|
Чтение художественной литературы и рисования Зимняя сказка
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Теремок» комбинированного вида города Ишимбая муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан
Конспект
Образовательной деятельности
в подготовительной группе на тему:
«Чтение художественной литературы и
рисования «Зимняя сказка»».
Составила и провела:
воспитатель Кочемасова Т.Н.
Интегрированные задачи:
Образовательные: продолжать знакомить с творчеством русских поэтов; учить воспринимать художественное слово в сочетании с живописью и музыкой, приобщать к изобразительному искусству.
Развивающие: развивать у детей эстетическое восприятие зимней природы; развивать интерес детей к изобразительному творчеству, посредством использования нетрадиционных техник рисования. Развивать связную речь, образное мышление и память, внимание, художественно-творческие способности детей.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе; стремление доводить начатое дело до конца.
Формы работы: показ, рассматривание, разгадывание загадки, чтение стихотворений, объяснения, вопросы, рисование картин.
Индивидуальная работа: заучивание стихотворения.
Предварительная работа: чтение художественных произведений о зиме, просматривание иллюстраций к ним; рисование в нетрадиционной технике (рисование свечой, скомканной бумагой, способом тычка)
Оборудование и материалы: альбомные листы бумаги-заготовки, гуашевые краски, акварельные краски, кисти, свечи, салфетки, баночки с водой, восковые мелки, губки, проектор; композиция Чайковского «Еловый лес зимой»; письмо.
Ход образовательной деятельности.
I.Воспитатель:
Сегодня мы с вами поговорим о …..
Нет, я лучше загадаю загадку:
«Укрыла землю пуховым одеялом,
Сковала реки крепким льдом,
Узоры на окне нарисовала
Искристым белым серебром.» ( Зима)
В: Совершенно верно, это зима. О её волшебстве мы сейчас и поговорим.
Ребята я совсем забыла вам рассказать о письме, которое пришло к нам в детский сад давайте его прочтём. (Воспитатель его читает).
«Я Зазумба-папуас,
Всех приветствую я вас!
Ем кокос, кокос я пью,
Крокодила я ловлю.
А живу я, где жара,
Солнце светит мне в глаза.
Пальмы, голые пески-
Умираю от тоски!
Я давно хотел узнать:
Что такое вдруг зима?
Как с ногами снег идет?
Что снежинка как звезда,
Снеговик где появился?
С чем едят его, зима?
Объясните, мне? Пока!
Очень, очень вас люблю
И ответа от всех жду!»
В: Ребята, вот это чудеса. Поможем нашему африканскому другу? (Конечно поможем).
В: Как вы считаете, почему Зазумба не знает, что же такое зима?
Дети: Потому что, в Африке нет зимы, там всегда лето круглый год и снега не бывает.
В: Конечно же Африка находится на экваторе, в широте очень жаркого климата, и хотя там в календаре и бывают зимние месяцы, а вот настоящей холодной зимы коренные жители Африки не видят.
-Но что же нам делать?
-Как же ответить на все вопросы Зазумбы?
-Что нам в этом поможет?
Дети: Нужно Зазумбе рассказать о зиме, описать зимнюю погоду, спеть песню, рассказать стихи, рассмотреть картины о зиме, послушать музыку…
II.В: Да, чтобы рассказать о волшебнице-зиме можно пригласить в помощь музыку. Многие композиторы в своих музыкальных произведениях использовали зимние темы. Сейчас мы и послушаем одно из них. (дети слушают музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского «Еловый лес зимой»).
В: А что нам ещё поможет описать чудесное время года-зиму?
Дети: Можно прочитать стихотворение.
III.В: Конечно же поэзия очень необычно и выразительно передает образ зимней природы. Ребята, послушайте какими замечательными словами о зиме говорит русский поэт И.З. Суриков (заставка на экране проектора зимнего пейзажа природы; звучит звукозапись стихотворения).
«Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И, заснул под нею
Крепко, непробудно.
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,-
Вот пришли морозцы-
И зима настала».
Далее дети читают стихи русских и современных поэтов (А.С. Пушкина, Николая Некрасова, Афанасия Фета, Александровой Светланы)
1. «Снежок порхает, кружиться,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.» ( Николай Некрасов)
2. «Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один темнеет
И ель, сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.» (А.С.Пушкин)
3. «Снег да снежные узоры,
В поле вьюга, разговоры,
В пять часов уж тьма.
День – коньки, снежки, салазки.
Вечер – бабушкины сказки, -
Вот она – Зима!» (Афанасий Фет)
4. Ура! Пришла Зима!
« Снег. Мороз. Стоят дома
В ледяных оковах. Это к нам пришла зима,
Это значит скоро
Санки, лыжи и коньки,
Новый год, Сочельник,
И бенгальские огни,
Дед Мороз – волшебник.
Мандарины, оливье,
И подарки детям,
Корка наста на земле.
И гирлянды светят.
Как тут зиму не любить?
Как не восхищаться?
Надо в мире все ценить,
Любить и восхищаться» (Александрова Светлана)
В: С помощью музыки, поэзии мы очень много рассказали о зиме, но чего-то не хватает…. Кто из вас догадался?
Дети: Не хватает ярких красок.
В: Конечно же не хватает живописи: волшебства кисти и красок.
-Я, приглашаю вас отправиться на прогулку в зимний лес! А вы идти со мной готовы? (Да).
Давайте оденемся потеплее.
Физкультминутка.
На дворе у нас мороз. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз, топают ногами).
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, (Поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят
Будем их ловить руками. снежинки).
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, (Потягивание-руки в стороны).
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (Ходьба на месте с высоким подниманием
Поднимаем выше ноги, колен).
Мы идем, идем, идем (Ходьба на месте).
И в волшебный лес придем!
А теперь закрываем глаза, а насчет пять открываем! (Дети закрывают глаза и считают).
Раз, два, три, четыре, пять и мы в лесу! (На проекторе выставка произведений известных художников).
В: Посмотрите ребята, как красиво вокруг! (Дети рассматривают выставку )
Красоту зимней природы в своих произведениях воспевали русские и современные поэты. Послушайте, как рассказывает о красоте зимнего леса поэт Федор Тютчев. (звучит звукозапись стихотворения).
«Чародейскою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой
Сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой-
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой!»
Многие художники своими работами смогли передать полноту, выразительность и неисчерпаемое богатство зимней природы. Это такие зимние пейзажи:
картина Ивана Вельц «Зима»
«Зимний пейзаж» Колесников Борис Вячеславович
«Иней» Жуковский Станислав Юлианович
В: Дети, обратите внимание на картину выдающего живописца- пейзажиста
И.И Шишкина «Зима». Художник изобразил красоту зимней природы. Посмотрите, сколько вокруг снега, он прижал все веточки, и они не шевелятся, как в стихотворении Николая Гончарова:
(звучит звукозапись стихотворения).
«Намело навьюжило
Все деревья в кружеве
Снег на соснах
На кустах
В белых шапках ели
И запутались в ветвях
Буйные метели».
-Ну что же, нам пора прощаться с лесом.
«Лес волшебный до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес
Полный сказок и чудес!»
-Закроем глаза и возвращаемся обратно.
Раз, два, три, четыре, пять. Все на месте? (Да).
Раздеваемся, отряхиваем снег, греем руки.
-Ребята, вам понравилась наша прогулка? (Да).
-И мне очень понравилось!
IV.В: Я думаю, наш африканский друг останется очень доволен если посмотрит видеозапись.
-А давайте на память приготовим ему сюрприз. На время превратимся в волшебников и напишем «Зимнюю сказку» необычными способами, какие вы ребята, выберете сами. Договорились?
-Ну хорошо, приступаем к работе немедленно.
Дети рисуют под музыку пейзажи в нетрадиционной технике (рисуют свечой, скомканной бумагой, способом тычка).
По окончании самостоятельной работы: выставка детских работ на «зимнем окошке».
V.Анализ работ.
В:Посмотрите,какие чудесные пейзажи получились!
На них лес словно сказочный, волшебный, чудесный, великолепный! У каждого получился свой, неповторимый пейзаж!
-А что больше всего понравилось вам, и почему?
(2-3 детей дают анализ работ сверстников).
В: А свои картины, видеозапись мы отправим своему африканскому другу Зазумбе в ответной посылке.
|
|
|