Главная страница

Е. И. Носов «Кукла»


Скачать 41.22 Kb.
Название Е. И. Носов «Кукла»
Дата 27.02.2016
Размер 41.22 Kb.
Тип Литература

Литература 7 класс.

Тема: Е.И. Носов «Кукла».

Тип урока: интегрированный: литература, история, экология, музыка.

Цели: 1. Анализ рассказа.

2.Углубление сведений об охране природы, о войне.

3.Нравственное и патриотическое воспитание.

Оформление и наглядность:

1.Рисунки ребят «Как прекрасен этот мир...»

2. Е.И. Носов (портрет).

3.Запись песни « Кукла» в исполнении «Иванушек…»

4. Цитатный план рассказа на доске:

I. Вот, говорят, раньше реки были глубже...»

1.«Зачем же далеко в историю забираться?»

2.Перевозчик Акимыч

3.«Образовался у меня перерыв»

4.«Поехал и не узнал реки»

5.«Не трави душу»

II.«...мы с Акимычем воевали в одной и той же третьей армии...»

1.«Ранило Акимыча бескровно, но тяжело.»

2.«Уже не помер ли?»

3.«Здорово, друг, сердечный.»

4.«Заклинило»

5.«Вот, гляди...»

6.«Это чья же работа?»

7.«Может, со мной с войны такое?»

III. «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят.»

1. «Чему же ты научишь?»

2. «Опустил в сырую глубину ямы...»

3. «Все не закопать...»

Ход урока:

I. Анализ I части рассказа П.И. Носова «Кукла».

Слово учителя:

Ребята, вы прочитали рассказа Е.И. Носова «Кукла». Давайте вместе разберёмся в прочитанном, ответим на вопросы:

а) Что волнует автора рассказа и какие проблемы он поднимает в нём?

б). Какие раздумья вызвал у вас рассказ?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам надо вспомнить содержание рассказа и проанализировать прочитанное.
II. Беседа по вопросам:

1. Большой ли по объёму рассказ и сколько в нем героев? Пробл.
вопрос: кукла - герой рассказа?

2. Что мы узнаём о рассказчике в начале повествования? (рыбак, любит природу). Рассказчик и автор - одно и то же лицо?

3. Чем он озадачен, что его волнует?

4. Как выглядела река в первое посещение, а как потом, после
перерыва?

5. Изменилась ли природа и в какую сторону?

6. Повинен ли человек в этом? Докажите.

Высказывания ребят с доказательством. (Ребята зачитывают

цитаты из текста, приводят примеры из жизни.)

III. Экологическое воспитание
1) А вы, ребята, любите природу? Чувствуете её красоту? Какое
воздействие она оказывает на человека?

2) Но только любит её мало, надо и охранять её, заботиться о ней.

Зачитать отрывки из сочинений ребят, прослушать высказывания их об отношении к природе, отметить лучшие рисунки о природе.

Беседа по вопросам:

1) Что мы узнаём он Акимыче?

2) Какое ранение он получил и какие последствия этого ранения?

3) Обрадовался ли он ли он встрече с Носовым?

4) Кого он показал рассказчику?

5) Почему его снова заклинило?

6) Как понять слова Акимыча: «Может, со мной с войны такое?»

7) Какая связь между войной и этим происшествием?
(Наверно, кукла напоминала ему бездыханные тела убитых солдат на
поле боя).

8). Почему автор постоянно напоминает о войне? Что вы знаете о ней?
IV.Анализ II части рассказа.

Беседа по вопросам:

1) Что мы узнаём он Акимыче?

2) Какое ранение он получил и какие последствия этого ранения?

3) Обрадовался ли он ли он встрече с Носовым?

4) Кого он показал рассказчику?

5) Почему его снова заклинило?

6) Как понять слова Акимыча: «Может, со мной с войны такое?»

7) Какая связь между войной и этим происшествием?
(Наверно, кукла напоминала ему бездыханные тела убитых солдат на
поле боя).

8). Почему автор постоянно напоминает о войне? Что вы знаете о ней?

V. Рассказ учителя истории о Великой Отечественной войне.
Стоит ли ворошить прошлое? Уже больше 66 лет прошло с тех пор. Может, не стоит вспоминать о тех ужасах и страданиях, которые принесла она человечеству?

Ответы и рассуждения ребят.
V1. Нравственное воспитание. Анализ III части рассказа.

Стихи военных лет: «Я обращаюсь к молодым…»

Беседа:

1. О какой высоте говориться в стихотворении? (О моральной,

нравственной.)

2. Находится ли на такой высоте человек, который глумился и
надругался над куклой? Какой он в жизни «человек»?

3. Кого и как осуждает Акимыч в рассказе? (молодых, учителей, всех, кто притерпелся к худу)

4. Как Акимыч поступил с куклой?

Установить связь, сравнить рассказ Носова «Кукла» и стихотворение К.Случевского. Вопрос №4. страница 272. (Звучит фрагмент песни «Кукла» группы «Иванушки…»)

5. Прослушать рассуждение о «человеке – кукле».

6. Этот рассказ сначала был назван сначала «Акимыч», потом «Кукла».
Как вы думаете, какое название лучше, почему?

Как вы, ребята, понимаете последнюю реплику Акимыча в рассказе: «Всего не закопать?» (Много злых людей, нехороших поступков и т.д.) А как же надо жить? В чём истинная красота человека? В чём смысл человеческой жизни?

Прослушать ответы на эти вопросы.
V1I. Заключение:

1. Вот и разобрались мы в прочитанном.

а). Какие же проблемы поднимает E.H. Носов в своём рассказе?
(Экологические, патриотические, нравственные)

б). А о чём заставил задуматься вас? (о смысле жизни, как стать лучше.)
Оценки за урок.
VIII. Дом. задание: Написать небольшое сочинение – рассуждение

«В чем я вижу истинную красоту человека»