Главная страница

День народного единства в России. Цель


Название День народного единства в России. Цель
Дата 23.03.2016
Размер 69 Kb.
Тип Документы

Нагорная Ирина Юрьевна

учитель трудового

(производственного обучения)

МКОУ «Школа для детей с ОВЗ №7»

Г. Курчатова Курской области
День народного единства в России.

ЦЕЛЬ:

- рассказать учащимся о празднике Дне Народного Единства;

-развитие духовно-нравственных качеств личности, интереса к историческому прошлому и настоящему России;

- воспитание патриотизма и любви к своему народу и Родине.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- электронная презентация;

- выставка книг об истории России.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: устный журнал

1. Актуализация знаний учащихся о государственных праздниках

Учитель: Сегодня мы с вами на классном часе поговорим об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам немного подумать и вспомнить известные праздники. Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами. Соотнесите даты и названия.

4 ноября

Новый год

23 февраля

День Победы

9 мая

Международный женский день

1 января

День Народного Единства

8 марта

День защитника Отечества

(проверка –ученики называют по очереди дату и соответствующий праздник)

2. Определение темы классного часа

Учитель: Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна? (День народного единства). Кто из вас знает, что символизирует этот праздник? (предположения учащихся). Более полно о празднике – Дне народного единства узнаем на классном часе (с какого времени празднуется и что символизирует).

Слайд 1

3. Выступление учащихся

1-й ученик. Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи...

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ)

4. Пословицы о Родине.

Учитель: Какие пословицы о своей Родине и ее главных городах вы знаете?

(учащиеся перечисляют по очереди)

Слайд 2

• Своя земля и в горсти мила. Своя земля — свой прах.

• Без корня и полынь не растет.

• Всяк кулик своё болото хвалит.

• Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.

• Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.

• Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова.

• Москва всем городам мать.

• Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

• Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.

• Питер — кормило, Москва — корм. Питер — голова, Москва — сердце.

5. Из истории праздника.

Учитель: Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника? (В единстве, единении народа — сила России) Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса (развала), вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Учитель: Давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда Россия имела примерно такой вид.

Слайд 3

- Кого вы здесь видите? (Людей, которые населяли Россию, дома, дворцы и православные храмы.)

- Знаете ли вы, какими сословиями было представлено население России в XVII веке?

(Учащиеся составляют список, в который по возможности включают слова: князья, бояре, духовенство, дворяне, купцы, ремесленники, крестьяне, стрельцы, воеводы, казаки и др.)

6. О Минине и Пожарском.

- Одним из жителей Руси того времени были Кузьма Минин, обычный продавец мяса и рыбы, земский староста. Он считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл».

- А ещё Князь Дмитрий Пожарский. Он был очень скромным и простым в обращении и никогда не стремился к исключительному влиянию на людей и события.

Слайд 4

- Именно такие простые русские люди встали во главе ополчения, когда на русскую землю напали польские интервенты и повели в бой русских воинов.

- И 4 ноября 1612 году Москва была освобождена от польских интервентов, конечно же, под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности.

Слайд 5, 6

- Кузьма Минин за свой подвиг получил в 1613 г от царя Михаила Фёдоровича Романова звание «думного дворянина» и стал получать жалование 200 рублей в год. А также царь пожаловал ему село Богородское с деревнями и дом казны на соборной площади Нижегородского Кремля. А Дмитрий Пожарский был награждён чином боярина.

- Знаете ли вы, что это за памятник?

Слайд 7

На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Слайд 8

« Гражданину Минину и

Князю Пожарскому

Благодарная Россия»

- Чтобы ваше представление об этих людях стало полнее, прослушаем отрывок из пьесы А.Н.Островского «Козьма Захарьич Минин» и рассмотрим картину русского живописца Константина Маковского.

Слайд 9

- Итак, осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение...

Народ.

— Эко рыдание во всем соборе!

— Да и было отчего!

— Гибнет, говорят, наше государство! Гибнет вера православная!

— Мы за веру православную должны до смерти стоять!

— А кто же прочь?

— Подожди малость, Кузьма Захарьич говорить хочет!

Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?

Народ. Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной.

Минин. И еще, братья, коли хотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и домы! А будет мало — жен, детей заложим!

Голоса. Заложим жен! Детей своих заложим!

Минин. Что мешкать даром? Время нас не ждет! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братья, честного мужа, которому то дело за обычай, — вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?

Народ. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!

Минин. Воля Божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами! Глас народа — глас Божий! Теперь, друзья, несите, кто что может, на дело земское, на помощь ратным. Я, — Господи, благослови начало! — свои скопленные и трудовые — все, до единого рубля кладу!

Народ (кладут деньги кто сколько может).

— Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую.

— Что деньги? Деньга — дело наживное!

— Все отдадим! Теперь не до нарядов!

— Вот наши деньги из квасного ряду!

— Из рукавичного!

— От ярославцев!

— Костромичи собрали — принимайте!

— Стрельцы Колзакова, Баима сотни!

— Вот праздник, так уж праздник!

Минин. И я смотрю, душа во мне растет. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Недалеко то время, когда, вооружаясь и окрылатев, как непоборные орлы, помчимся на врагов. Пусть лютый враг, как лев, зияет; не страшен нам злохитрый рык его!

Учитель:

• Как называет Минина народ?

• Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?

• Кого поставили во главе ополчения?

• Каким вам представился образ Кузьмы Минина?

• Какими качествами характера обладал Кузьма Минин? Надо было спасать Родину, предстояло сделать именно то, что было не по силам целому ряду политиков, облеченных самой высокой властью.

• Сделайте заключение о чертах характера Минина, выбрав нужные слова. (Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.)

- Как вы думаете, приходилось ли Кузьме Минину сражаться с врагами или он предпочитал руководить опасными предприятиями из тиши кабинетов? (ответы учащихся)

- А каким, по вашему мнению, оружием пользовались ополченцы того времени? (предположения учащихся)

- Рассмотрите изображение сабель и определите, какая из них принадлежала Минину, а какая — Пожарскому. Обоснуйте ответ.

Слайд 10

(Пожарский — князь, поэтому его сабля богаче отделана, а Минин — простой человек, и у него она простая.)

Слайд 11

- Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охвативших народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего... Выходец из народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский! Все их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской. И они совершили невозможное, победили врага, полонившего страну.

Слайд 12

- День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей? Так же 4 ноября праздник Казанской Божьей матери.

Слайд 13

- В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем главные слова:

Слайд 14

Слайд 15

- Обращаю ваше внимание на выставку книг и исторических кинофильмов, повествующих о доблестных подвигах наших русских воинов.

7. Итог классного часа

Слайд 16

- Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Спасибо за участие в классном часе!