|
Актуальность проекта «В мире металла». Ребёнок это, прежде всего, эстет
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА «В мире металла».
Ребёнок – это, прежде всего, эстет:
Он реагирует на внешность,
На видимость, на очертания и формы.
И. Бродский
Присваивая материальное содержание вещи, ребёнок активно переводит её из плоскости «вещь для себя» в плоскость «вещь для меня»; легко осваивает материал предметов в его изменении, движении, развитии, что даёт толчок для появления прогностического взгляда на рукотворный мир.
Следовательно, для повышения интереса к окружающему миру, развитию любознательности у дошкольников необходим комплексный подход,
Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, модулирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей).
В связи с этим занятия будут учитывать актуальное развитие дошкольника, побуждать детей к самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: помочь раскрыть перед детьми удивительный, многообразный мир, мир продуктов творческой деятельности человека.
В связи с этим нами определился ряд следующих задач:
1. научить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет), свойства (теплопроводность, металлический блеск, твердость);
2. дать информацию о применении человеком металлических предметов;
3. Разработать рекомендации родителям и воспитателям по знакомству детей со свойствами, качествами материалов (металл, резина, пластмасса, дерево)
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
Воспитательно-образовательный процесс будет идти успешно, если соблюдать некоторые условия:
1. Подбирать соответствующий материал в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, и степенью тяжести дефекта.
2. Систематически его использовать для развития познавательных процессов на всех фронтальных, групповых, коррекционных занятиях.
3. Организовывать совместную деятельность воспитателя с детьми в подготовке их к экспериментам, театрализованным представлениям.
Вид проекта: творческий
Сроки:
Продолжительность – 1 учебный год
Начало проекта – сентябрь 2011 года
Окончание проекта – май 2012 года
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА
Участниками и исполнителями проекта «Мир металла» являются учитель-логопед, дошкольники старшего возраста.
В рамках проекта предусмотрено:
1. Экскурсия в городской краеведческий музей;
2. Экспериментирование;
3. Игры, беседы о металле;
4. Драматизация сказок;
5. Выставки;
6. Театрализованное представление (с введением предметов сделанных из металла (Итоговое)).
Для реализации проекта был разработан перспективно-тематический план познавательных занятий, с использованием методических пособий «Что было до… Игры путешествия» Дыбина О.В., «Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников» Дыбина О.В.. Особенностью плана является использование в работе с детьми дидактического материала при ознакомлении со свойствами металла, качественными характеристиками.
Проект «В мире металла» предусматривает создание условий для результативности работы всех участников воспитательно-образовательного процесса.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОЕКТА
Этапы
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответственный
|
1.
|
Экскурсия в городской краеведческий музей
|
Периодически
|
Учитель-логопед, воспитатель
|
2.
|
Экспериментирование
|
1 раз в две недели
|
Учитель-логопед
|
3.
|
Игры, беседы о металле
|
систематически
|
Учитель-логопед
|
4.
|
Драматизация сказок
|
1 раз в две недели
|
Учитель-логопед
|
5.
|
Выставки
|
Периодически
|
Учитель-логопед, воспитатель
|
6.
|
Театрализованные представления (с введением предметов сделанных из металла)
|
май 2012 года
|
Учитель-логопед
|
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «В мире металла».
Название организации: Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение детский сад №95.
Адрес: 676850, Амурская область, г. Белогорск, ул. Кирова, 14.
Руководитель проекта: Востокова Надежда Николаевна, учитель-логопед.
РЕЗЮМЕ ОБ УЧАСТНИКАХ ПРОЕКТА:
Инициативная группа находится по адресу: 676850, Амурская область, г. Белогорск, ул. Кирова, 14.
Инициативная группа:
Востокова Надежда Николаевна – образование высшее, педагогическое, в 2006 году окончила Благовещенский государственный педагогический университет, в настоящее время – учитель-логопед на логопункте
РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА
«В мире металла»
Реализация задач проходила через все виды детской деятельности, а работа была организована с учётом приоритетных направлений деятельности МДОАУ детский сад №95 г. Белогорска. По каждому направлению определено конкретное содержание разделов работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшей группы.
За время реализации проекта «В мире металла» были значительно расширены взаимосвязи МДОАУ с различными учреждениями культуры. Дети стали постоянными посетителями городского краеведческого музея, Детской городской библиотеки, частыми гостями детского сада №95 г. Белогорска были: областной театр кукол «Амурчонок», различные кукольные театры.
Нам удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивного потребителя образовательных услуг. Родители вместе с детьми участвовали в совместных досуга и праздниках, посвящённые познаниям о металле («Кукольный спектакль «Буратино», «Федорино горе», конкурсы совместных творческих работ детей и родителей).
По просьбе педагога родители организовывали в группе выставки металлических предметов, причем некоторые из них изготавливали сами (например, один папа с сыном сделали действующий светильник, мама с дочкой - бусы из конфетной фольги). Выставки действует в течение длительного времени, дети играют с предметами, воспитатель рассказывает о том, из чего и как они сделаны, как человек использует металл, для чего собирают металлолом, и многое другое.
ПРИМЕРНЫЕ ИГРЫ, ЗАНЯТИЯ ПО ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ СО СВОЙСТВАМИ МЕТАЛЛА.
Игры и беседы
Ведущий предлагает детям игру «Найди нужный предмет». На маленьких стульчиках, расположенных кругом, лежат предметы из различного материала (пластмассовые, резиновые и т. п.), в том числе и металлические (ложка, половник, подстаканник, фонарик, утюжок). Дети становятся возле стульев. Звучит музыка, под которую они ходят по кругу, рядом со стульями. По сигналу воспитателя (музыка прекращается) каждый участник останавливается возле определенного предмета. Те дети, которые стоят возле металлических предметов, берут их в руки и объясняют, как именно они догадались о том, что это металл (перечисляют его свойства: гладкий, твердый, имеет металлический блеск, нагревается в тепле и т. п.). Обсуждают, как люди добывают металл (из глубины земли) и какие металлы знакомы ребятам (олово, медь, бронза, золото, серебро, железо, алюминий, сталь). Затем рассматриваются разнообразные предметы из этих металлов.
Экспериментирование
Ребятам предлагается провести небольшие опыты, для чего они переходят в лабораторию.
Опыт 1. Опускаем гайку в воду. Что с ней случилось? Она тонет, значит, тяжелая, тяжелее воды.
Опыт 2. Кладем гайку в теплое место или на солнышко (нагревается). Она быстро нагревается, потому что металлическая.
Опыт 3. Перед его проведением рассказываем о том, что железо обладает одним очень необычным, можно сказать, волшебным свойством (каким именно, дети узнают благодаря экспериментированию). Перед каждым ребенком на столике стоит одноразовая пластмассовая тарелка, на которой лежит скрепка. Как можно двигать скрепку, не дотрагиваясь до нее? (Водим небольшим магнитом по внешней стороне дна тарелки.)
Опыт 4. Притягиваем скрепку магнитом обычным способом. Затем поочередно кладем на нее лоскут ткани, бумагу и каждый раз пробуем взять скрепку при помощи магнита.
Опыт 5. Опускаем скрепку на дно емкости с водой и выясняем, мешает ли вода магниту «работать».
Опыт 6. На подносе у педагога лежат разнообразные предметы. Каждый ребенок при помощи магнита определяет, какие из них железные.
Опыт 7. У педагога есть волшебная варежка (внутри прикреплен магнит, о чем не знают дошкольники). Детям предлагается повторить опыт б, но уже при помощи варежки. Как они думают, в чем ее волшебство?
В заключение делаются выводы, что железо обладает особым свойством — притягивается магнитами.
Театр
Дети самостоятельно разыгрывают сказку Ш. Перро «Красная шапочка» с помощью настольного магнитного театра (в картонных фигурках «артистов» закреплены небольшие железные предметы, поэтому сказочных персонажей можно двигать с помощью магнита).
Сказки
Обсуждаем, в каких сказках встречаются предметы или сказочные персонажи из металла? (Буратино — золотые монетки, Железный Дровосек из «Волшебника Изумрудного города», меч Ильи Муромца, «Курочка Ряба» —золотое яичко, «Федорино горе» — посуда, «Двенадцать месяцев» -золотое колечко и др.) Ребенок или воспитатель читает отрывок из «Сказки о Царе Салтане» А. С. Пушкина. Что в этой сказке связано с металлом? («Скорлупки золотые», у сказочных рыцарей были железные кольчуги.) Дополнительно обсуждаем, какие предметы делают из стали, железа, например, посуду, предметы быта, ножи, гвозди, пилу. Из какого еще металла делают посуду? (Из алюминия — ложки, вилки, миски, тазики.) Все они легкие, потому что алюминий — это легкий металл. Вспоминаем подробнее сказку «Волшебник Изумрудного города». Что и почему случилось с Железным Дровосеком? Почему он заржавел? Составляем красочную картосхему путешествия, на которой изображены огонь, озеро, река, гора, дерево, участок снега и т. п. Обсуждаем, куда и почему Железному Дровосеку ходить не стоит (в воде он заржавеет, в огне может расплавиться и т. д.). А вот дерево при необходимости он сможет срубить. Рисуем на карте этот сказочный персонаж и красными кружочками отмечаем запретные для него участки.
Физкультурная пауза «Поможем Золушке»
Дети вспоминают разные металлические инструменты, с помощью которых можно помочь Золушке по хозяйству (пилу, нож, молоток, ножницы, топор), и показывают движениями, как именно это сделать. Например, мальчики имитируют рубку дров, становятся друг напротив друга и «распиливают» бревно, забивают гвозди, девочки режут ткань.
Игра «Чудесный мешочек»
Ведущий загадывает загадки о разных металлических предметах, которые лежат в мешочке. Если дети правильно ответили, достает названный предмет и просит ребят объяснить, для чего он предназначен.
Музыка
В музыкальном зале музыкальный руководитель предлагает детям прослушать записи разных «металлических» звуков и отгадать их происхождение (звон падающих монет, звон колоколов на фоне музыки, звуки металлофона, бубна). Затем дети называют инструменты, для производства которых используется металл: струны для гитары и балалайки, ксилофон, труба, флейта, музыкальные тарелочки и т. п. Всем желающим предоставляется возможность поиграть на таких инструментах, издать «металлические» звуки.
Подвижная игра «Попади в колокольчик»
Дети пытаются попасть мячиками в стоящие и висящие металлические колокольчики, чтобы услышать их звук.
Театрализованное представление
На столе стоит различная металлическая и неметаллическая посуда: самовар, стеклянные бокалы, пластмассовые тарелки, чайники с крышками, кастрюля, половник, ложка, фарфоровая чашка. Ведущий просит ребят вспомнить сказку «Федорино горе» и предлагает помочь главной героине отыскать ее посуду. Появляется Федора и рассказывает свою печальную историю, просит у ребят поддержки и помощи. Воспитатель проводит игру. Звучит музыка, дети свободно кружатся по залу. По сигналу взрослого они останавливаются, приседают и закрывают глаза. В это время воспитатель гремит одним из предметов: стучит крышкой кастрюли или бокалами друг о друга (каждый раз только одним предметом). Дети должны по звуку определить металлическую посуду. Именно ее они отдают Федоре и помогают отчистить. Затем все танцуют и исполняют песню «Во кузнице» с использованием металлических музыкальных инструментов (один из ребят изображает кузнеца и периодически ударяет молотом о декорацию наковальни).
Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение детский сад №95
Белогорск 2012
|
|
|