|
10 класс 1 Производство, труд и технологии (18 часов)
10 класс
1 Производство, труд и технологии (18 часов)
1.1 Технологии и труд как части общечеловеческой культуры (18 часов)
1.1.1Влияние технологий на общественное развитие (2 часа)
Основные теоретические сведения: технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения; понятие о технологической культуре; взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды] взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда для организаций различных сфер хозяйственной деятельности.
Практические работы: ознакомление с деятельностью производственного предприятия; анализ технологий, структуры и организации производства.
Варианты объектов труда: промышленные предприятия, предприятия сферы обслуживания, информационные материалы.
1.1.2 Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы (6 часов)
Основные теоретические сведения: взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии, рынка товаров и услуг; научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий; современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс; современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства; современные технологии строительства; современные технологии легкой промышленности и пищевых производств; современные технологии производства сельскохозяйственной продукции; автоматизация и роботизация производственных процессов; современные технологии сферы бытового обслуживания; характеристика технологий в здравоохранении, образовании, массовом искусстве и культуре; сущность социальных и политических технологий; возрастание роли информационных технологий.
Практические работы: ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке.
Варианты объектов труда: описания новых технологий, оборудования, материалов, процессов.
1.1.3Технологическая культура и культура труда (2 часа)
Основные теоретические сведения: технологическая культура в структуре общей культуры; технологическая культура общества и технологическая культура производства; формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве; основные составляющие культуры труда работника; научная организация как основа культуры труда; основные направления научной организации труда (разделение и кооперация труда, нормирование труда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места); эстетика труда.
Практические работы: оценка уровня технологической культуры на одном из предприятий или в одной из организаций; характеристика основных составляющих научной организации труда учащегося.
Варианты объектов труда: рабочие места представителей различных профессий; рабочее место учащегося.
1.1.4 Производство и окружающая среда (4 часа)
Основные теоретические сведения: хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды; основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды; рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности] методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду (применение экологически чистых и безотходных технологий); утилизация отходов.
Практические работы: выявление источников экологического загрязнения окружающей среды; оценка радиоактивного загрязнения местности и продуктов; изучение вопросов утилизации отходов; разработка проектов по использованию или утилизации отходов.
Варианты объектов труда: окружающая среда в классе, школе, поселке; измерительные приборы и лабораторное оборудование; изделия, полученные с применением отходов производства или бытовых отходов.
1.1.5 Рынок потребительских товаров и услуг (4 часа)
Основные теоретические сведения: особенности рынка потребительских товаров и услуг; субъекты рынка товаров и услуг; законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя; основные положения законодательства о правах потребителя и производителя; сертификация изделий и услуг; маркировка продовольственных и промышленных товаров; потребительские качества продовольственных и промышленных товаров; методы оценки потребительских качеств товаров и услуг; правила приобретения и возврата товаров; электронная коммерция в системе Интернету значение страхования в современном обществе; виды страхования; обязательное страхование; развитие системы страхования в России; страхование при выезде за пределы России; страхование жизни и имущества; выбор страховой компании.
Практические работы: ознакомление с основными положениями Закона РФ «Об охране прав потребителей»; чтение маркировки различных товаров; изучение рынка товаров и услуг в Интернете.
Варианты объектов труда: этикетки различных товаров; информация в сети Интернет.
2 Технологии проектирования и создания материальных объектов или услуг (30 часов)
2.1 Проектирование в профессиональной деятельности (4 часа)
Основные теоретические сведения: значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции; инновационные продукты и технологии; основные стадии проектирования технических объектов (техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация); роль экспериментальных исследований в проектировании.
Практические работы: определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей.
Варианты объектов труда: объекты инновационной деятельности (оборудование, инструменты, интерьер, одежда и др.).
2.2 Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда (4 часа)
Основные теоретические сведения: определение цели проектирования; источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования; методы сбора и систематизации информации; источники научной и технической информации; оценка достоверности информации; эксперимент как способ получения новой информации; способы хранения информации; проблемы хранения информации на электронных носителях; использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов; бизнес-план как способ экономического обоснования проекта; технические требования и экономические показатели; стадии и этапы разработки; порядок контроля и приемки.
Практические работы: проведение опросов и анкетирования; моделирование объектов; определение требований и ограничений к объекту проектирования.
Варианты объектов труда: объекты проектной деятельности школьников, отвечающие профилю обучения.
2.3Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация (6часов)
Основные теоретические сведения: виды нормативной документации, используемой при проектировании; унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство; учет требований безопасности при проектировании; состав проектной документации; согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры).
Практические работы: определение ограничений, накладываемых на предлагаемое решение нормативными документами.
Варианты объектов труда: эскизные проекты школьников в рамках выполняемого проекта и отвечающие профилю обучения; учебные задачи.
2.4 Введение в психологию творческой деятельности (4часа)
Основные теоретические сведения: виды творческой деятельности; влияние творческой деятельности на развитие качеств личности; понятие о психологии творческой деятельности; роль подсознания; «психолого-познавательный барьер»; пути преодоления психолого-познавательного барьера; раскрепощение мышления; этапы решения творческой задачи; виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности.
Практические работы: выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий.
Варианты объектов труда: творческие задания, связанные с проектной деятельностью школьников и отвечающие профилю обучения; сборники учебных заданий и упражнений.
2.5 Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений (8 часов)
Основные теоретические сведения: выбор целей в поисковой деятельности; значение этапа постановки задачи; метод «букета проблем»; способы повышения творческой активности личности; преодоление стереотипов; ассоциативное мышление; цели и правила проведения мозгового штурма (атаки); эвристические приемы решения практических задач; метод фокальных объектов; алгоритмические методы поиска решений; морфологический анализ.
Практические работы: применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.
Варианты объектов труда: проектные задания школьников; сборники учебных заданий и упражнений.
2.6 Анализ результатов проектной деятельности (2 часа)
Основные теоретические сведения: методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности; экспертная оценка; проведение испытаний модели или объекта; оценка достоверности полученных результатов.
Практические работы: анализ учебных заданий, подготовка плана анализа собственной проектной деятельности.
Варианты объектов труда: объекты проектирования школьников; сборники учебных заданий и упражнений.
2.7 Презентация результатов проектной деятельности (2 часа)
Основные теоретические сведения: определение целей презентации; выбор формы презентации; особенности восприятия вербальной и визуальной информации; методы подачи информации при презентации.
Практические работы: подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности; компьютерная презентация.
Варианты объектов труда: объекты проектирования школьников; сборники учебных заданий и упражнений.
3 Творческая, проектная деятельность (20 часов)
11 класс
1 Производство, труд и технологии (14 часов)
1.1Организация производства (14 часов)
1.1.1Структура современного производства (4 часа)
Основные теоретические сведения: сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера; представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия; виды предприятий и их объединений; юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги; цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса; формы руководства предприятиями; отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе; перспективы экономического развития региона; понятие о разделении и специализации труда; формы разделения труда; горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса; вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления; функции работников вспомогательных подразделений; основные виды работ и профессий; характеристики массовых профессий сферы производства и сервиса в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий (ЕТКС); формы
современной кооперации труда; профессиональная специализация и профессиональная мобильность; роль образования в расширении профессиональной мобильности.
Практические работы: анализ региональной структуры производственной сферы; анализ форм разделения труда в организации; анализ требований к образовательному уровню и квалификации работников; описание целей деятельности, особенностей производства и характера продукции ближайших предприятий; составление схемы структуры предприятия и органов управления.
Варианты объектов труда: средства массовой информации, электронные источники информации, специальные источники информации.
1.1.2Нормирование и оплата труда (6 часов)
Основные теоретические сведения, основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства (норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма); методика установления и пересмотра норм; зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства; повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой; сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда; контрактные формы найма и оплаты труда.
Практические работы: установление формы нормирования труда для лиц ближайшего окружения; сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда; определение преимущественных областей применения различных форм оплаты труда.
Варианты объектов труда: справочная литература, результаты опросов.
1.1.3 Научная организация труда (4 часа)
Основные теоретические сведения: факторы, влияющие на эффективность деятельности организации; менеджмент в деятельности организации; составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда; формы творчества в труде; обеспечение качества производимых товаров и услуг; организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг; понятие о морали и этике; профессиональная этика; общие нормы профессиональной этики; ответственность за соблюдение норм профессиональной этики.
Практические работы: проектирование рабочего места учащегося, современного рабочего места.
Варианты объектов труда: модели организации рабочего места; специальная и учебная литература; электронные источники информации.
2 Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг
(16 часов)
2.1Функционально-стоимостный анализ (4 часа)
Основные теоретические сведения: цели и задачи функционально-стоимостного анализа (ФСА); ФСА как комплексный метод технического творчества; основные этапы ФСА (подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный, внедрения).
Практические работы: применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.
Варианты объектов труда: проектные задания школьников; учебные проектные задания.
2.2 Основные закономерности развития искусственных систем (4 часа)
Основные теоретические сведения: понятие об искусственной системе; развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий; основные закономерности развития искусственных систем; история развития техники с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах); решение крупных научно-технических проблем в современном мире; выдающиеся открытия и изобретения, их авторы; перспективы развития науки и техники; использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса.
Практические работы: выявление противоречий в требованиях к частям искусственных систем; упражнения по поиску примеров проявления закономерностей развития искусственных систем (товаров и услуг) и определения направлений их совершенствования; прогнозирование направлений развития систем из ближайшего окружения школьников; описание свойств нового поколения систем с учетом закономерностей их развития.
Варианты объектов труда: объекты проектирования школьников; знакомые школьникам системы: устройства бытовой техники, транспортные машины, технологическое оборудование.
2.3 Защита интеллектуальной собственности (4 часа)
Основные теоретические сведения: понятие интеллектуальной собственности; способы защиты авторских прав; научный и технический отчеты; публикации; депонирование рукописей; рационализаторское предложение; сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель; правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания.
Практические работы: разработка различных форм защиты проектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения, заявки на полезную модель или промышленный образец).
Варианты объектов труда: объекты проектирования школьников, сборники учебных заданий.
2.4Презентация результатов проектной деятельности (4 часа)
Основные теоретические сведения: определение целей презентации; выбор формы презентации; особенности восприятия вербальной и визуальной информации; использование технических средств в процессе презентации; организация взаимодействия участников презентации.
Практические работы: подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности; компьютерная презентация.
Варианты объектов труда: объекты проектирования школьников; учебные задания.
3 Профессиональное самоопределение и карьера (8 часов)
3.1 Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования (4 часа)
Основные теоретические сведения: способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования; виды и формы получения профессионального образования; региональный рынок образовательных услуг; центры профконсультационной помощи; методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.
Практические работы: изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования; знакомство с центрами профконсультационной помощи.
Варианты объектов труда: источники информации о вакансиях рынка труда.
3.2 Планирование профессиональной карьеры (4 часа)
Основные теоретические сведения: пути получения образования, профессионального и служебного роста; возможности квалификационного и служебного роста; виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность; формы самопрезентации; содержание резюме.
Практические работы: сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями; подготовка резюме и формы самопрезентации.
Варианты объектов труда: резюме, план построения профессиональной карьеры.
4 Творческая, проектная деятельность (30 часов)
|
|
|