (дети рассказывают) .
Педагог: давайте с вами поиграем:
«На березку посмотрите и в неё вы превратитесь.
Ветки выше поднимайте (Дети поднимают руки)
Их под ветром покачайте (Наклоняются влево-вправо)
Как скажу вам 1, 2, 3
Так к березке ты беги
(дети бегут к березе)
Педагог : давайте мы погладим ствол березки и назовем ее ласково.
Послушаем, что она нам говорит: (Дети слушают) .
Дети, что летом появляется на березе? Правильно, сережки. А что находиться в сережках?
В сережках находятся семена. Они уже облетели, но я собрала заранее немного. Давайте пройдем в нашу лабораторию с помощью лупы рассмотрим эти семена. Какие у березы семена? На что они похожи? Для чего нужны семена?
Педагог: на улице хорошо, свежий воздух, давайте с вами подышим, поиграем в игру «Чей листочек дальше». Я вам раздам высушенные листья березы, вы их положите на ладонь и попытаетесь сдуть, а мы посмотрим, чей же листочек улетит дальше всех.
(проводится игра) .
Педагог: мы с вами познакомились с березой, а теперь я предлагаю пойти к следующей точке. А называется она «Метеостанция». Посмотрите, вот это снегомер. Как вы думаете, для чего он здесь находится? Правильно, чтобы измерить, сколько выпало снега за день или за месяц. А вот это – дождемер. А для чего он нужен? Конечно, чтобы измерить, сколько осадков выпало в виде дождя. Вот такая она наша метеостанция.
Хотите посетить еще одну точку экологической тропы? Тогда слушайте загадку:
Между веток новый дом,
Нет двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка? (Скворечник) .
Эта точка называется «Птичий столб». Что дети, вы видите на столбе? Почему он называется птичий?
Для кого делают скворечники? А где сейчас скворцы? Скворец это какая птица? Как вы думаете, что будет со скворечниками зимой? Может кто – нибудь в них поселиться? Да, зимой в них могут жить воробьи и синицы. А воробьи и синицы, какие птицы?
Давайте поиграем в игру
(Подвижная игра: «Воробьи, скворцы, вороны»)
Я буду называть вам названия птиц, а вы выполнять определенные движения.
Скворец – машете руками, воробей – прыгаете на двух ногах, ворона – кружитесь.
(Проводится игра) .
Педагог: что ж путешествие по некоторым точкам экологической тропинки «»Теремка» закончилось, вам понравилось наше путешествие? А что вам больше всего понравилось? А сейчас вам понравится еще больше! Посмотрите, это Страшила, он хозяин экологической тропы. Ему понравилось, как вы себя вели у него в гостях. Он принес вам угощение, угощайтесь. А Страшила приглашает нас еще пройти по точкам его тропинки весной, зимой и летом.
|
|
|