|
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
ТЕМА: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цели уроков: ознакомить учащихся со «Сказкой о рыбаке и рыбке»; развивать умение выразительно читать произведение, умение интонацией передавать настроение; учить делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать словарный запас детей; воспитывать доброту, милосердие; научить давать характеристику героям по плану, учить находить нужный отрывок в тексте по вопросам; научить отличать сказку от других произведений; ознакомить детей с биографией А.С. Пушкина; научить соблюдать гигиену чтения.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.
Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
Оборудование: учебник, презентация к уроку, аудиозапись сказки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Дети выразительно читают стихотворения о зиме.
III. Постановка цели урока
Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество А.С. Пушкина. (слайд 3) А угадать какое произведение мы будем сегодня читать, вам поможет иллюстрация.
Посмотрите на слайд 4.
-
Догадались? Правильно, это «Сказка о рыбаке и рыбке». А.С. Пушкин не писал специально для детей, но в его произведениях много ценнейших строк, которые должны знать дети. В сказках Пушкина показан конфликт между светлым и темным миром, между добром и злом.
Скажите, какие сказки Пушкина А.С вы знаете? Всего сказок у него пять. Какие? Посмотрите на следующие слайды и попробуйте отгадать. (слайды 5-8)
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Кто уже знаком со сказкой о рыбаке и рыбке?
Можно по названию сказки рассказать, о каких героях пойдет речь?
-
Перелистайте страницы, посмотрите, какая большая сказка, но написана она не сплошным текстом, а поделена на части. Каждая часть сказки - это новый рассказ о новых событиях, которые происходят в жизни героев.
IV. Изучение нового материала
1. (Учитель включает аудиозапись сказки.)
2. Чтение с комментированием. Читают учащиеся по цепочке. По ходу чтения идет словарная работа. Объясняются слова и выражения: 1 часть (слайд 9)
ветхая землянка - старый дом, вырытый в земле;
невод - большая рыболовная сеть;
откуп - плата;
простофиля - глупый, несообразительный человек.
Вопросы после чтения:
Где жили старик со старухой?
Сколько лет они жили?
Какое чудо произошло?
Как отнеслась старуха к рассказу старика?
Какой вам представляется старуха?
Каким вам представляется старик?
2-3 части
Чтение учащимися, по ходу чтения идет словарная работа.
корысть - выгода, польза;
кликать - звать;
пуще - больше;
бранится - ругается. Вопросы после чтения:
Что теперь захотелось старухе?
Как отнеслась к просьбе рыбка?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение изучения нового материала 4-5 части (слайд 10)
Читает учитель, дети следят по своим учебникам. По ходу чтения поясняются непонятные слова, читаются сноски. Вопросы после чтения:
Успокоилась старуха?
Что ей теперь хочется?
Какой вы теперь представляете себе старуху?
Изменилось ли отношение к ней?
Стала ли она добрее?
6-8 части
Читают ученики (про себя, затем вслух). Вопросы после чтения:
Кем теперь захотела стать старуха?
Почему это желание испугало старика?
Выполнил ли он приказ старухи?
Как изменилась старуха?
А почему народ над стариком насмехался и говорил: «Не садися не в свои сани!»?
Когда так говорят? {Когда человек не соответствует месту, которое занимает.)
VII. Рефлексия.
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
Подведение итогов урока.
- С какой сказкой вы познакомились на уроке?
- Как бы вы поступили на месте старика?
- Какое ваше самое заветное желание?
Домашнее задание
Перечитать сказку, уметь находить нужный отрывок по вопросам, которые я завтра буду вам задавать.
|
|
|