Главная страница

Классный час №1 Памятная дата. Эрмитажу 250 лет! Виртуальная экскурсия Цели


Скачать 83.28 Kb.
Название Классный час №1 Памятная дата. Эрмитажу 250 лет! Виртуальная экскурсия Цели
Дата 24.02.2016
Размер 83.28 Kb.
Тип Классный час

Классный час

№ 1

Памятная дата.

Эрмитажу – 250 лет!

Виртуальная экскурсия

Цели:

  • расширить  знания учащихся о культурных ценностях нашей страны – музее Эрмитаже.

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

  • Развить чувство патриотизма и гражданской ответственности;

Воспитательные:

  • Воспитать бережное отношение к своей истории, к культурному наследию  нашей Родины.

Оборудование:

Презентация «250-летие Эрмитажа», буклет .

Ход классного часа:

1.Организационный момент.

Среди художественных музеев планеты немного найдется таких, чьи коллекции могли бы сравниться с сокровищами Государственного Эрмитажа. Более трех с половиной миллионов туристов ежегодно бывают в его залах.

Они любуются великими творениями Леонардо да Винчи, Рафаэля, Эль Греко, Рубенса, Рембрандта, Пикассо…

Немного музеев в мире, которые могут соперничать с Эрмитажем по количеству шедевров мирового искусства, которые хранятся в сотнях его залов.

2. Рассказ с элементами беседы.

Виртуальная экскурсия

В 1764 году Екатерине II были переданы из Берлина 225 ценных картин. Это положило начало одному из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев - Государственному Эрмитажу. В 2014 году Эрмитаж отмечает свое 250-летие. Приглашаю вас в виртуальную экскурсию по залам Эрмитажа.

Во дворце, где у царских семей (Пшакина Екатерина)

Зимнее было становище,

Теперь Эрмитаж - так зовется музей,

В котором хранятся сокровища.

Чтоб обойти эти груды добра,

Не хватит, пожалуй, и месяца.

Посуда из чистого серебра,

Хрустальные люстры светятся,

Картины предыдущих веков,

Гобелены и статуи,

Знамена, отбитые у врагов,

Звездные, полосатые...

Из малахита и лазурита

Вазы, колонны, столики -

Все это доступно, все это открыто

И школьнику и историку!..
На левом берегу Невы расположен Зимний дворец – одно из зданий современного Эрмитажа. Оно было построено по проекту гениального архитектора Барталамео Растрелли в 1762 году. Галереи, залы, переходы и лестницы выполнены в стиле барокко, а значит, изобилуют золотой лепниной, статуями и великолепными росписями. Над созданием прекрасных интерьеров Эрмитажа трудились: Карло Росси, Брюллов, Оноре да Монферан и многие другие российские и зарубежные художники, скульпторы.

Первоначально здание строилось как дворец для проживания царских особ, и доступ к огромным коллекциям искусства имели только люди, приближенные ко двору. Быстро растущие коллекции картин известных мастеров, собрание скульптуры и прикладного творчества, вызвало необходимость строительства дополнительных помещений для размещения коллекции Эрмитажа.

Современный Эрмитаж занимает огромную площадь, около 2 гектаров и является самым большим художественный музеем в мире , он включает 332 галереи и более 3 миллионов предметов искусства.

sitefaktov.ru/index.php/home/781-zimdvorec (Памятники мировой культуры. Зимний дворец).

К сожалению, мы не сможем рассмотреть все экспонаты Эрмитажа, так как если мы будет стоять минуточку у каждого из них нам понадобиться 8 лет жизни.

Поэтому познакомимся сегодня с самыми «загадочными».

  1. ЧТО С «ПАВЛИНОМ»? (Акимов Максим)
    В 1777 году князь Григорий Потемкин решил в очередной раз удивить императрицу Екатерину. Его выбор пал на работу английского механика Джеймса Кокса. Почему именно на него, неизвестно. Возможно, русский граф увидел удивительные вещи в рекламных каталогах, которые издавал мастер. Впрочем, до конца неясно самолично ли Кокс выполнял заказ для русского князя или ему помогал Фридрих Юри. Подарок пришлось разобрать – иначе его было просто не доставить в Россию. Разобрать-то разобрали, а вот собрать не смогли – часть деталей оказалось то ли сломана, то ли утрачена. Так и пылился бы эффектный подарок, если бы в 1791 году Потемкин не поручил «оживить птичек» Ивану Кулибину. И мастер высочайшего класса сделал невозможное: часы пошли, а затейливый механизм пришел в движение. Как только часы начинают звонить, «оживает» сова в клетке.
    Под звон колокольчиков клетка начинается вращаться. Затем «просыпается» павлин: его хвост поднимается, начинает распускаться, птица кланяется, втягивает и запрокидывает голову, открывает клюв. В тот момент, когда хвост полностью раскрывается, павлин поворачивается на 180 градусов так, что зрители видят его… зад. Затем перья опускаются, и павлин занимает исходное положение.
    Узнать об истинной причине такого нелицеприятного поведения павлина сегодня невозможно. По одной из версий Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот. Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное «фуэте», тем самым демонстрируя свое отношение к царскому двору, для которого «птичка» и предназначалась.
    2. ГРОБНИЦА ГОМЕРА (Козеев Владимир)
    В зале Юпитера можно найти и еще одну неразгаданную загадку Эрмитажа – «гробницу Гомера». Она была вывезена то ли с острова Андрос, то ли с острова Хиос в ходе Первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского. Первым владельцем гробницы стал «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 г. русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: «Не памятник ли это Гомера?» Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации.
    Вскоре, авторитет Строганова как коллекционера неимоверно вырос. Еще бы, ведь он обладал предметом, за которым не одно столетие гонялись авантюристы со всего света. Впрочем, «гробница Гомера» — очередная красивая легенда, вроде Атлантиды или золота Трои.
    Изучив барельефы, ученые с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот. Но пока остается неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага. Каким образом, где и когда эти стенки соединились – непонятно.
    3. КРОВОЖАДНАЯ БОГИНЯ (Девятаева Татьяна)
    В египетском зале можно найти один из древнейших египетских памятников на территории России — статую богини войны и воздаяния, гневную Мут-Сохмет. Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий. Боги решили спасти людей: они разлили перед богиней подкрашенное в красный цвет пиво, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь. Выпила – и успокоилась. Однако, легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей все еще сохраняется. Якобы, ежегодно в полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица.
    По другой версии – ноги богини покрываются странным красноватым влажным налетом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы. Последний раз налет, якобы, был обнаружен в 1991 году. Есть ли в легенде хоть доля истины? И как можно объяснить странный «кровавый» налет? На эти вопросы ответы не найдены.
    4. ТАЙНА ЗОЛОТОЙ МАСКИ (Нецкина Виктория)
    В собраниях Эрмитажа хранятся всего три посмертные античные маски из золота. Одна из них – маска из гробницы Рескупорида. В 1837 году археологи обнаружили в окрестностях Керчи курган, внутри нашли каменный саркофаг с женским скелетом, который предположительно принадлежал не иначе как царице: все тело усыпано бляшками из золота, на голове – золотой венок, лицо скрыто золотой маской. Вокруг саркофага было найдено большое количество ценных вещей, в том числе серебряное блюдо с выбитым именем царя Рескупорида, правителя Боспорского царства. Ученые предположили, что в саркофаге была погребена его жена, но позже засомневались. До сих пор гипотеза о том, что золотая маска скрывала лицо боспорской царицы, не подтверждена и не опровергнута.
    5. КЛАНЯЮЩИЙСЯ ПЕТР (Инзин Николай)
    Ореолом таинственности окружена так называемая «восковая персона» Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора. Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Петр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям «пора и честь знать». В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако, никакого механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то – не захотелось терять очередную красивую легенду. Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто со «знакомым смотрителем» оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура «оживала».

6. НЕПОВТОРИМЫЕ СЕРЬГИ (Осина Екатерина)
В сибирской коллекции Петра I можно найти феодосийские серьги, выполненные в древнегреческой технике зерни. Их главным украшением является микроскопическая многофигурная композиция, иллюстрирующая афинские состязания. Мельчайшую зернь, которой усыпана одна из частей украшения, можно разглядеть разве что с помощью лупы. При сильном увеличении обнаруживаются крошечные зерна, которые соединены по четыре и выстроены в ряды – именно эта отделка и подарила феодосийским серьгам всемирную славу. Лучшие мировые ювелиры пытались создать копии феодосийских украшений, но задача оказалась невыполнимой. Ни способ пайки, ни состав припоя, которым пользовались мастера древности, выяснить не удалось.
7. «ИКОНА БЕЗБОЖНОГО ВРЕМЕНИ»
Один из самых скандальных шедевров – «Черный квадрат» Малевича 1932 года – также можно найти в Эрмитаже. Сам автор трактовал идею как беспредельность, обобщенную в единый знак, называя «Черный квадрат» иконой нового, безбожного времени. Споры об идейном содержании полотна ведутся давно, но с того момента, как картина была выставлена в Эрмитаже, снова и снова обращается внимание на ее «разрушительную» энергетику: одни посетители рядом с ней теряли сознание, другие, напротив, приходили в неистовое возбуждение.
Действительно ли мировой шедевр наделен мистической силой, или это очередная попытка «подлить масла в огонь»? На эти вопросы ответить легко, стоит только посетить Эрмитаж.


5. Викторина “Что ты узнал об Эрмитаже”.

Классный руководитель зачитывает вопрос, обучающиеся отвечают на них.

  1. В каком году был основан Эрмитаж (В 1764 году Екатерине II были переданы из Берлина 225 ценных картин).

  2. Кто является основателем Эрмитажа (Екатерина II)

  3. Какой музей может только соперничать с Эрмитажем (Лувр, Франция)

  4. Сколько экспонатов содержит коллекция Эрмитажа (более 3 миллионов)

  5. Сколько зданий входит в музейный комплекс Эрмитаж (5 зданий: Зимний дворец, Малый и Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр)

  6. Как с французского переводиться слово «Эрмитаж»? (место уединения, келья, приют отшельника, затворничество)

  7. Кто сделал Эрмитаж публичным музеем открытым для всех желающих (в 1852 году, император Николай I)

  8. Назовите нынешнего руководителя Эрмитажа (Пиотровский Михаил Борисович)

  9. В какой стране есть филиал музея Эрмитаж? (Нидерланды, Амстердам)

  10. Назовите, в каких российских городах есть филиалы музея Эрмитаж (Омск, Казань, Выборг)

  11. Внимание на экран. Назовите произведение искусства и его автора (Часы «Павлин» Джеймс Кокс, «оживил» Кулибин)

  12. Внимание на экран. Назовите произведение искусства и его автора («Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи)

  13. Внимание на экран. Назовите произведение искусства и его автора («Рождение Венеры» Боттичелли)

  14. Внимание на экран. Назовите произведение искусства и его автора («Купание красного коня» Петров – Водкин)

  15. Внимание на экран. Назовите произведение искусства и его автора (Табакерки Екатерины Великой)

  16. Внимание на экран. Назовите произведение искусства и его автора (Статуя Зевса Олимпийского)

  17. Внимание на экран. Назовите произведение искусства и его автора (Статуя Афины)

  18. Внимание на экран. Назовите произведение искусства и его автора («Возвращение блудного сына» Рембрандт)

6. Подведение итогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРИЛАГАЕТСЯ

Кл. рук. 6б класса Судницына Галина Владимировна.