|
Эффективная деятельность учителя и ученика на современном уроке. Соблюдение единого орфографического режима на уроках русского языка. Фуранина Н. И., учитель русского языка и литературы моу «сош №36»
Эффективная деятельность учителя и ученика на
современном уроке. Соблюдение единого орфографического режима на уроках русского языка.
Фуранина Н.И., учитель
русского языка и
литературы
МОУ «СОШ №36»
В настоящее время вопрос эффективной деятельности учителя и ученика волнует всех. Все понимают, что с помощью современных уроков учитель должен подготовить конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки. Недаром Л.Н.Толстой сказал: «Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного».
Слово «эффективность» в переводе с латинского – «эфектос»- означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Таким образом, эффективность урока – это его результативность, т.е. что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала.
Критерии эффективного урока:
Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока.
Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика с собственной деятельностью и деятельностью других.
Мотивация познавательной деятельности на уроке.
Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.
Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке с последующей самопроверкой.
Достижение целей урока.
От чего же зависит эффективность урока?
Она зависит, прежде всего, от конкретности поставленной задачи. Затем установления средств, которые помогут учителю в достижении цели. А уже затем определения способа - как педагог будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Эффективность современного урока основывается на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель, прежде всего, должен пробудить в ребенке желание познавать. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребенка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной личности.
Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока. Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету.
Виды нетрадиционных уроков: урок-викторина, урок-поиск, урок-экскурсия, интегрированный урок, урок-сказка и т.д. В основном такой урок мы стараемся подготовить, если он открытый. Данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.
Кроме этого, эффективность урока зависит от использования методических приёмов.
Методические приёмы – это педагогически оформленные действия учителя и учащихся, посредством которых решаются конкретные задачи. Они должны соответствовать педагогической ситуации, особенностям развития учащихся.
При подготовке и планировании урока учитель осуществляет целый комплекс действий, решает методические, дидактические, организационные задачи.
Учитывает особенности класса:
- уровень успеваемости;
- отношение к предмету;
- темп работы;
- подготовленность учащихся;
- индивидуальные особенности.
Кроме этого, учитель учитывает и свои особенности: настроение, коммуникативность, эмоциональность, профессиональная компетентность, умение выбрать методы и формы обучения.
Рекомендации учителю:
Умей радоваться маленьким успехам своего ученика и сопереживать их неудачам.
Постарайся стать другом и наставником для учеников.
Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ним в поиске.
-
Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех.
Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперёд к узнаванию нового.
Таким образом, результат эффективной деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно, от знания предмета, культуры общения и любви к детям.
Для того, чтобы повысить эффективность работы на уроках русского языка в 5 классах я использую занимательные материалы:
- «Весёлые вопросы», «Перевёртыши», определите «третье лишнее», вопросы-шутки, шарады;
- игровые технологии (игра «Я редактор», «Переделка», «Подбери пару», «Кто быстрее?», «Кто больше?»;
- создание проблемных ситуаций;
- использование ИКТ;
- использование дифференцированного подхода (использование карточек);
Для того, чтобы повысить эффективность работы на уроках литературы в 5-х классах я предлагаю разные виды работы:
- нарисуй рисунок к произведению;
- сочини свою пословицу, загадку, нелепицу (из английского фольклора);
- конспекты статей;
- подготовка индивидуальных сообщений;
- использование ИКТ;
- использование тестов;
Для уроков русского языка очень важно соблюдение единых орфографических норм, которые были прописаны в письме Министерства образования Российской Федерации от 20.12.2000г. № 03-51/64.
Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:
Писать аккуратным почерком, не допускать неразборчивого написания.
Соблюдать поля с внешней стороны.
-
Соблюдать красную строку. Если в конце страницы после даты и наименования работы не помещается хотя бы одна строчка текста, пропустить строку и перейти на новую страницу.
Между датой, заголовком, наименованием вида работы и текстом строку не пропускать.
Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком следующей работы пропускать 2 строки.
Верхняя строчка на странице не пропускается.
Ошибки учащийся исправляет ручкой. Все перечеркивания и выделения орфограмм выполнять синей пастой.
В столбики слова выписываются с маленькой буквы, запятые не ставятся.
В строчку слова выписываются следующим образом: первое с прописной, остальные со строчной буквы, запятая ставится. Словосочетания пишутся с маленькой буквы.
Спряжение глаголов обозначается римскими цифрами.
Род существительных обозначается маленькими буквами (м.р.)
-
Все виды разбора выполняются так, как указано в учебниках.
Оценки за работу ставятся с правой стороны. Рядом с оценкой ставится точка. За сочинение, изложение ставятся две оценки, подсчитывается количество ошибок. Содержание оценивается с учетом фактических, речевых ошибок, грамотность - орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок.
-
Единообразно выполнять надписи на обложке тетради – указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи).
Встречающиеся ошибки у учащихся:
- не пропускают две строчки;
- пропускают верхнюю строчку;
- испытывают затруднения при оформлении тетрадей;
- вместо слова «упражнение» ставят математический знак ( №);
- при письме заходят за поля;
- не знают правила переноса слов.
Своё выступление хочется закончить словами В.Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь».
11.01.2014
|
|
|