|
Дети с нарушениями речевого развития
-
Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.
Классификация речевых нарушений по Р. Е. Левиной:
-
Классификация речевых нарушений по Р. Е. Левиной:
-
Клинико-педагогическая;
-
Психолого-педагогическая (педагогическая).
Психолого-педагогическая классификация
-
Психолого-педагогическая классификация
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
-
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
-
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
-
Заикание – рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.
-
Детей с дефектами речи, условно можно разделить на 3 группы:
-
Первая группа – фонетические нарушения речи. Они выражаются как в нарушении произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений.
-
Вторая группа – фонетико-фонематические нарушения. Для них характерно то, что ребёнок не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звучаниями.
-
Третья группа – общее недоразвитие речи. Оно выражается в том, что нарушение распространяется не только на звуковую сторону речи. Страдает умение различать звуки речи, правильность слогового оформления слов, словарь, грамматика языка, связная речь.
-
Р. Е.Левиной были выделены три уровня общего недоразвития речи (ОНР):
-
Р. Е.Левиной были выделены три уровня общего недоразвития речи (ОНР):
-
На первом уровне наблюдается полное или почти полное отсутствие словесных средств общения в возрасте 5—6 лет, когда у детей без речевой патологии речь в основном сформирована.
-
На втором уровне появляются общеупотребительные слова, хотя и искажённые. Намечается различение некоторых грамматических форм.
-
Третий уровень характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
|
|
|