|
Е. И. Носов «Кукла»
Литература 7 класс.
Тема: Е.И. Носов «Кукла».
Тип урока: интегрированный: литература, история, экология, музыка.
Цели: 1. Анализ рассказа.
2.Углубление сведений об охране природы, о войне.
3.Нравственное и патриотическое воспитание.
Оформление и наглядность:
1.Рисунки ребят «Как прекрасен этот мир...»
2. Е.И. Носов (портрет).
3.Запись песни « Кукла» в исполнении «Иванушек…»
4. Цитатный план рассказа на доске:
I. Вот, говорят, раньше реки были глубже...»
1.«Зачем же далеко в историю забираться?»
2.Перевозчик Акимыч
3.«Образовался у меня перерыв»
4.«Поехал и не узнал реки»
5.«Не трави душу»
II.«...мы с Акимычем воевали в одной и той же третьей армии...»
1.«Ранило Акимыча бескровно, но тяжело.»
2.«Уже не помер ли?»
3.«Здорово, друг, сердечный.»
4.«Заклинило»
5.«Вот, гляди...»
6.«Это чья же работа?»
7.«Может, со мной с войны такое?»
III. «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят.»
1. «Чему же ты научишь?»
2. «Опустил в сырую глубину ямы...»
3. «Все не закопать...»
Ход урока:
I. Анализ I части рассказа П.И. Носова «Кукла».
Слово учителя:
Ребята, вы прочитали рассказа Е.И. Носова «Кукла». Давайте вместе разберёмся в прочитанном, ответим на вопросы:
а) Что волнует автора рассказа и какие проблемы он поднимает в нём?
б). Какие раздумья вызвал у вас рассказ?
Чтобы ответить на эти вопросы, нам надо вспомнить содержание рассказа и проанализировать прочитанное.
II. Беседа по вопросам:
1. Большой ли по объёму рассказ и сколько в нем героев? Пробл.
вопрос: кукла - герой рассказа?
2. Что мы узнаём о рассказчике в начале повествования? (рыбак, любит природу). Рассказчик и автор - одно и то же лицо?
3. Чем он озадачен, что его волнует?
4. Как выглядела река в первое посещение, а как потом, после
перерыва?
5. Изменилась ли природа и в какую сторону?
6. Повинен ли человек в этом? Докажите.
Высказывания ребят с доказательством. (Ребята зачитывают
цитаты из текста, приводят примеры из жизни.)
III. Экологическое воспитание
1) А вы, ребята, любите природу? Чувствуете её красоту? Какое
воздействие она оказывает на человека?
2) Но только любит её мало, надо и охранять её, заботиться о ней.
Зачитать отрывки из сочинений ребят, прослушать высказывания их об отношении к природе, отметить лучшие рисунки о природе.
Беседа по вопросам:
1) Что мы узнаём он Акимыче?
2) Какое ранение он получил и какие последствия этого ранения?
3) Обрадовался ли он ли он встрече с Носовым?
4) Кого он показал рассказчику?
5) Почему его снова заклинило?
6) Как понять слова Акимыча: «Может, со мной с войны такое?»
7) Какая связь между войной и этим происшествием?
(Наверно, кукла напоминала ему бездыханные тела убитых солдат на
поле боя).
8). Почему автор постоянно напоминает о войне? Что вы знаете о ней?
IV.Анализ II части рассказа.
Беседа по вопросам:
1) Что мы узнаём он Акимыче?
2) Какое ранение он получил и какие последствия этого ранения?
3) Обрадовался ли он ли он встрече с Носовым?
4) Кого он показал рассказчику?
5) Почему его снова заклинило?
6) Как понять слова Акимыча: «Может, со мной с войны такое?»
7) Какая связь между войной и этим происшествием?
(Наверно, кукла напоминала ему бездыханные тела убитых солдат на
поле боя).
8). Почему автор постоянно напоминает о войне? Что вы знаете о ней?
V. Рассказ учителя истории о Великой Отечественной войне.
Стоит ли ворошить прошлое? Уже больше 66 лет прошло с тех пор. Может, не стоит вспоминать о тех ужасах и страданиях, которые принесла она человечеству?
Ответы и рассуждения ребят.
V1. Нравственное воспитание. Анализ III части рассказа.
Стихи военных лет: «Я обращаюсь к молодым…»
Беседа:
1. О какой высоте говориться в стихотворении? (О моральной,
нравственной.)
2. Находится ли на такой высоте человек, который глумился и
надругался над куклой? Какой он в жизни «человек»?
3. Кого и как осуждает Акимыч в рассказе? (молодых, учителей, всех, кто притерпелся к худу)
4. Как Акимыч поступил с куклой?
Установить связь, сравнить рассказ Носова «Кукла» и стихотворение К.Случевского. Вопрос №4. страница 272. (Звучит фрагмент песни «Кукла» группы «Иванушки…»)
5. Прослушать рассуждение о «человеке – кукле».
6. Этот рассказ сначала был назван сначала «Акимыч», потом «Кукла».
Как вы думаете, какое название лучше, почему?
Как вы, ребята, понимаете последнюю реплику Акимыча в рассказе: «Всего не закопать?» (Много злых людей, нехороших поступков и т.д.) А как же надо жить? В чём истинная красота человека? В чём смысл человеческой жизни?
Прослушать ответы на эти вопросы.
V1I. Заключение:
1. Вот и разобрались мы в прочитанном.
а). Какие же проблемы поднимает E.H. Носов в своём рассказе?
(Экологические, патриотические, нравственные)
б). А о чём заставил задуматься вас? (о смысле жизни, как стать лучше.)
Оценки за урок.
VIII. Дом. задание: Написать небольшое сочинение – рассуждение
«В чем я вижу истинную красоту человека»
|
|
|