Главная страница

Цели: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом


Скачать 52.24 Kb.
Название Цели: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом
Дата 02.03.2016
Размер 52.24 Kb.
Тип Документы

Тема: Е. Пермяк « Самое страшное»
Цели: - формирование осознанных умений и навыков работы с текстом;
- развитие системного диалектического мышления;

- формирование УУД;

- формирование оргдеятельностной, коммуникативной компетенций;

- воспитание любви к людям и животным.
Технологии: педагогические мастерские; ТРКМ; ТРИЗ.
Технологические приёмы: раскадровка текста, составление пословиц, «Хорошо- плохо»,

«Дерево предсказаний»
Оборудование: Портрет писателя, дерево предсказаний, листочки с именами, цветные

карточки с текстом, карточки с пословицами, инструкция – схема, кадры.
Ход урока.

  1. О.Н.У.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

«Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

- К нам на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

2) Актуализация.

И действительно доброе утро, потому что проснулась и обнаружила, что всё в порядке. Сегодня ночью мне приснился очень страшный сон. Мне снился конец света.

Вы знаете, ребята, было очень страшно.

- А что для вас в жизни самое страшное?

- Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Е. Пермяк (вывешиваю портрет писателя и фамилию). Е. Пермяк родился 31.10.1902г. в городе Пермь, Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии Виссов - предпочел псевдоним Пермяк. В жизни Е. Пермяка тоже был страшный момент.

Его отец умер от чахотки, когда сыну было всего лишь 3 года. Матери было очень нелегко воспитывать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в обществе бабушки, деда и тётки, окруживших мальчика теплотой, заботой и вниманием. Е.А. Пермяк написал для детей сотни рассказов и сказок. Скончался писатель 17 августа 1982 года, похоронен в Москве. Может быть потому, что очень сложный период был в жизни писателя, он написал рассказ который так и называется «Самое страшное». (Открываю название)

- Ребята, подумайте, пожалуйста и предположите о чем может идти речь в рассказе с таким названием?

- А поможет нам не забыть ваши предположения «Дерево предсказаний» (Записываю предположения – гипотезы + имена детей, которые их высказали)

- После чтения мы проверим наши предположения.

- Совпадут ли они с замыслом автора.

- Чье мнение окажется ближе.

- Итак обратимся к тексту.

III) Стадия осмысления
- Сегодня я разделила текст на части. Сразу давайте договоримся, читать будем по частям с остановками. И сразу же будем подтверждать или опровергать предположения.

- На доске инструкция, которая поможет увидеть каждую часть.

- Что будем делать после каждой части? (Остановку). Знак показывает «СТОП».

- Потом обсуждения, подтверждение или опровержение ваших предположений, и только после этого приступим к следующей части.
Итак: читаем первую часть и выносим на доску интересные моменты.

- Возьмите первую часть голубого цвета (Читает один ученик)

1 остановка

- О ком идет речь в рассказе? (Вывешиваю карточку)

- Каким рос мальчик Вова? Прочитайте.

- Почему его все боялись, ведь он рос крепким, сильным, а это хорошие положительные качества.

- А хотели бы вы иметь такого друга? Почему?

- Давайте попробуем предположить дальнейшее развитие сюжета. (Высказывания детей)

- Ну что же читаем дальше.

- Посмотрите на инструкцию. Внимание. Даю команду: Взяли вторую часть желтого цвета ( Читает один ученик)

2 остановка

- Итак, почему же Вову все боялись? (Он всех обижал)

- Кого же обидел Вова? Как?

- Отвечая на вопрос мы используем раскадровку, чтобы всем было легче наблюдать за развитием событий

В

Т

- Как вы думаете, чем гордился Вова? (Что он никого не боится, ничего ему не страшно).

- Ребята, ведь гордиться тем, что смел, отважен, ничего не боится – неплохо.

- А о чем не задумывался Вова, совершая свои поступки?

- Давайте обратимся к дереву предсказаний.

- Какие из ваших предположений уже не подтвердились? Давайте их уберем.

- А смог ли кто-нибудь до чтения предположить о чем пойдет речь в рассказе?

- О чем же идет речь в рассказе? (О жизни мальчика) – Дорисовываю ветку.

- Раз Вова никого не боялся, был сильным, ничего ему страшно не было, может он в жизни стать героем, олимпийским чемпионом? (Дорисовываю ветки)

- Как думаете какие события могут произойти дальше? (Дорисовываю ветки)

- К чему может привести такое поведение? (Дорисовываю ветки)

- Читаем дальше
Посмотрите на инструкцию

Внимание: Возьмите 3-ю часть зеленого цвета (Читает один ученик)

3 Остановка

- Давайте обратимся к дереву предсказаний

- Какие из предсказаний уже не сбудутся? (Стираю)

- Что же произошло? (От Вовы все отвернулись)

- Предположите, какой может быть концовка рассказа? (Ветки дорисовываю)
Посмотрите на инструкцию.

Внимание: Возьмите четвертую часть желтого цвета (Читает учитель)
- Ожидали вы такого конца? Почему?

- Давайте обратимся к дереву предсказаний.

- Кто же оказался ближе всех к этому предположению?

- Почему вы думали именно так?

- Действительно ли одиночество является самым страшным в жизни?

- Какова главная мысль рассказа? (Самое страшное – Одиночество)

- А вот лично для вас одиночество является самым страшным? Почему?

IV) Рефлексия
- А сейчас я хочу предложить вам пофантазировать: Как изобразить одиночество?

- Художники изображают красками, композиторы музыкой, скульпторы возводят статуи. А как вы изобразите одиночество?

- Может у него есть вкус, запах, цвет?

- Расположитесь как вам удобно, закройте глаза и под музыку пофантазируйте, как изобразить одиночество.

- Итак, как же вы изобразили одиночество: В каких красках? Какой вкус? Какая по громкости музыка.

- А сейчас давайте откроем учебник на странице 71, вернемся к рассказу и поиграем в игру «Хорошо – Плохо»
- Соотнесите схемы в начале и в конце и придумайте пословицы к этому рассказу.

- МОЛОДЦЫ! У вас получились замечательные пословицы.

- Ребята, а хотелось бы вам узнать, какие пословицы придумал народ об этом?

- Я по классу разместила карточки и предлагаю вам встать, найти, принести к доске и собрать пословицы по цвету.

- Давайте прочитаем культурные образцы.

- Посоветуйтесь в парах и выберите те, которые подтверждают главную мысль рассказа.

- Докажите.
V) Итог в начале урока мы предполагали, что же самое страшное?

- Какие версии вы выдвигали?

- Чьи же предположения оказались самыми близкими к содержанию текста. Молодцы!

- Ваши предположения, ребята, тоже важны, но наш рассказ был посвящен одиночеству.

- Давайте откроем тетрадь на странице 44 №1.

- Подчеркните что же случилось для Вовы самое страшное?

- Какова главная мысль рассказа?

- Чему же ребята учит этот рассказ?

- И я вам желаю, чтобы вы извлекли для себя нравственный урок. Дарите людям теплоту своей души, любовь, внимание, заботу, будьте добрыми и отзывчивыми и вас всегда будут окружать друзья.

- А дома я хочу вам предложить выполнить творческое задание по выбору.

- Изобразите самое страшное из пластилина, из глины (у нас ребята занимаются в кружке), нарисуйте или напишите. А может быть кто то напишет Вове письмо – советы: Как надо поступить чтобы не остаться одному.
- Подводя итог, давайте скажем:

- Чему же мы сегодня учились на уроке? (Предсказывать сюжет, фантазировать, размышлять, думать, работать в парах, предполагать, читать с остановками).

- Какие приемы использовали? (Чтение с остановками, «Хорошо – Плохо»)

- А понравились ли вам эти приёмы? Хотелось ли вам узнать что же произойдет в следующей части?

- Эти приёмы мы не раз еще будем использовать при работе с текстом и не только на уроках чтения.

Урок окончен.