Главная страница

Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня


Скачать 97.08 Kb.
Название Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня
Дата 27.02.2016
Размер 97.08 Kb.
Тип Документы

Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня

Чтобы эффективно воздействовать на речевое недоразвитие, надо уметь выявлять не только характер и структуру дефекта, но и увидеть те потенциальные возможности речевого развития ребенка, на которые следует опереться в первую очередь.

В настоящее время в теории и практике логопедии принято выделять три уровня языкового развития у детей с общим недоразвитием речи. Предлагаемые ниже задания предназначены для обследования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии критериями. В отличие от общепринятых приемов обследования, направленных только на выявление недоразвития речи, определяет формирование лексики, грамматического строя, фонетики.

В основу оценки позитивных явлений аномальной детской речи положена способность ребенка к расширению объема и грамматическому оформлению предложений, а также его способность к словоизменению. [1]

При определении уровня речевого развития предлагается в первую очередь учитывать те проявления, которые свидетельствуют о становлении, появлении новых эволютивных моментов в речевой деятельности детей.
Изучения состояния фонематического анализа и синтеза

Методические указания: Необходимо выявить состояние фонематического анализа и синтеза, умение самостоятельно выделять звуки в словах. С этой целью предлагаются игровые фонематические задачи на анализ и синтез слов. Итоговый высокий балл данного раздела 30 баллов. Ниже 30 баллов – средний уровень, ниже 8 баллов – низкий уровень речевого развития.

Задание № 1. Выделение конечного согласного из слов.

Педагог произносит слова и просит ребенка произнести отчетливо данное слово. Затем выделить конечный согласный звук в слове. Всего предлагается 8 слов: кот, сом, лимон, сироп, сук, малыш, грач, лещ. Задания выявляют, умеет ли ребенок выделить конечный согласный звук в слове. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 8 баллов.

Задание № 2. Выделение начального согласного из слов.

Педагог произносит слова и просит ребенка произнести отчетливо данное слово. Затем выделить начальный согласный звук в слове. Всего предлагается 8 слов: мост, пол, вода, дом, банка, тапки, чайник, щетка. Задания выявляют, умеет ли ребенок выделить начальный согласный звук в слове. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 8 баллов.

Задание № 3. Определение последовательности звуков в слове.

Педагог произносит слова и просит ребенка произнести отчетливо данное слово. Затем определить последовательность звуков в слове. Всего предлагается 8 слов: кот, дом, нос, суп, вата, лапа, рыба, шина. Задания выявляют, умеет ли ребенок определить последовательность звуков в слове. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 8 баллов.

Задание № 4. Определение количества звуков в словах.

Педагог произносит слова и просит ребенка произнести отчетливо данное слово. Затем определить количество звуков в слове. Всего предлагается 6 слов: нос, бык, кит, ваза, батон, банка. Задания выявляют, умеет ли ребенок определить количество звуков в слове. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 6 баллов.

Изучение состояние активного словаря

Номинативный словарь

Методические указания: Необходимо выявить состояние активного номинативного словаря. С этой целью предлагаются игровые задания на выявление активного словаря. Высокий уровень данного раздела – 20 баллов, средний уровень – ниже 20 баллов, низкий уровень – ниже 6 баллов

Задание № 1. Называние существительных по темам.

Педагог произносит обобщающее слово и просит ребенка назвать существительные по данной теме. Всего предлагается 4 темы: «Ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы». Задания выявляют, умеет ли ребенок подобрать и назвать существительные по теме. Называние более 3 существительных по теме (2 балла), менее 3 (1балл), не назвал вообще или неверно (0 баллов). Высшая общая оценка 8 баллов.

Задание № 2. Называние существительных обобщающим словом.

Педагог произносит слова и просит ребенка назвать существительные одним (обобщающим) словом. Всего предлагается 4 темы по три слова:

  • Клубника, смородина, черника это …?

  • Волк, лиса, заяц это …?

  • Кошка, собака, свинья это…?

  • Аист, кукушка, ласточка это …?

Задания выявляют, умеет ли ребенок называть слова одним (обобщающим) словом. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 4 баллов.

Задание № 3. Называние частей тела и частей предметов (по картинкам).

Материал: 8 картинок: локоть, ладонь, затылок, висок, манжета, петля для пуговицы, фары, мотор. Педагог называет слово, ребенок ищет его на картинке. Затем просит ребенка назвать частью чего является. Например: Локоть это часть чего? (руки). Всего предлагается 8 слов.

Задания выявляют, умеет ли ребенок называть части предметов. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 8 баллов.

Атрибутивный словарь

Методические указания: Необходимо выявить состояние активного атрибутивного словаря. С этой целью предлагаются игровые задания на выявление активного словаря. Высокий уровень данного раздела – 23 балла, средний уровень – ниже 23 баллов, низкий уровень – ниже 6 баллов

Задание № 1. Называние предъявленных цветов.

Материал: цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, розовый, белый, черный, коричневый. Педагог показывает любой цвет. Ребенок называет предъявленные цвета. Предлагается 10 цветов.

Задания выявляют, умеет ли ребенок называть и узнавать цвета. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 10 баллов.

Задание № 2. Называние формы.

Материал: картинки: руль, окно, флажок, слива, одеяло. Педагог предлагает взять ребенку картинку и ответить на вопросы.

  • Руль какой? (круглый)

  • Окно какое? (квадратное)

  • Флажок какой? (треугольный)

  • Слива какая? (овальная)

  • Одеяло какое? (прямоугольное)

Задания выявляют, умеет ли ребенок узнавать и называть формы. Всего 5 заданий. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 5 баллов.

Задание № 3. Подбор антонимов.

Педагог показывает слова, а ребенок должен подобрать к ним антонимы.

Задания выявляют, умеет ли ребенок правильно подобрать антонимы. Всего 8 слов: друг, добро, горе, горячий, легкий, длинный, давать, продавать. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 8 баллов.

Изучение состояния словоизменения

Методические указания: Необходимо выявить состояние словоизменения. С этой целью предлагаются игровые задания. Высокий уровень данного раздела – 19 баллов, средний уровень – ниже 19 баллов, низкий уровень – ниже 5 баллов

Задание № 1. Употребление существительных в именительном падеже ед. И мн. Числа. (образовать по аналогии)

Педагог называет слово в ед.числе, а ребенок называет это же слово во мн.числе. Предлагается 7 слов: глаз, лист, стул, лень, воробей, книга, дерево.

Задания выявляет, умеет ли ребенок изменять слова от единственного к множественному числу. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 7 баллов.

Задание № 2. Образование существительных мн.числа в родительном падеже.

Материал: Картинки: карандаши, листья, книги, вилки, вёдра.

Педагог называет существительное во мн.числе, а ребенок называет это же слово во мн.числе в родительном падеже отвечая на вопрос «Много чего?». Предлагается 5 слов.

Задания выявляет, умеет ли ребенок изменять слова в родительный падеж мн.числа. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 5 баллов.

Задание № 3. Согласование прилагательных с существительными ед.числа.

Материал: Картинки: фиолетовый колокольчик, серая ворона, розовое платье.

Педагог показывая картинки просит ребенка назвать что на ней нарисовано. Задания выявляет, умеет ли ребенок согласовывать прилагательные с существительными. Предлагается 3 задания. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 3 балла.

Задание № 4. Употребление предложно-падежных конструкций.

Материал: Любые картинки.

Педагог показывая картинку предлагает ответить на вопрос. Например:

  • Где спит собака? (под крыльцом)

  • Откуда вылезает собака? (из-под крыльца)

  • Где прячется кошка? (за домом)

  • Откуда выходит кошка? (из-за дома)

Предлагается 4 вопроса.

Задания выявляет, умеет ли ребенок употреблять предложно-падежные конструкции. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 4 балла.

Изучение состояния словообразования

Методические указания: Необходимо выявить состояние словообразования. С этой целью предлагаются игровые задания. Высокий уровень данного раздела – 25 баллов, средний уровень – ниже 25 балла, низкий уровень – ниже 8 баллов.

Задание № 1. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Материал: Картинки: лист, трамвай, изба, крыльцо, кресло

Педагог показывая картинку просит ребенка назвать слово ласково. Например:

  • Лист – листочек;

  • Трамвай – трамвайчик;

  • Изба – избушка

  • Крыльцо – крылечко

  • Кресло – креслице

Предлагается 5 заданий.

Задания выявляет, умеет ли ребенок употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 5 баллов.

Задание № 2. Образование названий детенышей животных.

Педагог просит ребенка назвать детенышей предлагаемых животных. Например:

  • У коровы …? (телята)

  • У собаки …? (щенята)

  • У лошади …? (жеребята)

  • У овцы …? (ягнята)

  • У льва …? (львята)

Предлагается 5 заданий.

Задания выявляет, знает ли ребенок и умеет ли образовывать детенышей животных. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 5 баллов.

Задание № 3. Образование относительных прилагательных.

Педагог просит ребенка образовать относительные прилагательные. Например:

  • Стол из дерева (какой?) – деревянный

  • Аквариум из стекла

  • Крыша из соломы

  • Стена из кирпича

  • Шапка из меха

  • Носки из шерсти

  • Сапоги из резины

  • Крепость из снега

  • Лопатка из металла

  • Сок из яблок

Предлагается 10 заданий.

Задания выявляет, умеет ли ребенок образовывать из существительных, относительные прилагательные. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 10 баллов.

Задание № 4. Образование притяжательных прилагательных.

Педагог просит ребенка образовать из существительных притяжательные прилагательные. Например:

  • Очки бабушки (чьи?) – бабушкины

  • Туфли мамы (чьи?) -

  • Усы кошки (чьи?) -

  • Хвост лисы (чей?) -

  • Берлога медведя (чья?) -

Предлагается 5 заданий.

Задания выявляет, умеет ли ребенок образовывать из существительных, притяжательные прилагательные. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 5 баллов.

Задание № 5. Образование глаголов совершенного вида.

Педагог просит ребенка составить предложение по картинкам. Например:

  • Девочка строит дом.

  • Девочка построила домик.

  • Мальчик красит вертолет.

  • Мальчик покрасил вертолет.

Предлагается 4 задания. Задания выявляет, умеет ли ребенок образовывать глаголы совершенного вида. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 4 балла.

Завершая работу над второй главой хочется особенно подметить, что для того чтобы эффективно воздействовать на речевое недоразвитие, надо уметь выявлять не только характер и структуру дефекта, но и увидеть те, потенциальные возможности речевого развития ребенка, на которые следует опереться в первую очередь.

Рассмотрев вышеперечисленные методики по развитию речи, перед нами открылась ясная картина коррекционной логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи III уровня.

Методика по постановке и автоматизации звуков лежит отработка артикуляционных укладов гласных и согласных в определенной последовательности и развитие умения дифференцировать звуки по их основным признакам.

При обучении грамоте Т.А. Ткаченко [2] в основе своей методики положил особый порядок изучения букв, который определяется артикуляционной сложностью произнесения звука.

При работе над развитием лексико-грамматических представлений широко используется методика по программе Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной[3] .

При работе над формированием связной речи широко используется методика Т.А.Ткаченко[2] , используя вспомогательные средства, такие как наглядность и моделирование плана высказывания

В старшем дошкольном возрасте, на базе полученного опыта игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Следовательно, данный возраст, приходящийся на период подготовки к школе, можно рассматривать как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики ребенка.
Список использованной литературы


  1. Люблинская А. А. Исследование детской речи. // Детская психология. - М., 1979.

  2. Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб.,1999.

  3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987.