Дифференцированный и индивидуальный подходы
к обучению в современной начальной школе
из опыта работы учителя начальных классов
Гришиной Ирины Ивановны
1. Актуальность и перспективность опыта.
Интерес к современной начальной школе обусловлен теми серьезными изменениями, которые происходят в системе российского образования при переходе к новым образовательным стандартам. В соответствии с ФГОС в современной начальной школе должны решаться задачи формирования основ учебной деятельности ребенка, а именно: системы учебных мотивов, постановки учебных целей, планирования и контроля учебных действий, способности к совместной деятельности с учителем и одноклассниками. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями - познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными - должен овладеть учащийся. Овладение школьниками системой универсальных учебных действий определяет развитие психологических способностей, сформированность восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, высокую мотивацию к обучению, т.е. развитие личности ребенка в целом, а не только его учебных навыков. На первый план теперь выдвигаются проблемы, связанные, прежде всего, с развитием каждой конкретной личности с выявлением ее индивидуальности, а значит необычайно остро встает проблема дифференцированного подхода к обучению.
Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению названы обязательными в процессе обучения и воспитания.
Разработкой теоретических основ индивидуализации и дифференциации занимается ряд ученых: И.Э. Унт, А.А. Кирсанов, Е.С. Рабунский, А.В.Терещенко, Н.М. Осмоловская, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков,Е.А. Ямбург и др. Отмечается, что индивидуальные различия учащихся, являющиеся основанием для дифференциации и индивидуализации обучения, проявляются в уровне обученности и обучаемости, работоспособности, в типах мышления и др. Внутриклассная дифференциация выстраивается с опорой на различия по общим способностям, по специальным способностям, по интересам, по индивидуальным психофизиологическим особенностям (Н.В. Промоторова, В.А. Орлов, В.М. Монахов и др.).
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: методические основы обучения младших школьников в условиях внутриклассной дифференциации .
Гипотеза исследования: использование технологии уровневой дифференциации способствует формированию познавательной мотивации и познавательной самостоятельности, повышает результативность обучения младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи :
- Изучить теоретический материал по данной проблеме;
- Определить условия эффективности внутриклассной дифференциации процесса обучения младших школьников;
- Разработать систему дидактических заданий, ориентированных на реализацию в условиях внутриклассной дифференциации;
-Изучить особенность воздействия разработанной системы на индивидуальное развитие учащихся, выявить практическую значимость методов дифференцированного обучения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
идеи гуманистической парадигмы (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская) и идеи индивидуального и дифференцированного подходов (А.А. Кирсанов, В.М. Монахов, В.А. Орлов, Е.С. Рабунский, И.Э. Унт); идеи развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков); идеи деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн Б.Г. Ананьев, В.П. Зинченко); идеи системного подхода в педагогике (П.Ф. Каптерев, М.А. Данилов, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский).
Научно-теоретическую базу составили нормативные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 г.), Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от 26.11.2010 г.).
База исследования: 1 класс МБОУ «Зубово-Полянская средняя общеобразовательная школа №1»
Теоретическая значимость заключается в том, что были проанализированы теоретические основы индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников, рассмотрены направления и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся.
2. Условия формирования опыта. На формирование опыта оказали влияние следующие факторы: изучение методической и педагогической литературы и изучение опыта работы коллег.
Общий анализ психолого – педагогической литературы, посвященной этой проблеме, позволяет сделать вывод относительно теории дифференциации обучения:
-
Дифференциация обучения предполагает разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося.
Использование дифференциации в процессе обучения создает возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формируют прогрессивные педагогические мышления.
Одной из важнейших основ дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся.
Основной целью дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
Реализуя дифференцированный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:
- быть единой для всех групп учащихся;
- показывать динамику перехода ученика из одной группы в другую, т.е. учитель должен иметь возможность видеть рост ученика и учитывать его;
- наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся;
- представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.
Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:
· систематическое изучение каждого ученика;
· постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
· выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
· фиксация и анализ полученных результатов;
· постановка новых педагогических задач.
Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.
Подводя итог, сказанному, можно сделать следующие выводы :
обучение применительно к каждому отдельному ученику может быть развивающим лишь в том случае, если оно будет соответствовать уровню развития каждого ученика (это возможно при внутренней дифференциации учебной работы);
объективное выявление исходного уровня развития у каждого ученика – необходимое условие работы;
развитие умственных способностей предполагает специальные средства, развивающие знания, рациональное умения умственного труда .
Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определенными детьми будут наиболее важны.
3. Теоретическая база опыта.
На основе теоретического анализа литературных источников были выявлены индивидуальные особенности, которые рекомендуется учитывать при индивидуальном и дифференцированном подходе: учебные умения, обученность, учебную мотивацию, уровень умственного развития (И.Э. Унт),обучаемость, организованность в обучении, познавательные интересы (Е.С. Рабунский), уровень знаний и умений, характер протекания мыслительных процессов, работоспособность, отношение к учению, характер познавательных интересов, уровень познавательной и практической самостоятельности и активности, уровень волевого развития (А.А. Кирсанов), скорость протекания нервных процессов, преобладающий тип памяти, уровень развития произвольности, сформированность мыслительных операций, способы восприятия учебной информации (И.М. Осмоловская), ведущую сенсорную модальность (Е.А. Александрова, Л.Н. Петрова, Т.В. Чиркова).
4. Технология опыта.
Работая по технологии дифференцированного и индивидуального обучения, я включаю эту работу в различные этапы урока в зависимости от целей и задач урока.
Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках обучения грамоте в 1-ом классе. Очень важно организовать работу учащихся таким образом, чтобы ни одна минута 35- минутного урока не пропала даром, чтобы «не потерять» ни самих читающих детей, ни тех, кто начал знакомиться с буквами только в школе. Поэтому на уроках мои первоклассники работали не только с «Русской азбукой» Горецкого, но и с дополнительными карточками, содержащими слоговые таблицы, рифмовки, короткие стихи, и др. в 1 полугодии.
На этапе подготовки к восприятию нового материала включаю дифференцированные задания, направленные на актуализацию имеющихся знаний и на формирование мотивации познавательного процесса.
Это позволяет повышать учебную мотивацию всех учащихся: умеющие читать дети не только переживают ситуацию успеха, но и совершенствуют умение читать (не секрет, что, стремясь научить начинающих детей, учителю не всегда удается уделить внимание тем, кто уже владеет навыком чтения и нуждается в дальнейшем его развитии и совершенствовании), а дети, только начавшие знакомство с буквами, осознают престижность получаемых знаний и умений, учатся слушать и отвечать на вопросы по услышанному.
Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания.
Уместно в этом случае предлагать таким детям карточки, содержащие материал, легко интегрируемый с темой урока или подготавливающий к изучению нового, а остальным предложить составить вопросы по изучаемой теме.
Помимо дифференцированной работы в учебном году возникла необходимость организовать индивидуальную работу для 1-го учащегося 1 класса. Этот ребенок поступил в 1-й класс в начале сентября в возрасте 7 лет.
Ученик В. обнаружил неразвитый кругозор, слабо развитую память, фонематические нарушения, в анамнезе - задержка речевого развития.
В течение года будет организована индивидуальная работа с этим учеником. Главная цель работы – восполнить пробелы в развитии, формировать общеучебные навыки, развивать речь, кругозор . На год была составлена развивающая программа для индивидуальных занятий во внеурочное время с последующим контролем на уроке.
Программа спланирована параллельно курсу математики и ознакомления с окружающим миром ( во втором полугодии – акцент на чтение и письмо). 20-минутные занятия после уроков были организованы в форме бесед, дидактической игры. Привлечены: психолог и логопед школы.
На уроках В. получал задания, содержательно связанные с материалом дополнительных занятий, таким образом, не только закреплялись знания этого ученика, но и моделировалась ситуация успеха, так необходимая для ребенка тревожного, неуверенного в своих силах.
5. Анализ результативности опыта.
Обязательным элементом обучения является анализ. Он не только отражает результаты совместной деятельности учителя и ученика, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего ее совершенствования. Эта работа предполагает проведение диагностических срезов. В результате учитель получает материал, отражающий уровень обученности класса в целом, групп и отдельных учеников. Строгий учет индивидуальных достижений каждого ученика, определение зоны ближайшего развития и дальнейшее составление программы работы с учеником дает возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на повышение его уровня.
Я считаю, что современные образовательные технологии, используемые мной в педагогической деятельности, являются эффективными, так как я вижу результат своей работы: участие ребят в предметных олимпиадах и конкурсах:
Российский уровень:
Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»
1 место по школе Вирясова Татьяна (2013 г)
2 место по школе и в районе Саламатникова Анастасия (2014г)
3 место по школе Крылова Полина (2013 г)
Всероссийский дистанционная олимпиада по окружающему миру «Юный натуралист» (2014 г)
1 место: Трунькина Анастасия
Шоргина Ксения
Лантратова Елизавета
2 место: Смирнова Ольга
Всероссийская олимпиада по русскому языку «Грамматическая карусель» (2014 г)
1 место: Крылова Полина, Кувшинова Алина
2 место: Ермашева Диана
Участие в конкурсе «Русский медвежонок» (2012г)
1 место в школе Климкина Мария
Международный уровень:
Математическая игра Кенгуру:
1 место по школе и в районе - Крылова Полина (2014 г.)
2 место по школе и в районе - Климкина Мария (2014 г.)
1 место по школе - Трунькина Анастасия (2013г)
1 место по школе - Климкина Мария (2013г.)
Трудоемкость опыта.
Уровень усвоения знаний у разных учащихся неодинаков :
Репродуктивный уровень: умение воспроизводить признаки понятий, законов, репродуцирование известных способов действий позволяет решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочих связей.
Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями, понятием и законом и т.д., однако, не позволяет еще делать глубокие обобщения, применять знания в новых ситуациях.
Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь способствуют творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причины – следственные связи, делать обобщения и выводы.
Эти уровни усвоения и лежат в основе методики составления разноуровневых заданий.
7. Адресность опыта
Представленный материал может быть использован педагогами и психологам в индивидуально-дифференцированной работе с младшими школьниками для стимуляции образовательной деятельности.
Познакомиться с моими наработками можно на моих сайтах:
http:/nsportal.ru/irina-ivanovna grishina
Pro Шkоlu.ru: kulakova 1966
http://zubovosch1.narod.ru/grichina.htm
Наглядные приложения
Русский язык:
Например, при изучении темы «Главные и второстепенные члены предложений» в 3 классе предлагается следующее задание:
1 уровень
Спиши предложения и выдели в них главные члены.
Однажды родители подарили Коле щенка. Пушистый щенок быстро привязался к Мальчику. Он повсюду бегал за своим хозяином.
2 уровень
Дополни пропущенные слова. Подчеркни члены предложения.
Дует холодный северный ….
Белые пушистые … падают на землю.
Наступила… зима.
3 уровень
Составь предложения по схеме.
Где? ═ какой? ─ .
─ как? ═ от кого?.
Какой? ─ ═ чем?.
Дифференцированный подход к учащимся очень важен при организации работы над орфографическими ошибками, которая является важным средством повышения грамотности учащихся. И в этом случае ребятам предлагается памятка “Как работать над орфографическими ошибками”:
Найди слово, в котором допущена ошибка, правильно запиши его.
Устно объясни правописание.
Найди проверочное слово, подбери два примера на это правило (река-реки; идешь-несешь, поешь; не был-не писал, не знал).
Если слово из словаря, подбери несколько родственных слов, составь словосочетание или предложение (интересный-интерес, интересоваться, интересно, интересный рассказ).
В рабочих тетрадях слабых учеников учитель первоначально сам выполняет эту работу над ошибками, давая образец. Через определенное время он делает только часть записи, остальное выполняет ученик. Некоторые ребята забывают делать эту работу, в их тетрадях учитель оставляет такую запись:
Работа над ошибками.
…
…
…
Безударные гласные в корне:
- вставь пропущенные буквы и подбери проверочные из предложенных
В.лна волнистый, волны
В.сна весенний, вёсны
Д.мишко домовой, дом
В.дичка вода, водный
- вставь пропущенные буквы, используй алгоритм, запиши проверочные
Б.гун, х.дить, в.да, б.да, в.лна
Алгоритм:
Прочитай слово
Поставь ударение
Выдели корень
Подбери проверочное
Напиши слово, вставь букву
Обозначь орфограмму
- вставь пропущенную букву, подбери и напиши проверочное слово:
Прол.тать, д.ждливый, в.сенний, гр.зовой, стр.ла
1 группа- Измени слова так, чтобы безударный гласный ударным. Запиши, выдели корень. Л.са, п.ля, г.ра, р.ка, д.жди, б.рега.
2 группа- Спиши, вставляя пропущенные буквы в скобках напиши проверочное слово. Выдели в словах с пропущенными буквами корень.
Солнце село, но в л.су ещё св.тло. птицы в.село щ.бечут. блестит м.л.дая травка. Алый свет зари ск.льзит по веткам и ств.лам д.ревьев.
3 группа- Составь из слов предложения. Запиши их, выделяя в словах с пропущенными буквами корень. В скобках напиши проверочное слово.
Л.су, осеннем, в, т.шина, ст.ит, птичьих, не слышно, г.л.сов.
Пож.лтели. и, листья, с, осыпались, д.ревьев.
Скоро, з.ма, белым, завьюжит, к.вром.
Например, при изучении темы «Родственные слова».
1 уровень
Напиши ряд родственных слов, исключив лишнее слово. Выдели корень.
Нос, носильщик, носик, носатый.
Час, часок, часть, часовщик.
Гусь, гусята, гусеница, гусыня.
Циркуль, цирк, цирковой, циркач.
2 уровень
Запиши пары родственных слов. Выдели корень.
Лес – лесник, стена – гвоздь, река – плот, кот – котик, сад – садовый, поле – полюшко, дом – домашний, гриб – грибной, дом – дым, обед – стол.
3 уровень
Закончи предложения, вставив подходяще по смыслу слово. Выделите общую часть родственных слов.
Уч…тель – это человек, который …
Стр…итель - это человек, который …
Б…ксер - это человек, который …
Сп…ртсмен - это человек, который …
Окружающий мир.
1 группа – нарисовать домашнее животное, подобрать загадки
2 группа – описать жизнь и повадки домашнего животного
3 группа – написать мини-сочинение, используя дополнительные источники, составить презентацию «Мой четвероногий друг»
Литературное чтение
При подготовке домашнего задания по чтению:
1 группа – выразительное чтение рассказа.
2 группа – подготовить план пересказа.
3 группа – приготовить инсценировку отрывка и подготовить материал о писателе.
На уроках чтения использую групповую работу при проверке д/з - чтение наизусть. Класс делится на группы, выбираются эксперты, которые оценивают учащихся, если находятся дети, которые не согласны с отметкой, то они отвечают у доски и их оценивает учитель.
Математика
Дифференциация учебных задач по уровню творчества
"В вазе стояло 6 белых гвоздик и 5 красных. Завяли 2 гвоздики. Сколько гвоздик осталось в вазе?"
Задание для 1-й группы: "Решите задачу. Подумайте, можно ли её решить другим способом".
Задание для 2-й группы: "Решите задачу двумя способами".
Задание для 3-й группы: "Измените задачу так, чтобы её можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами".
Внедрение зачётной системы по определённым темам. Можно выбрать консультантов (к кому можно обратиться за помощью), экспертов, которые будут принимать ответы.
Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого ребёнка, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
Заключение.
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно иногда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребенка с учетом его особенностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, умениями и навыками, развития способностей.
Дифференцированный подход к школьникам – это важнейший принцип воспитания и обучения.
Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно–воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика.
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
|