|
«духовно-нравственное становление и развитие личности учителя в православной педагогической культуре»
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»
Отечественная культура на протяжении всех веков неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие непрерывно складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Одной из особенностей формирования российской культуры является развитие религии сосредоточенной на духовности. Религия способствовала развитию духовных и нравственных принципов. Наработка толерантных отношений – одно из главных условий развития многонационального общества.
В современных условиях скачкообразного перехода российского общества от существовавшего несколько десятилетий единообразия жизненного пространства к многоукладности наблюдается катастрофическое падение нравов и высоких принципов в общественной жизни. Соответственно быстро изменяются идеалы и ценностные ориентации у людей. Молодое поколение, находящееся в активном периоде социализации, особенно остро воспринимает влияние новых экономических и политических преобразований.
Российская и мировая педагогическая культура в своей теории и практике определяет высокую степень сложности духовного и нравственного воспитания и становления личности. Указывает на неизбежную протяженность этих процессов во времени и необходимость активного участия в них учителя-наставника, способного приобщать своих воспитанников к высоким духовным ценностям бытия, учить их "духовному и нравственному деланию".
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания актуализируется и по той причине, что в традиционной педагогике в свое время она не получила достаточного рассмотрения, не имела обоснованной теории и опыта воспитания духовно-нравственной сферы личности в ее целостности. В энциклопедическом словаре и других словарях отсутствуют такие понятия как "духовность", "духовный мир человека", "душа". Более того, вопрос о воспитании души, духовного мира обучающихся в государственных образовательных программах не ставился. Образовательные процессы в вузах и школах были ориентированы преимущественно на формирование и развитие интеллектуальных сил обучаемых, а воспитание личности, ее духовных ценностей бытия подменялись ценностями искусства и культуры, моралью отношений.
Реализация принципа гуманизации системы образования в стране, продолжающееся ее реформирование, направлено прежде всего на удовлетворение потребностей граждан в образовательном цензе и обеспечении условий для самореализации потенциальных возможностей и способностей каждого человека. Проблема духовно-нравственного становления личности остается как бы второстепенной, хотя и декларируется в различных государственных документах, определяющих процесс реформирования содержания образования.
Прежде всего, необходимо определить, что такое духовно-нравственное воспитание и духовно-нравственное развитие.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только в формировании индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.
Прежде всего, духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, знающий компьютер, владеющий родным, русским, одним или несколькими иностранными языками. Умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям, приобщенный к основам правовой и предпринимательской культуры в условиях рыночного реформирования общества, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.
Духовный человек – это, прежде всего гражданин и патриот. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации.
Духовный человек – это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, – знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык.
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у молодежи гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу формирования духовной личности.
Средняя общеобразовательная школа в различных ее вариантах и типах не может в достаточной мере влиять на духовно-нравственное становление подрастающих граждан поскольку учитель сам не обладает духовно-нравственным потенциалом, который мог бы служить решающим фактором создания соответствующей атмосферы образовательного процесса, эффективного влияния на духовное образование, воспитание и развитие ребенка. Поэтому очевидна необходимость такой общекультурной и профессионально-педагогической подготовки учителя, на основе которой он мог бы достичь высокого уровня развития духовно-нравственной сферы личности и обладал готовностью к целенаправленному систематическому духовно-нравственному воспитанию молодежи.
Вместе с тем, профессионально-педагогическая подготовка учителя на протяжении десятилетий в условиях педагогического единообразия имела строго определенную мировоззренческую направленность, знания о человеке, его культуре и жизнедеятельности рассматривались односторонне. Знания о духовном мире ребенка, о воспитании его души были изъяты из области педагогических знаний и тезауруса. Однако теория и опыт педагогической культуры России свидетельствуют о том, что Российское государство и его система образования в различные периоды истории имели положительные примеры воспитания у граждан высокой духовности и нравственности, яркие примеры бескорыстного служения Отечеству и своему народу.
Духовная и нравственная культура учителей России выросла на лучших традициях русской народной культуры, в основе которой находится тысячелетний опыт православной веры. Православная педагогическая культура в России изначально представлена в трудах святых отцов русской церкви. Духовная сущность человека, возвышающая его над всем другим биологическим миром, его предназначение и смысл жизни, забота о воспитании и взращивании души, предупреждение от дурных поступков, образование и подготовка к достойному вступлению в общественную жизнь - всегда были предметом их рассмотрения.
Анализ теории и опыта достижений современной педагогической культуры в деле воспитания обнаруживает, что результативность воспитания в образовательных учреждениях еще не соответствует ожидаемым результатам по формированию у учащейся молодежи мировоззренческих представлений, взглядов и убеждений в области социальных отношений, самоопределения в социальной жизни и становления себя как духовной личности и члена общества.
Однако современная школа благодаря возможностям дополнительного образования начинает робко обращаться к проблеме духовно-нравственного воспитания учащихся: вводятся такие дисциплины, как мировая художественная культура, религоведение и др., факультативы по изучению знаний Закона Божия, жизни святых России. Но обращение к этим знаниям проводится без соответствующей подготовки учителя.
В последнее десятилетие с началом реформы образования в отечественной педагогической науке поднимается вопрос о духовном мире человека, о необходимости духовного воспитания в светском его понимании (К.А. Альбуханова-Славская, Е.П. Белозерцев, И.Ф. Исаев, И.Б. Котова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.). Но в чем состоит сущность духовного воспитания, и как его осуществлять ими не определяется.
Построение концепции духовно-нравственного становления личности учителя требует анализа сложившейся социально-педагогической ситуации, передового педагогического опыта, накопленного научно-педагогического фонда отечественной светской и православной культуры. Неразработанность концептуальных основ духовно-нравственного воспитания и становления личности учителя, отсутствие целостной теории духовно-нравственного воспитания в системе непрерывного педагогического образования сдерживают и ограничивают качество подготовки учителя к духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Таким образом, перед педагогикой высшей школы стоит задача целенаправленного обновления содержания философских, психологических, педагогических и культурологических знаний, ориентированных на всестороннее раскрытие целостной сущности личности, где духовная составляющая занимает свое ведущее место, на представление многообразия и многомерности философско-педагогических воззрений различной направленности относительно данной проблемы. Фундаментом формируемого мировоззрения учителя должны служить ценности отечественной педагогической культуры, выявленные на основе исследования теории и опыта светской и православной педагогической культуры. В то же время, необходимо обновление технологии образовательного процесса в вузе, создание в его структуре инновационных образовательных систем, ориентированных на воспитание и развитие духовно-нравственной сферы учителя. Основополагающие идеи светской и православной педагогической культуры в их органической взаимосвязи могут и должны являться ориентирами инновационного образовательного процесса по психолого-педагогическим дисциплинам. Определяющей основой содержания процесса духовно-нравственного становления личности учителя в этих условиях является взаимосвязь и взаимодействие педагогических идей отечественной культуры, где светская и православная педагогические культуры, занимают свое достойное место.
Список литературы
1. Азбука православного воспитания. // И. Златоуст, В. Великий, Г. Богослов и др. -М.: Изд-во АО Форма-Пресс, 1997. – 221с.
2. Андриади И.П. Авторитет учителя как нравственная категория его культуры // Профессионально-педагогическая культура: материалы Всеросс. науч. конф. 13-15 сент. 1995 г. М.: Изд-во МОСУ, 1996. - 47-49с.
3. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление -М.: Мысль, 1988. - 253 с.
4. Беляева В.А. Самовоспитание социально значимых качеств личности будущего учителя // Воспитание социально активной личности: история, теория, практика. - Рязань: Изд-во РГПИ, 1990. - 116-119с.
5. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. -М.: Изд-во ИМПЭТО, 1997. - 83 с.
6. Развитие, социализация и воспитание личности: Региональная концепция/ Коллектив авторов под рук. Е.Н. Шиянова. - Ставрополь: Южное отд. РАО, 1993. -
|
|
|