Главная страница

Уровни развития пространственного мышления школьников


Скачать 32.94 Kb.
Название Уровни развития пространственного мышления школьников
Дата 29.02.2016
Размер 32.94 Kb.
Тип Документы

Уровни развития пространственного

мышления школьников
Большое значение для усвоения школьниками графических знаний имеет уровень развития у них пространственного мышления. По данным психолога И.С. Якиманской (см: Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980) основными показателями при этом являются тип оперирования образами, его широта и полнота.

Выделены три типа оперирования пространственными образами. Первый характеризуется тем, что исходный образ преобразуется по пространственному положению. Второй связан с изменением формы (структуры) создаваемого образа. При третьем типе преобразования образа выполняются путем многократных его изменений как по положению, так и по структуре.

Под широтой оперирования образом понимается степень свободы оперирования (манипулирования, трансформации) образом на разном графическом материале, свобода перехода от одного вида изображений к другому (например, от рисунка к чертежу, от чертежа к чертежу, от чертежа к схеме и обратно).

Полноценное творческое овладения учащимся навыками графического конструирования возможно при условии специальной организации их учебной деятельности, направленной на овладения названными типами оперирования. В связи с этим возникает необходимость выявления таких средств обучения, которые позволили бы целенаправленно развивать у школьников образное пространственное мышление. Ими могут служить специальные графические задания на мысленное преобразования предметов. (Подробнее об их содержании и требованиях к разработке см: Школа и производство, 1980, №8).

Наши наблюдения позволили выявить три группы учащихся с разным уровнем пространственного мышления.

Первая – учащиеся с высоким уровнем пространственного мышления. Оперируя созданными образами, они легко изменяют их как по пространственному положению, так и по структуре (форме). Созданные ими образы отличаются большой устойчивостью, прочностью и динамичностью. Они легко изменяют систему пространственной ориентировки в произвольно заданной точке отсчета. Возникающие образы прочно удерживаются в памяти на каждой стадии преобразования. Пространственные операции большей частью осуществляются ими без опоры на изображения, в уме. Характерной особенностью мыслительной деятельности этих школьников является осознанность всех совершаемых пространственных операций. При этом мыслительные действия согласуются с рациональным подходом к фиксированию изменений пространственных свойств предметов на чертеже. Успешность решения ими задач на преобразования определяется прежде всего высоким уровнем развития у них пространственных представлений, их устойчивостью и прочностью удержания в образной (оперативной) памяти, готовностью омысливать и соотносить собственные мысленные действия с графическими преобразованиями исходных изображений, заменяющих реальные предметы.

Вторая группа – учащиеся со средним уровнем пространственного мышления – в отличие от первой выполняет только те задания, которые связаны с различными действиями на перемещение предмета и его частей в пространстве. У них создаваемые образы достаточно подвижны, но не всегда имеют устойчивость и прочность в тех ситуациях, когда требуются фиксировать в памяти пространственных перемещение частей предмета и устанавливать новые их соотношения, требуемые условием задания. Из-за недостаточной прочности их образной памяти они не успевают проанализировать всех изменений пространственных соотношений частей видоизмененного предмета и прибегают в большинстве случаев к графическим изображениям, пытаясь закрепить возникающие образы и создать опору для последующих действий. Задания, касающиеся более глубоких преобразований структуры предмета путем удаления или углубления частей (т.е. на создание и оперирование новыми конструктивными элементами) являются для них более трудными, чем на комбинирование с заданными исходными частями предмета.

Третья группа – учащиеся с низким уровнем пространственного мышления. Им более доступны простые случаи перемещения частей предмета, такие как перестановка и сдвиг того или иного элемента без изменения пространственной ориентировки. С большими затруднениями выполняют они операции мысленного вращения части или предмета в целом. При оперировании образом эти учащиеся придерживаются системы ориентации в пространстве от фиксированной «в себя» точки отсчета (т.е. от исходной позиции наблюдателя), переход же на новую систему ориентации, требующей отсчета от любой заданной точки в пространстве, связан у них с преодолением больших затруднений. Создаваемые образы отличаются у них малой подвижностью и фрагментарностью. Результаты преобразования часто до конца не осознаются. Им требуется опора на изображение, позволяющая закреплять в памяти и удерживать создаваемые образы, контролировать свои действия по преобразованию путем поэлементного анализа и фиксации на чертеже стадии преобразования формы предмета. Описанные показатели и уровни состояния развития пространственного мышления школьников помогают учителю проследить за эффективностью использования новых видов графических задач в обучении.