Главная страница

Доклад на Городской научно-практической конференции «Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья»(готовится к публикации)


Скачать 72.23 Kb.
Название Доклад на Городской научно-практической конференции «Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья»(готовится к публикации)
Дата 09.03.2016
Размер 72.23 Kb.
Тип Доклад

7.04.2015г. ДОгМ ГБОУ ВО МГПУ .

Доклад на Городской научно-практической конференции «Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья»(готовится к публикации)

Контактная почта [email protected]

Выравнивание речевого и психофизического развития детей старшего возраста с ОНР(ТНР) через изучение лексического материала патриотической направленности

Карпухина Инна Викторовна

Учитель-логопед, высшая категория,

ГБОУ гимназия № 1476 д/о№1,г.М осква

E-mail:kriti@post.ru

В условиях внедрения ФГОС ДО главной задачей учителя-логопеда является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с ТНР(ОНР).

Учитель-логопед осуществляет коррекционную работу, направленную на овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Основной формой работы является игровая деятельность, а коррекционные занятия насыщены игровыми упражнениями. Ведущая роль в логопедической работе отводится использованию словесных, практических методов и приемов с учетом возрастных особенностей детей, структурой и характером речевого дефекта. Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение, а также словесные приемы, показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка. К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование. Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские (речевые упражнения), конструктивные и творческие.

В основе коррекционных занятий учителя-логопеда заложены целевые ориентиры, направленные на воспитание любви, гордости, уважения к родному (русскому) языку, его носителям (россиянам), родному городу (Москва), стране (Россия). Работа учителя-логопеда тесно взаимосвязана с непосредственной образовательной деятельностью педагогов (воспитателей) ДОО. Через взаимодействие с воспитателями группы(ТНР) на интегрированных занятиях(досугах), совместно решаются задачи по формированию патриотических чувств у детей.

Одним из примеров является досуг по теме «Мой город –Москва»,проведению которого предшествовала коррекционная работа учителя-логопеда:

  • направленная на закрепление звукопроизношения [р], [p’](заучивание стихотворения «-Ррр-ракета рвется ввысь! -Ррр!-рычит сердито рысь. -Ррр,-рокочет ровно робот. [Р] сказать и ты попробуй! -Ррр! -возьмемся за учебу!-Ррр!- язык широкий- к небу! Языком передним краем вверх, на десны нажимаем.Дунь на кончик языка, чтоб сильнее задрожал, ррр-раскатистый и громкий, ррр-рокочущий и звонкий»;

  • практическое использование глаголов (любить, беречь, заботиться, ухаживать, помнить и др.), притяжательных местоимений (мой, моя, мое,мои), н-р, «моя мама, моя семья, моя Москва, мой дом, мое сердце, мои фотографии и др.», существительных в Р.П., В.П., Д.П., Т.П., использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками на-, по-, вы-(нарисовать, построить, выбрать и др.);

  • заучивание стихотворения о Москве А.С.Пушкина «Москва, Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось!...» .

Во время проведения досуга о Москве у детей формировались целевые ориентиры, направленные на обогащение словарного запаса по теме. Воспитанники приобретали знания о родном городе, истории его возникновения. Дети зрительно(мысленно) «путешествовали» по городу и называли его основные достопримечательности, знакомились с современной инфраструктурой. В процессе непосредственно образовательной деятельности решались коррекционно-развивающие задачи по осуществлению речевого, познавательного, социально-коммуникативного развития, шел процесс воспитания чувства патриотизма через любовь к родному языку, своей семье, родному городу, окружающим, стране. Дети обогащали активный словарный запас качественными прилагательными, словами сложной слоговой структурой из 2-х,3-х слогов, формировали навык практического использования существительных в Р.п.(м.р., ж.р. ед.ч. и мн.ч. ), а также учились отвечать на вопросы учителя-логопеда, воспитателя простым распространенным предложением, поддерживая беседу. Совершенствование мелкой моторики сопровождалось заучиванием стихов о дружбе мальчиков и девочек в группе:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(Пальцы обеих рук соединяются в замок.)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(Ладони прижаты друг к другу.)

Раз, два, три, четыре, пять, начинай считать опять.

(Подушечки пальцев постукивают друг о друга.)

Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.

(Руки вниз, встряхивают кистями.)

Воспитанники пополнили свой словарный запас такими словами страна Россия, город Москва, столица, герб, флаг, Красная площадь, Кремль, памятник А.С.Пушкину, Юрию Долгорукому, Царь-пушка, Царь-колокол, Тверская улица, Проспект Мира, Сиреневый бульвар, Терлецкие пруды, кинотеатр «Россия», станции метро «бульвар Рокоссовского», «Парк победы» и др. В игровой деятельности использовались словесные упражнения «Повтори за мной», «Договори словечко», «Помоги Незнайке», «Один - много», «Чего нет?», «Какой?, какая?, какое?, какие?».

Основой для осуществления образовательной деятельности по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни. Модель комплексно-тематического планирования логопедической работы включает изучение следующих лексических тем: «Хлеб (злаки)»,«Осень, зима, весна, лето», «Деревья(кустарники)», «Домашние, дикие животные», «Домашние, лесные птицы», «Новый год», «23 февраля -День защитника отечества», «8 марта –праздник мам!», «Воздушный транспорт»(12 апреля -День космонавтики), «9 мая- День Победы!» и др. Обогащая активный словарный запас по данным темам, дети учатся вслушиваться в русскую речь, постигать неповторимость, красоту, певучесть, звучность, образность родного языка, знакомятся с особенностями природы (флоры и фауны), сезонных явлений нашей страны России. Учитель-логопед для решения этих задач использует малые формы фольклора –загадки («Чудо-птица- алый хвост-полетела в стаю звезд(ракета)»), пословицы («Хлеб- всему голова»), поговорки( «Язык мал, да все телом владеет», «Русский язык поит и кормит»), русские народные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «Сивка-Бурка» и др., сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и др. Дети заучивают скороговорки(«Борона боронила не боронованное поле», «Летел гусь на святую Русь. Русь не трусь, это не гусь, а воробей; вора бей - не робей» и др.), стихи о природе(С.Есенин «Береза»,А.Плещеев «Скучная картина» и др.), слушают и пересказывают рассказы о животных (К.Ушинского «Играющие собаки» и др.), учатся составлять описательные рассказы.

Известно, что английским язык называют языком политиков, французский – фразовым языком, а русский –повествовательным, описательным языком. В каждом произведении русского поэта, писателя ( изучение программных художественных произведений) обязательно найдется отрывок, в котором описывается красота природы, чувства любви к матери, семье, родине, родному краю и др. Описательные свойства языка достигаются за счет обилия такой части речи, как прилагательное.

В дошкольный период малыши 4-5 лет начинают использовать в речи качественные прилагательные (большой, высокий, красивый и др.), притяжательных прилагательных в м.р., ж.р.(медвежья лапа, заячий хвост и др.). В 5-6 лет дошкольники овладевают навыком практического использования относительных (каменный, стеклянный, деревянный и др.), а в 6-7 лет - прилагательными с различными значениями соотнесения (плетеная изгородь, черепичная крыша и т.д.), прилагательными имеющими сравнительную степень(выше, красивее, добрее, важнее, больше и др.),сложными составными прилагательными (темно-зеленый, ярко-красный и т.п.),учатся подбирать прилагательные-синонимы (великий - огромный, величественный, сильный, выносливый, красивый, прекрасный и др.), прилагательные – антонимы (большой- маленький, высокий -низкий, широкий -узкий и др.).Очень важно работать над семантикой слова, добиваться точного использования формулировок, передающих оригинальное значение слова, не смешивать признаки (высокая Спасская башня – «большая» Спасская башня и др.).

Нельзя забывать, что любовь к Родине начинается с любви к родному языку. Нашими целевыми ориентирами для россиян является просветительская деятельность, направленная на воспитание чувства гордости, патриотизма через изучение русского языка, на котором говорили и говорят наши бабушки, дедушки, мамы и папы, друзья, педагоги и др. Для родителей воспитанников мы подготовили консультативный материал:

  • Рекомендации по расширению активного словаря прилагательных по возрастам 4-5,5-6,6-7 по теме «Мой город-Москва»;

  • Рекомендации по формированию просодической стороны речи на материале «Пословицы и поговорки о русском языке и речи»;

  • Словесные упражнения для работы над слоговой структурой слова (словарь существительных по теме «Мой город-Москва»);

Для родителей детей с ТНР(ОНР), желающих получить рекомендации по теме «Оказание помощи детям, овладевающим русским (неродным) языком, через вовлечение семьи в изучение русских традиций» мы подготовили памятки с учетом возрастных особенностей детей:

  • Изучение малых жанров фольклора (загадки, пословицы, поговорки) о русском языке и речи;

  • Прослушивание русских народных сказок;

  • Знакомство с творчеством русских писателей и поэтов (рекомендовать стихи и прозу о русской природе(временах года) ;

  • Рекомендации о просмотре фильмов и мультфильмов, детских спектаклей на русском языке;

  • Посещение исторических мест в Москве (выставки, музеи) и знакомство с русской живописью.

Таким образом, мы выполняем тактическую задачу по обеспечению эмоционального благополучия ребенка с ОВЗ(ТНР) в дошкольной образовательной организации посредством интеграции содержания общего дошкольного образования в коррекционною деятельность. Создаем условия для организации взаимодействия учителя-логопеда ,воспитателей с родителями воспитанников при обеспечении психолого-педагогической поддержки. Предоставляем детям благоприятные условия для их развития с учетом возрастных критериев, индивидуальных особенностей, творческого потенциала. Помогаем дошкольнику выстраивать отношения с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром в целом.

Литература

1.Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, « Как научить детей любить Родину»,Москва,2003 г.

2.Н.В.Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников»-М.:ООО «ЦГЛ»,2005 г.

3.В.Ф.Жесткова «Взаимодействие специалистов в работе по преодолению ОНР у дошкольников 5-7 лет: программа, целевые ориентиры коррекционного дошкольного образования»,Волгоград,2015 г.