|
Формирование навыков культуры поведения у детей с овз с целью социальной адаптации в обществе
Формирование навыков культуры поведения у детей с ОВЗ с целью социальной адаптации в обществе.
Перед коррекционными школами и интернатами стоит задача развития личности умственно отсталых детей. В исследованиях, посвященных развитию личности детей с ОВЗ, отмечается, что выпускники школ испытывают трудности в социальной адаптации. При анализе причин их дезинтеграции в обществе, в трудовом коллективе (Н.Л. Коломинский, Ж.И. Намазбаева) авторами отмечается низкая способность этих молодых людей поддерживать отношения сотрудничества с окружающими и не вступать в конфликт с ними. Отдельные вопросы особенностей общения детей, воспитывающихся вне семьи, отражены в статьях А.М. Прихожан, и Н.Н.Толстых. Имеются некоторые сведения об особенностях общения и со взрослыми детей с недоразвитием интеллекта. В работах М.И. Лисиной рассмотрено влияние общения ребенка со взрослыми на механизмы смены ведущей деятельности и развития внутреннего плана действий.
В ходе коррекционного воспитания накапливаются и изменяются состояния и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ими социального опыта. В ходе коррекционной работы развивается умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально-трудовой ориентировки.
У воспитанников школ-интернатов масса проблем. Одна из главных – влиться в современное общество и самостоятельно строить свою жизнь. И основная миссия вспомогательной школы - помощь в социальной адаптации воспитанников.
Вспомогательная школа должна готовить ребенка к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении, к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми сможет в процессе трудовой и общественной деятельности приносить пользу обществу.
Следовательно, их надо воспитывать так, чтобы их самостоятельное поведение в жизни соответствовало существующим в обществе социальным нормам. И здесь большое значение имеет соблюдение норм культуры поведения, общения, соблюдение культурно-гигиенических норм. Соблюдение этих норм обеспечивается общественным одобрением, а несоблюдение вызывает в обществе санкцию в виде общественного осуждения.
Таким образом, воспитание норм культуры поведения, культуры общения, формирование навыков самообслуживания позволяет обеспечить детям с нарушениями в интеллектуальном развитии полноценную социальную адаптацию в обществе.
Наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет эту работу и вероятность отклонений в поведении человека. Но накопленный десятилетиями опыт показывает, что люди с нарушениями в развитии интеллекта обладают возможностями и потребностями в приобщении их к разнообразным формам образования, труда, культуры. Также Л.С. Выгоцкий писал, что умственная отсталость – это первичное ядерное поражение головного мозга, на него наслаиваются вторичные признаки умственной отсталости такие как нарушения характера поведения. Они не являются обязательными ядерными и поддаются педагогической коррекции. В абсолютном большинстве случаев эти отклонения возникают в результате неправильного взаимодействия ребенка с окружающей средой. У детей с нарушениями в развитии интеллекта часто наблюдаются негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство, которые также создают трудности их воспитания. Эти отрицательные черты – обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и условий неустройства быта, беспорядок требований, плохой пример, отсутствие четкого режима. Поэтому для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии очень важно создание спокойной обстановки, систематичность требований. Воспитание культуры поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью является весьма трудным, но вместе с тем совершенно необходимым делом. В ходе повседневной кропотливой работы у детей с проблемами в развитии интеллекта формируются соответствующие умения и навыки, а также привычки.
Большой положительный опыт воспитания и обучения детей во вспомогательной школе показывает, что умственно отсталые дети могут достичь такого уровня развития, который позволяет большинству из них по окончании школы трудиться и быть полезными обществу.
Вступив в самостоятельную жизнь, выпускники вспомогательных школ будут проявлять степень своей воспитанности. Умение обратиться с просьбой, поздороваться, попрощаться, правильно войти и выйти из помещения, умение вести себя за столом, в общественных местах – все эти навыки очень пригодятся детям с проблемами в развитии интеллекта за пределами школы.
Целенаправленное формирование жизненно необходимых навыков поведения для детей с ОВЗ имеет особое значение.
Большинство таких детей не посещают детский сад, где обычно закладываются основы правильного поведения. В семье с детьми, как правило, над этими вопросами не работают. Если школа не поможет ученикам восполнить этот пробел, то дети, по всей вероятности, окажутся не в состоянии приобрести самостоятельно необходимые привычки и навыки культурного поведения. Скорее всего, в этих условиях они приобретут неправильные способы поведения. Практика показывает, что от своевременного начала таких занятий зависит успех всей воспитательной работы. Известно, что детский возраст является наиболее благоприятным для укрепления каких-либо привычек. Проведенные психологами многочисленные исследования утверждают, что интенсивная коррекционно-воспитательная работа с первых дней появления ребенка в школе помогает добиться довольно значительных успехов. Глубоко ошибаются те, кто думает, что школьники с проблемами в развитии интеллекта не в состоянии понять и усвоить принятые в нашем обществе нормы поведения. Для этого во вспомогательной школе должна проводиться большая продуманная и систематическая работа, направленная на воспитание навыков культурного поведения.
Часто дети не следуют правилам культуры поведения, потому что взрослые не придерживаются единства в тех требованиях, которые предъявляются детям. Разнобой в требованиях бывает значительный. Не одинаковые требования предъявляет семья и школа. Поэтому ребенок не всегда выполняет обязательные правила, а приспосабливаются к требованиям разных взрослых. В условиях нашей работы довольно трудно соблюдать единство требований сом стороны семьи и школы, так как родители детей редко посещают школу-интернат где живут и учатся их дети.
Большое значение в воспитании культуры поведения имеет личный пример родителей. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, взаимоотношениями, манерами. Так как большинство детей растут в неблагоприятных семьях, где не принято быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, а в доме не соблюдается чистота и порядок, то у таких детей значительно труднее воспитать привычки и навыки культурного поведения.
Следовательно, воспитывая культуру поведения у детей, мы взрослые должны постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей.
Осуществляя систему воспитательных воздействий, воспитатель должен проявлять уважение к личности ребенка, быть приветлив и вежлив. Только в этом случае направленные на воспитание культуры поведения усилия будут успешными.
|
|
|