|
Цели: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом
Тема: Е. Пермяк « Самое страшное»
Цели: - формирование осознанных умений и навыков работы с текстом;
- развитие системного диалектического мышления;
- формирование УУД;
- формирование оргдеятельностной, коммуникативной компетенций;
- воспитание любви к людям и животным.
Технологии: педагогические мастерские; ТРКМ; ТРИЗ.
Технологические приёмы: раскадровка текста, составление пословиц, «Хорошо- плохо»,
«Дерево предсказаний»
Оборудование: Портрет писателя, дерево предсказаний, листочки с именами, цветные
карточки с текстом, карточки с пословицами, инструкция – схема, кадры.
Ход урока.
О.Н.У.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
«Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
- К нам на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
2) Актуализация.
И действительно доброе утро, потому что проснулась и обнаружила, что всё в порядке. Сегодня ночью мне приснился очень страшный сон. Мне снился конец света.
Вы знаете, ребята, было очень страшно.
- А что для вас в жизни самое страшное?
- Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Е. Пермяк (вывешиваю портрет писателя и фамилию). Е. Пермяк родился 31.10.1902г. в городе Пермь, Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии Виссов - предпочел псевдоним Пермяк. В жизни Е. Пермяка тоже был страшный момент.
Его отец умер от чахотки, когда сыну было всего лишь 3 года. Матери было очень нелегко воспитывать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в обществе бабушки, деда и тётки, окруживших мальчика теплотой, заботой и вниманием. Е.А. Пермяк написал для детей сотни рассказов и сказок. Скончался писатель 17 августа 1982 года, похоронен в Москве. Может быть потому, что очень сложный период был в жизни писателя, он написал рассказ который так и называется «Самое страшное». (Открываю название)
- Ребята, подумайте, пожалуйста и предположите о чем может идти речь в рассказе с таким названием?
- А поможет нам не забыть ваши предположения «Дерево предсказаний» (Записываю предположения – гипотезы + имена детей, которые их высказали)
- После чтения мы проверим наши предположения.
- Совпадут ли они с замыслом автора.
- Чье мнение окажется ближе.
- Итак обратимся к тексту.
III) Стадия осмысления
- Сегодня я разделила текст на части. Сразу давайте договоримся, читать будем по частям с остановками. И сразу же будем подтверждать или опровергать предположения.
- На доске инструкция, которая поможет увидеть каждую часть.
- Что будем делать после каждой части? (Остановку). Знак показывает «СТОП».
- Потом обсуждения, подтверждение или опровержение ваших предположений, и только после этого приступим к следующей части.
Итак: читаем первую часть и выносим на доску интересные моменты.
- Возьмите первую часть голубого цвета (Читает один ученик)
1 остановка
- О ком идет речь в рассказе? (Вывешиваю карточку)
- Каким рос мальчик Вова? Прочитайте.
- Почему его все боялись, ведь он рос крепким, сильным, а это хорошие положительные качества.
- А хотели бы вы иметь такого друга? Почему?
- Давайте попробуем предположить дальнейшее развитие сюжета. (Высказывания детей)
- Ну что же читаем дальше.
- Посмотрите на инструкцию. Внимание. Даю команду: Взяли вторую часть желтого цвета ( Читает один ученик)
2 остановка
- Итак, почему же Вову все боялись? (Он всех обижал)
- Кого же обидел Вова? Как?
- Отвечая на вопрос мы используем раскадровку, чтобы всем было легче наблюдать за развитием событий
- Как вы думаете, чем гордился Вова? (Что он никого не боится, ничего ему не страшно).
- Ребята, ведь гордиться тем, что смел, отважен, ничего не боится – неплохо.
- А о чем не задумывался Вова, совершая свои поступки?
- Давайте обратимся к дереву предсказаний.
- Какие из ваших предположений уже не подтвердились? Давайте их уберем.
- А смог ли кто-нибудь до чтения предположить о чем пойдет речь в рассказе?
- О чем же идет речь в рассказе? (О жизни мальчика) – Дорисовываю ветку.
- Раз Вова никого не боялся, был сильным, ничего ему страшно не было, может он в жизни стать героем, олимпийским чемпионом? (Дорисовываю ветки)
- Как думаете какие события могут произойти дальше? (Дорисовываю ветки)
- К чему может привести такое поведение? (Дорисовываю ветки)
- Читаем дальше
Посмотрите на инструкцию
Внимание: Возьмите 3-ю часть зеленого цвета (Читает один ученик)
3 Остановка
- Давайте обратимся к дереву предсказаний
- Какие из предсказаний уже не сбудутся? (Стираю)
- Что же произошло? (От Вовы все отвернулись)
- Предположите, какой может быть концовка рассказа? (Ветки дорисовываю)
Посмотрите на инструкцию.
Внимание: Возьмите четвертую часть желтого цвета (Читает учитель)
- Ожидали вы такого конца? Почему?
- Давайте обратимся к дереву предсказаний.
- Кто же оказался ближе всех к этому предположению?
- Почему вы думали именно так?
- Действительно ли одиночество является самым страшным в жизни?
- Какова главная мысль рассказа? (Самое страшное – Одиночество)
- А вот лично для вас одиночество является самым страшным? Почему?
IV) Рефлексия
- А сейчас я хочу предложить вам пофантазировать: Как изобразить одиночество?
- Художники изображают красками, композиторы музыкой, скульпторы возводят статуи. А как вы изобразите одиночество?
- Может у него есть вкус, запах, цвет?
- Расположитесь как вам удобно, закройте глаза и под музыку пофантазируйте, как изобразить одиночество.
- Итак, как же вы изобразили одиночество: В каких красках? Какой вкус? Какая по громкости музыка.
- А сейчас давайте откроем учебник на странице 71, вернемся к рассказу и поиграем в игру «Хорошо – Плохо»
- Соотнесите схемы в начале и в конце и придумайте пословицы к этому рассказу.
- МОЛОДЦЫ! У вас получились замечательные пословицы.
- Ребята, а хотелось бы вам узнать, какие пословицы придумал народ об этом?
- Я по классу разместила карточки и предлагаю вам встать, найти, принести к доске и собрать пословицы по цвету.
- Давайте прочитаем культурные образцы.
- Посоветуйтесь в парах и выберите те, которые подтверждают главную мысль рассказа.
- Докажите.
V) Итог в начале урока мы предполагали, что же самое страшное?
- Какие версии вы выдвигали?
- Чьи же предположения оказались самыми близкими к содержанию текста. Молодцы!
- Ваши предположения, ребята, тоже важны, но наш рассказ был посвящен одиночеству.
- Давайте откроем тетрадь на странице 44 №1.
- Подчеркните что же случилось для Вовы самое страшное?
- Какова главная мысль рассказа?
- Чему же ребята учит этот рассказ?
- И я вам желаю, чтобы вы извлекли для себя нравственный урок. Дарите людям теплоту своей души, любовь, внимание, заботу, будьте добрыми и отзывчивыми и вас всегда будут окружать друзья.
- А дома я хочу вам предложить выполнить творческое задание по выбору.
- Изобразите самое страшное из пластилина, из глины (у нас ребята занимаются в кружке), нарисуйте или напишите. А может быть кто то напишет Вове письмо – советы: Как надо поступить чтобы не остаться одному.
- Подводя итог, давайте скажем:
- Чему же мы сегодня учились на уроке? (Предсказывать сюжет, фантазировать, размышлять, думать, работать в парах, предполагать, читать с остановками).
- Какие приемы использовали? (Чтение с остановками, «Хорошо – Плохо»)
- А понравились ли вам эти приёмы? Хотелось ли вам узнать что же произойдет в следующей части?
- Эти приёмы мы не раз еще будем использовать при работе с текстом и не только на уроках чтения.
Урок окончен.
|
|
|