Главная страница

Эффективная деятельность учителя и ученика на современном уроке. Соблюдение единого орфографического режима на уроках русского языка. Фуранина Н. И., учитель русского языка и литературы моу «сош №36»


Скачать 52.79 Kb.
Название Эффективная деятельность учителя и ученика на современном уроке. Соблюдение единого орфографического режима на уроках русского языка. Фуранина Н. И., учитель русского языка и литературы моу «сош №36»
Дата 24.02.2016
Размер 52.79 Kb.
Тип Документы

Эффективная деятельность учителя и ученика на

современном уроке. Соблюдение единого орфографического режима на уроках русского языка.

Фуранина Н.И., учитель

русского языка и

литературы

МОУ «СОШ №36»

В настоящее время вопрос эффективной деятельности учителя и ученика волнует всех. Все понимают, что с помощью современных уроков учитель должен подготовить конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки. Недаром Л.Н.Толстой сказал: «Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного».

Слово «эффективность» в переводе с латинского – «эфектос»- означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Таким образом, эффективность урока – это его результативность, т.е. что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала.

Критерии эффективного урока:

  1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока.

  2. Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика с собственной деятельностью и деятельностью других.

  3. Мотивация познавательной деятельности на уроке.

  4. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.

  5. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке с последующей самопроверкой.

  6. Достижение целей урока.

От чего же зависит эффективность урока?

Она зависит, прежде всего, от конкретности поставленной задачи. Затем установления средств, которые помогут учителю в достижении цели. А уже затем определения способа - как педагог будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Эффективность современного урока основывается на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель, прежде всего, должен пробудить в ребенке желание познавать. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребенка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной личности.

Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока. Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету.

Виды нетрадиционных уроков: урок-викторина, урок-поиск, урок-экскурсия, интегрированный урок, урок-сказка и т.д. В основном такой урок мы стараемся подготовить, если он открытый. Данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.

Кроме этого, эффективность урока зависит от использования методических приёмов.

Методические приёмы – это педагогически оформленные действия учителя и учащихся, посредством которых решаются конкретные задачи. Они должны соответствовать педагогической ситуации, особенностям развития учащихся.

При подготовке и планировании урока учитель осуществляет целый комплекс действий, решает методические, дидактические, организационные задачи.

Учитывает особенности класса:

- уровень успеваемости;

- отношение к предмету;

- темп работы;

- подготовленность учащихся;

- индивидуальные особенности.

Кроме этого, учитель учитывает и свои особенности: настроение, коммуникативность, эмоциональность, профессиональная компетентность, умение выбрать методы и формы обучения.

Рекомендации учителю:

  1. Умей радоваться маленьким успехам своего ученика и сопереживать их неудачам.

  2. Постарайся стать другом и наставником для учеников.

  3. Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ним в поиске.

  4. Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех.

  5. Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперёд к узнаванию нового.

Таким образом, результат эффективной деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно, от знания предмета, культуры общения и любви к детям.

Для того, чтобы повысить эффективность работы на уроках русского языка в 5 классах я использую занимательные материалы:

- «Весёлые вопросы», «Перевёртыши», определите «третье лишнее», вопросы-шутки, шарады;

- игровые технологии (игра «Я редактор», «Переделка», «Подбери пару», «Кто быстрее?», «Кто больше?»;

- создание проблемных ситуаций;

- использование ИКТ;

- использование дифференцированного подхода (использование карточек);

Для того, чтобы повысить эффективность работы на уроках литературы в 5-х классах я предлагаю разные виды работы:

- нарисуй рисунок к произведению;

- сочини свою пословицу, загадку, нелепицу (из английского фольклора);

- конспекты статей;

- подготовка индивидуальных сообщений;

- использование ИКТ;

- использование тестов;

Для уроков русского языка очень важно соблюдение единых орфографических норм, которые были прописаны в письме Министерства образования Российской Федерации от 20.12.2000г. № 03-51/64.

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

  • Писать аккуратным почерком, не допускать неразборчивого написания.

  • Соблюдать поля с внешней стороны.

  • Соблюдать красную строку. Если в конце страницы после даты и наименования работы не помещается хотя бы одна строчка текста, пропустить строку и перейти на новую страницу.

  • Между датой, заголовком, наименованием вида работы и текстом строку не пропускать.

  • Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком следующей работы пропускать 2 строки.

  • Верхняя строчка на странице не пропускается.

  • Ошибки учащийся исправляет ручкой. Все перечеркивания и выделения орфограмм выполнять синей пастой.

  • В столбики слова выписываются с маленькой буквы, запятые не ставятся.

  • В строчку слова выписываются следующим образом: первое с прописной, остальные со строчной буквы, запятая ставится. Словосочетания пишутся с маленькой буквы.

  • Спряжение глаголов обозначается римскими цифрами.

  • Род существительных обозначается маленькими буквами (м.р.)

  • Все виды разбора выполняются так, как указано в учебниках.

  • Оценки за работу ставятся с правой стороны. Рядом с оценкой ставится точка. За сочинение, изложение ставятся две оценки, подсчитывается количество ошибок. Содержание оценивается с учетом фактических, речевых ошибок, грамотность - орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок.

  • Единообразно выполнять надписи на обложке тетради – указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи).


Встречающиеся ошибки у учащихся:

- не пропускают две строчки;

- пропускают верхнюю строчку;

- испытывают затруднения при оформлении тетрадей;

- вместо слова «упражнение» ставят математический знак ( №);

- при письме заходят за поля;

- не знают правила переноса слов.

Своё выступление хочется закончить словами В.Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь».

11.01.2014