Главная страница

Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания


Скачать 45.22 Kb.
Название Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания
Дата 16.03.2016
Размер 45.22 Kb.
Тип Конспект

План конспект урока биологии в 8 классе на тему:

«Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания»
Цель урока: Изучить строение и функции органов дыхания, значение дыхания для организма человека.

Образовательная задача: раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека, познакомиться со строением органов дыхания в связи с их функциями, процессом образования голоса, мерами профилактики заболеваний голосовых связок.

Развивающая задача: продолжить работу по изучению строения и функций организма человека, активизируя мыслительную деятельность и самостоятельное добывание знаний, умение связывать строение и функции организма.

Воспитательная задача: обратить внимание на бережное отношение к здоровью; своему и близких людей. Воспитывать чуткость и внимательное отношение к людям.

Оборудование: модель торса человека, таблицы «Органы дыхания, гортань», «Органы полости рта при дыхании и глотании».

Ход урока:

  1. Актуализация знаний

(Самостоятельная работа по карточкам по теме «Первая помощь при кровотечениях»)

2. Изучение нового материала

2.1. Понятие о дыхании. Беседа по вопросам:

Учитель: Ребята, мы закончили изучение главы «Кровь и кровообращение» А с какими системами органов тесно взаимосвязана эта система?

Ученик:С органами пищеварения, дыхания, выделения.

Учитель: А в каких органах происходит газообмен?

Ученик:В органах дыхания.

Учитель: А что называется дыханием?

Ученик:Организм живого существа получает кислород, для того, чтобы его использовать.

Учитель: А как?

Ученик:В процессах обмена веществ в клетках.

Учитель: Правильно. А как называются реакции присоединения кислорода?

Ученик:Реакции окисления.

Учитель: С какими веществами в живом организме взаимодействует кислород?

Ученик: С органическими: белками, жирами, углеводами.

Учитель: Коротко процесс дыхания можно записать вот так (запись на доске): Д: Кислород - Окисление - Углекислый газ.

Запишем в тетрадях: «Дыхание - это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа». . 2.2. Механизм дыхательного процесса. (Самостоятельная работа с последующим обсуждением)

Учитель: Расположите в правильной последовательности перечисленные ниже процессы:

а) поступление воздуха в легкие;

б) удаление воздуха из легких;

в) перенос кровью углекислого газа от тканей к легким;

г) перенос кровью кислорода от легких к тканям;

д) переход кислорода в капилляры, расположенные в легких;

е) поступление кислорода в тканевую жидкость;

ж) поступление кислорода в клетки тела человека;

з) поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость;

и) окисление органических веществ с освобождением энергии;

к) поступление углекислого газа в капилляры, расположение в тканях.

Ответ: а, д, г, е, ж, и. з, к, в, б;

(Дальше идет сравнение и разбор ответов)

2.3.Строение органов дыхания.(Беседа по вопросам)

Учитель: Органы дыхания состоят из воздухоносных путей. Они представлены на рис учебника. Изучите их расположение. (На доске вывешивается таблица «Строение органов дыхания» )

Учитель: Покажите их в таблице и назовите.

Учащийся вызывается к доске.

Учитель: Покажите их в модели торса человека.

Учитель: А теперь сделаем небольшую экскурсию по воздухоносным путям. Первая остановка - носовая полость

2.3.1.Строение носовой полости (Самостоятельная работа с текстом учебника на странице 79 первый абзац, далее биологический диктант для закрепления)

Учитель: А теперь устный биологический диктант: «Дышать нужно через нос, а не через рот. В носовой полости температура воздуха нагревается, Носовая полость выстлана слизистой оболочкой, покрыта многочисленными ресничками. Клетки носовой полости выделяют слизь, которая обезвреживает микробов и задерживает частички пыли».

Учитель: Крупные частички пыли вызывают рефлекс чихания и вместе с микроорганизмами сильным током удаляются из организма.

2.3.2.Строение и гигиена гортани. ( Рассказ учителя)

Учитель: Продолжим экскурсию по воздухоносным путям и сделаем следующую остановку в гортани Гортань расположена между носоглоткой и трахеей. Состоит из надгортанника, спереди покрыта щитовидным хрящом. Здесь расположены голосовые связки. Голосовые связки и воздухоносные пути защищаются надгортанником в момент глотания пищи, так как проход через верхние дыхательные пути и ротовую полость соединяются и чтобы пища не попала в трахею надгортанник закрывает проход с помощью мышц. Голосовые связки участвуют при издавании звуков. Могут сделать от 80 до 1000 колебаний в секунду. Возможности голосовых связок не ограничены. Об этом говорит следующий пример. Выдающийся оперный певец Федор Шаляпин имел природный дар исполнения . Он регулярно тренировал свои голосовые связки. Известный рассказчик Ираклий Андронников рассказывал о нем: «Будучи мальчишками, мы были наслышаны о голосовых связках Шаляпина. Мы прибегали за кулисы театра и просили его открыть и показать рот. Перед нами простиралось огромное пространство в глубину, подобное мне никогда не случалось увидеть». Человеческие способности безграничны. Но возможности нет. Голосовые связки нужно беречь. Нельзя громко кричать, можно сорвать голос. Вредно и курение, спиртные напитки и горячее питье.

2.3.3. Строение трахеи и бронхов.(Рассказ учителя с последующей самостоятельной работой)

Учитель: Все легкие состоят из пузырьков - альвеол, которые при вдохе наполняются воздухом, при выдохе уменьшаются, а чтобы поверхность не слипалась, имеется пленка, которая не дает смыкаться и обезвреживает микробы. В учебнике на странице 104 найдите сведения, которые предупреждают повреждение этой пленки.

3. Закрепление пройденного материала. (Беседа по вопросам)

3.1.Расположите последовательно органы образующие воздухоносные пути.

3.2.В чем проявляется связь строения и функций органов дыхания?

  1. Задание на дом: Изучить текст учебника на стр. 138-139 и ответить на вопросы.