Главная страница

Чтение художественной литературы и рисования Зимняя сказка


Скачать 75.04 Kb.
Название Чтение художественной литературы и рисования Зимняя сказка
Дата 10.03.2016
Размер 75.04 Kb.
Тип Конспект

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Теремок» комбинированного вида города Ишимбая муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан

Конспект

Образовательной деятельности

в подготовительной группе на тему:

«Чтение художественной литературы и

рисования «Зимняя сказка»».

Составила и провела:

воспитатель Кочемасова Т.Н.

Интегрированные задачи:

Образовательные: продолжать знакомить с творчеством русских поэтов; учить воспринимать художественное слово в сочетании с живописью и музыкой, приобщать к изобразительному искусству.

Развивающие: развивать у детей эстетическое восприятие зимней природы; развивать интерес детей к изобразительному творчеству, посредством использования нетрадиционных техник рисования. Развивать связную речь, образное мышление и память, внимание, художественно-творческие способности детей.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе; стремление доводить начатое дело до конца.

Формы работы: показ, рассматривание, разгадывание загадки, чтение стихотворений, объяснения, вопросы, рисование картин.

Индивидуальная работа: заучивание стихотворения.

Предварительная работа: чтение художественных произведений о зиме, просматривание иллюстраций к ним; рисование в нетрадиционной технике (рисование свечой, скомканной бумагой, способом тычка)

Оборудование и материалы: альбомные листы бумаги-заготовки, гуашевые краски, акварельные краски, кисти, свечи, салфетки, баночки с водой, восковые мелки, губки, проектор; композиция Чайковского «Еловый лес зимой»; письмо.

Ход образовательной деятельности.

I.Воспитатель:

Сегодня мы с вами поговорим о …..

Нет, я лучше загадаю загадку:

«Укрыла землю пуховым одеялом,

Сковала реки крепким льдом,

Узоры на окне нарисовала

Искристым белым серебром.» ( Зима)

В: Совершенно верно, это зима. О её волшебстве мы сейчас и поговорим.

Ребята я совсем забыла вам рассказать о письме, которое пришло к нам в детский сад давайте его прочтём. (Воспитатель его читает).

«Я Зазумба-папуас,

Всех приветствую я вас!

Ем кокос, кокос я пью,

Крокодила я ловлю.

А живу я, где жара,

Солнце светит мне в глаза.

Пальмы, голые пески-

Умираю от тоски!

Я давно хотел узнать:

Что такое вдруг зима?

Как с ногами снег идет?

Что снежинка как звезда,

Снеговик где появился?

С чем едят его, зима?

Объясните, мне? Пока!

Очень, очень вас люблю

И ответа от всех жду!»

В: Ребята, вот это чудеса. Поможем нашему африканскому другу? (Конечно поможем).

В: Как вы считаете, почему Зазумба не знает, что же такое зима?

Дети: Потому что, в Африке нет зимы, там всегда лето круглый год и снега не бывает.

В: Конечно же Африка находится на экваторе, в широте очень жаркого климата, и хотя там в календаре и бывают зимние месяцы, а вот настоящей холодной зимы коренные жители Африки не видят.

-Но что же нам делать?

-Как же ответить на все вопросы Зазумбы?

-Что нам в этом поможет?

Дети: Нужно Зазумбе рассказать о зиме, описать зимнюю погоду, спеть песню, рассказать стихи, рассмотреть картины о зиме, послушать музыку…

II.В: Да, чтобы рассказать о волшебнице-зиме можно пригласить в помощь музыку. Многие композиторы в своих музыкальных произведениях использовали зимние темы. Сейчас мы и послушаем одно из них. (дети слушают музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского «Еловый лес зимой»).

В: А что нам ещё поможет описать чудесное время года-зиму?

Дети: Можно прочитать стихотворение.

III.В: Конечно же поэзия очень необычно и выразительно передает образ зимней природы. Ребята, послушайте какими замечательными словами о зиме говорит русский поэт И.З. Суриков (заставка на экране проектора зимнего пейзажа природы; звучит звукозапись стихотворения).

«Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И, заснул под нею

Крепко, непробудно.

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,-

Вот пришли морозцы-

И зима настала».

Далее дети читают стихи русских и современных поэтов (А.С. Пушкина, Николая Некрасова, Афанасия Фета, Александровой Светланы)

1. «Снежок порхает, кружиться,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.» ( Николай Некрасов)

2. «Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один темнеет

И ель, сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.» (А.С.Пушкин)

3. «Снег да снежные узоры,

В поле вьюга, разговоры,

В пять часов уж тьма.

День – коньки, снежки, салазки.

Вечер – бабушкины сказки, -

Вот она – Зима!» (Афанасий Фет)

4. Ура! Пришла Зима!

« Снег. Мороз. Стоят дома

В ледяных оковах. Это к нам пришла зима,

Это значит скоро

Санки, лыжи и коньки,

Новый год, Сочельник,

И бенгальские огни,

Дед Мороз – волшебник.

Мандарины, оливье,

И подарки детям,

Корка наста на земле.

И гирлянды светят.

Как тут зиму не любить?

Как не восхищаться?

Надо в мире все ценить,

Любить и восхищаться» (Александрова Светлана)

В: С помощью музыки, поэзии мы очень много рассказали о зиме, но чего-то не хватает…. Кто из вас догадался?

Дети: Не хватает ярких красок.

В: Конечно же не хватает живописи: волшебства кисти и красок.

-Я, приглашаю вас отправиться на прогулку в зимний лес! А вы идти со мной готовы? (Да).

Давайте оденемся потеплее.

Физкультминутка.

На дворе у нас мороз. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и

Чтобы носик не замерз, топают ногами).

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

С неба падают снежинки, (Поднимают руки над головой и делают

Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят

Будем их ловить руками. снежинки).

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы, (Потягивание-руки в стороны).

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы, (Ходьба на месте с высоким подниманием

Поднимаем выше ноги, колен).

Мы идем, идем, идем (Ходьба на месте).

И в волшебный лес придем!

А теперь закрываем глаза, а насчет пять открываем! (Дети закрывают глаза и считают).

Раз, два, три, четыре, пять и мы в лесу! (На проекторе выставка произведений известных художников).

В: Посмотрите ребята, как красиво вокруг! (Дети рассматривают выставку )

Красоту зимней природы в своих произведениях воспевали русские и современные поэты. Послушайте, как рассказывает о красоте зимнего леса поэт Федор Тютчев. (звучит звукозапись стихотворения).

«Чародейскою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой

Сном волшебным очарован,

Весь окутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой-

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой!»

Многие художники своими работами смогли передать полноту, выразительность и неисчерпаемое богатство зимней природы. Это такие зимние пейзажи:

  1. картина Ивана Вельц «Зима»

  2. «Зимний пейзаж» Колесников Борис Вячеславович

  3. «Иней» Жуковский Станислав Юлианович

В: Дети, обратите внимание на картину выдающего живописца- пейзажиста

И.И Шишкина «Зима». Художник изобразил красоту зимней природы. Посмотрите, сколько вокруг снега, он прижал все веточки, и они не шевелятся, как в стихотворении Николая Гончарова:

(звучит звукозапись стихотворения).

«Намело навьюжило

Все деревья в кружеве

Снег на соснах

На кустах

В белых шапках ели

И запутались в ветвях

Буйные метели».

-Ну что же, нам пора прощаться с лесом.

«Лес волшебный до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес

Полный сказок и чудес!»

-Закроем глаза и возвращаемся обратно.

Раз, два, три, четыре, пять. Все на месте? (Да).

Раздеваемся, отряхиваем снег, греем руки.

-Ребята, вам понравилась наша прогулка? (Да).

-И мне очень понравилось!

IV.В: Я думаю, наш африканский друг останется очень доволен если посмотрит видеозапись.

-А давайте на память приготовим ему сюрприз. На время превратимся в волшебников и напишем «Зимнюю сказку» необычными способами, какие вы ребята, выберете сами. Договорились?

-Ну хорошо, приступаем к работе немедленно.

Дети рисуют под музыку пейзажи в нетрадиционной технике (рисуют свечой, скомканной бумагой, способом тычка).

По окончании самостоятельной работы: выставка детских работ на «зимнем окошке».

V.Анализ работ.

В:Посмотрите,какие чудесные пейзажи получились!

На них лес словно сказочный, волшебный, чудесный, великолепный! У каждого получился свой, неповторимый пейзаж!

-А что больше всего понравилось вам, и почему?

(2-3 детей дают анализ работ сверстников).

В: А свои картины, видеозапись мы отправим своему африканскому другу Зазумбе в ответной посылке.