Главная страница

А теперь вопросы для вас : как иначе можно назвать пианино? (фортепиано)


Скачать 181.81 Kb.
Название А теперь вопросы для вас : как иначе можно назвать пианино? (фортепиано)
Дата 16.03.2016
Размер 181.81 Kb.
Тип Документы

ЗАНЯТИЕ 1-ое. Знакомство с фортепиано.

Предварительная работа: иллюстрация рояля; знаки «фортэ» и «пиано».

А знаете ли вы, ребята, что за инструмент перед вами? (пианино) Совершенно верно (иллюстрация).У пианино есть близкий родственник - рояль (иллюстрация). И тот, и другой инструмент объединены общим названием - ФОРТЕПИАНО. Слово это итальянское, т.к. фортепиано родилось в Италии. «Фортепиано» означает «громкотихо». Вот этим знаком музыканты обозначают «громко» - «фортэ» (показ), а вот этим - «тихо» - «пиано» (показ). Это значит, что и на пианино, и на рояле можно играть как тихо, так и громко. Послушайте, какое стихотворение есть про фортепиано. Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль, но попробуй-ка сыграть, сразу скажешь: «До чего же меж собой они похожи»!

Фортепиано относят к ударным струнно-клавишным инструментам. Что же это значит? То, что на нашем пианино есть, видно каждому. Но где же струны? Если мы откроем эту крышку, мы увидим и струны, и мягкие молоточки. Мы ударяем по клавишам - в движение приходят молоточки. Молоточки касаются струн, и мы слышим музыку. Итак, ещё раз: удар по клавише, удар молоточком по струне, - так появляется фортепианная музыка. Отсюда и название инструмента: ударный струнно-клавишный.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Каждого ребенка следует пригласить к инструменту, чтобы он лично увидел механизм приведения струн (и молоточков) в действие.

А теперь вопросы для вас: 1. как иначе можно назвать пианино? (фортепиано);

  1. как возникло это название?;

  2. почему фортепиано называют ударным струнно-клавишным инструментом?;

  3. какой существует инструмент, похожий на пианино? (рояль)

В конце занятия можно дать детям посмотреть «Музыкальные картинки».

ЗАНЯТИЕ 2. Знакомство с гаммой до мажор; со звуками низкими и высокими; нотным станом; скрипичным ключом.

Предварительная работа: музыкально - дидактическая игра «Зайцы и мишки»; плакат с гаммой до мажор.

Взгляните сюда (плакат с гаммой до мажор). Что вы видите? (ноты) Какие вы знаете ноты? (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) Именно в такой последовательности они и расположены на нотных линеечках. Обратите внимание на то, что каждая нотка живёт на своей линеечке - это её домик. Давайте пересчитаем линеечки. Сколько всего получилось? (5) Все 5 линеечек мы объединим вот такой чёрточкой и назовем нотным станом. А в начале нотного стана мы видим красивый знак - это скрипичный ключ. О нём мы поговорим чуть позже. А пока просто повторим хором: 5 линеечек - нотный стан, в начале нотного стана - скрипичный ключ. По тому, на какой по счету сидит нотка, мы узнаем, как её зовут. Причём, счёт линеечек ведется снизу. Например, на 1-ой добавочной линеечке находится нотка «до», под 1-ой линеечкой - «ре» и т. д. Давайте теперь ещё раз и сами (...). Давайте сосчитаем, сколько нот мы с вами знаем (7 разных и одна повторяющаяся). Так вот, ряд из 7-и разных нот и одной повторяющейся (всего 8) называют гаммой. Давайте повторим, что такое гамма (...). Обратите также внимание на то, что начинается и заканчивается одной и той же нотой «до». Отсюда и название гаммы - до мажор. С этой гаммы начинают заниматься музыкой все маленькие музыканты. Вот она, эта нотка (сыграть). Эта нотка как бы делит всё многообразие чёрных и белых клавиш пополам. Слева от неё остаются все низкие звуки, а справа - все высокие (сыграть). Понять, какие звуки называют низкими, а какие - высокими нам поможет игра «Зайчики и мишки» (музыкально - дидактическая игра). Закрепить название нот с помощью распевки: До - это домик на горе,

Ре - редиска на гряде, Ми - мишка по лесу идет, Фа - фасоль на гряде растет, Соль - так это просто соль, Ля - лягушка у пруда, Си - синица на суку И опять вернулись к «до». Если ноты спеть подряд - Это будет звукоряд. От «до» до «до» - Всего 7 нот.

Весь мир их гаммою зовет.

В конце звучит гамма до мажор.

ПРАКТИКА. Определить, где находится знакомая нам нотка «до» (1-ой октавы) на клавиатуре пианино.

ЗАНЯТИЕ 3. Октавы.

Предварительная работа: подготовить платочки и мячики по количеству детей.

Взгляните, ребята, как много клавиш на пианино. Все они называются клавиатурой и для удобства разделены на 8 частей. Эти части музыканты назвали октавами. Это вот субконтроктава, это - контроктава, большая, малая, 1-ая, 2-ая, 3-ья, 4-ая - всего восемь. А в каждой октаве (кроме одной) по 8 клавиш. Название клавиши соответствует названию ноты. А название нот мы уже знаем. Давайте их вспомним - ... Но как же быть? Только что мы называли эти 8 нот гаммой! Чем же гамма отличается от октавы? Да тем, что гамма - это ряд нот, которые написаны на бумаге, а октава - это 8 клавиш. Самая удобная для исполнения октава - 1-ая. Мы её сейчас озвучим: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Но для того, чтобы сыграть её на пианино или рояле, надо сначала укрепить наши руки. И, прежде всего, пальцы. Играть надо кончиками пальцев, так называемыми «подушечками». Вот так - ... Руку нужно держать так, как будто внутри неё помещён маленький мячик (показ).

ПРАКТИКА. Раздать детям сначала платочки, а потом мячики. Учить их ронять и ловить предметы на лету. Потом тренировать пальчики на твердой поверхности (на столах или на крышке пианино).

ЗАНЯТИЕ 4. Скрипичный и басовый ключи.

Предварительная работа: изготовить плоскостные клавиатуры по количеству детей в подгруппе.

В 1-ой половине занятия мы вспоминаем, что уже изучили: фортепиано, гамма, октава, названия нот, клавиши, клавиатура (с подсказками музыкального руководителя); пропеть знакомую «Песенку о нотках»; тренировать пальчики посредством игры на нарисованных клавиатурах. Потом раздать мячики и затем платочки.

  • Сравните свои листочки со знакомым нам плакатом: чего не хватает на наших работах? (Ключа в начале нотного стана) Кто запомнил название ключа? (скрипичный) Название «скрипичный» произошло от слова «скрипка» - что это, кто знает? (музыкальный инструмент) Скрипку называют королевой симфонического оркестра. В оркестре, который обязательно сопровождает каждый музыкальный спектакль, большинство музыкальных инструментов в единственном экземпляре, а вот скрипок много. И голоса у скрипок высокие, нежные. Послушайте (включить любое музыкальное произведение, записанное на аудиокассету, где солирует скрипка). Да и внешне наш ключик похож на скрипку - такой же изящный. Поскольку звук у скрипки высокий, нотки, расположенные рядом со скрипичным ключом, также высокие. Т.е. находятся на клавиатуре выше знакомой нам нотки «до».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Найти на клавиатуре высокие ноты («до» играю сама).

  • Если эти нотки мы определили как высокие, то какими же будут эти? (низкими) Послушаем, так ли это (слушаем) Обратимся к уже знакомой игре «Зайцы и мишки». (Дети садятся) Так кто же «хозяин» низких нот? Вот, как он выглядит (демонстрация басового ключа). Запомните, ребята, как только вы видите этот ключик, значит, рядом нотки с низкими, басистыми голосами.

Повторить названия: басовый ключ (на нотном стане перед низкими нотами), скрипичный (на нотном стане перед высокими нотами).

ЗАНЯТИЕ 5. Первые шаги в написании нот. Предварительная работа: нарезать нотную бумагу по количеству детей.

Начинаем занятие с повторения пройденного.

- Мы с вами родились в России, говорим на русском языке. А пианино со своим братом роялем родились в Италии. У них итальянская фамилия - фортепиано, что означает... (громко - тихо). Так, например, это - клавиатура (показ), она делится на 8 частей, которые называются октавами. «Октава» в переводе с итальянского означает 8. Давайте прослушаем звуки 1-ой октавы. А теперь вспомним названия нот, которым соответствуют эти звуки: до, ре, ми, фа, соль, ля, си (демонстрация плаката). Пропоём «Песенку о нотках». Главная из пройденных нами нот - «до». С неё начинается ряд звуков, она делит клавиатуру пополам: на низкие и высокие звуки. Низкие звуки, поющие басом, находятся в ведении басового ключа (показ). И расположены они НИЖЕ нотки «до». Когда мы слышим голоса волка или медведя, мы уже знаем, что они поют низко. Высокие звуки находятся в ведении скрипичного ключа, так напоминающий нам музыкальный инструмент по имени «скрипка». И расположены они ВЫШЕ ноты «до». Когда мы изображаем зайчика или птичку, мы пользуемся именно этими, высокими, звуками. Вот так выглядит нота «до» - она живёт на 1-ой добавочной линеечке (показ). Перед вами лежит нотная бумага. Сегодня мы будем учится писать нотку «до».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Тренируемся в написании ноты «до» (по образцу, представленному музыкальным руководителем).

ЗАНЯТИЕ 6. Название пальцев и их нумерация.

Предварительная работа: Изготовить музыкально - дидактическую игру «Найди нотку» (для работы с нотным станом.

Вопросы по пройденному материалу: 1)Что такое «нотный стан»?;

    1. Ищем ноту «до» на клавиатуре;

    2. Показать, где находятся высокие и низкие звуки.

А теперь проверим, знаете ли вы собственные пальцы: большой - 1-ый, указательный - 2-ой, средний - 3-ий, безымянный - 4-ый и мизинец - 5-ый палец (Пальцев пять - линеек пять). Положим пальчики на нотный стан - так, чтобы каждый пальчик соответствовал нотной линеечке. А теперь приготовили 2-ой и 3-ий палец. Покажите мне. Попробовали изобразить дождик на столе (пальчиковая гимнастика). ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. - И, наконец, самое ответственное, - подходим к пианино и изображаем «дождик» на понравившихся вам клавишах. Использовать стихотворение из «Музыкальных картинок»

ЗАНЯТИЕ 7. Длительности.

Предварительная работа: Рисунки хлеба и длительностей. Музыкально - дидактическая игра по определению длительностей.

Сейчас, ребята, мы с вами отправимся в булочную. Понарошку, конечно. Я покупаю целый хлеб. Маша - полхлеба. Саша - половинку от Машиной половинки (это называется четверть), а тебе, Даша, остаётся совсем маленький кусочек - восьмушка. Она меньше Сашиного хлеба ровно наполовину и называется восьмушка. Посмотрите на эти рисунки. Обратите внимание, что наверху на каждом рисунке - нотка. Это нотка «до». И всё же на каждом рисунке выглядит по-разному. В чём же разница? (...) Кроме того, что ноты бывают высокие и низкие, они делятся на короткие и длинные. На рисунке с целой буханкой изображена целая нотка - она так и называется. Здесь нарисована Машина половинка - ей соответствует нотка по имени «половинка». Дальше - Сашина четверть, рядом - четвертная нотка, четверть тоже.

Следующая, самая короткая нотка, называется восьмушкой. А рядом с ней самый маленький Дашин кусочек хлеба. Давайте посмотрим, чем они отличаются друг от друга (...) Сколько всего мы назвали нот, которые различаются между собой по продолжительности звучания? (4) Нам следует условиться, что самую длинную нотку мы будем считать так: 1 и 2 и 3 и 4 и. Половинка наполовину короче: 1 и 2 и. Четверть - 1 и. И, наконец, восьмушка - всего лишь «раз». Повторяем хором: ... Воспользовавшись таблицей на странице 46 «Музыкальных картинок», дать определение длительностям.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Пробовать по образцу выложить гамму до мажор сначала белыми пуговицами, а потом - чёрными.

- Теперь мы напишем все эти нотки: длинные, покороче, ещё покороче, самую короткую. Открываем свои нотные тетрадочки. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по написанию длительностей. А теперь подходим к фортепиано, ищем на клавиатуре нотку «до», играем все изученные длительности со счетом.

ЗАНЯТИЕ 8. Тактовая черта. Такт.

Предварительная работа: Подготовить образец той работы, которая будет выполняться детьми письменно.

- Начнём мы, как всегда, с повторения пройденного. Это, как вы видите, хлеб (рисунок). Здесь нарисован целый хлеб (рисунок а), на следующем рисунке половинка хлеба (рис. Ь), тут - четверть (рис. с), а вот на этом рисунке - восьмушка (рис. d). На каждой картинке вы видите нотку. Нотка соответствует тому хлебу, который нарисован на картинке. Если хлеб целый, то и нотка целая, если половинка, то нотка половинная и т. д.

Пока мы называли по имени только одну нотку - «до». Нота «до» - основная для каждого начинающего музыканта. С ней считаются и другие нотки. Для неё придумана даже своя линеечка. Если всего линеек 5, то для ноты «до» придумана своя, добавочная, линейка. Так выглядит «до» 1-ой октавы (показ). Сегодня мы будем учить следующую по порядку нотку - «ре». Вот нотный стан (показ). Все 5 линеечек нотного стана объединены чертой. За ней стоит скрипичный ключ. Следом, на 1-ой добавочной линейке располагается нотка «до», а под 1-ой линеечкой - нота «ре». Попробуем записать ту и другую ноту в своих нотных тетрадочках.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Пишем ноту «до» и «ре» 1-ой октавы разными длительностями.

  • Ноты «до» и «ре» - целые. Просчитаем ту и другую нотку. Будем считать, что с 1 - ым заданием мы справились. Поставим после выполненного задания черту - слышали, наверно, такое выражение:»Подвести черту». Это означает, что дело сделано. Вот и мы после каждого выполненного задания будем «подводить черту». Задания наши музыкальные, а у музыкантов, как вы уже поняли, всё особенное. Вот и черту мы будем называть не просто чертой, а тактовой чертой. Давайте повторим название черты хором. А теперь по одному: Маша -..., Даша -... и т.д. Взгляните на плакат, который я подготовила к сегодняшнему уроку, (показ) Так должно выглядеть наше задание целиком. Вы видите, что каждый раз нотки «до» и «ре» отделяются тактовой чертой. Расстояние от одной тактовой черты до другой называют тактом. Давайте сосчитаем, сколько здесь тактов (4). Обратите внимание, что в каждом такте помещены нотки, разные по продолжительности звучания: в 1-ом такте - целые, во 2-ом - половинки, в 3-ем - четверти, в 4-ом - восьмушки.

  • Покажите мне, пожалуйста, 2-ой и 3-ий пальчик на правой руке ... Простучим музыку дождя на своих столах: Дождик, дождик, припусти,

Все цветочки намочи! (проконтролировать каждого!)

  • А теперь берём свои нотные тетради, подходим к пианино и по очереди играем то, что вы написали. Обязательно считаем вслух!

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Дети играют по написанным ими же нотам. Один играет - все считают.

ЗАНЯТИЕ 9. Повторяем пройденное. «Сольфеджио». Предварительная работа: Написать попевку «Гармошка» на плакате.

Повторяем материал прошлого занятия. Тренируем 2-ой и 3-ий палец. Выполняем упражнение «Коза - дереза» на твёрдой поверхности. Посмотрите какая мелодия помещена в «Музыкальном букваре». Называется она «Гармошка». Послушайте, как она звучит (проиграть на ф-но). Вы, наверно, уже заметили, что все музыкальные знаки, использованные в этой попевке, нам уже знакомы. В ней всего 2 нотки. Назовите их по именам («до» и «ре»). Какие длительности использованы при записи мелодии? (четверти) Послушаем ещё раз песенку (играю). В 1-ый раз я пропела вам

мелодию со словами. Только что вы услыхали её с названиями нот. Это называется просолъфеджироватъ данную мелодию. Попробуем её «просольфеджироваить» вместе. А теперь разберём её по длительностям. Считаем ... Пишем.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Дети играют попевку по своим записям.

ЗАНЯТИЕ 10. Пауза.

Предварительная работа: Подготовить наглядный материал, где изображены паузы.

  • Ребята, давайте обратимся к нашей последней работе. Расстояние от одной тактовой черты называется тактом. Сосчитаем количество тактов. В этих тактах мы записывали нотки «до» и «ре», а потом озвучили их на пианино. Получилась мелодия дождика. А знаете ли вы, что можно записать не только звук, но и молчание? Так вот, молчание в музыке называется паузой. Паузы также бывает разные по продолжительности звучания (или, вернее, молчания). Можно ведь молчать долго, а можно не очень. И это важно. Т.к. паузы разной продолжительности записываются по-разному.

Демонстрация плаката, где записаны все паузы.

  • Так выглядит самая долгая пауза - целая (показ); так - половинка; это - четверть; а это - восьмушка. Как вы только что услышали, названия пауз соответствуют названиям нот - соответственно, и считаются они так же: целая -1и2иЗи4и; половинка - 1 и 2 и; четверть - 1 и; восьмушка - 1. Попробуем их записать таким образом: рядом с ноткой «до»-целой - целая пауза; с «до»-половинкой - половинная пауза и т.д.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по написанию пауз разными длительностями.

  • Берём свои тетрадочки и проходим к инструменту. Играем по одному, считаем вслух хором.

ЗАНЯТИЕ 11. Закрепление пройденного.

. Предварительная работа: Подготовить наглядный материал для выполнения детьми практического задания

Повторяем: 1) Что такое пауза?;

    1. Какими бывают паузы по продолжительности?;

    2. Нота звучит, а пауза

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по аналогии предыдущей: дети записывают ноту «ре» и паузу в каждом такте так же, как записывали «до» на прошлом занятии. После чего подходят к фортепиано и проигрывают написанное.

ЗАНЯТИЕ 12. Написание скрипичного ключа. Нота «ми». Играем на фортепиано 1- ым пальцем.

Предварительная работа: Подготовить наглядный материал для выполнения детьми практического задания.

Сегодня мы продвигаемся с вами дальше. До сегодняшнего дня мы учились писать две ноты. Какие? (...) Кто сможет назвать следующую по порядку нотку? Посмотрите, как она записывается: 1-ая линеечка как бы пронизывает нотку «ми», она будто бы надета на линеечку как помидорка в шашлыке. Открываем нотные тетради.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Пишем в начале нотного стана черту, затем рисуем скрипичный ключ и, наконец, рисуем ноту «ми». Изобразим её целой. А сейчас просчитаем: 1 и 2 и 3 и 4 и. Рядом напишем нотку «ми» - половинку, следом «ми» - четверть, а потом «ми» - восьмушку.

Посмотрите, какая мелодия помещена в «Музыкальном букваре». Называется она «Кукушка». Послушайте, как она звучит (проиграть на ф-но). Вы, наверно, уже заметили, что все музыкальные знаки, использованные в этой попевке, нам уже знакомы. В ней всего 2 нотки. Назовите их по именам (...). Кроме того, тут присутствует знак, который называется ... (паузой). Какие длительности использованы при записи мелодии? (четверти и восьмушки) Какой длительности здесь пауза? (восьмушка) Послушаем ещё раз песенку (играю). В 1-ый раз я пропела вам мелодию со словами («ку-ку»). Только что вы услыхали её с названиями нот. Вспомните, как называется этот приём. Попробуем её «просольфеджироваить» вместе. А теперь разберём её по длительностям. Считаем ... Пишем.

- При игре на пианино я использовала два пальца. Какие? (...) Играть 1-ым пальцем сложно. Попробуем это сделать на своих столах (объяснить, что большой палец играет бочком).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. На ф-но играем со счётом «Кукушку».

ЗАНЯТИЕ 13. Легато и стаккато.

Предварительная работа: Крупнонаписанные мелодии «Колыбельной» и «Дождика».

Повторяем мелодию «Кукушечка». Продолжаем тренировать 1-ый палец. 1-ый раз играть со счетом. 2-ой - с названием нот, 3-ий - со словами.

- На этих же 2-ух нотках строятся и две другие попевки: «Колыбельная» и «Дождик». Взгляните на них повнимательнее: что появилось новое, незнакомое нам? (линии под нотами и точечки). Правильно. Послушайте, как звучат эти мелодии (проиграть на ф-но). Чем они отличаются? (1-ая звучит плавно, а 2-ая - отрывисто).

Да, именно это отличие и показано на плакате: линии, проведенные от одной нотки к другой, называются лигами - они связывают эти ноты. И играть их следует связно или легато, как говорят музыканты. Давайте повторим это слово хором - ... Послушайте «Колыбельную» ещё раз. Во второй попевке под нотками нарисованы точечки - это значит, что играть их следует отрывисто. Вот так - ...(сыграть). А значки - точечки у музыкантов принято называть стаккато, т.е. отрывистое звучание. Давайте повторим ещё одно незнакомое слово! (...) Попробуем записать эти мелодии в своих нотных тетрадках.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Дети списывают с моего плаката мелодии «Колыбельной» и «Дождика». Потом длительное время тренируем на столе пальчики. Всем в качестве поощрения выдать по цветочку из картона.

ЗАНЯТИЕ 14. Учимся играть «легато» и «стаккато».

Повторяем материал прошлого занятия. Проходим к пианино. Учимся играть отрывисто и плавно.

ЗАНЯТИЕ 15. Нота «фа». Играем 4-ым пальцем.

Предварительная работа: Новый плакат с попевкой «Как под горкой, под горой».

С помощью музыкально - дидактической игры «Найди нотку» определяем нахождение ноты «фа». Выкладываем все пройденные ноты на карточках игры. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. В нотных тетрадях пишем «фа» разными длительностями, отделяя каждую длительность тактовой чертой. Просчитываем написанные ноты под музыкальное сопровождение (я у инструмента). Демонстрация нового плаката с попевкой «Как под горкой, под горой». Разбор мелодии по отработанной схеме: 1) называем ноты;

      1. просчитываем длительности;

      2. поём со словами (Как под горкой, под горой торговал старик золой);

      3. сольфеджируем;

      4. играем мелодию на твёрдой поверхности, закрепляя названия пальцев;

      5. выходим к инструменту. Порядок работы у инструмента: 1) находим «до» 1-ой октавы;

2) один ребенок играет под моим руководством, остальные считают вслух.

ЗАНЯТИЕ 16. Нота «соль».

Предварительная работа: Новый плакат с попевкой «Жили у бабуси 2 весёлых гуся» (1-ая часть).

Начать занятие с повторения попевки «Как под горкой, под горой».

Проходим новую ноту «соль». План изучения новой ноты тот же (см. занятие 15).

Новая попевка «Жили у бабуси 2 веселых гуся» (I часть). Тренировать 5-ый палец.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. За инструментом ноту «соль» дети озвучивают при помощи музыкального руководителя.

ЗАНЯТИЕ 17. Нота «ля».

Предварительная работа: Новый плакат с попевкой «Жили у бабуси 2 весёлых гуся» (2-ая часть) Повторяем 1-ую часть попевки «Жили у бабуси...»

Нота «ж». По схеме занятия № 15. Рекомендуется подписать под каждой ноткой нужный палец. Тренировать каждого ребенка, проигрывая мелодию на картонной клавиатуре проставленными пальцами.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. За инструментом дети озвучивают попевку при помощи музыкального руководителя.

ЗАНЯТИЕ 18. Повторяем попевку «Два весёлых гуся».

Используя уже знакомые детям приемы (платок, мячик, картонная клавиатура), играем поочерёдно попевку. 1) Учить детей играть, глядя в ноты, а не по слуху.

2) Считать в заданном темпе.

ЗАНЯТИЕ 19. Нота «си».

Предварительная работа: Новый плакат с попевкой «Небо синее». Проходим новую ноту по схеме занятия № 15.

Разбор попевки «Небо синее». Обратить внимание детей на то, что вся песенка строится на одном звуке (си). Но ноты разные по долготе. Какие длительности использованы при записи попевки?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. За инструментом дети озвучивают попевку при помощи музыкального руководителя.

ЗАНЯТИЕ 20. Нота «до» 2-ой октавы. Предварительная работа: Новый плакат с попевкой «Лесенка».

Проходим новую ноту по схеме занятия № 15. Обратить внимание детей, что палочка для обозначения половинной, четвертной и восьмой нот ставится вниз и слева (для удобства написания).

Попевка «Лесенка» (в пределах «соль» 1-ой октавы - «до» 2-ой октавы). Использовать в работе дидактическую лестницу.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. За инструментом дети озвучивают попевку при помощи музыкального руководителя.

ЗАНЯТИЕ 21.Гамма до мажор (движение вверх).

Вспоминаем «Песенку о нотках». Тренируемся в написании гаммы.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. За инструментом дети озвучивают гамму при помощи музыкального руководителя.

ЗАНЯТИЕ 21.Гамма до мажор (движение вниз).

Вспоминаем «Песенку о нотках». Тренируемся в написании гаммы.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. За инструментом дети озвучивают гамму при помощи музыкального руководителя.

ЗАНЯТИЕ 22.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА по написанию нот вразбивку под диктовку музыкального руководителя, запись гаммы до мажор. В качестве подсказки использовать весь демонстрационный материал прошлых занятий. Оценивать работу только положительно. Поощрить можно заранее подготовленными закладками.

ЗАНЯТИЕ 23, 24.

На последующих 2-х занятиях с целью закрепления местонахождения нот активно использовать различные приёмы работы: магнитную доску с нотным станом, руку (как аналогию нотного стана). Выучить: По буквам читаем.

По цифрам считаем, По нотам - поём и играем!

ЗАНЯТИЕ 25, 26.

Повторяем название октав, их количество.

Пробуем знакомые мелодии играть в разных октавах (но правой рукой).

ЗАНЯТИЕ 27, 28, 29.

Играем знакомые мелодии левой рукой. Активно тренируем пальцы левой руки. ЗАНЯТИЕ 30, 31. Темп и ритм.

- От меня вы часто слышали: «Играем медленно», «чуть быстрее», «живее» и т.д. Быстро - медленно - и есть определение темпа. Слово ТЕМП наверняка вам знакомо. Оно употребимо в повседневной жизни, не только на музыкальных занятиях. Также должно быть вам знакомо слово РИТМ. Его часто употребляют взрослые, жалуясь на «ненормальный ритм работы». А какой же «нормальный» ритм? Никто не знает. А вот музыкальный ритм легко понять. И даже прохлопать, что мы сейчас и сделаем.

ПРАКТИКА. Детям предлагается множество мелодий, которые мы прохлопываем в ладоши, одной и двумя ногами.

Кроме мелодий прохлопываем скороговорку, где каждое слово должно ассоциироваться с конкретной длительностью: Щи да каша - пища наша.

Кроме щей и кроме каши Просят дети простокваши. Ели, ели 2 недели - Не полнели, не худели. Ели, ели, пили, пили, - Две недели сыты были!

Использовать несложные пляски с характерной сменой ритма и темпа.

ЗАНЯТИЕ 32, 33. Гамма до мажор в малой октаве. Предварительная работа: Новый плакат с гаммой до мажор в малой октаве.

Повторяем написание басового ключа.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. Учимся писать гамму до мажор в малой октаве, потом играть на фортепиано под моим руководством ( на занятии 32 - правой рукой, на 33 - левой).

\