Главная страница

Уроки французского уроки жизни (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)


Скачать 35.38 Kb.
Название Уроки французского уроки жизни (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)
Дата 12.02.2016
Размер 35.38 Kb.
Тип Документы

Тема: Уроки французского – уроки жизни (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»).

Цель: в результате анализа произведения донести до уч-ся мысль о том, что человек сам формирует свою личность, воспитывать в учениках чувства доброты, милосердия, совести, порядочности, достоинства.

Эпиграф: «Чтоб жить вечно, надо рваться, путаться, биться,

ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать

и опять бросать, и вечно бороться и метаться.

А спокойствие – душевная подлость».

Л. Н. Толстой

Ход урока.

  1. Оргмомент, тема, цель.

  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о том, что делает человека Человеком с большой буквы, сильной личностью, неотъемлемой частью которой является: доброта, милосердие, совесть.

Начать разговор я хочу словами Валентина Распутина: «Жить по совести – это значит быть личностью духовной, поступки которой соотносились бы с вечным, передающимся из поколения в поколение представлением о назначении человека».

Жить по совести… В реальной жизни мы видим, что не всегда это получается. Как же жить и что делать по совести? Наверное, прежде всего мы должны знать те координаты. По которым должно происходить движение жизни.

В наше время произошло смещение нравственных понятий.

Нынешнее поколение молодых людей часто забывает о таких нравственных качествах, как милосердие. Доброта, честность, достоинство… Им придется все меньше и меньше значение. А ведь эти понятия очень древние. И лишить человека хотя бы одного из них – значит лишить составной части его организма.

Человек рождается со способностью откликаться на чужую беду. Скорее всего – это чувство врожденное, данное нам матерью – природой вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет, отмирает.

В стихотворении «Памятник», глее так выношено каждое слово, А.С. Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

 И долго буду тем любезен я народу,

   Что чувства добрые я лирой пробуждал,

   Что в мой жестокий век восславил я свободу

   И милость к падшим призывал.

Как не трактовать последнюю строчку в любом случае она есть прямой призыв к милосердию.

К нему надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал пожирать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавал взамен и ничем не жертвуя.

В современной литературе появилось много произведений, тревожащих ум, душу, сердце человека.

Одно из них – произведение В. Распутина «Уроки французского». Это рассказ о доброте и милосердии. Наш урок мы посвящаем ему.

Действие происходит через 3 года после окончания ВОВ, в 1948 году, в далекой сибирской деревне.

  1. Беседа по вопросам.

  • Особенности того времени, в которых жил герой? Найдите в тексте.

  • Как вы думаете, каким бы должен вырасти этот мальчик в таких условиях, если бы он учился плохо?

  • Есть ли в тексте примеры таких детей? Много ли их? Большие?

  • Как вы считаете, у мальчика сильные черты характера от природы, выработало трудное время или он сам воспитывал в себе их?

  • Давайте приведем примеры, когда герой вырабатывал сильный характер. а) Игра в деньги на молоко. Необходимость или азарт? Если необходимость – это сила, если азарт – это слабость.

б) Не сказал хозяйке, что ее дети съели картошку. Нужна ли для этого сила характера?

в) История с посылкой. Представьте себя на его месте; Что вы голодны: и, конечно, при виде продуктов мальчик начинает их есть, но потом: стоп? Откуда в деревне возьмутся макароны? Он относит посылку учительнице.

г) Чай у Лидии Михайловны (О достоинстве, с которым он себя вел).

  • Как вы считаете, каким человеком станет герой?

  • А теперь поговорим об учительнице Лидии Михайловне. а) Как вы считаете сильный она человек? Добрый?

б) Может ли сильная личность быть доброй? Жестокой? в) Вывод: «Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем состороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи…» (В. Распутин).

  • Какой самый главный урок получил герой от учительницы?

  • Общие черты наших героев: совесть, честность, порядочность, достоинство, милосердие, доброта. Это обязательные черты сильной личности.

  • А теперь ответьте на такой вопрос, анонимно: кого в нашем классе вы считаете сильной личностью и почему? (Раздаю листочки, даю 3-3 минуты времени) Затем наугад достаю несколько и зачитываю.

  1. Главный герой нашего рассказа, преодолев все трудности жизни, которые выпали на его долю, стал известным писателем. Это автор рассказа В. Распутин. (Презентация ученика о писателе).

  2. Анонс. На стеллаже представлена выставка книг В. Распутина. Обзор по ней сделает наш библиотекарь.

На дом: Мини – сочинение:

В чем смысл эпиграфа к этой теме (высказывание Л.Н. Толстого)?