Главная страница

Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста


Скачать 102.41 Kb.
Название Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
Дата 07.03.2016
Размер 102.41 Kb.
Тип Документы

МАДОУ «Детский сад» №104 комбинированного вида


Тема: «Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха

у детей старшего дошкольного возраста»

(консультация для воспитателей)

Беляева Н.А.

Учитель – логопед
Саранск, 2015 г.
Влияние дидактической игры на развитие

фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
Усвоение программного материала по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста зависит от правильного выбора метода обучения. При этом педагог должен помнить о возрастных особенностях детей. Необходимы также методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка, постоянно создавать у детей положительные эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.

В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой , Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером]. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Значение дидактической игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов рассматривает игру, как серьезную и нужную для ребенка деятельность, но со своей точки зрения

В работах отечественных исследователей и педагогов (Е.И. Тихеевой ], Ф.Н. Блехер, А.И. Сорокиной, Л.К. Бондаренко, Е.Ф. Иваницкой, Е.А. Удальцовой и др.) представлено много дидактических игр, с помощью которых происходит формирование сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком.

Игра дидактическая имеет определенную структуру независимо от вида, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Структуру дидактической игры образуют:

1) Основные компоненты – дидактические и игровые задачи, игровые действия;

2) Дополнительные компоненты – сюжет, роль.

Дидактическая игра - это «такая организация учебной речевой деятельности, в основе которой лежит принцип практического общения» Дидактические игры завоевывают всё большую популярность среди педагогов дошкольных учреждений, благодаря тому, что в них как нельзя лучше реализуется технологический подход к обучению.

Ведущим компонентом в игре выступает дидактическая задача, которая скрыта  от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух игровых задач: игровой и дидактической. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение,     а если игровая задача, то деятельность теряет свое обучающее значение.

Оценивая роль дидактической игры, А.В. Запорожец пишет, что необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала:

  1. учебное (познавательное);

  2. игровое (занимательное).

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Она осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребенка:

1. Дидактическая задача. Она решается в игровой форме. Игра удалась, если решена дидактическая задача.

Для выбора дидактической игры нужно знать уровень знаний детей, т. к. в игре он опирается на имеющиеся знания, умения и навыки. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, нужно знать:

  1. Какие знания, умения и навыки имеют дети;

  2. Какие знания, умения и навыки нужно закрепить;

  3. Какие умственные операции развиваются;

  4. Какие качества личности формируются.

В каждой дидактической игре есть своя дидактическая задача, что отличает одну игру от другой.

2. Игровая задача. Это задача для ребенка, она побуждает ребенка включиться в игру и достичь результата. Игровая задача и познавательная направленность игрового действия иногда заложены в названии.

3. Игровое действие.

Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить игровую задачу.

Игровые действия – сложные умственные операции, выраженные в процессах мышления. В играх, где участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия едины для всех. Иногда они не видны, так как идут в уме. Игровые действия взаимодействуют друг с другом, подкрепляют друг друга при условии познавательного содержания.

4.Игровые правила. Они организуют и направляют игровое поведение детей. Без выполнения правил не выполняется дидактическая задача. Правила дисциплинируют детей в игре. Правила могут запрещать, предписывать, разрешать действия. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, выполнение ими норм поведения. Правила определяют порядок игровых действий и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений. В этом их воспитывающее значение.

5.Результат игры. «Чем правила жестче, тем острее игра и динамичнее, ярче окончание игры. Факт создания мнимой ситуации ведет к развитию отвлеченного мышления».

Предлагаемые игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове (дидактическая игра «Определи первый звук»), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»)[33].

Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение «Найди место звука в слове»). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры «Кто в домике живет?», «Собери букет»), в дифференциации наиболее сложных звуков: с–ш, р–л (игры «Кто быстрее соберёт вещи?», «Магазин»).

В дидактической игре «Найди пару» ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом.

С помощью занимательных игр-головоломок типа «Построй пирамиду» дошкольников упражняют в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в «цветочном магазине» можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в его названии.

Оригинальна игра «Как их зовут?», по условиям которой ребенок составляет имя девочки или мальчика, ориентируясь на первые звуки в названиях предметов: мак–аист–шапка–арбуз = М-а-ш-а.

Определение твердости или мягкости первого согласного звука можно закрепить в дидактической игре «Два домика». По серии картинок дети определяют «третий лишний» звук, ориентируясь на начало слова. Различение смешиваемых звуков подтверждается в игре «Четвертый лишний». Деление слов на слоги закрепляется в игре «Украсим елку» двух- и трехсложные слова: звез-да, хло-пуш-ка и т.д. [6] Картонные куклы-девочки (гласные звуки) и куклы-мальчики (согласные) тренируют дошкольников определять по артикуляции нужный звук. Дошкольники раскладывают картинки по звукам-человечкам (Ане – арбуз, альбом, автобус и т.д.) Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх: «Эхо», «Поле чудес», «Живые звуки», «За грибами», «Отбей мячом слово по слогам». Развивают фонематический интерес игры: «Подбери рифму», «Доскажи словечко», «Слова-перевёртыши», «Добавлялки»[36].

Особенно нравятся дошкольникам игры с различными манипуляциями: «Поймай рыбку», «Звенит-жужжит», «Телеграф» [3]. «Покорми горохового человечка» – так называется дидактическая игра, способствующая одновременно и становлению фонематического слуха, и развитию мелкой моторики рук. Сначала ребёнок должен вычленить из звукового ряда контрольный звук. Например, педагог называет «А» – ребёнок отвечает «нет», «Ф» – «нет», «М» – «нет», «Р» – «Да. Кушай, Рома, пожалуйста!» и с этими словами отправляет в рот «человечку» одну горошину. Затем аналогичное задание ребёнок выполняет со слоговым рядом и только потом – со словесным. При обнаружении двух контрольных звуков в одном слове необходимо дать «человечку» две горошины. Разные имена дают дети «гороховому человечку» – в зависимости от контрольного звука (Семён, Захар, Миша, Женя, Володя, Рома, Игорь, Костя, Гена и др.).

Как показала практика, оправдывает себя интересный способ развития фонематического слуха: речевая работа по действующей телефонной связи, когда обучение осуществляется посредством единственного анализатора – слухового. На таком разнообразии игровых дидактических приемов постоянно поддерживается интерес детей в процессе формирования фонематического слуха.

Педагог перед детьми постоянно ставит задачи звукового анализа и использует эффективные средства для решения этих задач: дидактические игры, специальный пенал по моделированию речи.

Особенно остро встаёт вопрос о развитии фонематического слуха при обучении детей грамоте.

Для развития фонематического слуха должна быть организована  познавательная и игровая деятельность.

В процессе организации познавательной деятельности проводятся дидактические игры по нескольким направлениям:

  • Знакомство с артикуляционным аппаратом; введение понятия «слово»;

  • Знакомство с разнообразием слов, родственными словами;

  • Формирование первоначального представления о звуке; знакомство с гласными звуками; нахождение звуков в словах, фиксация фишкой

  • Введение понятия «согласный звук»; знакомство с согласными звуками, уточнение произношения, дифференциация мягких и твёрдых согласных; фиксация понятия твёрдости-мягкости фишками;

  • Дифференциация гласных и согласных звуков, фиксация фишкой позиции звуков в слове.

Игры, используемые для решения поставленных проблем, можно разделить на несколько групп: на развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия, на развитие познавательного интереса по экспериментированию со звуками.

Метаграммы (от греч. meta — между, gramma — буква) — разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну или несколько букв так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки. например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово - «лиса». Аналогично: «сазан - фазан», «цапля - капля», «карта - парта», «сайка - чайка - байка - майка»[33]. Также существуют головоломки, целью которых является последовательным изменением по одной букве, перейти от одного загаданного слова к другому в заданное число шагов.

Играть в эту игру можно в компании, раздав каждому по одной метаграмме на отдельном листке бумаги или по нескольку таких листков. Кто быстрее разгадает свои метаграммы, тот и победит.

Существует два основных вида метаграмм. Первый из них имеет общие черты с обычными загадками или шарадами, второй представляет собой логическую игру, головоломку. В первом случае задачей является отгадать загаданные в шараде слова, а во втором случае необходимо от заданного слова, постепенно меняя по одной букве, чтобы получить «промежуточные» слова, прийти в итоге к конечному слову.

Анаграммы - слова, отличающиеся друг от друга только порядком букв, называются анаграммами. Например: УКЛОН – КУЛОН – КОЛУН – КЛОУН.

Метаанаграммы, если для получения анаграмм разрешается менять только порядок букв в слове, а при образовании метаграмм – только одну букву, то метаанаграммы могут отличаться друг от друга и буквой, и порядком букв в слове. Например: МУХА – ХУЛА – ЛУНА – ЛУНЬ – НОЛЬ – СЛОН.

Слова-матрёшки - некоторые слова как бы вложены в другие, более длинные: ПОЛ – ПОЛК – ПОЛКА; ДА – ЕДА – БЕДА – ОБЕДА – ПОБЕДА

АР – ПАР – ПАРИ – ПАРИК.

Цепочки таких слов напоминают матрёшку. Можно соревноваться в поиске таких слов – это не так уж легко. 

Слова-перевёртыши - отдельные слова любопытны тем, что при прочтении их записи справа – налево получается новое слово: ЛОМ – МОЛ, СОРТ – ТРОС[35]. Словесные игры: «Подбери рифму», «Доскажи словечко», «Добавлялки»[34].

При наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произойдёт повышение качества речевого развития детей, обеспечение качественной подготовки детей к школе.

Одной из основных задач развития фонематического слуха у старших дошкольников посредством использования дидактических игр является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе.

Таким образом, значение игры как ведущего всесторонне развивающего дошкольников вида деятельности позволяет педагогу широко использовать дидактическую игру в работе по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Выводит игру на первый план среди разнообразных методов при развитии фонематического слуха. Посредством применения игры в ходе занятий, вне занятий, в самостоятельной деятельности детей можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в работе воспитателя с детьми по развитию фонематического слуха, фонематического восприятия, звукового анализа слова.

Работа педагога нуждается в использовании дидактических игр и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятий. А также подчеркивает особую роль дидактических игр. Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности.