|
Адрес передового педагогического опыта. Общие сведения. Копнина Татьяна Ивановна. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№7»
Адрес передового педагогического опыта.
Общие сведения.
Копнина Татьяна Ивановна.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№7», адрес: 629830 ЯНАО г. Губкинский мкр.14 дом 32, e-mail: [email protected]
Должность: педагог- психолог.
Стаж работы: 17 лет, I квалификационная категория.
Уровень обобщения опыта: городской.
Сущностные характеристики опыта.
Наименование опыта: «Организация образовательной среды, как средство формирования социальной адаптированности пятиклассников».
Условия возникновения и становления опыта.
На протяжении всей своей жизни мы тем или иным образом сталкиваемся с проблемой адаптации. Ребенок идет в детский сад, дошкольник начинает обучение в школе, младший школьник переходит в среднее звено и т.д. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства. Большинство детей переживают это событие как важнейший шаг в своей жизни. Одни пятиклассники гордятся тем, что они повзрослели и быстро втягиваются в школьный процесс, другие, наоборот, испытывают боязнь и не как не могут адаптироваться к новым условиям образовательной среды. Поэтому многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему, которое представлено набором новых социальных ролей. Таким образом, серьезность данной проблемы подтолкнули меня начать работу в данном направлении и в настоящее время, формирование социальной адаптации пятиклассников является одной из основных.
Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность опыта заключается в том, что под социальной адаптацией школьников к образовательной среде понимается многосторонний активный процесс его вхождения в новую социальную ситуацию развития: смена ведущего типа деятельности и социально значимых отношений, новые требования образовательной среды, формирование способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью как социально значимой. Поэтому эффективное взаимодействие с субъективно новой для школьника социальной средой является определяющей в дальнейшем личностном и социальном развитии.
Перспективность опыта.
Процесс социальной адаптации и развитие адаптивных возможностей личности в формировании здоровой, зрелой, целостной, конкурентоспособной к самореализации в социуме сводится не только к успешной адаптации пятиклассников, а формируется поэтапно, в течение обучения в среднем звене:
1 год – 5 класс
Успешная адаптация к школьной жизни в период перехода учащихся в среднее звено обучения; эмоциональная устойчивость детей; создание условий для формирования классного коллектива, профилактика девиантного поведения.
2 год – 6 класс
Устойчивые положительные результаты обучения; воспитание силы воли, организованности, умения управлять собой.
3 год – 7 класс
Проявление интеллектуальных способностей; ответственности за совершаемые поступки; проявление самостоятельной и творческой активности.
4 год – 8 класс
Овладение методами самовоспитания, самоконтроля; готовность к самоопределению в социуме; овладение способностью оценивать собственные действия, умением анализировать процесс своей мыслительной деятельности.
Теоретическая база:
В процессе работы над опытом я руководствовалась правовой базой:
Конституция Российской Федерации;
Конвенция о правах ребёнка;
Закон РФ «Об образовании»;
Устав школы;
Программа «Здоровье».
Анализ используемой литературы:
Проблеме адаптации школьников к новым условиям посвящено много публикаций.
Материалы книги В.С. Волкова «Психология подростка» позволили мне детально изучить особенности психического развития детей в подростковом возрасте.
Изучив материал книги В.А. Крутецкого «Психология обучения и воспитания школьников» позволили мне выделить основные положения возрастной психологии и учитывать их при разработке мероприятий по адаптации школьников.
Авторы книги «Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы» А.Д. Андреева, Т.В. Вохмятина, А.А. Воронова и др. определяют место и роль психического здоровья в общем развитии личности детей, обсуждают условия его обеспечения и сохранения на всех возрастных этапах – дошкольном, младшем школьном, подростковом и раннем юношеском.
Материалы книги И.В. Дубровиной «Рабочая книга школьного психолога» позволяют мне скорректировать и организовать психолого- педагогическую работу по сопровождению пятиклассников, согласно Положения о школьном психологической службе и нормативных документов, прописанных в ней.
Автор Смирнова М.А. в своей книге «Деятельность образовательных учреждений по созданию педагогических условий социализации учащихся» знакомит читателей с опытом работы в данном направлении. Данный материал позволил мне проанализировать опыт создания адаптивных образовательных систем в Москве, Самаре, Челябинске и разработать систему социализации обучающихся в конкретной школе (МБОУ «СОШ№7»).
Новизна опыта.
Создание благоприятного психологического микроклимата, способствующего становлению развития личности, раскрытию нравственного потенциала учащихся чрез разнообразные формы работы: диагностическая, развивающая и просветительская. Такие формы работы позволяет применять активные методы педагогического взаимодействия:
- акции, классные часы, интеллектуальные игры;
- конкурсы рисунков, коллажей;
- тренинговые упражнения, дискуссии;
- ролевые и деловые игры;
- моделирование и разыгрывание проблемных ситуаций;
- проектная и исследовательская деятельность.
При этом любая проблема обсуждается с опорой на жизненный опыт самого учащегося, сравнивается с жизненным опытом окружающих и точкой зрения науки.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущей педагогической идеей моего опыта является создание условий для благоприятных возможностей развития личности ребенка, способствующих формированию социального интеллекта, посредством:
- самореализации и самовыражения личности каждого обучающегося;
-обеспечение освоения ведущих видов деятельности, учитывающих индивидуальные, характерологические и психофизиологические особенности подростков;
- формирования позитивной ситуации развития в становлении личности: адаптации, индивидуализации, интеграции;
- обеспечения преемственности обучающихся при переходе от одной ступени развития к другой, выраженного в видимом изменении социальной позиции, характере связей с обществом.
7. Технология опыта.
Данный опыт реализуется через организацию образовательной среды, посредством формирования здоровой, целостной, социализированной личности, способной к самореализации и развития адаптивных возможностей пятиклассников.
Этапы реализации опыта.
Адаптационный этап.
Развивающий этап.
Преемственный этап.
№
п/п
|
Мероприятия
|
Цель проведения
|
Адаптационный
|
1.1
|
Элективный курс «Я в мире, мир во мне».
|
формирование здоровой, зрелой, целостной, социализированной личности, конкурентоспособной и способной к самореализации в социуме.
|
1.2
|
Тематический классный час «Кто я? Какой я?»
|
создание условий для формирования представлений об индивидуальных особенностях каждого человека и представлений о себе.
|
1.3
|
Тематический день «День толерантности»
|
создать атмосферу общности и взаимопонимания у представителей разных этносов, представленных в образовательном учреждении.
|
1.4
|
Коллективное творческое дело «Книга радости»
|
развивать художественно- эстетические вкусы детей; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека
|
1.5
|
Большая психологическая игра «Планета нашего класса»
|
создание условий для дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе
|
1.6
|
Родительский лекторий «О поощрении и наказании в семье»
|
- обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье;
- сформировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье
|
Развивающий
|
2.1
|
Психологический урок «Что такое способности и как они развиваются»
|
показать учащимся, что развитие видов способностей: инициативы, творчества, самостоятельность – это одно из главных требований жизни в современном обществе.
|
2.2
|
Викторина «Колесо фортуны»
|
развивать мышление, воображение, внимание и интерес к сказкам.
|
2.3
|
Психологическая игра «Калейдоскоп»
|
создание образа красивых, разнообразных и не повторяющихся узоров, которые можно наблюдать в калейдоскопе
|
2.4
|
Акция «Следопыт»
|
обучение детей навыкам коллективной самоорганизации, развитие коммуникативных умений и психологическая поддержка отдельных членов коллектива
|
2.5
|
Фотовыставка «Мир моих увлечений»
|
расширить кругозор детей об увлечениях своих одноклассников, посредством формирования положительной мотивации к саморазвитию.
|
Преемственный (начальная школа – среднее звено)
|
3.1
|
Тематическая «Неделя добра»
|
организация преемственности между начальным и средним звеном
|
3.2
|
Служба спасения домашнего задания
|
оказание помощи учащимся начального звена в подготовке домашнего задания
|
3.3
|
Фоторепортаж «Перемена в школе»
|
расширить кругозор детей об увлечениях учащихся начальной школы и среднего звена
|
3.4
|
Большая психологическая игра «Путешествуй с нами»
|
формирование коммуникативных навыков и познавательной активности учащихся начального и среднего звена (участвуют команды 3-х, 4-х и 5-х классов)
|
3.5.
|
Внеклассное мероприятие «Шоу детективов»
|
формировать познавательную компетенцию воспитанников начального и среднего звена (4-5 класс)
|
3.6
|
Родительский лекторий: «Подростки и родители. Конфликт поколений»
|
создание условий для осмысления методов воспитания и определения активной воспитательной позиции в отношении подрастающего поколения
|
8. Результативность опыта.
Результативность опыта отслеживалась посредством проведения психодиагностического мониторинга. В процессе работы мною были использованы следующие диагностические методики: детский личностный опросник Кэтелла; методика изучения уровня воспитанности (Н.Н. Капустиной); методика Филлипс (изучение школьной тревожности); методика «Социометрия» (Дж. Морено).
Эффективность работы психолога в реализации данного опыта, позволяет:
Заложить основы формирования потребностей к успешной самореализации личности (результаты опросника Кэтелла позволили определить, что у 85% обучающихся наиболее выражены коммуникативные потребности).
Сформировать адаптивный тип взаимоотношения с внешней средой (снижение уровня тревожности с50% до25%).
Сформировать устойчивые поведенческие навыки и способность к выполнению норм и требований школьной жизни (повышение уровня воспитанности с 42% до 55%).
Сформировать положительные тенденции в освоении норм поведения социальной жизни в группе (повышение уровня социализации с 62% до 73%).
9. Адресная направленность.
Опыт работы по данной теме может использоваться педагогами – психологами в детских садах, общеобразовательных школах и профессиональных училищах.
10. Трудоемкость опыта.
Трудоемкость опыта заключается в изготовлении дополнительного дидактического материала, наглядных пособий, презентаций, исследовательских проектов.
11. Материальные продукты опыта.
Обобщая и распространяя собственный педагогический опыт, провожу занятия и внеклассные мероприятия с обучающимися школы. Опытом работы делюсь с коллегами, как на уровне школы, города, так и на уровне округа и России. Выступаю на педсоветах, семинарах, МО и ГМО, имею сертификаты и дипломы всероссийского уровня за публикации своего педагогического опыта.
|
|
|