Главная страница

Великосветское общество в салоне Анны Павловны Шерер ( по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)


Скачать 80.7 Kb.
Название Великосветское общество в салоне Анны Павловны Шерер ( по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Дата 09.03.2016
Размер 80.7 Kb.
Тип Урок

Тема урока:

Великосветское общество в салоне Анны Павловны Шерер ( по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

(10 класс)

Цели:

- показать «срывание всех и всяческих масок с великосветского общества», отрицание Толстым норм жизни высшего общества;

- раскрыть конфликт А. Болконского и П. Безухова с этим обществом;

- способствовать воспитанию отрицательного отношения к нечестности, лицемерию.

Личностные УУД:

формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.




  • познавательные УУД: самостоятельно обосновывать оценку прочитанному; обрацать на приёмы сатиры писателя.




  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.


Оборудование:

- видеофильм «Война и мир»;

- Бетховен «Лунная соната»;

- мультимедийные слайды;

- литография В. В. Гельмерсена;

-раздаточный материал: таблицы 1,2,3.

Методы:

- индуктивный метод при языковом исследовании;

- сравнительный анализ;

- аналитическая беседа.

Технологии:

- сотрудничество «учитель-ученик»;

-Элементы критического мышления.

Формы работы: коллективная, парная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Приветствие.

Учитель. Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение.

Здравствуйте, те, у кого в душе непогода.

Здравствуйте, те, кто любит проводить время в одиночестве.

Здравствуйте, те, кто проводит время в общении с друзьями.

И здравствуйте, те, кто считает себя гением.

А вот А. М. Горький говорит об одном гении такие слова …(см. слайд 1)

Слайд 1

Учитель. Как вы думаете, о ком эти слова? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся.)

Учитель. Действительно, эти слова о Л.Н. Толстом. Удивительном человеке. Мыслителе. Писателе.

Слайд 2

II. Стадия вызова.

Учитель. Давайте посмотрим, что вы еще знаете о нем. Вспомните моменты его жизни по опорным словам.

Демонстрация опорных слов на слайде. Ответы детей.

Слайд 3

Слайд 4
Слайд 5


Слайд 6

Учитель. Великосветское общество в салоне Анны Павловны Шере – это тема нашего урока.

Слайд 7

Учитель. А как вы думаете, «однородные», одинаковы ли те, кто пришел в этот салон?

Учитель. Как Толстой относится к людям высшего света?

Учитель. Давайте сформулируем цели нашего урока.

Слайд 8.

Учитель. А сейчас я предлагаю вам перенестись в эпоху начала XIX века и посмотреть на людей высшего света.

Демонстрация видеофрагмента из фильма «Война и мир». 1-я серия, первые кадры.

III. Стадия осмысления.

Парная работа.

Учитель. Предлагаю вам поработать со схемой 1 («Тонкие» и «толстые» вопросы) и составить вопросы, которые захотите задать после просмотра фрагмента.

Звучит аудиозапись: «Лунная соната» Бетховена. Учащиеся составляют вопросы.

Слайд 9

Учитель. Давайте послушаем ваши вопросы.(2-3 человека)

Учитель. У меня тоже возникли вопросы. Как хозяйка салона относится к своим гостям: они для нее все разные или одинаковые?

Учитель. При помощи каких художественных средств автор это показывает?

Учитель. Я думаю, что ответы на наши вопросы мы найдем в тексте. (Работа с кластерами в парах.) Возьмите в руки тексты романа, том 1. (Каждая пара получает задание: с каким героем они будут работать; количество героев из расчета возможностей класса.)

- Князь Василий Курагин.

- Андрей Болконский.

- Пьер Безухов.

- Анна Шерер.

- Анна Друбецкая.

- Лиза Болконская.

- Ипполит Курагин.

- Элен Курагина.

В верхний овал вписывается имя героя. На стрелках к нижним овалам в любом порядке надписываются критерии, по которым следует наблюдать за героями: портрет, манеры, цель визита.

Учитель. В процессе чтения в нижние овалы вписать слова и словосочетания из текста, характеризирующие героя. Обратить внимание на средства, с помощью которых Толстой представляет каждого визитера (Схема 2).

П р и м е ч а н и е. В слабом классе можно указать главы для чтения и выборки материала.

Релаксация (повтор слайда 7).

Учитель. Закройте глаза и представьте, что вы вместе с Толстым пришли на вечер к Анне Павловне Шерер.

Кстати, музыка, которую, вы слышите, - это «Лунная соната» Бетховена – любимое произведение Толстого.

Работа по озвучиванию кластеров.

Учитель. А теперь давайте проследим, с помощью каких художественных средств автор показывает подлинную сущность завсегдатаев салона?

Учитель. Речь - французский язык- язык высшего света, выражения и обороты-штампы, смесь языков. Внешность – повторяющиеся детали. Какова цель посещения салона? Какие сравнения использует автор? Сравнение салона с прядильной мастерской. Угощала гостей виконтом (говядина – ростбиф). Ребята, что общего у А. Болконского и П. Безухова?

Учитель. Умный, робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на лице Андрея. С самого их появления в салоне чувствуется конфликт этих героев с аристократической средой.

Слайд 11.

Учитель. Я думаю, что талант Толстого в изображении героев – гостей салона Шерер – уникален, он настолько ярко изобразил особенности каждого в данном эпизоде, что художник Гельмерсен создал одноименную литографию, на которой совсем не трудно узнать героев. А вы их можете узнать?

Учащимся предлагается литография В. В. Гельмерсена «В салоне Анны Павловны Шерер»

Коллективная работа по узнаванию героев.

Учитель. Вы знаете, почему вам это легко удалось? Потому что для разоблачения фальши и неестественности этих людей Толстой использует метод «срывания всех и всяческих масок».

И кроме него пользуется такими художественными средствами, как ирония и сравнение.

IV. Стадия рефлексии.

Учитель. Вернемся к целям урока.

(демонстрация слайда 8.)

В о п р о с ы к л а с с у:

- Смогли ли мы решить эти цели?

- Что оставили без внимания?

- Как вы оцениваете нашу работу на уроке?

- Что удалось, а что нет?

Творческая работа (ученики уже знакомы с данной работой).

Учитель. Попробуйте составить синквейн, начав со слова «ирония» (самостоятельная работа в парах).

Озвучивание работ желающих.

Вариант учителя.

Слайд 12.

Домашнее задание:

  1. Найти ответы на все вопросы в схеме 1.

  2. Поработать с литографией В. В. Гельмерсена, попробовав узнать всех.

  3. Составить синквейн, диаманту, акростих со словом «ирония» (по желанию что-то одно).

Учитель. Спасибо за приятное сотрудничество.
Технологическая карта.



Этапы

урока.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающегося

Формируемые

УУД

Органи-

зационный

Приветствие.

Проверка готовности к

уроку.

Настрой обучающихся

на работу.

Приветствие.

Подготовка к уроку.

Самоорганизация.

коммуникативные

(сотрудничество с учителем)

Стадия вызова.

Создание учебной мотивации.

Организует фронтальный опрос.

Обобщает, дополняет сказанное, подводит к осознанию темы и целей урока



Отвечают на вопросы репродуктивного характера.

Регулятивные

(постановка целей, самоконтроль),

познавательные ( поиск информации),

коммуникативные

(сотрудничество с учителем)

Стадия

осмысления

Работа со схемой «Тонкие» и «толстые» вопросы.

Организация работы с кластерами


Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.


Заполнение таблицы, систематизация материала, отвечают на проблемные вопросы;
Анализ художественных средств текста.

Заполняют кластер, обращают внимание на средства выразительности.

Работа с литографией В.В.Гельмерсена «В салоне А.П.Шерер

познавательные

Перерабатывать и преобразовывать информацию ; формулировать проблему).

Личностные (формулировать мировоззрение)

Коммуникативные

(комментирование проблемы)

коммуникатив

ные ( работа в

группах),

Личностные (самовыражение)

Познавательные (выбор наиболее эффективных способов анализа)
коммуникативные (коллективная работа)



Стадия рефлексии.

Организует рефлексию. Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

Учитель дает оценку работе в группах.

Побуждает к творческой работе, дает задания на дом

Организация работы по созданию синквейна.



Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, работают над смыслом эпиграфа, конкретизируют понятие истина, делают вывод с помощью творческого задания

Создание синквейна в группе.



Личностные

( освоение моральных норм и правил, нравственный выбор),

регулятивные

( рефлексия, самооценка, коррекция своих действий),

коммуникатив

ные ( умение выражать свои мысли)

* познавательные

( исследование, поиск)