Главная страница

10 класс 1 Производство, труд и технологии (18 часов)


Скачать 129.99 Kb.
Название 10 класс 1 Производство, труд и технологии (18 часов)
Дата 02.03.2016
Размер 129.99 Kb.
Тип Документы

10 класс

1 Производство, труд и технологии (18 часов)

1.1 Технологии и труд как части общечеловеческой культуры (18 часов)

1.1.1Влияние технологий на общественное развитие (2 часа)

Основные теоретические сведения: технология как часть общечело­веческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техни­ки, культуры и общественные отношения; понятие о технологической культуре; взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды] взаимообуслов­ленность технологий, организации производства и характера труда для организаций различных сфер хозяйственной деятельности.

Практические работы: ознакомление с деятельностью производ­ственного предприятия; анализ технологий, структуры и организации производства.

Варианты объектов труда: промышленные предприятия, пред­приятия сферы обслуживания, информационные материалы.

1.1.2 Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы (6 часов)

Основные теоретические сведения: взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии, рынка товаров и услуг; научные откры­тия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий; совре­менные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс; современные технологии электротехническо­го и радиоэлектронного производства; современные технологии стро­ительства; современные технологии легкой промышленности и пищевых производств; современные технологии производства сельскохозяйст­венной продукции; автоматизация и роботизация производственных процессов; современные технологии сферы бытового обслуживания; характеристика технологий в здравоохранении, образовании, массо­вом искусстве и культуре; сущность социальных и политических тех­нологий; возрастание роли информационных технологий.

Практические работы: ознакомление с современными техноло­гиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и обору­дования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке.

Варианты объектов труда: описания новых технологий, оборудо­вания, материалов, процессов.

1.1.3Технологическая культура и культура труда (2 часа)

Основные теоретические сведения: технологическая культура в структуре общей культуры; технологическая культура общества и тех­нологическая культура производства; формы проявления технологи­ческой культуры в обществе и на производстве; основные составляю­щие культуры труда работника; научная организация как основа куль­туры труда; основные направления научной организации труда (разделение и кооперация труда, нормирование труда, совершенство­вание методов и приемов труда, обеспечение условий труда, раци­ональная организация рабочего места); эстетика труда.

Практические работы: оценка уровня технологической культуры на одном из предприятий или в одной из организаций; характеристи­ка основных составляющих научной организации труда учащегося.

Варианты объектов труда: рабочие места представителей различ­ных профессий; рабочее место учащегося.

1.1.4 Производство и окружающая среда (4 часа)

Основные теоретические сведения: хозяйственная деятельность че­ловека как основная причина загрязнения окружающей среды; основ­ные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды; рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хо­зяйственной деятельности] методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды; способы снижения негативного влия­ния производства на окружающую среду (применение экологически чистых и безотходных технологий); утилизация отходов.

Практические работы: выявление источников экологического за­грязнения окружающей среды; оценка радиоактивного загрязнения местности и продуктов; изучение вопросов утилизации отходов; раз­работка проектов по использованию или утилизации отходов.

Варианты объектов труда: окружающая среда в классе, школе, по­селке; измерительные приборы и лабораторное оборудование; изде­лия, полученные с применением отходов производства или бытовых отходов.

1.1.5 Рынок потребительских товаров и услуг (4 часа)

Основные теоретические сведения: особенности рынка потреби­тельских товаров и услуг; субъекты рынка товаров и услуг; законода­тельные и нормативные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя; основные положения законодательства о правах потреби­теля и производителя; сертификация изделий и услуг; маркировка продовольственных и промышленных товаров; потребительские ка­чества продовольственных и промышленных товаров; методы оценки потребительских качеств товаров и услуг; правила приобретения и возврата товаров; электронная коммерция в системе Интернету значе­ние страхования в современном обществе; виды страхования; обяза­тельное страхование; развитие системы страхования в России; стра­хование при выезде за пределы России; страхование жизни и имущества; выбор страховой компании.

Практические работы: ознакомление с основными положениями Закона РФ «Об охране прав потребителей»; чтение маркировки раз­личных товаров; изучение рынка товаров и услуг в Интернете.

Варианты объектов труда: этикетки различных товаров; инфор­мация в сети Интернет.

2 Технологии проектирования и создания материальных объектов или услуг (30 часов)

2.1 Проектирование в профессиональной деятельности (4 часа)

Основные теоретические сведения: значение инновационной де­ятельности предприятия в условиях конкуренции; инновационные продукты и технологии; основные стадии проектирования техниче­ских объектов (техническое задание, техническое предложение, эс­кизный проект, технический проект, рабочая документация); роль экспериментальных исследований в проектировании.

Практические работы: определение возможных направлений ин­новационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей.

Варианты объектов труда: объекты инновационной деятельности (оборудование, инструменты, интерьер, одежда и др.).

2.2 Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда (4 часа)

Основные теоретические сведения: определение цели проектирова­ния; источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, эксперименталь­ные данные, результаты моделирования; методы сбора и систематиза­ции информации; источники научной и технической информации; оценка достоверности информации; эксперимент как способ получения новой информации; способы хранения информации; проблемы хране­ния информации на электронных носителях; использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продук­тов; бизнес-план как способ экономического обоснования проекта; тех­нические требования и экономические показатели; стадии и этапы разработки; порядок контроля и приемки.

Практические работы: проведение опросов и анкетирования; мо­делирование объектов; определение требований и ограничений к объ­екту проектирования.

Варианты объектов труда: объекты проектной деятельности школьников, отвечающие профилю обучения.

2.3Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация (6часов)

Основные теоретические сведения: виды нормативной документа­ции, используемой при проектировании; унификация и стандартиза­ция как средство снижения затрат на проектирование и производство; учет требований безопасности при проектировании; состав проект­ной документации; согласование проектной документации (на при­мере перепланировки квартиры).

Практические работы: определение ограничений, накладываемых на предлагаемое решение нормативными документами.

Варианты объектов труда: эскизные проекты школьников в рам­ках выполняемого проекта и отвечающие профилю обучения; учеб­ные задачи.

2.4 Введение в психологию творческой деятельности (4часа)

Основные теоретические сведения: виды творческой деятельности; влияние творческой деятельности на развитие качеств личности; по­нятие о психологии творческой деятельности; роль подсознания; «психо­лого-познавательный барьер»; пути преодоления психолого-познаватель­ного барьера; раскрепощение мышления; этапы решения творческой за­дачи; виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности.

Практические работы: выполнение упражнений на развитие ассо­циативного мышления, поиск аналогий.

Варианты объектов труда: творческие задания, связанные с про­ектной деятельностью школьников и отвечающие профилю обуче­ния; сборники учебных заданий и упражнений.

2.5 Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений (8 часов)

Основные теоретические сведения: выбор целей в поисковой де­ятельности; значение этапа постановки задачи; метод «букета проб­лем»; способы повышения творческой активности личности; преодо­ление стереотипов; ассоциативное мышление; цели и правила прове­дения мозгового штурма (атаки); эвристические приемы решения практических задач; метод фокальных объектов; алгоритмические ме­тоды поиска решений; морфологический анализ.

Практические работы: применение интуитивных и алгоритмиче­ских методов поиска решений для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.

Варианты объектов труда: проектные задания школьников; сбор­ники учебных заданий и упражнений.

2.6 Анализ результатов проектной деятельности (2 часа)

Основные теоретические сведения: методы оценки качества матери­ального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности; экспертная оценка; проведение испытаний модели или объекта; оценка достоверности полученных результатов.

Практические работы: анализ учебных заданий, подготовка плана анализа собственной проектной деятельности.

Варианты объектов труда: объекты проектирования школьников; сборники учебных заданий и упражнений.

2.7 Презентация результатов проектной деятельности (2 часа)

Основные теоретические сведения: определение целей презента­ции; выбор формы презентации; особенности восприятия вербальной и визуальной информации; методы подачи информации при презен­тации.

Практические работы: подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности; компьютерная пре­зентация.

Варианты объектов труда: объекты проектирования школьников; сборники учебных заданий и упражнений.

3 Творческая, проектная деятельность (20 часов)
11 класс

1 Производство, труд и технологии (14 часов)

1.1Организация производства (14 часов)

1.1.1Структура современного производства (4 часа)

Основные теоретические сведения: сферы профессиональной де­ятельности: сфера материального производства и непроизводствен­ная сфера; представление об организации производства: сферы про­изводства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия; виды предприятий и их объединений; юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги; цели и функции произ­водственных предприятий и предприятий сервиса; формы руководст­ва предприятиями; отрасли производства, занимающие ведущее мес­то в регионе; перспективы экономического развития региона; поня­тие о разделении и специализации труда; формы разделения труда; горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой техно­логического процесса; вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления; функции работников вспомогательных подразделений; основные виды работ и профессий; характеристики массовых профессий сферы производства и сервиса в Едином тариф­но-квалификационном справочнике работ и профессий (ЕТКС); формы

современной кооперации труда; профессиональная специализация и профессиональная мобильность; роль образования в расширении профессиональной мобильности.

Практические работы: анализ региональной структуры производ­ственной сферы; анализ форм разделения труда в организации; ана­лиз требований к образовательному уровню и квалификации работ­ников; описание целей деятельности, особенностей производства и характера продукции ближайших предприятий; составление схемы структуры предприятия и органов управления.

Варианты объектов труда: средства массовой информации, элек­тронные источники информации, специальные источники информации.

1.1.2Нормирование и оплата труда (6 часов)

Основные теоретические сведения, основные направления норми­рования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процес­сов производства (норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управля­емости, технически обоснованная норма); методика установления и пересмотра норм; зависимость формы оплаты труда от вида пред­приятия и формы собственности на средства производства; повре­менная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой; сдельная, сдельно-премиаль­ная, аккордно-премиальная формы оплаты труда; контрактные фор­мы найма и оплаты труда.

Практические работы: установление формы нормирования труда для лиц ближайшего окружения; сопоставление достоинств и недос­татков различных форм оплаты труда; определение преимуществен­ных областей применения различных форм оплаты труда.

Варианты объектов труда: справочная литература, результаты оп­росов.

1.1.3 Научная организация труда (4 часа)

Основные теоретические сведения: факторы, влияющие на эффек­тивность деятельности организации; менеджмент в деятельности ор­ганизации; составляющие культуры труда: научная организация тру­да, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда; формы творчества в труде; обеспечение качества производимых товаров и услуг; организацион­ные и технические возможности повышения качества товаров и услуг; понятие о морали и этике; профессиональная этика; общие нормы профессиональной этики; ответственность за соблюдение норм про­фессиональной этики.

Практические работы: проектирование рабочего места учащегося, современного рабочего места.

Варианты объектов труда: модели организации рабочего места; спе­циальная и учебная литература; электронные источники информации.

2 Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг

(16 часов)

2.1Функционально-стоимостный анализ (4 часа)

Основные теоретические сведения: цели и задачи функционально-стоимостного анализа (ФСА); ФСА как комплексный метод техниче­ского творчества; основные этапы ФСА (подготовительный, инфор­мационный, аналитический, творческий, исследовательский, реко­мендательный, внедрения).

Практические работы: применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выпол­няемых школьниками проектов.

Варианты объектов труда: проектные задания школьников; учеб­ные проектные задания.

2.2 Основные закономерности развития искусственных систем (4 часа)

Основные теоретические сведения: понятие об искусственной систе­ме; развитие как непрерывное возникновение и разрешение противо­речий; основные закономерности развития искусственных систем; ис­тория развития техники с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах); решение крупных научно-технических проблем в современном мире; выдающиеся открытия и изобретения, их авторы; перспективы развития науки и техники; использование законо­мерностей развития технических систем для прогнозирования направ­лений технического прогресса.

Практические работы: выявление противоречий в требованиях к частям искусственных систем; упражнения по поиску примеров про­явления закономерностей развития искусственных систем (товаров и услуг) и определения направлений их совершенствования; прогнози­рование направлений развития систем из ближайшего окружения школьников; описание свойств нового поколения систем с учетом за­кономерностей их развития.

Варианты объектов труда: объекты проектирования школьников; знакомые школьникам системы: устройства бытовой техники, транс­портные машины, технологическое оборудование.

2.3 Защита интеллектуальной собственности (4 часа)

Основные теоретические сведения: понятие интеллектуальной соб­ственности; способы защиты авторских прав; научный и технический отчеты; публикации; депонирование рукописей; рационализаторское предложение; сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель; правила ре­гистрации товарных знаков и знака обслуживания.

Практические работы: разработка различных форм защиты про­ектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения, заявки на полезную модель или промышленный образец).

Варианты объектов труда: объекты проектирования школьников, сборники учебных заданий.

2.4Презентация результатов проектной деятельности (4 часа)

Основные теоретические сведения: определение целей презента­ции; выбор формы презентации; особенности восприятия вербальной и визуальной информации; использование технических средств в процессе презентации; организация взаимодействия участников пре­зентации.

Практические работы: подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности; компьютерная пре­зентация.

Варианты объектов труда: объекты проектирования школьников; учебные задания.
3 Профессиональное самоопределение и карьера (8 часов)

3.1 Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования (4 часа)

Основные теоретические сведения: способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предло­жения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессио­нального образования; виды и формы получения профессионального образования; региональный рынок образовательных услуг; центры профконсультационной помощи; методы поиска источников инфор­мации о рынке образовательных услуг.

Практические работы: изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования; знакомство с центра­ми профконсультационной помощи.

Варианты объектов труда: источники информации о вакансиях рынка труда.

3.2 Планирование профессиональной карьеры (4 часа)

Основные теоретические сведения: пути получения образования, профессионального и служебного роста; возможности квалификаци­онного и служебного роста; виды и уровни профессионального образо­вания и профессиональная мобильность; формы самопрезентации; содержание резюме.

Практические работы: сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями; подготовка резюме и формы самопрезентации.

Варианты объектов труда: резюме, план построения профессио­нальной карьеры.

4 Творческая, проектная деятельность (30 часов)