|
Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня
Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня
Чтобы эффективно воздействовать на речевое недоразвитие, надо уметь выявлять не только характер и структуру дефекта, но и увидеть те потенциальные возможности речевого развития ребенка, на которые следует опереться в первую очередь.
В настоящее время в теории и практике логопедии принято выделять три уровня языкового развития у детей с общим недоразвитием речи. Предлагаемые ниже задания предназначены для обследования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии критериями. В отличие от общепринятых приемов обследования, направленных только на выявление недоразвития речи, определяет формирование лексики, грамматического строя, фонетики.
В основу оценки позитивных явлений аномальной детской речи положена способность ребенка к расширению объема и грамматическому оформлению предложений, а также его способность к словоизменению. [1]
При определении уровня речевого развития предлагается в первую очередь учитывать те проявления, которые свидетельствуют о становлении, появлении новых эволютивных моментов в речевой деятельности детей.
Изучения состояния фонематического анализа и синтеза
Методические указания: Необходимо выявить состояние фонематического анализа и синтеза, умение самостоятельно выделять звуки в словах. С этой целью предлагаются игровые фонематические задачи на анализ и синтез слов. Итоговый высокий балл данного раздела 30 баллов. Ниже 30 баллов – средний уровень, ниже 8 баллов – низкий уровень речевого развития.
Задание № 1. Выделение конечного согласного из слов.
Педагог произносит слова и просит ребенка произнести отчетливо данное слово. Затем выделить конечный согласный звук в слове. Всего предлагается 8 слов: кот, сом, лимон, сироп, сук, малыш, грач, лещ. Задания выявляют, умеет ли ребенок выделить конечный согласный звук в слове. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 8 баллов.
Задание № 2. Выделение начального согласного из слов.
Педагог произносит слова и просит ребенка произнести отчетливо данное слово. Затем выделить начальный согласный звук в слове. Всего предлагается 8 слов: мост, пол, вода, дом, банка, тапки, чайник, щетка. Задания выявляют, умеет ли ребенок выделить начальный согласный звук в слове. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 8 баллов.
Задание № 3. Определение последовательности звуков в слове.
Педагог произносит слова и просит ребенка произнести отчетливо данное слово. Затем определить последовательность звуков в слове. Всего предлагается 8 слов: кот, дом, нос, суп, вата, лапа, рыба, шина. Задания выявляют, умеет ли ребенок определить последовательность звуков в слове. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 8 баллов.
Задание № 4. Определение количества звуков в словах.
Педагог произносит слова и просит ребенка произнести отчетливо данное слово. Затем определить количество звуков в слове. Всего предлагается 6 слов: нос, бык, кит, ваза, батон, банка. Задания выявляют, умеет ли ребенок определить количество звуков в слове. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 6 баллов.
Изучение состояние активного словаря
Номинативный словарь
Методические указания: Необходимо выявить состояние активного номинативного словаря. С этой целью предлагаются игровые задания на выявление активного словаря. Высокий уровень данного раздела – 20 баллов, средний уровень – ниже 20 баллов, низкий уровень – ниже 6 баллов
Задание № 1. Называние существительных по темам.
Педагог произносит обобщающее слово и просит ребенка назвать существительные по данной теме. Всего предлагается 4 темы: «Ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы». Задания выявляют, умеет ли ребенок подобрать и назвать существительные по теме. Называние более 3 существительных по теме (2 балла), менее 3 (1балл), не назвал вообще или неверно (0 баллов). Высшая общая оценка 8 баллов.
Задание № 2. Называние существительных обобщающим словом.
Педагог произносит слова и просит ребенка назвать существительные одним (обобщающим) словом. Всего предлагается 4 темы по три слова:
Клубника, смородина, черника это …?
Волк, лиса, заяц это …?
Кошка, собака, свинья это…?
Аист, кукушка, ласточка это …?
Задания выявляют, умеет ли ребенок называть слова одним (обобщающим) словом. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 4 баллов.
Задание № 3. Называние частей тела и частей предметов (по картинкам).
Материал: 8 картинок: локоть, ладонь, затылок, висок, манжета, петля для пуговицы, фары, мотор. Педагог называет слово, ребенок ищет его на картинке. Затем просит ребенка назвать частью чего является. Например: Локоть это часть чего? (руки). Всего предлагается 8 слов.
Задания выявляют, умеет ли ребенок называть части предметов. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 8 баллов.
Атрибутивный словарь
Методические указания: Необходимо выявить состояние активного атрибутивного словаря. С этой целью предлагаются игровые задания на выявление активного словаря. Высокий уровень данного раздела – 23 балла, средний уровень – ниже 23 баллов, низкий уровень – ниже 6 баллов
Задание № 1. Называние предъявленных цветов.
Материал: цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, розовый, белый, черный, коричневый. Педагог показывает любой цвет. Ребенок называет предъявленные цвета. Предлагается 10 цветов.
Задания выявляют, умеет ли ребенок называть и узнавать цвета. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 10 баллов.
Задание № 2. Называние формы.
Материал: картинки: руль, окно, флажок, слива, одеяло. Педагог предлагает взять ребенку картинку и ответить на вопросы.
Руль какой? (круглый)
Окно какое? (квадратное)
Флажок какой? (треугольный)
Слива какая? (овальная)
Одеяло какое? (прямоугольное)
Задания выявляют, умеет ли ребенок узнавать и называть формы. Всего 5 заданий. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 5 баллов.
Задание № 3. Подбор антонимов.
Педагог показывает слова, а ребенок должен подобрать к ним антонимы.
Задания выявляют, умеет ли ребенок правильно подобрать антонимы. Всего 8 слов: друг, добро, горе, горячий, легкий, длинный, давать, продавать. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 8 баллов.
Изучение состояния словоизменения
Методические указания: Необходимо выявить состояние словоизменения. С этой целью предлагаются игровые задания. Высокий уровень данного раздела – 19 баллов, средний уровень – ниже 19 баллов, низкий уровень – ниже 5 баллов
Задание № 1. Употребление существительных в именительном падеже ед. И мн. Числа. (образовать по аналогии)
Педагог называет слово в ед.числе, а ребенок называет это же слово во мн.числе. Предлагается 7 слов: глаз, лист, стул, лень, воробей, книга, дерево.
Задания выявляет, умеет ли ребенок изменять слова от единственного к множественному числу. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 7 баллов.
Задание № 2. Образование существительных мн.числа в родительном падеже.
Материал: Картинки: карандаши, листья, книги, вилки, вёдра.
Педагог называет существительное во мн.числе, а ребенок называет это же слово во мн.числе в родительном падеже отвечая на вопрос «Много чего?». Предлагается 5 слов.
Задания выявляет, умеет ли ребенок изменять слова в родительный падеж мн.числа. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 5 баллов.
Задание № 3. Согласование прилагательных с существительными ед.числа.
Материал: Картинки: фиолетовый колокольчик, серая ворона, розовое платье.
Педагог показывая картинки просит ребенка назвать что на ней нарисовано. Задания выявляет, умеет ли ребенок согласовывать прилагательные с существительными. Предлагается 3 задания. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 3 балла.
Задание № 4. Употребление предложно-падежных конструкций.
Материал: Любые картинки.
Педагог показывая картинку предлагает ответить на вопрос. Например:
Где спит собака? (под крыльцом)
Откуда вылезает собака? (из-под крыльца)
Где прячется кошка? (за домом)
Откуда выходит кошка? (из-за дома)
Предлагается 4 вопроса.
Задания выявляет, умеет ли ребенок употреблять предложно-падежные конструкции. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 4 балла.
Изучение состояния словообразования
Методические указания: Необходимо выявить состояние словообразования. С этой целью предлагаются игровые задания. Высокий уровень данного раздела – 25 баллов, средний уровень – ниже 25 балла, низкий уровень – ниже 8 баллов.
Задание № 1. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Материал: Картинки: лист, трамвай, изба, крыльцо, кресло
Педагог показывая картинку просит ребенка назвать слово ласково. Например:
Лист – листочек;
Трамвай – трамвайчик;
Изба – избушка
Крыльцо – крылечко
Кресло – креслице
Предлагается 5 заданий.
Задания выявляет, умеет ли ребенок употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 5 баллов.
Задание № 2. Образование названий детенышей животных.
Педагог просит ребенка назвать детенышей предлагаемых животных. Например:
У коровы …? (телята)
У собаки …? (щенята)
У лошади …? (жеребята)
У овцы …? (ягнята)
У льва …? (львята)
Предлагается 5 заданий.
Задания выявляет, знает ли ребенок и умеет ли образовывать детенышей животных. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 5 баллов.
Задание № 3. Образование относительных прилагательных.
Педагог просит ребенка образовать относительные прилагательные. Например:
Стол из дерева (какой?) – деревянный
Аквариум из стекла
Крыша из соломы
Стена из кирпича
Шапка из меха
Носки из шерсти
Сапоги из резины
Крепость из снега
Лопатка из металла
Сок из яблок
Предлагается 10 заданий.
Задания выявляет, умеет ли ребенок образовывать из существительных, относительные прилагательные. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 10 баллов.
Задание № 4. Образование притяжательных прилагательных.
Педагог просит ребенка образовать из существительных притяжательные прилагательные. Например:
Очки бабушки (чьи?) – бабушкины
Туфли мамы (чьи?) -
Усы кошки (чьи?) -
Хвост лисы (чей?) -
Берлога медведя (чья?) -
Предлагается 5 заданий.
Задания выявляет, умеет ли ребенок образовывать из существительных, притяжательные прилагательные. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 5 баллов.
Задание № 5. Образование глаголов совершенного вида.
Педагог просит ребенка составить предложение по картинкам. Например:
Девочка строит дом.
Девочка построила домик.
Мальчик красит вертолет.
Мальчик покрасил вертолет.
Предлагается 4 задания. Задания выявляет, умеет ли ребенок образовывать глаголы совершенного вида. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 4 балла.
Завершая работу над второй главой хочется особенно подметить, что для того чтобы эффективно воздействовать на речевое недоразвитие, надо уметь выявлять не только характер и структуру дефекта, но и увидеть те, потенциальные возможности речевого развития ребенка, на которые следует опереться в первую очередь.
Рассмотрев вышеперечисленные методики по развитию речи, перед нами открылась ясная картина коррекционной логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи III уровня.
Методика по постановке и автоматизации звуков лежит отработка артикуляционных укладов гласных и согласных в определенной последовательности и развитие умения дифференцировать звуки по их основным признакам.
При обучении грамоте Т.А. Ткаченко [2] в основе своей методики положил особый порядок изучения букв, который определяется артикуляционной сложностью произнесения звука.
При работе над развитием лексико-грамматических представлений широко используется методика по программе Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной[3] .
При работе над формированием связной речи широко используется методика Т.А.Ткаченко[2] , используя вспомогательные средства, такие как наглядность и моделирование плана высказывания
В старшем дошкольном возрасте, на базе полученного опыта игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Следовательно, данный возраст, приходящийся на период подготовки к школе, можно рассматривать как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики ребенка.
Список использованной литературы
Люблинская А. А. Исследование детской речи. // Детская психология. - М., 1979.
Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб.,1999.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987.
|
|
|