Главная страница

Деятельность педагога психолога на этапе адаптации учащихся в среднем звене школы


Скачать 63.33 Kb.
Название Деятельность педагога психолога на этапе адаптации учащихся в среднем звене школы
Дата 20.02.2016
Размер 63.33 Kb.
Тип Документы

Деятельность педагога - психолога
на этапе адаптации учащихся в среднем звене школы.



Переход из начальной школы в среднюю - это один из переломных моментов в жизни школьника, событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической нагрузкой. Не каждый ребенок с легкостью переходит на эту качественно новую ступень обучения.

Свидетельством дезадаптации к условиям обучения в 5 классе является снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечание и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Именно в 5 классе осуществляется переход от одного, привычного учителя к взаимодействию с несколькими различными учителями – предметниками. Расставание с первым, любимым учителем огорчает детей. У них ломаются привычные стереотипы, самооценка: ведь теперь его будет оценивать не один педагог, как это было в начальной школе, а несколько. Встреча с новыми лицами, появление новых требований, возрастание ответственности окажутся для ребенка также большой неожиданностью. Поэтому действия учителей должны быть согласованы, чтобы детям было несложно привыкнуть к разнообразию требований по разным предметам. Педагоги относятся к пятикласснику как к сформированному школьнику, и должно пройти некоторое время, прежде чем сам ребенок осознает это. Успешность адаптации школьника к обучению в 5-м классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:
• учитывать психологические особенности 10–11-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;
• анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.

Поэтому переход со ступени начального образования на основную должен стать предметом психолого – педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива в целом и педагога – психолога в частности.

Система работы педагога – психолога в этот переломный момент является одним из этапов в организации педагогическим коллективом адаптационного периода, цель которого – обеспечение плавного, постепенного, нетравматичного перехода учащихся из начальной школы в основную.

Целесообразно начать проводить подготовительную работу к переходу в пятый класс уже в четвёртом классе и продолжать в пятом. Все мероприятия имеют одну общую цель: оказание помощи учащимся в адаптации к среднему звену обучения в школе.

Задачи:

  1. Выявление мотивационной, интеллектуальной и социально-психологической готовности детей к переходу в среднюю школу.

  2. Составление психологических характеристик учеников и класса в целом.

  3. Выделение качеств учеников, необходимые учащимся среднего звена школы.

  4. Создание положительного настроя на работу, уверенности учащихся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения.

  5. Психолого – педагогическое просвещение педагогов и родителей с целью оказания помощи учащимся через взрослых, которые рядом с ними.

  6. Помощь ученикам 5-ых классов в адаптации.

  7. Исследование уровня адаптации пятиклассников.

  8. Анализ проделанной работы.

План мероприятий.

  1. Знакомство. – 1 занятие (1 неделя марта)

Цель: Познакомиться с учениками 4-х классов, рассказать о цели будущих занятий

  1. Диагностический минимум, - 2 занятия в каждом 4 классе (2 неделя марта)

Цель: Изучить особенности отношения к себе (самооценка Дембо - Рубинштейн), уровень внимания , уровень умственной работоспособности (“Счёт по Крепелину”), уровень умственного развития (методика Тихомировой Л. Ф., Басова А. М.), особенности мотивации (опросник Н.Г. Лускановой).

Сравнительный анализ результатов диагностики в классах дает возможность подготовить конкретные рекомендации преподавателям-предметникам 5-х классов, классным руководителям, а также оценить эффективность работы учителей начальной школы.

  1. Психолого-педагогический консилиум по параллели 4-х классов. -1 встреча (2часа)

Цель: Обсудить результаты, полученные разными специалистами – психологом, социальным педагогом, медиком, педагогами, Завучем по начальной школе; наметить пути устранения выявленных трудностей и проблем. Итогом совместной работы является примерная программа действий всех участников учебно-воспитательного процесса, включая родителей.

  1. Родительские собрания в 4-х классах. – 1 занятие в каждом 4-ом классе.

Цель: Познакомить родителей с особенностями четвероклассников, с изменениями, произошедшими с учениками за время обучения в начальной школе, сообщить о результатах, полученных в ходе диагностического минимума, дать некоторые рекомендации, дать первоначальное представление об особенностях адаптационного периода в пятых классах.

  1. Психолого-педагогическая игра “Дорога в пятый класс”. – 2 занятия (каждое по 2 часа) – конец учебного года.

1 занятие

Цель: Выделить и назвать качества учеников и класса в целом, необходимые учащимся среднего звена; дать уверенность в том, что они готовы к переходу в среднее звено школы; способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию; создать положительный настрой.

2 занятие

Цель: Помочь расслабиться, дать возможность представить и в виде графических навыков выразить свои ощущения и опасения от пятого класса; снять напряжение и расстройство.

  1. Психолого-педагогическая игра «Стучи, поезд, стучи». – 1 занятие (2-3 часа – первая неделя сентября).

Цель: Знакомство с учителями-предметниками и их требованиями к учащимся; дать первоначальное представление о новых и уже знакомых учебных предметах; познакомить с кабинетами и их расположением; сплотить коллектив класса; помочь лучше узнать друг друга; учить работать сообща в группе; прививать навыки общения; учить нести ответственность друг за друга; сформировать положительный настрой на учёбу.

  1. Семинар - тренинг для педагогов 5-х классов. - 1 занятие (1 неделя сентября).

Цель: Информировать педагогов об особенностях адаптации учеников пятых классов, об особенностях возраста. Дать рекомендации по организации работы в пятых классах в адаптационный период, о способах знакомства с классом, о мерах снятия напряжения.

  1. Родительское собрание в пятых классах. – 1 занятие в каждом пятом классе.

Цель: Информировать родителей об особенностях адаптации учеников пятых классов, об особенностях возраста. Дать рекомендации по общению с детьми.

  1. Диагностический минимум. – 1 занятие в каждом пятом классе. (Октябрь - ноябрь)

Цель: Исследование особенностей отношения к себе (самооценка Дембо - Рубинштейн); уровня умственной работоспособности (“ Счёт по Крепелину”); школьной тревожности (тест Филипса); исследование мотивации (опросник Н. Г.Лускановой).

  1. Психолого-педагогический консилиум по параллели 5-х классов. – 1 встреча (2 часа).

Цель: Обсудить результаты, полученные разными специалистами – психологом, социальным педагогом, медиком, педагогами, Завучем; наметить пути устранения выявленных трудностей и проблем.

  1. Родительское собрание в пятых классах по результатам диагностики. – 1 занятие в каждом классе.

Цель: Сообщить о результатах, полученных в ходе диагностического минимума, в целом по параллели пятых классов и о классе в целом , дать общие рекомендации. Назначить время проведения индивидуальных консультаций для родителей по результатам диагностики.

  1. Контрольная диагностика учащихся пятых классов. – 1 занятие в каждом пятом классе (конец апреля).

Цель: Исследование особенностей поведения и общения, особенностей отношения к себе, тревожности и мотивации.

Литература

  1. Азарова Т. Дорога в пятый класс. \ Школьный психолог 2000, №19, №20, №21

  2. Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику. Занятие для учителей.\ Школьный психолог 2003, №30

  3. Бардин К.В. Как научить детей учиться., М., 1987

  4. Битянова М. В споре рождаются требования. Круглый стол. \ Школьный психолог 2000, №35

  5. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю.,Артюхова И.С., Адаптация учащихся пятых классов к процессу обучения в средней школе. \ Школьный психолог 2005, №12

  6. Данилова Е. Четвероклассники \ Школьный психолог 2002, №12

  7. Земских Т. Стучи, поезд, стучи…\ Школьный психолог 2000, №12

  8. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки развития до одаренности. М., 1999

  9. Лукьянова М.И., Пантелеева В.Г. Проблемы адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.\ Психологические знания в помощь учителю. Заочный семинар школьных психологов. Вып. III, Ульяновск, 1998

  10. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования – на основную.\ Школьный психолог 2004, №30

  11. Практическая психология образования.\ Под редакцией Дубровиной И.В. М.,1997

  12. Прихожан А. Учебные трудности пятиклассников. \ Школьный психолог 2002, №13

  13. Прихожан А. Пятиклассники. \ Школьный психолог 2002, №12

  14. Психологическое развитие младших школьников.\ Под редакцией Давыдова В.В. – М., 1990

  15. Рабочая книга школьного психолога. \ Под редакцией Дубровиной И.В. – М.,1991

  16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.,2006

  17. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1993

  18. Харкевич О.Г. Особенности адаптации школьников в процессе обучения. \Начальная школа, 2006, №8

  19. Цукерман Г.А. Десяти – двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии.\ Вопросы психологии, 1998, №3

  20. Школьная дезадаптация.\ Школьный психолог 2000, №12

  21. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков.\ Избранные психологические труды.- М.,1989