Главная страница

Экологический долгосрочный проект «Тропинка в природу»


Скачать 128.73 Kb.
Название Экологический долгосрочный проект «Тропинка в природу»
Дата 13.03.2016
Размер 128.73 Kb.
Тип Документы



Экологический долгосрочный проект

«Тропинка в природу»

Воспитателя младшей группы №16

ГБОУ Школы 626

ДО-4 СП «Нагорное»

Степаненко Натальи Феликсовны

Сроки исполнения – в течении 2015-2016 учебного года.

Проблема:

Низкий уровень развития экологической культуры у детей дошкольного возраста, недостаточно сформированы сенсорные умения и навыки работы с природными и бросовыми материалами.

Цель:

Воспитание экологической культуры у дошкольников, через понимание того, что в природе все взаимосвязано – собственные действия и состояние окружающей среды.

Задачи:

Воспитание любви и уважения к природе, восприятие ее красоты и многообразие;

Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру;

Идентификация себя, как представителя живой природы;

Формированию у детей желание сохранить окружающую среду, осознание ими влияние человека на природу;

Вовлечение детей в разнообразные виды творческой деятельности и осознание ее необходимости;

Воспитание чувства сопереживания ко всему живому, которое в дальнейшем трансформируется в сочувствие, а затем – в содействие.

Актуальность

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России - свои в каждом регионе ,особенно в таком как наш крупный мегаполис- город Москва..

Ожидаемый результат.

Заботливое отношение детей к природе, развитое чувство сопереживания природе, ощущение себя, как часть природы;

«Умный физический труд» ребенка на преобразование и сохранение природы, в процессе которого ребенок убеждается, что природа не терпит невежества;

Развитие творческого общения детей с природой при изготовлении поделок из природного и бросового материала;

Раскрытие детьми новых тайн природы, развитие у детей культуры ощущения и восприятия.

Механизм выполнения.

Реализация данного проекта предусматривается в младшей группе нашего дошкольного учреждения. Основными участниками проекта являются дети, их родители педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

В данном долгосрочном проекте рассказывается о работе по воспитанию экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста через осознание значимости природы в жизни человека, приобщение их к таинствам природы, желание заботиться и охранять ее. Умение использовать в практической деятельности материалы природного и бросового происхождения, создавая неповторимые поделки. Развивать сенсорные навыки путем использования разных предметов из ближайшего окружения ребенка.

В проекте «Тропинка в природу», отображена моя работа , как педагога , с детьми, их родителями, в которой даются наиболее полные рекомендации разных видов деятельности. Для систематизации проведения данного проекта был составлен план работы. В данный план включены мероприятия проводимые со всеми участниками проекта в детском саду.

Занятия с сенсорной тропой повышают эффективность развития умственных способностей, стимулируют развитие речи, а также служит дополнительным средством улучшения психического и физического здоровья.

На занятиях используются следующие упражнения:

1.Хождение по сенсорной тропе в разном темпе.

2.Хождение с закрытыми глазами и с открытыми.

3. легкий массаж стоп в каждом виде тропы.

4. составление рассказа по ощущениям « Путешествие по неожиданным тропам»

5. использование игрушек ( машинкой проехать по маршруту тропы)

В работе ставим и решаем задачи::

  1. Создание условий для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно- игровой деятельности через игры с дидактическими материалами и экспериментированием с ними.

  2. Накопление знаний об окружающем мире, умение ориентироваться в свойствах предметов(цвет, форма, величина, количество, материал)

  3. Умение ставить задачу и доводить ее до конца и получать положительный результат.

  4. Своими наработками по данной теме я буду делиться с коллегами на следующих семинарах- практикумах. Летом я планирую создать с помощью детей и их родителей экологическую тропу на участке.

Данный проект поможет сформировать у детей чувство ответственности за судьбу окружающей их природы, поможет оставить у детей в душе яркие впечатления, которые пройдут с ними по жизни, как воспоминание о радостном и прекрасном общении с природой.

Основная часть. Описание проекта.

Ф О Р М Ы Э К О Л О Г И Ч Е С К О Г О В О С П И Т А Н И Я Д Е Т Е Й

1. Занятия познавательного типа;

2. Экскурсии;

3. Наблюдения за животными и растениями;

4. Классификация представлений о природе;

5. Ознакомление с трудом взрослых в природе;

6. Развитие речи;

7. Обучения детей по уходу за растениями и животными;

8. Работа детей с природным и бросовым материалом.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

1. Экологические досуги и праздники;

2. Работа с календарями природы, дневниками наблюдений;

3. Труд в уголке природы;

4. Опыты, поисковая деятельность;

5. Сбор коллекций семян, камней, листьев;

6. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;

7. Беседы на экологическую тему;

8. Игры;

9. Целевые прогулки на природе.

10 Сенсорная тропа.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Разные виды игр;

2. Экспериментирование;

3. Уход за растениями в уголке природы;

4. Работы с литературой;

5. Задание для самостоятельных наблюдений;

6. Создание проблемных ситуаций;

7. Задания для самостоятельной деятельности.

Модель реализации проекта

Сроки исполнения – в течении 2015-2016 учебного года.

Направления работы

Работа с детьми Занятия, беседы с детьми познавательного характера в течении года

Изучение уровня развития у детей экологических знаний Диагностика 2 раза в год

Посещение детьми сенсорной тропы . Наблюдения, беседы, труд, проведение занятий. в течении года

Цикл наблюдений за живой и неживой природой Прогулки, экскурсии в течении года

Изучение художественной литературы Чтение рассказов, сказок о животных, и природных явлениях, заучивание стихов в течении года

Содержание деятельности

Продуктивная деятельность детей Рисование природы, аппликация, лепка животных и птиц, выполнение поделок из природного и бросового материала. в течении года

Театрализованная деятельность детей Постановка экологических сказок и показ их малышам 2 раза в год

Экологические игры Дидактические, словесные, имитационные, подвижные, эстафеты, игры-путешествия в течении года

Акция «Помоги птицам зимой» Беседы о зимующих птицах, наблюдения за птицами, изготовление кормушек для птиц, подкормка птиц, продуктивные виды деятельности (рисование зимующих птиц, аппликация, лепка и т. д.) . Декабрь - март

Проведение месячника «Хоть полсвета обойдешь – лучше сада не найдешь» Экологическая акция по благоустройству территории (окопка и побелка деревьев, сбор сухой листвы и т. д.) Апрель

«Мы сажаем в детсаду »… Экологическая акция «Посади растение». Беседа воспитателя с детьми о том как нужно ухаживать за вновь посаженными растениями. Апрель вос-ли, род-ли

«Всем известно, что цветы, нам нужны для красоты… » Смотр – конкурс «Самый красивый цветник». Рассказ воспитателя о цветах, их пользе, и способах ухода. Май

«Знатоки природы» проведение развлечения «Мы друзья природы» Июнь

«Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары. Она взамен лишь просит одного, чтоб люди были к ней добры» Проведение уроков доброты. Создание «жалобной» книги природы. Составление детьми подгруппы рассказов «Добрые поступки». Чтение произведений о защите животных. Июнь - август

«Экологическая тропа» Игры – путешествия по тропе с подробным изучением станций. Наблюдением, трудом и т. д. июнь - сентябрь

Цикл занятий «Нет на свете ненужных вещей» Изготовление поделок из бросового материала в течении года

«Я гербарий собираю – листья, веточки, цветы» Сбор природного материала, заготовка листьев и цветов для флористики август - сентябрь

Цикл занятий из природного материала Выполнение поделок из: желудей, шишек, ракушек, веточек, листочков и т. д. сентябрь-декабрь

Родительские собрания «Воспитание любви к родной природе в семье»

«Воспитание доброты к природе»

«Воспитание любознательности средствами природы» 1раз в год воспитатели

Ваше мнение нам важно. Проведение анкетирование среди родителей Сентябрь

Оформление фотовыставок «Наши любимые домашние животные»

«Солнце, воздух и вода, мои лучшие друзья»

«Не мешайте мне трудиться - труд мой может пригодиться»

«На природе всей семьей»

«Очумелые ручки»

Проведение мастер классов для родителей:

«Игрушки своими руками»,

«Домик для цветка»

«Веселые фантики»

Консультация для родителей «Сенсорная тропа – здоровье сбережет»

Проведение праздников и развлечений:

«Грибная путаница»;

«День цветов»;

«Природы жалобная книга»

«Праздник Нептуна»

Ресурсное обеспечение проекта:

Участок дошкольного учреждения, уголки природы и экспериментирования в группе, дидактические игры, конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, подборка художественной литературы, инструментарий для изучения уровня знаний детей, экологическая тропа, анкеты для родителей, памятки – обращения, игрушки – аналоги, демонстрационный материал, материал для детского творчества: природный, бросовый, методическая литература.

Экскурсия на экологической тропе

Цель: Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.

Задачи: 1. Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к северному краю.

2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.

3. Развивать любознательность детей, кругозор, уметь делать выводы.

Ход экскурсии:

Педагог: Посмотрите, посмотрите, снова осень к нам пришла,

У нее потом мы спросим, что в подарок принесла?

А пока пришла посылка к нам от Осени в детсад.

Кто коробочку откроет, будет очень, очень рад!

(Дети подходят к лавочке: на лавочке стоит красиво оформленная коробочка. Дети вместе с воспитателем открывают коробку и достают письмо)

Педагог: Ребята, я сегодня предлагаю, вам отправится в путешествие по экологической тропинке «Теремка», посмотрите, в конверте есть схема экологической тропинки, а ней отмечено много разных точек, но мы с вами попутешествуем не по всем точкам. А пройдем по некоторым из них. Итак, у нас первая точка, и чтобы узнать, как она называется, я предлагаю вам отгадать загадку.

(Загадка о цветнике)

Это грядка для цветов -

Для пионов, ноготков.

Этот островок в саду

Поливать сейчас пойду.

Наша первая точка называется «Цветник», почему она называется «Цветник», как вы думаете? Правильно, потому что, здесь растут разные цветы. А какие названия цветов вы знаете? Молодцы, много назвали цветов. Какими были цветы летом? Что им помогало расти? А что произошло с цветами осенью?

Педагог: нам пора шагать дальше по экологической тропинке. Слушайте загадки?

Насекомое - в почёте,

Целый день она в полёте,

Опыляет все цветы,

Чтоб медку отведал ты.

Кто б подумать только мог,

Что взлетит живой цветок!

Из личинки лапочка!

Так ведь это?

По траве ползёт жучок,

Красный в точку сюртучок -

Два надкрылья то, дружочек.

Ровно семь на каждом точек!

Ткач умелый, альпинист,

А ещё эквилибрист,

Мух назойливых ловец,

Сеть готовит им хитрец.

А как можно их всех назвать, одним словом.

Конечно, эта точка называется «Насекомые», но сейчас уже октябрь, насекомые, куда все делись? Конечно, они спрятались, чтобы перезимовать. Но у меня есть вот такие лупы, давайте попробуем, может быть на березе или в траве, кого – нибудь обнаружим.

(дети пытаются найти насекомых) .

Педагог: ну чтож, мы никого не нашли, надежно насекомые спрятались на зиму. Пора идти дальше по нашей тропинке. Слушайте следующую загадку:

«Эта модница лесная,

Часто свой наряд меняет.

В шубке белой – зимой,

Вся в сережках – весной,

Сарафан зеленый – летом,

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

Правильно, это береза. И следующая точка называется «Береза».

А что, вы знаете о березе? (дети рассказывают) .

Педагог: давайте с вами поиграем:

«На березку посмотрите и в неё вы превратитесь.

Ветки выше поднимайте (Дети поднимают руки)

Их под ветром покачайте (Наклоняются влево-вправо)

Как скажу вам 1, 2, 3

Так к березке ты беги

(дети бегут к березе)

Педагог : давайте мы погладим ствол березки и назовем ее ласково.

Послушаем, что она нам говорит: (Дети слушают) .

Дети, что летом появляется на березе? Правильно, сережки. А что находиться в сережках?

В сережках находятся семена. Они уже облетели, но я собрала заранее немного. Давайте пройдем в нашу лабораторию с помощью лупы рассмотрим эти семена. Какие у березы семена? На что они похожи? Для чего нужны семена?

Педагог: на улице хорошо, свежий воздух, давайте с вами подышим, поиграем в игру «Чей листочек дальше». Я вам раздам высушенные листья березы, вы их положите на ладонь и попытаетесь сдуть, а мы посмотрим, чей же листочек улетит дальше всех.

(проводится игра) .

Педагог: мы с вами познакомились с березой, а теперь я предлагаю пойти к следующей точке. А называется она «Метеостанция». Посмотрите, вот это снегомер. Как вы думаете, для чего он здесь находится? Правильно, чтобы измерить, сколько выпало снега за день или за месяц. А вот это – дождемер. А для чего он нужен? Конечно, чтобы измерить, сколько осадков выпало в виде дождя. Вот такая она наша метеостанция.

Хотите посетить еще одну точку экологической тропы? Тогда слушайте загадку:

Между веток новый дом,

Нет двери в доме том,

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка? (Скворечник) .

Эта точка называется «Птичий столб». Что дети, вы видите на столбе? Почему он называется птичий?

Для кого делают скворечники? А где сейчас скворцы? Скворец это какая птица? Как вы думаете, что будет со скворечниками зимой? Может кто – нибудь в них поселиться? Да, зимой в них могут жить воробьи и синицы. А воробьи и синицы, какие птицы?

Давайте поиграем в игру

(Подвижная игра: «Воробьи, скворцы, вороны»)

Я буду называть вам названия птиц, а вы выполнять определенные движения.

Скворец – машете руками, воробей – прыгаете на двух ногах, ворона – кружитесь.

(Проводится игра) .

Педагог: что ж путешествие по некоторым точкам экологической тропинки «»Теремка» закончилось, вам понравилось наше путешествие? А что вам больше всего понравилось? А сейчас вам понравится еще больше! Посмотрите, это Страшила, он хозяин экологической тропы. Ему понравилось, как вы себя вели у него в гостях. Он принес вам угощение, угощайтесь. А Страшила приглашает нас еще пройти по точкам его тропинки весной, зимой и летом.